Научная статья на тему 'Инструменты развития региональной системы'

Инструменты развития региональной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
207
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОН / РАЗВИТИЕ / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Илющенко Т. М., Соловьева В. К., Франц Е. В.

Стратегические условия развития субрегиональных систем, локализующихся в пространстве Южного макрорегиона России, определяют необходимость широкого использования институциональных инструментов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инструменты развития региональной системы»

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

254 ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИЛЮЩЕНКО Т.М., СОЛОВЬЕВА В.К., ФРАНЦ Е.В.

Илющенко Т.М. Южный институт менеджмента, преподаватель кафедры экономики,

350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 216, Соловьева В.К. Южный институт менеджмента, преподаватель кафедры экономики;

350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 216, Франц Е.В., Южный институт менеджмента, преподаватель кафедры экономики,

350040, Краснодар, ул. Ставропольская, 216.

Стратегические условия развития субрегиональных систем, локализующихся в пространстве Южного макрорегиона России, определяют необходимость широкого использования институциональных инструментов.

Ключевые слова: регион; развитие; политика Коды классификатора JEL: R28

Региональные системы относятся к одному из мезо- уровней организации хозяйственных отношений. позиция региональной системы между макро- и микро- уровнями организации хозяйственных отношений и ее взаимосвязь с нижним звеном вертикали государственной власти обусловливает следующие специфические характеристики данной системы:

- исходным пунктом ее выступает постоянное население территории, обладающее совокупностью жизненных потребностей и созидательным потенциалом человеческого фактора хозяйственного процесса;

- в основании системного качества региональных отношений лежит взаимодействие воспроизводственного процесса, локализованного в пространстве региона, и соответствующего звена вертикали государственной власти;

- социально-экономическое содержание региональной системы воплощено в ее административной форме (субъекта РФ).

Состав функций и способ структурной организации региональной системы изменчивы и определяются достигнутым уровнем развития пространственной организации России. В последние годы среди функций региональной системы утвердилась функция обеспечения устойчивого развития (социально-экономической безопасности) территории; соответственно, в структурной организации многих регионов России локализовались субрегиональные пространственные системы (например, система Большого Сочи в региональной системе Краснодарского края).

В условиях рыночной трансформации и интеграции экономики России в состав мирового хозяйства критерием эффективности функционирования региональных систем в пространственной организации страны становится их конкурентоспособность. Соответственно, вклад любой компоненты региональной системы, в том числе корпоративного сектора, сферы малого бизнеса, в развитие данной системы следует оценивать под углом зрения обеспечиваемого указанной компонентой приращения конкурентоспособности региона. [2, с.129].

Выделим ряд такой значимый фактор конкурентоспособности региональной системы, как ее взаимодействие с вертикально интегрированными корпорациями. Рыночные преобразования и интеграция России в состав мирового хозяйства обусловили становление и динамичное развитие корпоративного сектора, обеспечивающего решающий вклад в основные макро- экономические параметры эволюционного процесса национальной экономики. В свою очередь, вертикально интегрированные корпорации доминируют как на макро-, так и на мезо- уровне организации хозяйственных отношений, определяя характер, динамику и эффективность развития региональных систем страны.

В наиболее динамично развивающихся регионах-субъектах РФ несколько вертикально интегрированных корпораций, как правило, играют определяющую роль в развитии региональной системы, формируя ядро эволюционного процесса, контролируя движение капитала и социальные коммуникации в административных границах территории. При этом вертикаль корпоративной экономической власти, так или иначе, взаимодействует с региональной составляющей вертикали государственной власти, оказывает мощное воздействие на региональные рынки, инвестиционный процесс, занятость и другие параметры регионального эволюционного процесса.

Данное обстоятельство обусловливает потребность в разработке и обосновании принадлежащей к сфере социально-экономической политики совокупности эффективных инструментов развития взаимодействия региональной системы и вертикально интегрированных корпораций. Возможности, создаваемые последними для развития территории края, не могут реализоваться автоматически, поскольку они сталкиваются с институциональными ограничениями, существующими в системе региона.

