Научная статья на тему 'Особенности музыкальной рефлексии старшего дошкольника как психолого-педагогическая проблема обучения учителя'

Особенности музыкальной рефлексии старшего дошкольника как психолого-педагогическая проблема обучения учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1061
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ДОШКОЛЬНИКИ / МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / РЕФЛЕКСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / A MUSICAL REFLECTION / PRESCHOOL CHILDREN / IT IS MUSICAL-ESTHETIC EDUCATION / REFLECTIVE GAME TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колышева Т. А., Павлова Л. А.

В статье рассматриваются возрастные психологические особенности рефлексии дошкольников в процессе музыкально-эстетического воспитания. Выделяются компоненты. Уровни развития музыкальной рефлексии детей. Приведены активные методы и технологии ее развития у дошкольников в подготовительном классе детской музыкальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колышева Т. А., Павлова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF A MUSICAL REFLECTION OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILD AS A PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL PROBLEM OF TRAINING OF THE TEACHER

In article age psychological features of a reflection of preschool children in the course of is musical-esthetic education are considered. Components, levels of development of a musical reflection of children are allocated. Active methods and technologies of its development in preschool children in preparatory classes of children's music school are resulted.

Текст научной работы на тему «Особенности музыкальной рефлексии старшего дошкольника как психолого-педагогическая проблема обучения учителя»

УДК 78+37

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

© 2011 Т.А.Колышева, Л.А.Павлова

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 15.11.2011

В статье рассматриваются возрастные психологические особенности рефлексии дошкольников в процессе музыкально-эстетического воспитания. Выделяются компоненты. Уровни развития музыкальной рефлексии детей. Приведены активные методы и технологии ее развития у дошкольников в подготовительном классе детской музыкальной школы.

Ключевые слова: музыкальная рефлексия, дошкольники, музыкально-эстетическое и нравственное воспитание, рефлексивные технологии.

Механизмом личностного развития и саморазвития человека является рефлексия. В психологии рефлексивность понимается как способность личности выходить за пределы собственного «Я», осмысливать, изучать, анализировать окружающий мир, искусство, события и поступки людей. Одновременно рефлексия - глубинное самопостижение, выявление своих психических возможностей. Вне рефлексии нет полноценного личностного развития. Рефлексивная практика глубоко проникла в современный педагогической процесс. Обучение на основе анализа опыта рефлексии эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе - это «всегда порождение нового знания в сознании индивида»1.

В своем исследовании мы поставили цель теоретически обосновать и апробировать технологию развития рефлексивных способностей дошкольников в процессе формирования этико-эстетических идеалов. Искусство, музыка обладают огромными воспитательными возможностями в формировании эстетической рефлексии. Начиная с периода дошкольного детства, ребенок осмысливает своё отношение к миру, предметам, искусству и социальной действительности, учится понимать себя и других людей. Рефлексия - сложный многоуровневый процесс. И.Н.Семенов и С.Ю.Степанов выделяют три уровня развития рефлексии: 1) операциональный, 2) предметный и 3) личностный. Авторы считают, что в дошкольном возрасте формируется собственная отдаленность, преобладает в основном операционный уровень рефлексии, в младшем

Колышева Татьяна Александровна, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: Ksd9@rambler. ru Павлова Любовь Александровна, аспирант. E-mail: pa lyubov@mail.ru

1 Степанов С.Ю., Семёнов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. - 1985. - №3. - С. 31 - 40.

школьном возрасте — интеллектуальная рефлексия, а в подростковом возрасте — личностная рефлексия2.

У современных детей резко возросли интеллектуальные, информационные, коммуникативные и волевые способности, что расширяет горизонты рефлексивной деятельности, начиная с периода дошкольного детства. На операционном уровне дошкольник осваивает навыки слушания, умения понимать, воспринимать поставленную перед ним задачу и действовать в соответствии с ней. Рефлексия, как и любые способности человека, формируется в деятельности, которая выступает условием становления рефлексии. Осмысление ребенком оснований собственной деятельности является продуктом развития познания, воли, внимания, памяти, мышления, всей его личности. Второй или предметный уровень рефлексии свидетельствует об умении ребенка выявлять сущность предметного мира, законов его функционирования также доступен старшему дошкольнику. На данном уровне дошкольник начинает овладевать методами познания. Анализируя механизмы личностного развития дошкольника, Л.В.Трубайчук пишет: «Достигнув этой позиции, ребенок делает знание своим орудием, а воля к выполнению деятельности становится внутренним механизмом ее совершения. Таким образом, развитие сознания ребенка идет послойным «наращиванием» рефлексивных уровней: в ходе своего развития ребенок рефлексирует прежде всего внешние воздействия, потом познавательные и, в конечном счете, личностные качества, изменяя их посильно своему возрасту»3.

