Научная статья на тему 'Развитие регионального АПК на основе государственной программы'

Развитие регионального АПК на основе государственной программы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН / РЕГИОН / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИННОВАЦИЯ / ТЕХНОПАРК / ИНВЕСТИЦИИ / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР / РИСКИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / THE REPUBLIC OF TATARSTAN / REGION / AGRICULTURE / INNOVATION / INDUSTRIAL PARK / INVESTMENT / BUSINESS-INCUBATOR / RISKS / AGRICULTURAL FORMATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарипов C. A.

В статье кратко охарактеризована ситуация в АПК Республики Татарстан, отмечен положительный эффект приоритетного национального проекта «Развитие АПК», целевой программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 гг.», а также мер принимаемых правительством Республики для ускоренного освоения инновационных разработок в производстве. Перечислены основные направления, обеспечивающие реализацию планов заложенных в государственной программе развития аграрного сектора региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of regional agricultural sector on the basis of the state program

The situation in agricultural sector of the Republic of Tatarstan is briefly described; the positive effect of priority national project «Development of agricultural sector», special-purpose program «The agriculture development of the Republic of Tatarstan for 2008-2012», and also the measures, which are taken by the government of Republic for accelerated mastering of innovative developments in the production, is noted in the article. The main trends, which ensure the realization of plans built into the state program of region agrarian sector development, are enumerated.

Текст научной работы на тему «Развитие регионального АПК на основе государственной программы»

РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО АПК НА ОСНОВЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

УДК 631.145

С.А ШАРИПОВ, доктор экономических наук, профессор, ректор

Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса

E-mail: tipkia@mail.ru

Резюме. В статье кратко охарактеризована ситуация в АПК Республики Татарстан, отмечен положительный эффект приоритетного национального проекта «Развитие АПК», целевой программы «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 гг.», а также мер принимаемых правительством Республики для ускоренного освоения инновационных разработок в производстве. Перечислены основные направления, обеспечивающие реализацию планов заложенных в государственной программе развития аграрного сектора региона.

Ключевые слова: Республика Татарстан, регион, сельское хозяйство, инновация, технопарк, инвестиции, бизнес-инкубатор, риски, сельскохозяйственные формирования.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики, которая обеспечивает продовольственную безопасность страны, занятость населения, социальный контроль на сельских территориях. Решающий фактор модернизации и повышения эффективности аграрного производства — наличие стратегии, направленной на увеличение объемов производства продукции и сокращение затрат на основе широкомасштабного освоения достижений науки и техники.

В Татарстане действует свыше 4 тыс. сельхозпредприятий различных форм собственности, представляющих крупные, средние и малые формы агробизнеса, в том числе более 3 тыс. фермерских хозяйств. В состав обслуживающей сферы входят 35 элеваторов и хлебоприемных предприятий, общая мощность которых составляет 2,0 млн т, 56 районных машинно-технологических станций, 38 подразделений ОАО «Та-тагрохим», 51 предприятие ОАО «Татмелиорация», более 150 ремонтно-технических, строительных и других агросервисных и заготовительных организаций. В сельском хозяйстве производится около 8 % валового регионального продукта Республики и, вследствие многофункциональности, значимость отрасли в экономике региона возрастает еще больше. Общая земельная площадь Татарстана составляет 6,8 млн га, в том числе сельхозугодий — 4,5 млн га, из них 3,46 млн га пашни. В расчете на душу населения в Республике производится зерна в 2 раза больше, чем в среднем по стране, молока — в 1,9 раза, мяса — в 1,6 раза.

Сфера аграрного производства в Татарстане признана приоритетной и получает значительную под-

держку, которая с учетом средств федерального бюджета выросла с 3,8 млрд руб. в 2003 г. до почти 13 млрд руб. в 2008 г.

В 2007 г. производство продукции сельского хозяйства в Татарстане на 21 % превысило уровень 1990 г. В Республике стабильно выращивается по 2 млн т сахарной свеклы, полностью удовлетворяются потребности населения в картофеле и овощах за счет собственного производства, валовый сбор зерна в 2007 г. превысил 5 млн т. Наряду с растениеводством развивается и животноводство, которое устойчиво обеспечивает до 60 % денежной выручки сельхозформирований. В ходе реформ 90-х гг. прошлого столетия особенно сильно пострадало молочное животноводство. К 2007 г. в России осталось всего 3 региона, в которых надаивают более 1 млн т молока в год (Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край) из 19 (табл. 1).

Таблица 1. Динамика производства молока по регионам России, тыс т.