Мощные интегрированные корпоративные структуры отличаются не только сложностью организации хозяйственного процесса и сферы управления, но и формированием массы рисков и угроз, реализация которых обусловливает возникновение кризисной ситуации в системе региона. Необходимо реально оценивать вклад вертикально интегрированных корпораций в результаты развития территории, отделяя позитивные тенденции от негативных тенденций и стимулируя рост указанного вклада.

Корпорации на всех уровнях организации хозяйства обладают уникальными возможностями формирования и развития финансового рынка, а также эффективного привлечения инвестиций в силу раздвоенности корпоративного капитала на действительный и фиктивный капитал [1]. Данное обстоятельство во многом обусловливает потенциал взаимодействия системы региона и вертикально интегрированных корпораций.

Оценивая указанный потенциал взаимодействия, необходимо учитывать также следующие специфические характеристики вертикально интегрированных корпораций:

- доминирующие позиции в экономике развитых стран мира (в современной России вертикально интегрированные корпорации формируют большую часть ВВП и обладают своеобразным «контрольным пакетом» национальной экономики);

- наличие мощной многоуровневой вертикали экономической власти, позволяющей концентрировать капитал и ресурсы на важнейших направлениях деятельности и обеспечивать управление собственным развитием;

- обладание масштабным потенциалом интеграционного взаимодействия;

- обладание значительной экономической инерцией.

Определяя функциональные возможности взаимодействия системы региона и вертикально интегрированных корпораций, необходимо исходить из принципа обусловленности данных возможностей: природой субъектов взаимодействия; их позициями в социально-экономической системе современной России. При этом необходимо учитывать следующие обстоятельства:

- наличие родственных по своей природе вертикали экономической власти у вертикально интегрированных корпораций и соответствующего мезо-уровню звена вертикали государственной власти в региональной системе;

- взаимосвязь между потребностями инвестиционного обеспечения развития данных корпораций и потребностями развития финансового рынка региона;

- взаимосвязь между возвышением потребностей постоянного населения региона и эволюцией воспроизводственных процессов функционирующих на его территории вертикально интегрированных корпораций;

- результирующий синергетический эффект от комбинирования и переплетения ресурсных баз, элементов функционирующего капитала и звеньев инфраструктуры участников данного взаимодействия.

Обобщая приведенные выше принципы и теоретические положения, можно следующим образом раскрыть функциональный потенциал взаимодействия системы региона и вертикально интегрированных корпораций:

- формирование мощной интегральной вертикали экономической власти и стратегического управления в пространстве региона (данная возможность представляет собой ядро интересующего нас потенциала);

- расширение горизонта и создание новых возможностей стратегического планирования финансовоинвестиционного процесса в регионе;

- извлечение масштабного синергетического эффекта интеграционного взаимодействия указанных системных субъектов;

- обеспечение системного качества взаимодействия воспроизводственных процессов на территории региона.

Установленный выше функциональный потенциал взаимодействия системы региона и вертикально интегрированных корпораций реализуется в конкретных институциональных условиях - например, в условиях ЮФО, где во многих региональных системах сложились нормы и традиции, отнюдь не способствующие эффективной деятельности внешних инвесторов. При этом указанные условия могут существенно снизить результативность интересующего нас взаимодействия или остановить этот процесс. Данное обстоятельство актуализирует применение институционального подхода к исследованию заявленной проблемы.

В современной научной литературе получило признание разграничение трех основных уровней институционального исследования [6, с. 112]:

- анализа параметров общей институциональной среды;

- оценки действующих форм контрактов;

- определения индивидуальных форм экономического поведения и соответствующих статусов субъектов.

Конкретизируя приведенное выше разграничение трех уровней исследования с учетом особенностей поставленной научной задачи, можно сделать вывод о том, что институциональный подход к взаимодействию системы региона и вертикально интегрированных корпораций позволяет получить следующие результаты:

- определить комплементарные и противоречащие друг другу нормы права, стандарты деятельности и традиции указанных субъектов взаимодействия;

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

- оценить эффективность применяемых форм контрактных соглашений между ними;

- установить формы экономического поведения и статусы вертикально интегрированных корпораций и региональной системы, адекватные потребностям развития взаимодействия между ними.

