Научная статья на тему 'Методология обучения выразительному чтению'

Методология обучения выразительному чтению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1461
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ / EXPRESSIVE READING / НАВЫК / ФОРМИРОВАНИЕ / SKILL FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харламова Татьяна Дмитриевна

В статье представлены принципы и элементы методологии обучения выразительному чтению. Выявлена взаимосвязь между элементами, представлена стратегическая важность формирования навыка выразительного чтения для будущего развития учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология обучения выразительному чтению»

1. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. [Электронный ресурс]: Е. А. Александрова // Институт системных исследований и координации социальных процессов. URL: http://isiksp.ru/yrarbil/avordnaskela_ea/skela-000001.html/ (дата обращения: 01.06.2015).

2. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е. А. Александрова. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]: Российская газета. Федеральный выпуск № 5976. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html/ (дата обращения: 01.06.2015).

Методология обучения выразительному чтению Харламова Т. Д.

Харламова Татьяна Дмитриевна / Kharlamova Tatyana Dmitrievna - студент, общеинститутская кафедра психологии образования, Институт педагогики и психологии образования Московский городской педагогический университет, г. Москва

Аннотация: в статье представлены принципы и элементы методологии обучения выразительному чтению. Выявлена взаимосвязь между элементами, представлена стратегическая важность формирования навыка выразительного чтения для будущего развития учащихся.

Abstract: the article presents the principles and elements of the methodology of teaching expressive reading. The interrelation between the elements, represented by the strategic importance of creating expressive reading skills for the future development of students.

Ключевые слова: методология, обучение, выразительное чтение, навык, формирование.

Keywords: methodology, training, expressive reading, skill formation.

Чтение является приобретенным навыком и содержит в себе несколько компонентов, а именно: правильность, осознанность, выразительность, беглость. Выразительное чтение формирует правильное понимание предмета чтения, дает осмысленные образы и возможность уловить эмоциональный сюжет произведения.

Выразительное чтение успешно развивает воображение, является доступным и эффективным средством к развитию речи, повышает содержательный и идейный смысл произведения [3, с. 15].

Чтение относится к речевой деятельности и имеет следующую структуру:

1) мотивация: причина для развития навыков чтения, желание узнать что-то новое;

2) планирование: исследование и организация, ознакомление с содержанием, предвкушение чтения, исследование темы;

3) исполнение: интеллектуальная обработка текста, осмысление написанного, понимание.

Исходя из структуры, можно сказать, что понимание написанного является ключевой целью выразительного чтения. Заключение мысли, вывод, формирование собственного отношения к произведению являются основой формирования личности, которое происходит за счет правильной обработки текста и содержащихся в нем знаков препинания.

Необходимые навыки чтения при работе с текстом включают в себя:

- ритм чтения;

- паузы;

- ударения силу;

- темп голоса;

- тон;

- интонацию.

Главное значение в методологии обучения выразительному чтению является дикция, правильное произношение. В формировании правильного произношения большую методологическую и функциональную роль играют скороговорки, поговорки, пословицы. Произношение скороговорок тренирует речевой аппарат, развивает дикцию, делает речь быстрой и четкой.

Не менее важны при обучении выразительному чтению паузы, которые создают эмоциональный окрас сюжета. Они бывают логическими, накладывающими смысловой фактор и психологическими, обуславливающие эмоцию, чувства.

Технические аспекты методологии обучения состоят из способа и скорости чтения, динамики чтения. Психологи во время исследования процесса чтения, выявили взаимную связь между всеми этими элементами. Способы чтения детей, приходящих в начальную школу, у всех разные. Одни используют технику слогового чтения, другие - слогового и целыми словами, третьи обладают навыками чтения словами, группами слов. Несовершенство техники чтения становится причиной сокращения скорости чтения.

