УДК 371
Nalgieva I.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior teacher, Department of Psychology of the Ingush State University (Magas, Russia),
E-mail: [email protected]
Bulueva Sh.I., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia),
E-mail: [email protected]
Abdullayeva N.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Technologies of Preschool and Additional Education,
Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: [email protected]
THE DEVELOPMENT OF REFLECTION IN PRESCHOOL CHILDREN AS A THEORETICAL PROBLEM. The article analyzes the scientific and pedagogical literature dealing with the formation of the term reflection, shows the role of reflection of teachers and their role in formation and development of reflection in preschool children. Watching videos of children's activities is especially important, where the child can see himself from the outside, his action, understand why it works or does not work, and on this basis figure out what to do next with this action, that is, to implement a reflexive output. The authors conclude that the development of reflection in children gives them an outlet for the results of activities, and then a reflexive way to change their own activities in accordance with new tasks. The teacher, participating in the reflective activity of the child, can become a means to start the formation of reflection already in preschool age. Reflection ensures human development, gives the possibility of detection and overcoming contradictions in solving emerging development problems, and, therefore, needs the formation and development of any person.
Key words: reflection, approaches, teacher, student, activities, early childhood education.
И.А. Нальгиева, канд. психол. наук, ст. преп., Ингушский государственный университет, г. Магас, E-mail: [email protected]
Ш.И. Булуева, канд. пед. наук, доц., Чеченский государственный университет, г. Грозный, E-mail: [email protected]
Н.А. Абдуллаева, канд. пед. наук, доц., Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала, E-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
Целью исследования было рассмотреть современные подходы к понятию «рефлексия». Дается анализ научной и педагогической литературы, рассматривающей вопросы становления данного термина, показана значимость рефлексии для педагогов; формирование и развитие рефлексии у дошкольников. Особенно в этом процессе помогает просмотр видеороликов деятельности детей, где ребёнок может увидеть себя со стороны, своё действие, понять, почему оно получается или не получается, и на этой основе понять, что делать дальше, то есть осуществить рефлексивный выход. Авторы делают вывод о том, что развитие у детей рефлексии открывает путь к результатам деятельности, а далее - к изменениям собственной деятельности в соответствии с новыми задачами. Педагог участвуя в рефлексивной деятельности ребенка, может стать средством для начала формирования рефлексии уже в дошкольном возрасте. Рефлексия обеспечивает развитие личности, даёт возможности обнаружения и преодоления противоречий в решении возникающих задач, следовательно, ее нужно формировать у каждого человека.
Ключевые слова: рефлексия, подходы, педагог, учащийся, деятельность, дошкольное образование.
Дошкольное образование находится сегодня в стадии глобального реформирования. В современном мире меняются представления о роли педагога в дошкольном образовании. На сегодняшний день это одна из ключевых проблем образования. Разработанное в ХХ веке дошкольное образование требует существенных изменений: ориентации на «голос ребёнка» в построении процессов обучения и воспитания, на его интересы, гибкого планирования образовательного процесса, ориентации на развитие инициативности и произвольности. Педагоги, которые работали на «отлично», знали, что, как и когда делать с детьми, умеющие составлять как календарные, так и перспективные планы, интуитивно чувствующие детей, но в то же время придерживающиеся своих планов, больше не могут работать, опираясь только на предшествующий опыт. Новые стандарты предъявляют новые требования к профессионализму воспитателя: способность ориентироваться в нестандартных ситуациях, давать возможность детям проявлять субъектность и инициативность в своём развитии, умение наблюдать и использовать данные наблюдения для построения индивидуальных образовательных траекторий детей дошкольного возраста и так далее. Новые педагогические и психологические исследования и разработки, запросы от родителей, изменение уровня родительской грамотности и компетентности, новые подходы к воспитанию детей, - всё это задаёт новые требования к образованию [1 - 6].
Акцент деятельности смещается с так называемой «солирующей педагогики» в сторону сотрудничества, поддержки детской инициативы, «голоса ребёнка», детской субъектности.
