УДК 338.2:339.5
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АПК В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ВЫЗОВОВ
ЗЮКИН Д.А.,
кандидат экономических наук, старший научный сотрудник управления инновационного развития, ФГБОУ ВО Курская ГСХА, [email protected].
Реферат. В статье рассматривается развитие региональной системы управления агропромышленным комплексом в современных геополитических и социально-экономических условиях. Используемые стратегии управления агропромышленным комплексом направлены на повышение рентабельности отрасли, нейтрализацию существующих и предотвращение в появлении новых угроз внешнего и внутреннего характера в сложившихся социально-экономических и геополитических условиях. В качестве основополагающего документа стратегического планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу в данной работе используется Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 г., определяющая направления, цели и задачи управления агропромышленным комплексом на региональных уровнях. На сегодняшний день особую актуальность приобретают снижение импортозависимости от комплектующих и материалов, селекционных материалов и внешних инвестиций. Учитывая влияние внешних и внутренних факторов, важную роль играет определение критериев и показателей эффективности региональных систем управления агропромышленным комплексом. Используемый набор индикаторов, которые должны отражать процессы воспроизводства и кругооборота капитала через группы, характеризующие наличие ресурсов, их использования для производства продукции, а также её распределение, обмен и потребление. На региональном уровне основу системы управления агропромышленным комплексом составляют администрация субъекта, органы законодательной и исполнительной власти, представленные профильными министерствами, управлениями, комитетами и департаментами, обеспечивающими эффективное использование имеющихся ресурсов и инструментов поддержки и направленных на достижение целевых показателей.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, система управления, продовольственная безопасность, угрозы агропромышленному комплексу, параметры и индикаторы развития.
DEVELOPMENT OF THE REGIONAL SYSTEM OF MANAGEMENT OF THE AIC IN THE CONTEXT OF NEW CHALLENGES
ZYUKIN D.A.,
Candidate of Economic Sciences, Senior Researcher, Department of Innovative Development, Kursk State Agricultural Academy, [email protected].
Essay. The article discusses the development of a regional system for managing the agro-industrial complex in modern geopolitical and socio-economic conditions. The used strategies for managing the agro-industrial complex are aimed at increasing the profitability of the industry, neutralizing existing and preventing the emergence of new external and internal threats in the current socio-economic and geopolitical conditions. As a fundamental document of strategic planning for the medium and long term, this paper uses the Strategy for the Development of the Agro-Industrial and Fisheries Complexes of the Russian Federation for the period up to 2030, which determines the directions, goals and objectives of managing the agro-industrial complex at the regional levels. Today, the reduction of import dependence on components and materials, breeding materials and external investments is of particular relevance. Given the influence of external and internal factors, an important role is played by the definition of criteria and indicators of the effectiveness of regional management systems for the agro-industrial complex. The set of indicators used, which should reflect the processes of reproduction and circulation of capital through groups that characterize the availability of resources, their use for production, as well as its distribution, exchange and consumption. At the regional level, the basis of the management system of the agro-industrial complex is the administration of the subject, legislative and
executive authorities, represented by the relevant ministries, departments, committees and departments, which ensure the effective use of available resources and support tools and are aimed at achieving targets.
Keywords: agro-industrial complex, management system, food security, threats to the agro-industrial complex, development parameters and indicators.
Введение. Агропромышленный комплекс является сложной и многоуровневой системой, требующей внедрения и использования эффективных моделей, методов и инструментов управления. В условиях меняющихся геополитических и социально-экономических условий хозяйствования в мировой экономике обеспечение устойчивого роста аграрного сектора российской экономики становится одним из важнейших вопросов национальной безопасности. Адаптирование российской экономики к новым финансово-экономическим условиям делает актуальными вопросы, связанные также и с трансформацией системы управления агропромышленным комплексом. Управление стратегическим развитием сельскохозяйственной отрасли является важнейшей составляющей обеспечения национальной, продовольственной и экономической безопасности государства. Используемые модели управления должны четко соответствовать предъявляемым к ним требованиям и обеспечивать ожидаемую эффективность функционирования всего агропромышленного комплекса.
Материал и методы исследования. Данное исследование основывается на использовании нормативно-правовых актов стратегического планирования в области агропромышленного производства, информации официального сайта Администрации Курской области и его структурных подразделений, анализе материалов и результатов исследований ученых и экспертов.