Вместе с тем, адаптация институционального подхода к условиям данного взаимодействия предполагает учет следующих особенностей пространственной организации российской экономики:

- институциональной асимметрии между властью и собственностью (то есть, на сервисной функции собственности по отношению к власти);

- сосредоточения основных финансово-инвестиционных ресурсов и, соответственно, возможностей развития на федеральном уровне;

- рентной стратегической ориентации развития экономики России и, соответственно, государственного контроля над вертикально интегрированными корпорациями, действующими в ТЭК, инфраструктурных отраслях и других сферах, связанных с добычей, первичной переработкой и экспортом природных ресурсов как материальных носителей ренты.

В современной научной литературе используются различные способы классификации экономических субъектов, в основе которых лежат разграничительные признаки, соответствующие природе анализируемых субъектов и поставленной цели исследования. Многие из указанных способов опираются на эвристический потенциал теории производственной функции.

Вряд ли правомерно классифицировать виды вертикально интегрированных корпораций, взаимодействующих с системой региона, опираясь на следующие разграничительные признаки:

- отраслевой принадлежности данных экономических субъектов;

- назначения создаваемых ими конечных продуктов.

Критически оценивая данные разграничительные признаки, необходимо использовать следующий принцип - экономическое исследование традиционно концентрирует внимание не на производимых продуктах или связанных с ними общественных потребностях, а на способе создания этих продуктов и, соответственно, на способе удовлетворения корреспондирующихся с ними общественных потребностей.

При выборе способа классификации вертикально интегрированных корпораций, взаимодействующих с системой региона, необходимо исходить из приоритетной потребности в разграничении между двумя противоположным образом ориентированными векторами эволюционного процесса в системе региона:

- инерционным индустриальным вектором;

- инновационным постиндустриальным вектором.

Исходя из разграничительного признака принадлежности к определенному способу организации хозяйственных отношений, при проведении классификации видов вертикально интегрированных корпораций, взаимодействующих с системой региона, следует выделять две группы указанных субъектов:

- вертикально интегрированные корпорации индустриального типа;

- вертикально интегрированные корпорации «экономики, основанной на знаниях».

Оценивая конкретный вклад вертикально интегрированных корпораций в развитие региональной системы и квалифицируя его формы, необходимо исходить из того, что данный вклад представлен следующими основными элементами:

- преобразованиями в составе ресурсной базы региона (ее качественным расширением и обновлением, а также количественным ростом ресурсов);

- участием в развитии функционирующего капитала и инвестиционной привлекательности территории; отметим, что наличие мощной вертикали экономической власти и механизма привлечения инвестиций через финансовый рынок обусловливает особую значимость данного элемента вклада рассматриваемых экономических субъектов в развитие региональной системы;

- участием в модернизации и развитии звеньев социально-экономической инфраструктуры региона; этот элемент вклада в развитие региональной системы во многом обусловлен сетевым характером корпораций, принадлежащих к «экономике, основанной на знаниях»;

- приращением и качественным преобразованием ВРП, обеспеченным вертикально интегрированными корпорациями; корпорации, принадлежащие к «экономике, основанной на знаниях», обеспечивают не столько количественный рост, сколько качественное преобразование состава ВРП.

При этом обобщающей оценкой указанного вклада вертикально интегрированных корпораций в развитие региональной системы выступает приращение ее конкурентоспособности.

Принимая во внимание стратегический вектор реорганизации пространственной структуры современной России, выделим следующие приоритетные формы взаимодействия региональной системы и вертикально интегрированных корпораций:

- инновационная модернизация элементов функционирующего капитала и звеньев социально-экономической системы региона;

- функциональное расширение состава ВРП на основе включения в него продуктов и услуг, созданных на основе высоких технологий;

- расширенное воспроизводство человеческого капитала и рабочей силы высокой квалификации в пространстве региона;

- вовлечение в хозяйственный оборот новых элементов ресурсной базы региона с использованием экологических технологий.