2 Там же.

3 Трубайчук Л. В. Механизмы личностного развития дошкольника // Начальная школа плюс до и после. -2006. - №7. - С.3.

Музыкальные занятия раскрывают перед ребёнком новые возможности рефлексионного механизма, главным образом потому, что добавляют важную, особенно для детей старшего дошкольного возраста - эмоциональную составляющую: осмысление на базе чувственного опыта, проектирование под воздействием эмоциональных переживаний, регулирование, обращенное к чувствам и переживаниям. Широко известно крылатое выражение Б.М.Теплова «Музыка - эмоциональное познание мира». Великий Л. ван Бетховен утверждал: «Музыка - посредница между жизнью ума и жизнью чувств»4. Без эмоциональной окраски - рефлексия бедна и мало результативна. Именно благодаря своей эмоциональности музыка способствует глубине рефлексирования, ведь «...единственно звук способен не только непосредственно выражать переживания, но и возбуждать их в другом. Музыкальное звучание, ритмоинтонационно организованное, имеющее определённый тембр и силу, становится инобытием человеческого переживания и одновременно диалогическим обращением к другим людям, призывом разделить его, заразиться им, душевно приобщиться к нему»5.

Потенциал технологий рефлексии практически неисчерпаем. Рефлексия перманентна. В масштабах человечества она бесконечна. Последний результат рефлексии - зародыш нового рефлексивного процесса6. М.К.Мамардашвили утверждал: «Мы каждый раз фактически удваиваем мир: сначала в нас что-то родилось, потом мы пользуемся вторично своими собственными состояниями, чтобы рассмотреть их в связи с каким-то предполагаемым предметным или причинным на нас воздействием. Это можно назвать «рефлексивной картиной» или «зеркалом», так как все наши предметные картинки спроецированы как бы в зеркале. Без рефлексии мы вообще не имели бы никаких внешних предметов. Мы полагаем или задаем их рефлексивным актом по отношению к испытываемому ощущению. Здесь сознание себя, рефлексивное сознание обязательно»7.

Музыкально-дидактические игры помогают детям осмыслить многие музыкальные термины, понятия и закономерности. Приведем несколько конкретных примеров. В сюите Э.Грига «Пер Гюнт» особым интересом у детей пользуется

4 Энциклопедия афоризмов: Мысль в слове / Э.Борохов. - М.: 2003. - С.291.

5 Каган М.С. Музыка в мире искусств // Сов.музыка. - 1987. - №1. - С.30.

6Кашлев С. С. Современные технологии педагогического процесса. - М.: 2002. - С. 95.

7 Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. - М.: 2001. - С.131.

музыкальный номер «В пещере горного короля». Эдвард Григ почти зримо изобразил сцену, как в пещеру Горного короля пришли сказочные гномы и тролли. Они собираются там постепенно. Много раз назойливо и упрямо повторяется один и тот же мотив. Учитель предлагает детям: «Послушайте и обратите внимание, как меняется характер и динамика музыки, несмотря на то, что мотив все время одинаковый». Детям раздаются карточки «форте» и «пиано». Их задача, когда будет звучать тихая музыка, поднимать значок «пиано», а когда громкая - значок «форте». Дети учатся анализировать на основе рефлексии музыкальную динамику, штрихи, тембры.

Музыкально-дидактическая игра «Качели». Дети получают карточки с изображением качелей - верхние и нижние качели отличаются по цвету. Звучит песня «Качели» Е.Тиличеевой. Дети показывают, где сейчас качели - вверху или внизу. Дети учатся различать высоту звуков и понимают, что от высоты звуков зависит динамические оттенки, тембральные краски музыки.

