Научная статья на тему 'Развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации'

Развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
депривация / когнитивная депривация / рефлексия / развитие рефлексивной позиции

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Грязнова В. Ю.

Предметом статьи является развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The subject of the article is the development of a student"s reflective position as a preventive strategy for cognitive deprivation.

Текст научной работы на тему «Развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации»

В. Ю. Грязнова

РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩЕГОСЯ КАК СТРАТЕГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОГНИТИВНОЙ ДЕПРИВАЦИИ

Работа представлена кафедрой педагогики.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Л. Н. Бережнова

Предметом статьи является развитие рефлексивной позиции учащегося как стратегия предупреждения когнитивной депривации.

The subject of the article is the development of a student’s reflective position as a preventive strategy for cognitive deprivation.

В настоящее время в образовании на- дательный процесс, направленный на повы-

блюдается рефлексивный период развития, шение качества образования. «Качество

постепенно переходящий в активный сози- образования» рассматривается как много-

мерное понятие, включающее в себя качество условий, качество образовательного процесса, качество результата, в том числе качество личных достижений учащихся.

В нашем исследовании «Предупреждение когнитивной депривации в основной школе» мы ориентировались на рассмотрение объекта исследования в конкретной области педагогического знания - теории школьного образования. Теория школьного образования призвана научно обосновать стратегии повышения качества образования, развитие новых типов образовательных систем, адекватных закономерностям развития человека и позитивным тенденциям в обществе (Е. С. Заир-Бек).

Предметом данной теории являются внешние и внутренние факторы (связи), обусловливающие возвышение сущностных сил человека в процессе обучения. Именно поэтому стратегии развития образования характеризуются обращенностью к ученику, поиском условий поддержки в удовлетворении его насущных личностно значимых потребностей в обучении.

Однако в процессе обучения присутствуют определенные обстоятельства, ограничивающие познавательные возможности личности учащегося и возможности его самореализации. Проведенный нами опрос учащихся показал, что большинство из них (99,3%), рассматривая образование как ценность, стремятся к самореализации в обучении. В то же время только треть из них (28,7%) удовлетворены результатами учения.

В беседах с учениками и педагогами установлено, что основная неудовлетворен-ность в процессе обучения заключается в том, что учащиеся сталкиваются с трудностями, препятствующими пониманию и успешному усвоению материала на уроке.

Учащийся понимает новый материал, если в его сознании известные и новые предметы мышления могут быть соединены с помощью освоенных им видов связей. В том случае, когда он либо не знает тех значений исходных понятий, которые необходи-

мы для формирования нового знания, либо ему неизвестны те способы связи между понятиями, которые используются в изучаемой предметной области, неизбежно возникает непонимание. Непонимание получаемой информации превращает человека в некий «несистематизированный справочник», а его действия при этом не осмысленны и изменяются в зависимости от любых внешних воздействий. Таким образом, были выявлены противоречия между:

а) желанием учащегося осознать и понять предлагаемый материал и несложив-шимися мыслительными связями, обеспечивающими освоение новой учебной информации;

б) имеющимися знаниями и малоэффективными способами приобретения новых знаний в процессе обучения.

Длительное неразрешение обозначенных противоречий обусловливает неудов -летворение познавательных потребностей личности. Обстоятельства, в которых длительное время не удовлетворяются позна-вательные потребности личности учащегося, характеризуются как условия когнитивной депривации.

Когнитивная депривация в обобщенном варианте понимается как «ограничение возможностей познания окружающей действительности, лишение возможностей выстраивания связей и отношений в познании явления, процесса и т. п.»1.

В исследовании мы уточняем понятие когнитивной депривации в процессе обучения как явления педагогической действительности, возникающего в условиях непонимания или ограничения возможностей понимания учебной информации, приводящего к неудовлетворению познавательных потребностей личности учащегося.

В этой связи одна из исследовательских задач была направлена на установление причин непонимания учащимися учебной информации.

Мы предложили учащимся и педагогам указать, какие, по их мнению, причины приводят к непониманию учебной информа-

ции. Обработка результатов опроса, осуществленная с помощью факторного анализа, позволила выделить основные группы при-

Заметим, что когнитивные причины непонимания информации указывают как учащиеся, так и педагоги. Тогда как некоторые психологические причины, например эмоциональная неготовность к учению, не осознаются педагогами, которые участвовали в опросе.

Выявленные причины непонимания учебной информации мы представляем как факторы, обусловливающие когнитивную депривацию учащихся в процессе обучения. Поэтому далее наше исследование было направлено на обоснование стратегий предупреждения когнитивной депривации.

В данной статье мы раскрываем содержательное наполнение одной из возможных стратегий предупреждения когнитивной депривации - развитие рефлексивной позиции учащихся.

Выбор развития рефлексивной позиции как стратегии предупреждения когнитив-

чин непонимания, которые мы условно разделили на две группы: когнитивные и психологические (табл. 1).

ной депривации обусловлен тем, что рефлексия может рассматриваться на разных уровнях анализа, а способы постановки и решения данной педагогической задачи позволяют выявлять актуальные потребности обучающихся и определять условия и возможности их удовлетворения в процессе обучения.

Рефлексия на результат учения осуществляется в процессе специально организованной учебно-познавательной и организационно-управленческой деятельности и определяет развитие рефлексивной позиции учащихся.

<«Рефлексивная позиция - осмысленная точка зрения или принцип поведения в конкретных обстоятельствах. Рефлексивная позиция позволяет выстраивать действия на основе анализа своих возможностей в соответствии с предметной деятельностью, конкретной ситуацией»2.

