Литература
1. Абдуллаева М. Об особенностях уроков выразительного чтения в начальных классах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2013. № 2 (13). С. 23-25.
2. Колганова Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников // Вестник ТГУ, 2013. № 3 (119). С. 106-111.
3. Короткова Н. В. Системный подход к обучению чтению на уроках русского языка // АРЯЮШ. Серия: Гуманитарные науки, 2013. № 1. С. 15.
Развитие речи учащихся младших классов на уроках русского языка при изучении синонимов Крылова А. С.
Крылова Анастасия Сергеевна / Krylova Anastasiya Sergeevna - студент, кафедра дошкольного образования, факультет начального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
Аннотация: в статье рассматривается теоретический аспект формирования связной речи младших школьников. Одним из средств является работа с синонимами. Abstract: the article deals with the theoretical aspect of formation of coherent speech of younger students. One means is to work with synonyms.
Ключевые слова: образование, русский язык, синонимы, младшая школа. Keywords: education, Russian language, synonyms, Junior school.
В современном обществе наиболее востребованным является качественное владение навыками коммуникации среди всех возрастных категорий. Развитие данного умения берет свое начало в младшем звене школьного образования и совершенствуется на протяжении всего процесса обучения в школе. Русский язык, как дисциплина, предоставляет возможность младшему школьнику системно, глубоко и подробно познакомится с закономерностями и особенностями родной речи, приобретать и совершенствовать словарный запас, тем самым создавая предпосылки для грамотной и красивой речи.
Работа над синонимами в начальной школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса обучающихся. Несмотря на то, что обучающимся не предоставляются глубокие теоретические сведения о синонимах, однако практическая работа с синонимами, наблюдения над ними способствуют формированию общего представления, а также доступного способа разнообразить свою речь [1, с. 27].
Речевая деятельность требует от младшего школьника новых достижений в развитии речи, создает новые условия для разностороннего развития ребенка. В школьном возрасте обучающиеся пользуются всеми основными формами речи. В учебной деятельности ребенок учится излагать свои мысли связно и логично, как в устной, так и в письменной речи.
По основной образовательной программе обучающиеся должны овладеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Безусловно, в процессе обучения и формирования, важно, как именно будет выстроен процесс усвоения основных норм на уроке.
Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:
• обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий между словами-синонимами;
• подбор синонимов, которые могут служить заменой данному, и выяснение оттенков значений, различий употребления;
• специальные упражнения с синонимами (градация синонимов и др.);
• активизация синонимов, т.е. их использование в связной речи;
• исправление речевых ошибок: замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте [2, с. 45-50].
Использование синонимов как средство развития речи младших школьников затрагивает сразу несколько аспектов:
• На подготовительном этапе (2 класс) у учащихся формируются понятия о словах-синонимах и словах-антонимах (с введением терминов).
• На (основном) этапе в 3-ем классе на уроках русского языка продолжается изучение синонимов. Вводится понятие синонимического ряда.
• На этапе систематизации знаний и умений в 4-ом классе проводится работа по углублению полученных лексикологических знаний и умений [3, с. 140 - 156].
На всех этапах проводится целостная и систематическая работа по развитию речи Таким образом, работа по обогащению словарного запаса и грамматического строя языка на уроках русского языка в начальной школе разнообразна и многоаспектна. А так как в начальных классах специально не изучаются такие разделы, как «Лексикология», «Стилистика», весьма элементарно представлен синтаксис, то основная нагрузка по вышеназванным направлениям развития речи ложиться на морфологию. Приведенные формы работы над развитием речи учащихся служат целям расширения и обогащения словаря учащихся, но именно на уроках русского языка, предоставляется возможность средствами языка приобретать знания об окружающем их мире природы и общества, наблюдать, думать и выражать в правильной словесной форме мысли о виденном, слышанном, прочитанном, пережитом.
В разделе школьного курса «Лексикология» слово становится объектом пристального внимания во всей полноте своих значений и созначений. Поэтому именно в процессе обучения учащихся 4-ого класса лексике родного языка считается целесообразным вести работу со словом, как носителем и хранителем духовной культуры народа.
Изучение синонимов в начальной школе не только дает лингвистические знания школьникам, но и позволяет показать учащимся богатство и красоту родного слова, расширяет и углубляет знания обучающихся о жизни русского народа, о русской культуре.
Литература
1. Богусловская Н. Е., Капинос В. И., Купалова А. Ю. и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя, М.: «Просвещение», 2009. 176 с.
2. Львов М. Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. 248 с.
3. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н. Е. Богусловская, В. И. Капинос, А. Ю. Купалова и др.; Под ред. Т. А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Просвещение», 2008. 240 с.
4. [Электронный ресурс]: Развитие связной речи младших школьников. Режим доступа: https ://docviewer.yandex. ш/?ш!=Ьф%3 A%2F%2Fshigaeva. m%2Fdoc%2F1. doc&name=1.doc&lang=ru&c=57338aaefbb1/ (дата обращения: 26. 05.2016).