УДК 37.013.46
Баина М.А. студент, группа МСДО-17 кафедра Дошкольного образования Педагогический институт ФГАОУВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР Аннотация: данной работе представлена сущность пальчиковых игр, как фактор развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: дошкольное образование, развитие речи, пальчиковые игры.
Baina M.A.
Student FGAOY VO «North-Eastern Federal University» Pedagogical Institute of Preschool Education
Groups MSDO-17 DEVELOPMENT OF SPEECH IN CHILDREN OF THE YOUNG PRESCHOOL AGE BY MEANS OF FINGER GAMES Abstract: This work presents the essence of finger games as a factor in the development of speech in children of younger preschool age.
Keywords: preschool education, speech development, finger games. Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития речи у детей младшего возраста.
Для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка важное значение имеет движения пальцев и кистей рук.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук.
На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя
определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.
Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.
Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.
Массаж рук массажным мячом:
- Покатать мячик (8-10 см) между ладонями продольными движениями.
- Покатать мячик между ладонями круговыми движениями.
- Покатать по столу мячик сначала правой, затем левой рукой.
- Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Повторить действие 4 раза. Выполнить аналогичное действие левой рукой.
Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.
Степень увлечения ребенка пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого.
Младший дошкольный возраст является сензитивным периодом психического развития ребенка, когда интенсивно формируются его познавательные процессы, включая речь. В последнее время имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье, заменой «живого общения» на виртуальное, чтения на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития у младших дошкольников: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования
Для развития речи детей младшего дошкольного возраста нами были сшиты пальчиковые театры такие как: русская народная сказка «Колобок», якутская народная сказка «Таал-Таал эмээхсин».. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.
Пальчиковые театры были сшиты с целью учить координировать движения рук расширять словарный запас ребёнка знакомить с народным творчеством и развивать речь ребёнка посредством театра а также были созданы игры для развития пальцев и речи.
Игра по якутской сказке «Бэйбэрикээн эмээхсин». Разложи фигурки по цветам и формам. Цель: учить различать основные цвета, развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, закрепить знания о домашних животных.
Оборудование: книга «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», заранее вырезанные, разноцветные фигуры коров и телят. Ход игры: детям предлагаются фигуры коров и телят, к каждой корове прилагается свой теленок. Задача детей найти теленка для коровы, они должны распределить их по цветам, например, синего теленка к синей корове и т.д., затем детям предстоит посчитать сколько коров у старухи Бэйбэрикээн и сколько у этих коров телят.
Таким образом, учитывая взаимосвязь ручных движений и развития речи, работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством применения пальчиковых игр, помогло повышению интенсивности обучение речи.
Использованные источники:
1. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».
2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».
3. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».