В современных экономических исследованиях широко используются возможности инструментального регулирования взаимодействия различных системных объектов [5]. Отметим, что инструменты развития

взаимодействия региональной системы и вертикально интегрированных корпораций объективно ориентированы на достижение следующих стратегических целей:

- адекватную оценку вклада вертикально интегрированных корпораций в развитие региональной системы, построенную с учетом приоритетов эволюционного процесса данной системы;

- активизацию взаимодействия региональной системы и вертикально интегрированных корпораций, позволяющую реализовать имеющийся потенциал их функционального взаимодействия;

- преодоление институциональных ограничений взаимодействия региональной системы и вертикально интегрированных корпораций.

В современной научной литературе предлагаются различные виды инструментов, регулирующих взаимодействие сложных системных субъектов хозяйственных отношений, в том числе:

- инструменты мониторинга сложившейся ситуации;

- инструменты анализа и оценки происходящих изменений;

- инструменты оперативного характера, позволяющие обеспечить реализацию избранной стратегии взаимодействия или коррекцию полученных в ходе ее реализации результатов;

- инструменты контроля [4].

Обобщение приведенных выше положений позволяет сделать вывод о приоритетном значении двух видов инструментов развития взаимодействия региональной системы и вертикально интегрированных корпораций:

- инструментов оценки вклада вертикально интегрированных корпораций в развитие региональной системы, значимость которых обусловлена практическим отсутствием соответствующих оценок и их необходимостью для формирования эффективной социально-экономической политики территории;

- институциональных инструментов активизации взаимодействия региональной системы и вертикально интегрированных корпораций, значимость которых обусловлена необходимостью коррекции институциональных условий указанного взаимодействия.

С учетом выделенных выше приоритетных форм взаимодействия региональной системы и вертикально интегрированных корпораций необходимо предложить следующие инструменты оценки вклада вертикально интегрированных корпораций в развитие региональной системы края:

- коэффициент участия в развитии человеческого фактора, рассчитываемый как прирост стоимости вовлеченной в корпоративный оборот высоко квалифицированной рабочей силы и участвующего в данном обороте человеческого капитала, который приходится на единицу стоимости созданного вертикально интегрированными корпорациями ВРП;

- коэффициент участия в модернизации основного капитала региона, рассчитываемый как отношение стоимости элементов основного капитала, модернизированных вертикально интегрированными корпорациями, к стоимости созданного ими ВРП. Очевидно, что чем выше указанный коэффициент, тем эффективнее взаимодействие региональной системы и указанных корпораций.

Институциональные инструменты развития взаимодействия региональной системы и вертикально интегрированных корпораций отличаются от всех остальных инструментов тем, что обладают способностью осуществлять бинарные преобразования:

- во-первых, обеспечивать достижение проектных параметров развития указанного взаимодействия;

- во-вторых, вносить необходимые изменения в институциональные условия, в которых осуществляется взаимодействие региональной системы и вертикально интегрированных корпораций (нормы права, традиции, стандарты и процедуры деятельности, формы контрактов и др.).

С учетом необходимости поддержки выделенных выше приоритетных форм взаимодействия региональной системы и вертикально интегрированных корпораций необходимы следующие институциональные инструменты активизации взаимодействия региональной системы и вертикально интегрированных корпораций. А. Стратегический аудит наиболее значимых для региона вертикально интегрированных корпораций, выступающий как конкретизация эффективной идеи проведения специфицированного аудита развития корпоративной собственности [1].

Стратегический аудит ориентирован на получение достоверной экономической информации о достигнутых результатах и потенциале дальнейшего развития тех вертикально интегрированных корпораций, которые предлагают региону принять участие в масштабных инвестиционных проектах, предполагающих перспективное согласование интересов территории и вертикально интегрированной структуры.

Применение инструмента стратегического аудита позволит снизить инвестиционные риски развития системы региона и обеспечить коррекцию форм экономического поведения ряда корпораций, рассматривающих регион как обычное пространство для собственного развития.

Б. Резервный фонд регионального финансового рынка, значимость которого возрастает в условиях глобального финансового кризиса.