Регион 1990 г. 2007 г. 2007 г. к 1990 г., %

Краснодарский край 2066 1372 66

Московская область 2031 920 45

Башкортостан 1930 2250 116

Ростовская область 1690 912 54

Татарстан 1660 1737 105

Саратовская область 1437 945 66

Нижегородская область 1391 640 46

Оренбургская область 1323 812 61

Волгоградская область 1132 462 41

Самарская область 1104 507 46

Свердловская область 1087 612 56

Ленинградская область 1021 554 54

РФ, млн т 55,7 32,1 58

За последние 4 года в развитие инновационных технологий, модернизацию аграрного производства Татарстана вложено более 75,6 млрд руб., из них почти 50 млрд руб. средства частных инвесторов.

К числу приоритетов аграрной политики РТ относится расширение посевов рапса, как на пищевые цели, так и в качестве сырья для производства биотоплива, а также освоение новых технологий возделывания масличных культур и кукурузы на зерно для производства энергонасыщенных кормов, используемых в животноводстве. Параллельно развивается перерабатывающая промышленность. Введен в эксплуатацию крупнейший в России маслоэкстракционный завод по переработке рапса, по примеру Омской области, создан кластер по производству биотоплива.

Задача аграрной сферы — удовлетворение потребностей общества. В условиях рыночной экономики она больше, чем другие, нуждается в таких мерах государственного регулирования, которые, не нарушая

законов рынка, минимизируют влияние негативных факторов. В этом отношении одним из действенных инструментов стал приоритетный национальный проект. В ходе его реализации в РТ прирост основных показателей, превысил целевые установки. Так, в 2007 г. производство мяса скота и птицы увеличилось, по сравнению с 2005 г., на 15,6 %, при заданном уровне 10,9 %.

В ходе реализации приоритетного проекта в Республике существенно обновлен парк сельскохозяйственной техники. По лизингу поставлено свыше 2800 зерновых и кормоуборочных комбайнов, 4400 тракторов и другой техники на сумму более 12 млрд руб. В результате общая численность тракторов к 2008 г. возросла до 20565 единиц.

Дальнейшему устойчивому развитию конкурентоспособного АПК будет способствовать целевая программа «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008-2012 гг> (табл. 2). В результате ее реализации объем валовой продукции должен вырасти на 25,1 %, рентабельность производства в 2,6 раза (до 17 %), среднемесячная заработная плата в 2,5 раза [1].

Обоснованность и правильность параметров целевой программы подтверждают итоги 1-го полугодия 2008 г. Так, объем производства продукции сельского хозяйства превысил 40 млрд руб. и составил 106 % в сопоставимой оценке к аналогичному периоду 2007 г. (прогноз по Программе — 4,6 %).

Внедрению в производство инновационных разработок способствуют меры по укреплению связей между наукой и аграрным бизнесом. Государственное участие в коммерциализации результатов иссле-

довательской деятельности может осуществляться в виде венчурного финансирования, поддержки малых инновационных фирм и таких элементов производственно-технологической инфраструктуры, как технопарки, бизнес-инкубаторы и др.

Для улучшения инвестиционного климата в Республике Татарстан, повышения деловой активности, развития наукоемкого производства, расширения экспортных возможностей в 2002 г. было принято постановление Кабинета Министров РТ № 640 о создании в Казани инновационно-производственного технопарка «Идея». Его инфраструктура включает инно-

вационный бизнес-инкубатор; инновационно-технологический центр и бизнес-парк, предоставляющий офисные помещения дога сервисных предприятий и компаний на стадии расширения. Работа технопарка включает в себя их тесное взаимодействие и отражается следующей цепочкой: поиск проектов — бизнес-инкубатор — опытный образец или технология — инновационно-технологический центр — бизнес — самостоятельное развитие проекта — выход.

В бизнес-инкубаторе проекты проходят путь от идеи до опытного образца. Срок их размещения в инкубаторе 1...3 года. Этого вполне достаточно для того, чтобы проект доказал свою жизнеспособность. Разработчики должны в течение этого периода предоставить технологические наработки, опытные образцы или услуги, пригодные для коммерческой реализации.

Деятельность технопарка «Идея» способствует дальнейшему развитию аграрной науки. Сейчас, с учетом имеющегося положительного опыта, ведется дальнейшее совершенствование такой формы повышения эффективности аграрной экономики. Использование перспективных наукоемких технологий в практике сельскохозяйственных работ позволяет нивелировать влияние негативных факторов и создавать в регионе благоприятные условия устойчивого развития отрасли.

Стратегия выполнения государственной программы развития АПК Татарстана, предусматривает активную поддержку сельхозтоваропроизводителей, использование достижений НТП в отрасли и должна обеспечивать осуществление следующих мер:

гарантированная бюджетная поддержка сельского хозяйства в пределах целевых федеральных и региональных программ;

разработка приоритетных направлений государственного регулирования, обеспечивающего гармонизацию межотраслевых пропорций АПК;

эффективное использование биоклиматическо-го потенциала региона и научно-обоснованное размещение производства;

развитие системы страхования инновационных проектов;

совершенствование системы информационного обеспечения освоения передовых технологий, включая квалифицированный консалтинг и аудит;

организация эффективной системы подготовки кадров и развитие аграрной науки.