На основании используемых источников обозначаются ключевые цели, индикаторы и целевые показатели деятельности агропромышленного комплекса, а также формируются показатели оценки эффективности управления развития агропромышленного комплекса. Типовая структура региональной системы управления агропромышленным комплексом на примере Курской области представлена в виде схемы.
Результаты исследования. Достижение конкурентных преимуществ и высокого уровня рентабельности в экономике достигается, как правило, за счет использования стратегии и планирования на различные временные
промежутки. В данном аспекте стратегия — это система управленческих решений, определяющая перспективы развития как отдельного хозяйствующего субъекта, так и отрасли в целом, для достижения поставленных целей через рациональное использование имеющихся ресурсов [1. - С. 280].
Управление агропромышленным комплексом базируется на целевых прогнозах развития экономики, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных планах. Важнейшим документом в данном аспекте является «Стратегия развития агропромышленного и рыбохо-зяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года», определяющий необходимость внедрения новой модели экономического развития, отвечающим требованиям противодействия угрозам внешнего и внутреннего характера. В таблице 1 представлены цели, индикаторы и целевые показатели, утвержденные в рамках Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 г.
Достижение указанных целей направлено на развитие ускоренными темпами российской экономики за счет повышения эффективности агропромышленного производства, инвестиционной и инновационной активности, улучшения жизни населения и качества подготовки кадров посредством создания новых субъектов малого и среднего предпринимательства, развития объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры, улучшения жилищных условий, подготовку высококвалифицированных кадров, развитие мелиорации. Данная Стратегия является одним из основополагающих документов планирования на среднесрочную и долгосрочную перспективу для региональных систем управления агропромышленным комплексом.
Функционирование АПК региона можно оценивать по широкому перечню качественных показателей, которые характеризуют эффективность использование факторов производства, рентабельность экономической деятельности, урожайность культур и продуктивность животных [3]. В вопросах формирования стратегических и тактических задач важно
опираться на абсолютные показатели произ- лее объективно установить целевые парамет-водственной деятельности, позволяющие бо- ры развития АПК.
Таблица 1 - Ключевые цели, индикаторы и целевые показатели в рамках Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 г.
Цель Индикатор 2024 г. 2030 г.
1.Повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах Ввод (приобретение) жилья для семей, проживающих и работающих на сельских территориях 2,09 млн. кв. метров 3,23 млн. кв. метров
Улучшение жилищных условий семей, проживающих на сельских территориях, путем предоставления ипотечных кредитов (займов) по льготной ставке от 0,1 процента до 3 процентов годовых 164 тыс. семей 425 тыс. семей
Обустройство инженерной инфраструктурой и благоустройство площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку 1067 ед. 2062 ед.
2.Развитие кадрового потенциала, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции, повышение производительности труда, создание эффективного механизма поддержки Достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домо-хозяйств 79% 90%
Достижение уровня занятости сельского населения трудоспособного возраста 78% 88,9%
Достижение значения произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве 5374,8 млрд. руб. 7000 млрд. руб.
Достижение значения произведенной добавленной стоимости при производстве пищевых продуктов, напитков и табачных изделий 2841,9 млрд. рублей 3295,9 млрд. рублей
Количество человек, вовлеченных в сегмент малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве (нарастающим итогом) 126690 чел. 312750 чел.
Повышение научно-технологического уровня агропромышленного комплекса за счет развития селекции и генетики Увеличение количества единиц хранения генетических ресурсов растений российских коллекций 415 тыс. ед. 529 тыс. ед.
Уровень инновационной активности организаций, занимающихся селекцией, генетикой и семеноводством 20% 25%
4.Увеличение физического объема инвестиций в агропромышленном и рыбо-хозяйственном комплексе Уровень объема инвестиций в основной капитал в разделе «Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство, рыбоводство» 822 млрд. руб. 850 млрд. руб.
Уровень объема инвестиций в основной капитал в разделе «Производство пищевых продуктов» 355,6 млрд. рублей 385 млрд. руб.
Уровень объема инвестиций в основной капитал в разделе «Производство напитков» 50 млрд. руб. 65 млрд. руб.
Источник: составлено автором по данным [2].
Таблица 2 - Ключевые параметры оценки деятельности агропромышленного комплекса Курской области за 2017-2020 гг.