Данный инструмент ориентирован на обеспечение эффективной антикризисной компоненты региональной социально-экономической политики, стабилизацию взаимодействия финансового и реального секторов региональной системы. С его помощью можно произвести коррекцию институциональных параметров среды взаимодействия региональной системы и вертикально интегрированных корпораций: и, прежде всего, восполнение дефицита норм, регулирующих развитие системы региона в кризисной ситуации.

В. Договор о стратегическом участии вертикально интегрированных корпораций в развитии системы региона.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Данный инструмент ориентирован на обеспечение стратегически ориентированной социально-экономической политики региона. Он позволяет восполнить дефицит эффективных форм контрактов между региональной системой и вертикально интегрированными корпорациями.

Мы выделили ряд институциональных инструментов, призванных обеспечить эффективное взаимодействие между системой региона и вертикально интегрированными корпорациями. Вместе с тем, наряду с воздействием корпоративных структур, выступающих в качестве мощного внешнего фактора, развитие региональных систем современной России испытывает на себе влияние ряда внутренних факторов, обусловливающих выделение в хозяйственном пространстве региона ряда субрегиональных систем. Отметим, что в отечественной научной литературе данный аспект проблемы развития региональных систем практически не разработан.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Исходным пунктом исследования процесса локализации субрегиональных систем выступает установление объективной обусловленности данного процесса, раскрытие его взаимосвязей с потребностями субъектов регионального хозяйствования.

В основе процесса формирования субрегиональных систем в хозяйственном пространстве региона-субъекта современной России лежат следующие объективные потребности:

- спецификации ресурсов, элементов капитала и компонентов региональной инфраструктуры, обусловленной устойчиво воспроизводимыми взаимосвязями, естественно локализованными в пределах определенной части территории региона;

- развития совокупности социально-экономических отношений, субъектом которых выступает определенная этническая общность людей, компактно проживающих на территории региона;

- развития совокупности хозяйственных процессов, использующих ресурсы, имеющихся исключительно в пределах данной части региона.

Определяя функциональное содержание субрегиональной системы, необходимо исходить из того, что оно обусловлено следующими обстоятельствами:

- способом взаимодействия субрегиональной системы с системой региона;

- взаимосвязями хозяйственных процессов, локализованных в субрегиональной системе;

- взаимодействием различных субрегиональных систем в пространстве региона;

- социальными коммуникациями, складывающимися между различными общностями людей, участвующими в формировании и развитии субрегиональной системы.

Обобщая приведенные выше положения, можно прийти к выводу о том, что функциональное содержание субрегиональной системы представлено следующими основными функциями:

- функцией субординации по отношению к системе региона, обеспечивающей соподчинение и вертикальную интеграцию во взаимодействии базовой и производной систем;

- воспроизводственной функцией, соединяющей все элементарные хозяйственные процессы, протекающие в региональном пространстве, в органическую целостность единого воспроизводства;

- дифференцирующей функцией, которая обособляет и специфицирует данную субрегиональную систему среди других пространственных образований территории региона;

- функцией интеграции, которая соединяет, комбинирует и переплетает элементы различных субрегиональных систем в составе общей системы региона;

- функцией общественной коммуникации, связывающей участников субрегиональной системы с другими субъектами гражданского общества.

Особое место среди субрегиональных систем ЮФО занимают системы рекреационно-туристического профиля - Большой Сочи и Анапа в Краснодарском крае, КМВ в Ставропольском крае, Приэльбрусье в Кабардино-Балкарии и др.

Определим специфические характеристики субрегиональных систем рекреационно-туристического типа. Необходимо исходить из того, что такие характеристики обусловлены следующими объективными обстоятельствами:

- формированием указанных систем на основе потребности в развитии совокупности хозяйственных процессов, использующих уникальные природно-климатические и рекреационные ресурсы;

- локализацией указанных ресурсов исключительно в пределах субрегиональной территории;

- доминированием услуг в составе валового субрегионального продукта;

- необходимостью в формировании специальной инфраструктуры сервиса;

- устойчивым действием фактора сезонности по отношению к большинству бизнес-процессов, сконцентрированных в пространстве субрегиональной системы.