Музыкально-дидактическая игра «Три кита». Детям раздаются красочные коробочки с картонными палочками, на каждой нарисован один кит - синий, зелёный или красный. Каждая из этих палочек становится волшебной, когда звучит её родная мелодия. Зазвучит - песня - оживет красная палочка. Зазвучит - танец -оживет синяя палочка. Зазвучит - марш -оживет зеленая палочка. Звучит мелодия, и дети выбирают нужную палочку и дирижируют в такт музыке

На уроке «Свет любви к Родному краю» дети узнают, как огромна наша страна и как многонационально ее искусство. В России живёт много народностей. Каждый народ имеет свою музыку. Дети слушают народную музыку и познают её особенности, усваивают в танце незатейливые правила народных хороводных игр, разучивают и исполняют танец с атрибутными голубями (песня «Моя Россия» слова Н.Соловьевой, музыка Г.Струве). Затем проводится целенаправленная беседа на выявление уровня детской рефлексии. Детям предлагается закончить предложение «Если скажут «Родина» - в памяти встаёт...». Учитель задает вопрос: О чём вы сразу думаете, какие музыкальные впечатления сегодняшнего урока вспоминаете?

На тематическом уроке «Образ моря в искусстве» используется специальная технология развития способности детей к эмоциональной рефлексии: на столе у преподавателя макет -«острова эмоций». Детям раздаются сложенные способом «оригами» кораблики (можно приготовить их вместе с детьми). Преподаватель

предлагает каждому оценить своё пребывание на музыкальном чудо - острове. Какой это был для него остров - остров Радости, Грусти, Тревоги или Воодушевления? Можно придумать и свой эмоциональный остров. Дети размещают свои кораблики на выбранном «острове». Для каждого острова подбирается яркая эмоционально окрашенная музыка.

Старшие дошкольники посильно возрасту уже способны оценить свои личностные качества. В цикле уроков «Красота человека в искусстве» и «Уроки вежливости, культура поведения» после прослушивания музыки, отражающей характеры людей, мы используем методику музыкальной рефлексии. На столе учителя планшет - «Планеты хороших черт характера». Детям раздаются пластмассовые буквы из набора. Кто считает, что ему не хватает смелости, летит на планету «Смелость» и оставляет там свою букву. Каждый положит свою букву на заветную планету («Самостоятельность», «Дружелюбность», «Отзывчивость», «Справедливость») и постарается приобрести желаемое качество хорошего человека.

На уроке «Музыканты смеются. Скерцо в музыке» дети учатся рефлексии на юмор в музыке и одновременно осваивают элементы пластического (телесного) интонирования. Они слушают шутливое «скерцо» композитора М.П.Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из цикла «Картинки с выставки»). Странные звуки: то ли писк, то ли чирикание, то ли подпрыгивание, или это на самом деле проклевываются из яйца цыплята? Весело танцуют под музыку «Шутки» Иоганна Себастьяна Баха. Играют в музыкальную игру «Озорные детишки» («Детский галоп» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»). Дети ходят под музыку, на аккорд-акцент делают прыжок и замирают в забавных позах, принимая самый непринужденный вид.

Метод рефлексии используется учителем постоянно, когда в коротких беседах дети пытаются дать ответы на важнейшие для их развития вопросы: Где я вижу красоту? Что именно я считаю красивым? Какая музыка для меня прекрасна? Где я видел красоту природы? Что прекрасного я наблюдал в окружающем меня мире? Какое самое красивое моё собственное эстетическое творение? Какое качество человека ценно для меня?

У дошкольника развитие музыкальной рефлексии осуществляется согласно общим психическим закономерностям развития деятельности, сформулированным А.Н.Леонтьевым: мо-

тив, операции, способы осуществления деятельности, продукт деятельности8.

В процессе экспериментальных музыкальных занятий мы могли наблюдать и проанализировать какие компоненты музыкальной рефлексии характерны для дошкольников. Так, например, эмоционально-чувственный компонент свидетельствует о проявлении у детей под воздействием музыки положительных или отрицательных эмоций, будь то радость, огорчение, чувство разочарования, воодушевление, успех. По нашим многолетним наблюдениям музыка воистину творит чудеса. Так, после просмотра балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» дети раскрываются в проявлениях лучших чувств сопереживания героям сказки. Мотивационный компонент свидетельствует насколько деятельность оказалась личностно значимой для детей, каковы её внешние и внутренние мотивы. Учитель продумывает и определяет в плане урока мотивационную внешнюю составляющую собственной музыкально-педагогической деятельности.