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. Изменение 2020 г. к 2017 г., %
1. Поголовье скота в хозяйствах всех категорий, гол., в том числе:
Крупный рогатый скот 160676 158365 166557 167525 4,26
Свиньи 1695538 1841522 2149745 2259226 33,25
Овцы и козы 122751 127708 128533 137480 12,00
Лошади 7189 6805 7129 6844 -4,80
2. Производство продуктов животноводства в хозяйствах всех категорий, т., в том числе:
Скот и птица на убой в живом весе 527375 523834 530364 631921 19,82
Молоко всех видов 276549 289941 303665 333978 20,77
Яйца, тыс. штук 170765 156551 164398 172714 1,14
Мед (товарный) 797 847 545 420 -47,30
3. Валовой сбор в хозяйствах всех категорий, ц
Зерновые и зернобобовые культуры 50444,8 45255,8 49758,2 58452,2 15,87
Сахарная свекла 55457,9 50041,4 52830,0 39121,5 -29,46
Семена и плоды масличных культур 7382,3 10073,5 11736,0 10676,8 44,63
Картофель 5434,8 5165,0 4655,0 4032,9 -25,79
Посевные площади, га
Вся посевная площадь 1625689 1619302 1643027 1665450 2,45
В том числе: зерновые и зернобобовые культуры 1023433 969699 965812 1040857 1,70
Технические культуры 480069 538964 570365 528717 10,13
Картофель 32380 31561 28690 24588 -24,06
Кормовые культуры 84329 73674 72628 66182 -22,52
Источник: составлено автором по данным [4].
В таблице 2 отражены ключевые параметры оценки результатов производственной деятельности агропромышленного комплекса в Курской области за 2017-2020 гг. В области удалось после продовольственного эмбарго продолжить динамично развивать свиноводство, улучшать результаты возделывания зерновых культур, а также добиться прогресса в наиболее проблемном направлении сельского хозяйство - молочном.
В современных экономических и геополитических условиях особую важность приобретает противодействие угрозам внешнего и внутреннего давления, а также нейтрализация в появлении новых. Импортозависимость от комплектующих, материалов, селекционных материалов, снижение объема внешних инвестиций порождают необходимость в создании и развитии отдельных отраслей отечественной сельскохозяйственной промышленности на региональном уровне. При этом отказ от покупки импортного оборудования, сырья и материалов может стать дополнительным импульсом в поддержке смежных с агропромышленным производством отраслей, что также позволит вывести на качественно новый
уровень межотраслевую интеграцию в российской экономике. С момента введения санкций в 2014 г. российские агропромышленные компании приступили к открытию собственных селекционных центров, расширилась государственная поддержка крестьянских и фермерских хозяйств. В условиях усиливающегося санкционного давления важным аспектом развития российского агропромышленного производства является повышение уровня самообеспеченности основными видами продовольствия высокого качества.
В данном аспекте огромную роль играет эффективность системы оценки эффективности управления агропромышленным сектором, которая включает в себя такие элементы как система управленческого учета, стратегию, планирование и бюджет, бизнес-процессы и организационную структуру. Система управления эффективностью в своем функционировании основывается на использовании таких инструментов как: сбор информации о бизнес-процессах и их аналитика, определение целей и задач, структуру и область ответственности каждого участника, а также показатели, оценивающие эффективность работы системы
(£?!). В своем исследовании Асриянц К.Г. и Багавудинова К.Б. отмечают, что показатели эффективности в сфере агропромышленного комплекса должны отражать процессы воспроизводства и кругооборота капитала через группы, характеризующие наличие ресурсов, их использования для производства продукции, а также её распределение, обмен и потребление [5. - С.44].
Показатели оценки эффективности управления развития агропромышленного комплекса можно классифицировать по областям их применения (рисунок 1).
На региональном уровне основу системы управления агропромышленным комплексом составляют администрация субъекта, органы законодательной и исполнительной власти, представленные профильными министерствами, управлениями, комитетами и департаментами, обеспечивающими эффективное использование имеющихся ресурсов и инструментов поддержки и направленных на достижение целевых показателей. При этом используемые
методы управления агропромышленным комплексом должны сочетать в себе утвержденные на государственном уровне национальные интересы, ориентиры, и интересы всех участвующих в производственном процессе хозяйствующих субъектов. На рисунке 2 отражена структура региональной системы управления агропромышленным комплексом на примере Курской области (рисунок 2).