С учетом указанной обусловленности можно следующим образом определить специфические характеристики рекреационно-туристических субрегиональных систем, локализующихся в пространстве регионов современной России:

- односторонняя ориентация на эксплуатацию уникальных природно-климатических и рекреационных ресурсов, обусловливающая неустойчивость развития;

- высокий уровень монополизации хозяйственных отношений;

- зависимость воспроизводственного процесса от имиджа курорта;

- потребность в опережающем государственном участии в инвестировании развития специальной инфраструктуры;

- асимметрия воспроизводственного и инвестиционного процессов во времени.

Оценка факторов развития субрегиональной системы рекреационно-туристического профиля предполагает их классификацию, которую целесообразно проводить с учетом:

- многообразия указанных факторов;

- потребности в модернизации функционирующего капитала и инфраструктуры данной системы.

Указанные обстоятельства предполагают использование для такой классификации следующего разграничительного признака - ориентации различных факторов на простую репродукцию или качественное преобразование функционального содержания и структуры субрегиональной системы в ходе ее эволюционного процесса.

На основе применения разграничительного признака ориентации различных факторов на простую репродукцию или качественное преобразование функционального содержания и структуры субрегиональной системы в ходе ее эволюционного процесса классификация факторов развития субрегиональной системы может быть проведена с выделением двух групп факторов:

- инерционных факторов развития, ориентированных на сохранение прежних технологической основы, человеческого фактора, способа организации и институциональных параметров;

- инновационных факторов развития, ориентированных на всестороннюю инновационную модернизацию субрегиональной системы.

Воздействие инерционных и инновационных факторов порождает специфические ограничения эволюционного процесса рекреационно-туристических субрегиональных систем:

- дефицит специальной инфраструктуры курорта;

- отсутствие интеграционного взаимодействия между двумя важнейшими компонентами системы -рекреационным, промышленным и аграрным комплексами;

- асимметрия между процессом подготовки квалифицированных работников и развитием локального рынка труда;

- неадекватность муниципального статуса масштабам задач развития курортов федерального значения, какими являются практически все существующие в регионах ЮФО субрегиональные системы рекреационно-туристического профиля.

Стратегическая ориентация процесса развития субрегиональной системы рекреационно-туристического профиля на ее инновационную модернизацию и увеличение собственного вклада в приращение общей конкурентоспособности региональной системы соответствующего субъекта РФ, на территории которого она локализовалась и развивается, предполагает обоснование специальных инструментов развития, обеспечивающих решение следующих теоретических и прикладных задач:

- адекватную оценку достигнутого уровня развития субрегиональной системы;

- активизацию эволюционного процесса и преодоление существующих ограничений развития субрегиональной системы рекреационно-туристического профиля, обусловленных доминирующими факторами данного процесса.

Во втором случае мы имеем дело с инструментами институционального характера [6]. Применительно к указанным выше субрегиональным системам рекреационно-туристического профиля, функционирующим в ЮФО, могут быть предложены следующие институциональные инструменты:

- стратегический совет при главе администрации субрегиональной системы с участием представителей инвесторов, участвующих в развитии системы, малого бизнеса и общественных организаций территории;

- частно-государственное партнерство (ЧГП) субрегионального уровня, ориентированное на формирование, инновационную модернизацию и эффективное использование объектов специальной рекреационной инфраструктуры.

Воздействие вертикально интегрированных корпораций (фактора внешней среды) и субрегиональных систем (фактора внутренней среды) на развитие системы современного российского региона сближает то, что они сообща выступают как факторы дестабилизации и снижения устойчивости эволюционного процесса, протекающего в региональной системе.

Эволюционный процесс в региональных системах современной России не может быть квалифицирован как устойчивый, поскольку для него характерны существенные колебания основных параметров. Сказываются асимметрия пространственной организации страны, региональная поляризация и отсутствие необходимой диверсификации; одной из острейших проблем остается дефицит инвестиционных ресурсов для осуществления коренной модернизации социально-экономической инфраструктуры, что обусловливает отсутствие надежной основы для действительно устойчивого и гармоничного развития всех функционирующих в региональном пространстве экономических субъектов.

