Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР'

РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ РЕЧИ / ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баина М.А.

Данной работе представлена сущность пальчиковых игр, как фактор развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPEECH IN CHILDREN OF THE YOUNG PRESCHOOL AGE BY MEANS OF FINGER GAMES

This work presents the essence of finger games as a factor in the development of speech in children of younger preschool age.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР»

УДК 37.013.46

Баина М.А. студент, группа МСДО-17 кафедра Дошкольного образования Педагогический институт ФГАОУВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова» РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР Аннотация: данной работе представлена сущность пальчиковых игр, как фактор развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: дошкольное образование, развитие речи, пальчиковые игры.

Baina M.A.

Student FGAOY VO «North-Eastern Federal University» Pedagogical Institute of Preschool Education

Groups MSDO-17 DEVELOPMENT OF SPEECH IN CHILDREN OF THE YOUNG PRESCHOOL AGE BY MEANS OF FINGER GAMES Abstract: This work presents the essence of finger games as a factor in the development of speech in children of younger preschool age.

Keywords: preschool education, speech development, finger games. Пальчиковая гимнастика — эффективный способ развития речи у детей младшего возраста.

Для развития речевой и высшей нервной деятельности ребенка важное значение имеет движения пальцев и кистей рук.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Все движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук.

На кистях рук расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в центральную нервную систему. Массируя

определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить.

Развитие речи — процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше (по мере возрастных особенностей) мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Пальчиковые игры влияют на пальцевую пластику, руки становятся послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых в рисовании, а в будущем и при письме. Ученые рассматривают пальчиковые игры как соединение пальцевой пластики с выразительным речевым интонированием, создание пальчикового театра, формирование образно-ассоциативного мышления. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, формирование творческих способностей.

Массаж рук массажным мячом:

- Покатать мячик (8-10 см) между ладонями продольными движениями.

- Покатать мячик между ладонями круговыми движениями.

- Покатать по столу мячик сначала правой, затем левой рукой.

- Накрыть мяч правой рукой, сжать и разжать его. Повторить действие 4 раза. Выполнить аналогичное действие левой рукой.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

Степень увлечения ребенка пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого.

Младший дошкольный возраст является сензитивным периодом психического развития ребенка, когда интенсивно формируются его познавательные процессы, включая речь. В последнее время имеет место негативная тенденция, связанная с недостаточностью общения ребенка в семье, заменой «живого общения» на виртуальное, чтения на просмотр мультфильмов посредством сети Интернет. Результатом этого является нарушение речевого развития у младших дошкольников: фонетической, лексической и грамматической сторон речи, темпов ее формирования

Для развития речи детей младшего дошкольного возраста нами были сшиты пальчиковые театры такие как: русская народная сказка «Колобок», якутская народная сказка «Таал-Таал эмээхсин».. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Пальчиковые театры были сшиты с целью учить координировать движения рук расширять словарный запас ребёнка знакомить с народным творчеством и развивать речь ребёнка посредством театра а также были созданы игры для развития пальцев и речи.

Игра по якутской сказке «Бэйбэрикээн эмээхсин». Разложи фигурки по цветам и формам. Цель: учить различать основные цвета, развивать мелкую моторику рук, внимание, мышление, закрепить знания о домашних животных.

Оборудование: книга «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин», заранее вырезанные, разноцветные фигуры коров и телят. Ход игры: детям предлагаются фигуры коров и телят, к каждой корове прилагается свой теленок. Задача детей найти теленка для коровы, они должны распределить их по цветам, например, синего теленка к синей корове и т.д., затем детям предстоит посчитать сколько коров у старухи Бэйбэрикээн и сколько у этих коров телят.

Таким образом, учитывая взаимосвязь ручных движений и развития речи, работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством применения пальчиковых игр, помогло повышению интенсивности обучение речи.

Использованные источники:

1. Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников».

2. Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

3. С.О. Ермакова «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.