Появление качественных фиксированных состояний у детей характеризует уровни развития музыкальной рефлексии. Потребностно-пассивное состояние свидетельствует о низком уровне, в то время как желание деятельности, интерес к общим играм, самостоятельность в выполнении заданий, стремление к саморазвитию выявляют активное состояние ребенка на занятиях, высокий уровень развития музыкальной рефлексии. Особое внимание педагога-музыканта занимает сфера музыкальных интересов детей. Учителю необходимо знать и учитывать в своей работе, какие интересы появились у ребенка в этом возрасте, на что они направлены, каков уровень музыкальных интересов, какая музыка вызывает искреннюю ответную реакцию дошкольника. Анализируя сферу ценностных ориентаций дошкольников, педагог выясняет, какая музыка представляет личностную ценность для ребенка, как под воздействием занятий обогатился спектр музыкально-эстетических ценностей, в чем конкретно это проявляется на уроках, какой этико-эстети-ческий идеал формирует музыка.

Наибольшую трудность для дошкольника представляет сфера сознания. В этом возрасте ребенок только начинает овладевать способностью рассматривать и оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности, т.е. овладевать рефлексией. Рефлексия самооценки трудна для ребёнка-дошкольника, но только она дает ребенку опору как личности, помогает

8 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: 2005. - С. 341.

выявить сильные стороны, индивидуальные качества, которые станут стержнем личностного роста, определят его дальнейший путь, избавят от постоянной зависимости от взрослого в реальных жизненных ситуациях.

Как известно способность к рефлексии, в том числе и музыкальной, формируется и развивается у детей при выполнении действий контроля и оценки. Осознание ребенком смысла и содержания собственных действий становится возможным только тогда, когда он умеет самостоятельно рассказать о своем действии, подробно объяснить, что и для чего он делает. Хорошо известен тот факт, что, объясняя что-либо другому, ученик, а иногда и сам учитель, лучше понимает то, что объясняет, т.е. предмет своей рефлексии. Дидактически верно при обучении любому умению, навыку требовать от ребенка не только самостоятельно и правильно выполнять действие, но и словесно комментировать этот процесс. Для этого ребенку следует задавать вопросы о том, что он делает, почему делает именно так, а не иначе, почему его действия правильные. Экстраполируя данную технологию на процесс освоения детьми музыкальной деятельности, будь то исполнение или восприятие музыки, алгоритм музыкальной рефлексии содержит последовательность шагов: сначала учитель выясняет для себя, что произойдет со знаниями учащихся в процессе освоения конкретного музыкального произведения, далее он ставит перед детьми задачу осмысления, понимания почему именно это музыкальное произведение стало предметом изучения, произошли ли наращивание, углубление, систематизация знаний, что нового узнал ребёнок - какие умения появились, как изменился уровень умений, что уточнил, что изменил в эстетическом представлении, а в дальнейшем эти умственные действия ребенок выполняет самостоятельно.

Здесь очень важны моменты уроков творчества: совместной коллективной деятельности, пения, выполнения творческих заданий, импровизации, элементарного музыкального сочинительства, игр, музыкальных инсценировок, драматизаций, подвижных музыкальных игр. Рефлексивная деятельность позволяет ребенку осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые проявляются из анализа его деятельности и ее продуктов, правда в полной мере это произойдёт только к подростковому возрасту. Но ростки прорастают в 5 - 7 летнем возрасте, когда психика ребёнка обладает уникальной сензитивностью, т.е. характерологической особенностью, проявляющейся в повышенной чувствительности к происходящим событиям. И это облегчает педаго-

гические задачи, давая возможность по эмоциональным реакциям проследить, как те или музыкальные идеалы становятся для детей значимыми. Согласно теории Л.С.Выготского старший дошкольный возраст - это особый период онтогенеза. Именно здесь проявляется ценность «нормативного кризиса семи лет», когда ребёнок уже осознаёт себя как личность. Компоненты музыкальной рефлексии в том или ином качестве присутствуют у старшего дошкольника и прекрасно поддаются развития и умелой педагогической коррекции.

Анализируя деятельностный компонент музыкальной рефлексии дошкольника, учитель ищет ответы на вопросы: Какую деятельность это взаимодействие активизирует, какую корректирует, от какой заставляет отказаться? Насколько занятия обогащают опыт музыкальной деятельности? Произошло ли у ребенка осознание своей деятельности по эстетическому освоению мира? Осознает ли он себя субъектом взаимодействия с учителем? Как изменилась «Я-концепция», система представлений о себе, самооценка ребенка в процессе музыкально-эстетической деятельности? Арсенал педагогических средств, среди которых важнейшие функции выполняют похвала, одобрение, стимулирование активности, создают культурно-образовательную среду урока искусства, способствуют успешности, увлеченности дошкольников в изучении и освоении прекрасного и доброго. Именно в этот возрастной период педагогу необходимо максимально использовать воспитательные преимущества классического искусства, его образы и образцы, аккумулирующие основные общечеловеческие этико-эстетические идеалы, понятия и представления, которые должны стать ведущими ориентирами на всём пути жизненной рефлексии растущего человека.