Комбинирование и переплетение традиционных и новых условий и факторов неустойчивого развития обусловливает формирование негативного синергетического эффекта, выражающегося в существенной дестабилизации эволюции региона. Мировой финансовый кризис, начавшийся летом 2008 года, со всей очевидностью продемонстрировал невозможность сохранения каких-либо национально-государственных или региональных «островков благополучия и спокойствия» в условиях формирования и развития кризисной ситуации в условиях глобальной интеграции социально-экономических отношений.

Проблема устойчивого развития относится к разряду активно разрабатываемых проблем современной экономической науки, обладающих многообразием аспектов и подходов к их исследованию. Завершение процесса формирования любой сложной хозяйственной системы приводит к возникновению потребности в ее устойчивом развитии.

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

При этом многообразие видов хозяйственных систем и различия между отдельными направлениями экономических исследований обусловливают конкурентное сосуществование ряда научных позиций в рамках единой теории устойчивости эволюционного процесса. Исходным пунктом в создании данной теории стала концепция ноосферы; комплекс основных понятий устойчивого развития был разработан группой участников «Римского клуба» [3].

Обобщение основных позиций указанной теории позволяет выделить следующие конституирующие признаки устойчивого развития:

- воспроизводство системного качества взаимодействия всех элементов, участвующих в эволюционном процессе;

- непрерывность эволюционного процесса, отсутствие в нем разрывов между фазами или остановок;

- защищенность эволюционного процесса от различных рисков и угроз;

- достаточность собственных ресурсов для обеспечения основных потребностей функционирования и развития;

- органичность эволюционного процесса, способность системы к саморазвитию без внешнего принуждения;

- своевременная реакция системы на изменения во внешней среде, формирование адекватных механизмов адаптации;

- способность к инновационным преобразованиям внутренней среды.

Вместе с тем, с учетом поставленных в данной статье научных задач проблема устойчивого развития должна быть специфицирована:

- во-первых, к условиям переплетения эволюционного процесса и процесса рыночных преобразований в России;

- во-вторых, к ситуации становления способа пространственной организации страны, на мезо- уровне которой отдельные региональные системы в 90-х гг. ХХ века сформировали и до сих пор сохраняют «особые отношения» с федеральным центром.

Очевидно, что оба указанных обстоятельства осложняют достижение поставленной цели исследования и обусловливают существенные институциональные ограничения процесса устойчивого развития; поэтому правомерен вывод о том, что понятие «устойчивое развитие» применительно к региональным системам:

- в определенной мере условно, поскольку указанный процесс сталкивается с существенными ограничениями;

- разветвляется на совокупность производных понятий, отражающих различные аспекты устойчивого развития на различных этапах взаимодействия эволюционного и трансформационного процессов.

Обобщая приведенные выше положения, можно сделать вывод о необходимости разграничения следующих концептуальных аспектов научной проблемы устойчивого развития региональных экономических систем, имеющих прямое отношение к формированию соответствующего уровня социально-экономической политики:

- после кризисной стабилизации, выступающей условием для возобновления нормального эволюционного процесса;

- сбалансированности восстановительного роста;

- устойчивости инвестиционного развития, приводящей к притоку инвестиций в целях модернизации технологического базиса, функционального содержания и способа структурной организации региональной системы.

Эффективное, динамичное и устойчивое развитие территориальной системы выступает в качестве одного из главных императивов региональной социально-экономической политики современной России. При этом устойчивость эволюционного процесса означает выполнение следующих требований:

- систематический приток инвестиций в стратегически важные зоны развития региональной системы;

- обеспечение стабильно высокой инвестиционной привлекательности территории;

- соразмерность развития финансового и реального секторов региональной системы; рост капитализации финансового сектора, существенно опережающий рост ВРП, может привести к финансовому кризису;

- соразмерность параметров ВРП и кредитных операций в региональном пространстве; нарушение этого требования обусловливает феномен функционирования и развития региональной системы «в долг».