Обществу требуются новые кадры, детям требуются новые педагоги, новые воспитатели, такие, которые будут слышать «голос» ребёнка, опираться в своей работе на знания теории привязанности, смогут эмоционально поддерживать ребёнка в течение дня в детском саду, принимая не только его положительные эмоции, но и отрицательные, смогут использовать гибкое планирование, идя от образовательного запроса ребёнка, от его настроения, интереса, способностей и потребностей, с уважением отнестись и поддержать свободную деятельность детей. Как воспитать, сформировать, научить новое поколение воспитателей -это одна из ключевых задач современного профессионального педагогического образования.
В целом новые требования к педагогу состоят в том, чтобы уметь действовать не по шаблону, не по заранее и кем-то предписанному конспекту, а гибко, с учетом интересов детей и образовательных задач. Исходя из этого, возникает предположение о том, что ключевой характеристикой педагога должна стать рефлексия - умение оценивать эффективность своих действий и их корректировать, уже исходя из такой оценки [1, с. 118 - 120].
В современной психологической науке и педагогической практике происходят исследования, на основе которых меняется представление о детстве, развитии ребёнке, о его возможностях. Появляются дошкольные практики, которые направлены на развитие субъектности и инициативности ребёнка. Эти качества очень сложны для формирования и оценивания. Как создать среду, которая будет помогать ребёнку, направлять его развитие. Как создать инструменты для развития педагогов высокого уровня, которые смогут обеспечивать ребёнку возможности для его развития. Эти проблемы не новые, но на сегодня они стоят очень остро. При оценке развития ребёнка больший акцент делается на его результаты. Процесс достижения этих результатов в большей степени остаётся за пределами внимания педагогов и родителей. В этом случае очень важным качеством в оценке развития ребёнка становится рефлексия, которая ориентирована как раз на процесс.
Рефлексия как процесс, направленный внутрь человека, помогает понять свою деятельность, оценить, переоценить, изменить и улучшить ее стратегии. Рефлексия даёт возможность разделять психическое на познающее и познаваемое, что, в свою очередь, помогает конструировать его как предмет познания. Рефлексия позволяет обнаружить дефицит в собственной практике, спланировать шаги по его проработке и устранению, оценить полученный результат и сравнить его с критериями замысла, выделенными на этапе планирования. В конце происходит соотнесение полученного результата с замыслом. Если критерии замысел - результат совпадают, то строится следующий замысел, так называемый рефлексивный выход, если нет, то осуществляется корректировка по критериям, выделенным на этапе замысла, и цикл запускается заново. Таким образом, рефлексия - это цикличный процесс, позволяющий достичь замысла в соответствии с корректировкой результата по выделенным критериям [2, с. 168 - 174].
Одним из первых о рефлексии заговорил Дж. Локк. Он понимал рефлексию как «особую активность субъекта, направленную на осмысление собственного опыта». Фитхе и Гегель рассматривают рефлексию как инструмент преодоления складывающихся стереотипов, рефлексия, в их понимании, не просто самоанализ, а инструмент развития. То есть рефлексия - это возможность отойти от своего опыта, переосмыслить его для решения новых задач, она позволяет зафиксировать противоречия, которые появляются в процессе развития [3].
Достаточно подробно понятие рефлексии раскрывается в работах Дж. Дьюи. Он пишет: «Рефлексия перевертывает предмет с разных сторон и при разном освещении, так что не остается незамеченным ничего существенного - почти как перевертывают камень, чтобы посмотреть, какова нижняя сторона, и что он покрывает. Глубокомыслие на практике значит то же, что заботливое внимание;
занять ум предметом - значит, обратить на него внимание, озаботиться о нем. Говоря о рефлексии, мы, естественно, употребляем слова взвесить, обдумать, обсудить - термины, подразумевающие известное деликатное и добросовестное взвешивание показаний за и против» [3, с. 41]. Предметом, которым человек занимает ум, может быть и внутренние процессы, и внешние явления, и предметы, и действия. И тогда рефлексия представляет из себя процесс оценивания или переоценивания, осмысления или переосмысления того, на что направлен наш ум. В нашем исследовании нас будет интересовать то, как проявляется самооценка педагогического действия, каким образом студенты педагогического колледжа на практике сопоставляют собственные внутренние замыслы организации деятельности с детьми дошкольного возраста (в частности, проведение утреннего круга) с их внешней реализацией, могут ли они на основе этих данный построить рефлексивный выход.