Реализация этих мер позволит сформировать инновационную инфраструктуру и обеспечить надлежащий уровень эффективности аграрного производства.

Таблица 2. Основные целевые показатели развития сельского хозяйства РТ на 2008-2012 гг. [2]________________________________________________;_________________

Показатель 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Производство зерна после доработки, млн т 4,8 4,9 5,1 5,2 5,5

Производство сахарной свеклы, млн т 2,2 2,3 2,4 2,7 3,0

Валовой сбор рапса, тыс. т 221 270 297 323 400

Производство молока, тыс. т Производство скота и птицы в живой 1780 1850 1910 2000 2100

массе, тыс. т 380 410 440 470 500

Сумма инвестиций, млрд руб. 39,0 43,5 50,3 55,5 64,0

Прибыль, млрд руб. 3,0 4,5 6,0 8,0 10,0

Среднемесячная заработная плата, руб. Объем субсидируемых кредитов, привле- 6500 8000 9400 11000 13000

каемых КФХ, ЛПХ, кооперативами, млрд руб. Ввод и приобретение жилья для граждан, 3,7 4,1 4,6 4,8 5,1

проживающих в сельской местности, тыс. м2 111,6 111,6 111,6 111,6 111,6

Литература.

1. http://president.tatar.ru/ Послание Президента Республики Татарстан М.Ш. Шаймиева Государственному Совету Республики Татарстан 31 января 2008г.

2. М.Г. Ахметов. АПК Татарстана — динамичное развитие //НИВА ТАТАРСТАНА — №1 — 2008.

DEVELOPMENT OF REGIONAL AGRICULTURAL SECTOR ON THE BASIS OF THE STATE PROGRAM S.A. Sharipov

Summary. The situation in agricultural sector of the Republic of Tatarstan is briefly described; the positive effect of priority national project «Development of agricultural sector», special-purpose program «The agriculture development of the Republic of Tatarstan for 2008-2012», and also the measures, which are taken by the government of Republic for accelerated mastering of innovative developments in the production, is noted in the article. The main trends, which ensure the realization of plans built into the state program of region agrarian sector development, are enumerated.

Key words: the Republic of Tatarstan, region, agriculture, innovation, industrial park, investment, business-incubator, risks, agricultural formations.

УДК 332.02

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

И. Г. ГАЙНУТДИНОВ, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса

E-mail: tipkia@mail.ru

Резюме. Часть полномочий по регулированию оборота сельскохозяйственных земель согласно российскому законодательству делегирована субъектам Федерации. В статье раскрывается современная нормативно-правовая база регулирования регионального рынка земли в Республике Татарстан, и приводятся рекомендации по ее совершенствованию.

Ключевые слова: рынок земли, земли сельскохозяйственного назначения, земельная доля.

Земельный кодекс РФ, введенный в действие с 30 октября 2001 г, создал основу полноценной правовой базы, регулирования земельных отношений в стране. Наряду с этим нормативным актом важнейшим шагом к созданию рыночного механизма оборота земель сельскохозяйственного назначения стало принятие федеральных законов «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О разграничении государственной собственности на землю», «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», «О землеустройстве» и др.

Часть полномочий указанные нормативно-правовые акты делегируют субъектам Федерации. Регулирование земельного оборота должно базироваться на выборе наиболее эффективных организационных форм его упорядочения, учитывать объективные региональные особенности и такие факторы, как ры-

ночный спрос, уровень землеобеспеченности, сложившаяся структура собственности, экономическая ситуация в сельхозпредприятиях, социально-обще-ственные приоритеты.

Вопросы оборота земель сельскохозяйственного назначения, делегированные Федеральным законодательством субъектам, в Республики Татарстан регулируются Земельным кодексом Республики Татарстан от 10 июля 1998 г. N 1736 (с изменениями и дополнениями), а также рядом законов и постановлений Кабинета Министров Республики Татарстан.

В частности закон Республики Татарстан «О приватизации земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Республики Татарстан» от 06.08.2003 г., №28-ЗРТ, определяет, что максимальный размер сельскохозяйственных угодий в собственности одного гражданина или юридического лица на территории одного муниципального района не должен превышать 25 % площади на момент предоставления земель.

Согласно статьи 8 Земельного кодекса РТ отнесение к той или иной категории, перевод из одной категории в другую земель, находящихся в собственности Республики Татарстан, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной и муниципальной собственности, осуществляются Кабинетом Министров Республики.

Этот же документ предусматривает возможность бесплатной передачи земельных участков из земель, находящихся в собственности Республики Татарстан, в собственность гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в размере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.