Реализация императива эффективного, динамичного и устойчивого развития территориальной системы обусловлена следующими объективными обстоятельствами:

- позицией региональной системы на одном из мезо- уровней организации общественно-хозяйственных отношений, предоставляющей данной системе дополнительные возможности для интеграционного взаимодействия с другими уровнями организации отношений и, в то же время, обусловливающей дополнительные риски и угрозы ее развитию;

- способом пространственной организации национальной экономики России, предполагающим укрепление и развитие единой вертикали государственной власти; звено такой вертикали представлено на уровне региона;

- достигнутым уровнем развития региона, определяющим возможности и ограничения продолжения эволюционного процесса;

- ресурсным потенциалом региона, создающим основу для нового инвестиционного предложения;

- институциональными параметрами эволюционного процесса, представленными нормами права, традициями, стандартами, господствующими формами контрактов и формами экономического поведения.

Глобальный финансовый кризис закономерно возвысил интерес исследователей к проблеме эффективного взаимодействия между финансовым рынком и рынками реального сектора экономики. Региональный аспект данной проблемы имеет особое значение для решения поставленной задачи обеспечения устойчивого развития системы.

Отсутствие у региональных властей стратегии развития и необходимых инструментов регулирования финансового рынка формирует угрозу формирования спонтанных кризисных ситуаций в финансовой сфере; указанная угроза возрастает в процессе превращения регионального пространства в транспортный коридор для вывоза энергоносителей и сырья, доминирующих и в составе ВРП, что характерно для многих регионов ЮФО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дейнега В.Н. Воспроизводство собственности в системе корпоративных отношений. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2004.

2. Керашев А.А. Функциональное содержание и принципы управления макрорегиональным хозяйственным комплексом как интеграционным образованием. Ростов н/Д: СКНЦ ВШ, 2005.

3. Печчеи А. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1981.

4. Попов Р.А. Региональный менеджмент. Краснодар: Советская Кубань, 2000.

5. ФедоренкоН.П. Россия. Уроки прошлого и лики будущего. М.: Экономика, 2004.

6. Человек институциональный / Под ред. О.В. Иншакова. Волгоград: ВолГУ, 2005.

перспективы развития аграрного сектора экономики

РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ НА ОСНОВЕ

стратегического управления

КОЧИЕВА Ж.Г.

Юго-Осетинский государственный университет, ассистент кафедры менеджмента,

e-mail: [email protected].

Предложен метод развития аграрного сектора экономики Республики Южная Осетия на основе стратегического управления.

Ключевые слова: аграрный сектор экономики; стратегическое управление; стратегические альтернативы; убывающая отдача; оценка факторов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коды классификатора JEL: Q 16, R 11

Получив политическую независимость, Республика Южная Осетия (РЮО) также должна обеспечить свою экономическую состоятельность, что требует рассмотрения стратегических перспектив ее развития.

Суть стратегии состоит в том, что в республике, с одной стороны, должно быть четкое понимание пути развития, отвечающего потенциалу, ресурсным возможностям и интересам населения, а с другой стороны, -соответствующая структура управления регионом, желание и умение органов власти обеспечить достижение поставленных целей. Именно стратегия позволяет очертить контуры возможного концептуального подхода органов управления РЮО к ее формированию. При этом сама стратегия должна дефинироваться как осознаваемая администрацией и официально регламентируемая на данном управленческом уровне система, включающая определение миссии, целей, приоритетов и факторов социально-экономического развития территории, а также выработку альтернативных средств их обеспечения (форм и методов влияния).

Для разработки стратегии развития аграрного сектора экономики РЮО необходимо рассмотреть стратегические альтернативы. Выбор их в стратегическом подходе обычно ограничивается четырьмя основными: рост, ограниченный рост, сокращение и сочетание этих трех стратегий [2, с. 48].

Сочетание стратегических альтернатив должно быть направлено на решение основной задачи аграрного сектора экономики - достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства, надежное обеспечение внутреннего рынка продуктами питания и сельскохозяйственным сырьем, объединение усилий всех его отраслей для получения высоких конечных результатов [1, с. 5]. Таким образом, в единой стратегии развития аграрного сектора экономики Республики Южная Осетия должно получить сочетание

Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.