Но с рефлексией человек не рождается. Это достаточно сложный психологический феномен, который формируется не сразу. Дж. Дьюи считает, что ум на каждой определённой стадии развития обладает собственной логикой. Для воспитания ума ребёнку необходим учитель. То есть участие взрослого в интеллектуальном воспитании ребёнка является той направляющей силой, которая позволяет оформить случайные интересы, спонтанно возникающие у ребёнка в его жизнедеятельности, в дисциплинированный ум. «Дисциплина ума является, таким образом, в действительности скорее следствием, чем причиной. Всякий ум дисциплинирован по отношению к тому предмету, в котором проявились независимая интеллектуальная инициатива и контроль. Дисциплина представляет оригинальные задатки, превращенные путем постепенного упражнения в действительные способности. Поскольку ум дисциплинирован, методический контроль в данном предмете настолько достигнут, что ум может обходиться без внешней опеки» [3, с. 45]. То есть задача взрослого в детском развитии уже в то время определялась в точной со-настройке с ребёнком, в способности понять и направить действия ума ребёнка по пути самостоятельного развития, исходя из понимания его внутренних потребностей, интересов и мыслительных процессов.
Эту же мысль поддерживает и развивает в своих исследованиях В.К. За-рецкий. Он пишет: «За трудностями и ошибками лежат неверные, неадекватные способы действия. Ошибка случайной не бывает. Случайно можно сделать правильно. А если допущена ошибка, то у нее всегда есть причина. И в общем виде эта причина заключается в том, что способы, которые сложились у человека, допустившего ошибку, недостаточно совершенны и адекватны тому заданию, которое выполнено с ошибкой. Рефлексия - процесс, который дает ребенку возможность «увидеть» свой способ, понять его связь с ошибкой, понять, что в нем нужно изменить, и выстроить новый способ. Сам он этого сделать не может, как нельзя вытащить себя из болота за волосы. Но с помощью взрослого, который своей активностью восполняет «рефлексивный дефицит» ребенка, может. Только на какое-то время взрослому нужно взять на себя функцию контролера, функцию «зеркала», функцию «аналитика», предварительно убеждаясь в том, что ребенок сам этих функций осуществить не может» [4, с. 19].
Продолжая и подтверждая эту мысль более современными исследованиями, нужно отметить работы авторов концепции развивающего обучения: В.В. Давыдова. Д.Б. Эльконина, ГА. Цукерман и других [6]. Здесь можно провести параллель с современными прогрессивными педагогическими сообществами, показывающими свой новый опыт коллегам и другим коллективам, командам. Причём это опыт ежедневной работы, а не специально подготовленные и отрепетированные с детьми показательные мероприятия. То, как педагоги работают изо дня в день. Когда новые практики, новый опыт обсуждаются в кругу педагогов,
Библиографический список
что позволяет найти рефлексивные моменты гораздо более глубокого содержания. Так называемая рефлексия «от другого»: думая вместе, получается понять многое про себя [5].
Исследования по развитию рефлексии у детей в более раннем возрасте сегодня в стадии становления. В целом эксперименты Г.А. Цукерман показали, что шестилетние дети при специальном обучении могут демонстрировать так называемые хвостики рефлексии, ее зачатки. Собственно рефлексия в полном понимании в дошкольном возрасте не рассматривается, потому что для дошкольника очень сложно признать своё незнание, лежащее в основе рефлексии. При целенаправленной, планомерной работе взрослого с детьми дошкольного возраста, при организации совместной деятельности детей в парах или в подгруппах возможно возникновение зачатков рефлексии, когда ребёнок начинает осознавать, что у него получается или не получается, как осуществить рефлексивный выход, то есть найти пути решения устранения собственного незнания, неумения.
На сегодняшний день можно увидеть, как в дошкольной практике, как зарубежной, так и отечественной, используют возможности рефлексивного подхода в развитии детей и формировании у них рефлексии. Например, изучая зарубежные дошкольные практики, стоит остановиться на опыте садов Enji Play. Свободная игровая деятельность сопровождается взрослыми. Задача взрослого - наблюдать: «опустить руки, закрыть рот, открыть глаза». Педагог ведёт видео- и фотосъёмку, пока дети в свободной деятельности что-либо делают В дальнейшем эти материалы распечатываются и фото развешиваются на уровне глаз детей, видео просматривается с детьми, идёт обсуждение, дети изображают схемы/ рисунки, того, что они сегодня делали. Схемы и рисунки также развешиваются для того, чтобы все могли их рассматривать. Дети могут смотреть, думать, предлагать решения, обсуждать, что сделать, например, чтобы замысел, который не получился сегодня, реализовался завтра. Можно сказать, что тут пока рефлексия внешняя, она идёт при организации педагога. Педагог используя средства (видеозаписи и фото детской деятельности, детские схемы и рисунки), помогает детям осознать процесс их деятельности, найти те моменты, которые ребёнок понял и освоил, и обращает внимание на дефициты ребёнка, а дальше, в совместном обсуждении с другими детьми рождается новое знание: выходит на новый уровень осознания, придумывания, создания новой нормы деятельности.