Важнейшим показателем эффективности функционирования региональной системы управления агропромышленным комплексом является слаженность работы и взаимодействия при решении поставленных задач. Обеспечение национальной и продовольственной безопасности государства складывается из состояния таких сфер именно на региональных уровнях. Каждый отдельно взятый регион имеет определенную специфику ведения хозяйственной деятельности, агроклиматические условия, материально-техническую и ресурсную базу.
Производственные Организацииопо-
критерии
экономические
Экологические
Организация оптимальных структур сево-садооборотов
Следование технологической дисциплине
Специализация, концентрация и размещение производства
Эффективность использования производственных ресурсов сельскохозяйственных организаций
Уровень развития межотраслевых связей
Восстановление плодородия земель
Минимизация загрязнений окружающей среды
Использование ресурсо- и энергосберегающих технологий
Источник: составлено автором по данным [1. - С.283].
Рисунок 1 - Показатели оценки эффективности управления развития агропромышленного комплекса
Источник: составлено автором по данным [6].
Рисунок 2 - Структура региональной системы управления агропромышленным комплексом на примере Курской области
Выводы. Используемые стратегии управления агропромышленным комплексом направлены на повышение рентабельности отрасли, нейтрализацию существующих и предотвращение в появлении новых угроз внешнего и внутреннего характера в сложившихся социально-экономических и геополитических условиях. На сегодняшний день особую актуальность приобретают снижение импортоза-висимости от комплектующих и материалов, селекционных материалов и внешних инве-
стиций. Система управления эффективностью в своем функционировании основывается на использовании таких инструментов как: сбор информации о бизнес-процессах и их аналитика, определение целей и задач, структуру и область ответственности каждого участника, а также показатели, оценивающие эффективность работы системы (КР1). Используемый набор индикаторов, которые должны отражать процессы воспроизводства и кругооборота капитала через группы, характеризующие нали-
чие ресурсов, их использования для производства продукции, а также её распределение, обмен и потребление. На региональном уровне основу системы управления агропромышленным комплексом составляют администрация субъекта, органы законодательной и исполнительной власти, представленные про-
фильными министерствами, управлениями, комитетами и департаментами, обеспечивающими эффективное использование имеющихся ресурсов и инструментов поддержки и направленных на достижение целевых показателей.
Список использованных источников
1. Белоусов В.М. Особенности стратегического управления сельским хозяйством // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2018. - №9. - С. 279-284.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 993-р «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов - [электронный ресурс] - Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/564654448.
3. Зюкин Д.А., Святова О.В., Пожидаева Н.А. Перспективы развития сельскохозяйственного производства Курской области // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 7. - С. 23-25.
4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - [электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/.
5. Асриянц К.Г., Багавудинова К.Б. Оценка эффективности реализации целевых программ развития АПК региона // РППЭ. - 2016. - №12 (74). - С.39-48.
6. Официальный сайт Администрации Курской области - [электронный ресурс] - Режим доступа: https://kursk.ru/.
Spisok ispoFzovanny'x istochnikov
1. Belousov V.M. Osobennosti strategicheskogo upravleniya selskim hozyaystvom // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskohozyaystvennoy akademii. - 2018. - No 9. - S. 279-284.
2. Rasporyazhenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii ot 12 aprelya 2020 goda N 993-r «Ob utverzhdenii Strategii razvitiya agropromyishlennogo i ryibohozyaystvennogo kompleksov Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» // Elektronnyiy fond pravovyih i normativno-tehnicheskih dokumentov - [elektronnyiy resurs] - Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/564654448.
3. Zyukin D.A., Svyatova O.V., Pozhidaeva N.A. Perspektivyi razvitiya selskohozyaystvennogo proizvodstva Kurskoy oblasti // Vestnik Kurskoy gosudarstvennoy selskohozyaystvennoy akademii. -2014. - No 7. - S. 23-25.
4. Ofitsialnyiy sayt Federalnoy sluzhbyi gosudarstvennoy statistiki - [elektronnyiy resurs] - Rezhim dostupa: https://rosstat.gov.ru/.
5. Asriyants K.G., Bagavudinova K. B. Otsenka effektivnosti realizatsii tselevyih programm razvitiya APK regiona // RPPE. - 2016. - No 12 (74). - S.39-48.
6. Ofitsialnyiy sayt Administratsii Kurskoy oblasti - [elektronnyiy resurs] - Rezhim dostupa: https://kursk.ru/.