Музыка постоянно выступает предметом рефлексии старшего дошкольника. В музыкальной школе главная задача педагога - воздействовать через музыку на нравственность ребенка, поскольку никто и ничто не заменит роли великого искусства музыки в воспитании чувств. В качестве приема активизации музыкальной рефлексии школьников А.Ф.Лобова предлагает ведение музыкального дневника9. Однако для старших дошкольников, которые только осваивают навыки чтения и письма этот способ неприемлем. Современный урок позволяет учителю вводить элементы ИКТ как на занятиях в классе, так и в процесс выполнения домашних заданий. Использование магнитофона или диктофона сотового телефона для запи-

9 Лобова А.Ф. Аудиальное развитие детей. Учеб. пособ. для педагогов. - Екатеринбург: 1999. - С.112.

си музыкальных впечатлений ребенка о театральных спектаклях, концертах, музыкальных передачах по радио и телевидению, музыкальных фильмах может компенсировать метод ведения дневника, заменив его методом интервью. Хорошо, если в его осуществлении ребенку помогут родители. Особенно важно, чтобы музыкальные впечатления были получены ребенком вместе с взрослыми и обсуждались в семье. Педагог и ученик, действуя совместными усилиями, создают педагогическое взаимодействие -фон рефлексии.

Несмотря на субъективный характер оценки, аналитическая работа помогает учителю методом сравнения изучать, корректировать содержание и методику проведения урока по определенной теме, учитывая контингент воспитанников, их интересы, индивидуально-личностные особенности, задачи обучения. В контексте нашего исследования особым видом профессионального творчества учителя выступает рефлексивный анализ. Он направлен на осмысление и оценку (самооценку) своей деятельности при решении многообразных задач музыкально-эстетического воспитания, и одновременно является средством постижения учителем особенностей собственного отношения к музыке, искусству, детям. Благодаря рефлексивному анализу педагог осмысливает противоречия между знаниями, способами действия, методами обучения, воспитания и результатами практической деятельности - сформированными у дошколь-

ников музыкально-эстетическими способностями, интересами, этико-эстетическими идеалами. Особую роль в самоанализе играет личностный оперативный опыт учителя. Создание педагогом программы действий, поиск оптимальных способов взаимодействия с дошкольниками, активных методов воздействия музыки на детей требует от учителя умения увидеть педагогическую ситуацию глазами «другого», глазами ребенка, активизирует интуицию, прогнозирование, творческое мышление учителя для перестройки способов деятельности. В процессе профессионально-личностной рефлексии происходит целостное осознание педагогом ценностного и личностного смысла музыки для ребенка. Умение учителя встать в позицию современного дошкольника, увидеть урок его глазами и на этой основе отобрать эффективные приемы и методы эстетического воздействия, воспитания и обучения, а также музыкальные произведения, эмоционально близкие, понятные детям по образам, тематике становится залогом успеха в становлении их этико-эстетических идеалов.

Таким образом, профессионально-личностная рефлексия учителя, направленная на активизацию музыкальной рефлексии старших дошкольников в процессе освоения мира художественных впечатлений, способствует творческому совершенствованию учебного процесса в детской музыкальной школе и поиску оптимальных путей музыкального, эстетического и, конечно, нравственного развития детей.

FEATURES OF A MUSICAL REFLECTION OF THE SENIOR PRESCHOOL CHILD AS A PSIHOLOGO-PEDAGOGICAL PROBLEM OF TRAINING OF THE TEACHER

© 2011 T.A.Kolysheva, L.A. Pavlova" Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

In article age psychological features of a reflection of preschool children in the course of is musical-esthetic education are considered. Components, levels of development of a musical reflection of children are allocated. Active methods and technologies of its development in preschool children in preparatory classes of children's music school are resulted.

Keywords: a musical reflection, preschool children, it is musical-esthetic education, reflective game technologies.

Tatyana Aleksandrovna Kolysheva, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: Ksd9@rambler. ru Ljubov Aleksandrovna Pavlova, the post-graduate student. E-mail pa lyubov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.