Таблица 1

Группы причин непонимания учащимися учебной информации

Название группы причин Переченьуказанных причин

К О Г Н И Т И в н ы Е 1. Несформированность навыков оперирования понятиями ^ Обилие новых терминов. ^ Незнаниеспособовдеятельности, необходимых для понимания. ^ Недостаточное развитие логического мышления. ^ Незнание лексических значений слов

2. Слабая база начальных знаний ^ Незнание предметного значения информации. ^ Недостаточное усвоение первоначальных знаний

п с и X О л О 3. Эмоциональная неготовность к учению ^ Нарушение эмоциональной связи с учителем. ^ Отсутствие логики изложения у учителя. ^ Недостаточный объем информации

1 и ^ Незаинтересованность информацией.

ч ^ Недостаточная наглядность.

Е 4. Непривлекательность изучаемого ^ Отсутствие желания понять.

С учебного материала ^ Однообразие методов познания в учении.

к ^ Недостаточная осознанность практического значения

и Е предлагаемой информации

Развитие рефлексии предполагает осуществление определенной последовательности взаимосвязанных этапов:

1. Рефлексия на результат учения.

2. Прогностический этап.

3. Деятельностный этап.

4. Диагностический этап.

5. Рефлексивная позиция.

Рефлексия на результат учения позволяет определить учащемуся и педагогу полноту предметного содержания в виде имеющихся знаний, учебных умений и навыков.

На прогностическом этапе определяются приемы формирования и развития рефлексивных умений в процессе обучения:

1) описание последовательных операций, из которых состоит то действие, которое может вызвать у учащегося затруднение при решении учебной задачи (или новое для него действие);

2) обеспечение учащегося полным набором ориентиров для каждой из описанных операций;

3) обеспечение системой указаний, как и в каком порядке учащийся может воспользоваться этими ориентирами;

4) описание способов выполнения каждой из операций.

При этом необходимой является ориентация на имеющийся опыт учащегося как значимый потенциал его саморазвития в обучении.

Все это должно быть представлено учащемуся в таком виде, чтобы он, переходя от одного указания к другому, сначала медленно, но с первого же раза правильно мог выполнить каждую операцию и в результате все необходимые для решения учебной задачи действия.

Деятельностный этап развития рефлексивной позиции обеспечивается внедрением в процесс обучения методов активного обучения как эффективного способа формирования познавательного интереса, интеллектуальной активности, творческой самостоятельности. Реализация в пространстве школы методов активного обучения осуществляется посредством таких форм органи-

зации деятельности учащихся, как проблемные семинары, коллоквиумы, лабораторные работы, деловые игры, открытые дискуссии, конференции и т. п. Общим для всех применяемых приемов, методов, форм организации учебной деятельности является перспективный анализ познавательного процесса, стимулирование учащимися сознания собственных действий. Это предполагает освоение ими принципиально новых форм и способов учения.

На диагностическом этапе осуществляется когнитивный мониторинг процесса обучения, выступающий информационной основой развития рефлексивной позиции. «Мониторинг в данном случае обозначает наблюдение, фиксацию, оценку трудностей и возможность их устранения в процессе обучения в связи с образовательной деятельностью учащегося: образовательными интересами, потребностями, учебными умениями.

Когнитивный мониторинг процесса обучения (двустороннего процесса взаимодействия субъектов образовательной деятельности - учителя и учащегося) включает количественную оценку результатов образовательной деятельности учащегося и качественную самооценку учащимся этих результатов. Когнитивный мониторинг предполагает поиск особой текущей информации о состоянии процесса обучения с последующим ее использованием при принятии организационно-педагогических решений и при формировании учащимся у себя рефлексивной позиции и учебно-управленческих умений. В рамках когнитивного мониторинга осуществляется выявление и оценивание проведенных на деятельностном этапе действий»3.

Базой нашего исследования были Международная школа Герценовского университета и Санкт-Петербургская международная школа. Предупреждение когнитивной депривации учащихся в процессе обучения может осуществляться как индивидуально, так и коллективно. Для проверки положений стратегий предупреждения когнитивной депривации была организована творческая группа преподавателей, которые в

целях обеспечения условий предупреждения когнитивной депривации учащихся разработали и апробировали некоторые приемы развития рефлексивной позиции учащихся.

Реализуя в процессе обучения разработанные приемы развития рефлексивной позиции, преподаватели оценивали их эффективность по таким показателям, как повышение уровня умений и навыков, определяющих развитие рефлексии; позитивные изменения в поведении учащихся (профили по карте рефлексивного наблюдения); одобрение учащимися приемов, позволяющих им самостоятельно справиться с возникающими трудностями в учебно-познавательной деятельности. Педагоги отмечают, что у учащихся, владеющих приемами рефлексии, меняется отношение к учению, оно становится более самостоятельным, формиру-

ется потребность в познании, вырабатывается привычка искать доказательства и склонность к дискуссионным путям решения задач, возрастает мотивация к учению. Все это делает обучение более увлекатель -ным, приводит к продуктивным результатам, что оказывает существенное влияние на формирование личности.

Вывод: анализ результатов эксперимента выявил многократные зависимости между развитием рефлексивной позиции учащихся в учении и предупреждением когнитивной депривации. Проведенный эксперимент подтвердил эффективность выбранной стратегии предупреждения когнитивной депривации учащихся. Результаты, показывающие повышение качества учения, отражены в табелях прогресса образова-тельных результатов школьника.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Бережнова Л. Н. Предупреждение депривации в образовательном процессе: Монография. СПб., 2000. С. 50.

2 Управление качеством образования в школе: Книга для учителя / Под общ. ред. Л. Н. Бережно-вой, Л. Б. Лаптевой. СПб., 2004. С. 29.

3 Там же. С. 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.