Главной методологической задачей преподавателя в свете такой разности уровней подготовки младших школьников становится работа с каждым учеником на его уровне для последующего перехода к более совершенному овладению навыком выразительного чтения [2, с. 107]. Важнейшим принципом такой технической стороны подготовки является последовательность.

Из преодоленных этапов по сложности и овладения техникой выразительного чтения формируется динамика чтения, которая фиксируется преподавателем.

Техническая сторона методологии обучения выразительному чтению состоит также в правильности чтения, которое предполагает безошибочность - отсутствие пропусков, замен, искажения. Для этого необходимо развивать сознательность у читающих, то есть развивать речь. Это необходимое условие для обучения выразительному чтению, которое перекликается с уровнем психологического, эмоционального развития читающего. Необходимо, чтобы ребенок обладал некоторым опытом и знаниями, чтобы понимать общие тенденции произведения в изменении его эмоционального фона.

Методология обучению навыкам выразительного чтения предполагает автоматизацию техники чтения. Фактически, преподаватель должен показать ученикам, как меняется значение фразы и произведения в целом, если прочитать ее по-разному.

Таким образом, методология обучения выразительному чтению состоит из множества аспектов, связанных с эмоциональной, технической и психолого-педагогической работой. В каждом элементе комплекса обучения выразительному чтению необходимо придерживаться правила последовательного, поступательного обучения, гарантирующего высокой эффективности в будущем. Значение навыка выразительного чтения чрезмерно велико в разрезе формирования личности, поскольку обеспечивает минимальный необходимый уровень эмоционального развития учащегося.

1. Абдуллаева М. Об особенностях уроков выразительного чтения в начальных классах // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология, 2013. № 2 (13). С. 23-25.

2. Колганова Н. Е. Педагогические условия формирования основ читательской компетентности младших школьников // Вестник ТГУ, 2013. № 3 (119). С. 106-111.

3. Короткова Н. В. Системный подход к обучению чтению на уроках русского языка // АРМОМ. Серия: Гуманитарные науки, 2013. № 1. С. 15.

Развитие речи учащихся младших классов на уроках русского языка при изучении синонимов Крылова А. С.

Крылова Анастасия Сергеевна / Krylova Anastasiya Sergeevna - студент, кафедра дошкольного образования, факультет начального образования, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара

Аннотация: в статье рассматривается теоретический аспект формирования связной речи младших школьников. Одним из средств является работа с синонимами. Abstract: the article deals with the theoretical aspect of formation of coherent speech of younger students. One means is to work with synonyms.

Ключевые слова: образование, русский язык, синонимы, младшая школа. Keywords: education, Russian language, synonyms, Junior school.

В современном обществе наиболее востребованным является качественное владение навыками коммуникации среди всех возрастных категорий. Развитие данного умения берет свое начало в младшем звене школьного образования и совершенствуется на протяжении всего процесса обучения в школе. Русский язык, как дисциплина, предоставляет возможность младшему школьнику системно, глубоко и подробно познакомится с закономерностями и особенностями родной речи, приобретать и совершенствовать словарный запас, тем самым создавая предпосылки для грамотной и красивой речи.

Работа над синонимами в начальной школе является одним из перспективных направлений в методике обогащения словарного запаса обучающихся. Несмотря на то, что обучающимся не предоставляются глубокие теоретические сведения о синонимах, однако практическая работа с синонимами, наблюдения над ними способствуют формированию общего представления, а также доступного способа разнообразить свою речь [1, с. 27].

Речевая деятельность требует от младшего школьника новых достижений в развитии речи, создает новые условия для разностороннего развития ребенка. В школьном возрасте обучающиеся пользуются всеми основными формами речи. В учебной деятельности ребенок учится излагать свои мысли связно и логично, как в устной, так и в письменной речи.

По основной образовательной программе обучающиеся должны овладеть некоторыми произносительными, лексическими и грамматическими нормами. Безусловно, в процессе обучения и формирования, важно, как именно будет выстроен процесс усвоения основных норм на уроке.

Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.