То есть можно отметить, что при помощи взрослого, организующего групповое, совместное обсуждение прошедшей деятельности, дети дошкольного возраста способны рефлексивно оценивать свою деятельность, видеть дефициты в ней и пути выхода из ситуаций затруднения. Особенно в этом процессе помогает просмотр видеороликов деятельности детей, где ребёнок может увидеть себя со стороны, своё действие, понять, почему оно получается или не получается, и на этой основе придумать, что делать дальше с этим действием, то есть осуществить рефлексивный выход. Обсуждения ведутся и с родителями, и между педагогами. Но тут уже обсуждается, насколько идёт развитие ребёнка, где есть изменения, как меняется ребёнок в процессе деятельности в детском саду.
Таким образом, развитие у детей рефлексии даёт им выход на результаты деятельности, а далее рефлексивный выход - на изменение собственной деятельности в соответствии с новыми задачами. Педагог участвуя в рефлексивной деятельности ребенка, может стать средством для начала формирования рефлексии уже в дошкольном возрасте. Рефлексия обеспечивает развитие личности, даёт возможности обнаружения и преодоления противоречий в решении возникающих задач, следовательно, нуждается в ее формировании и развитии у любого человека.
1. Бекова М.Р Рефлексивная позиция педагога-психолога как философская и психолого-педагогическая проблема. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 1 (74): 118 - 120.
2. Бекова М.Р Сущность и содержание термина «рефлексия» как философской и психолого-педагогической проблемы. Современные педагогические технологии профессионального образования: сборник статей. 2018: 168 - 174.
3. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Перевод с английского Н.М. Никольской. Москва: Совершенство, 1997.
4. Зарецкий В.К. Как учителю работать с неуспевающим учеником: Теория и практика рефлексивно-деятельностного подхода. Москва: Чистые пруды, 2011.
5. Проект Варенье. Университет детства при поддержке Рыбаков фонда. 2019 - 2020. Available at: http://www.doshkolka.rybakovfond.ru/varenie
6. Шиян О.А., Журавлева С.М., Зададаев С.А. и др. Развитие рефлексии в рамках педагогической практики будущих воспитателей: обзор современных подходов. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: педагогика и психология. Педагогическое образование. 2019; № 4 - 50: 25 - З6.
References
1. Bekova M.R. Refleksivnaya poziciya pedagoga-psihologa kak filosofskaya i psihologo-pedagogicheskaya problema. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 118 - 120.
2. Bekova M.R. Suschnost' i soderzhanie termina "refleksiya" kak filosofskoj i psihologo-pedagogicheskoj problemy. Sovremennye pedagogicheskie tehnologii professional'nogo obrazovaniya: sbornik statej. 2018: 168 - 174.
3. D'yui D. Psihologiya ipedagogika myshleniya. Perevod s anglijskogo N.M. Nikol'skoj. Moskva: Sovershenstvo, 1997.
4. Зareckij V.K. Kak uchitelyu rabotat' s neuspevayuschim uchenikom: Teoriya i prakíika refleksivno-deyatel'nostnogo podhoda. Moskva: Chistye prudy, 2011.
5. Proekt Varen'e. Universitet detstva pripodderzhke Rybakov fonda. 2019 - 2020. Available at: http://www.doshkolka.rybakovfond.ru/varenie
6. Shiyan O.A., Zhuravleva S.M., Zadadaev S.A. i dr. Razvitie refleksii v ramkah pedagogicheskoj praktiki buduschih vospitatelej: obzor sovremennyh podhodov. VestnikMoskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: pedagogika i psihologiya. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2019; № 4 - 50: 25 - З6.
Статья поступила в редакцию 10.02.21