Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)'

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
972
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) / DELAY IN SPEECH DEVELOPMENT (DSD) / РАННИЙ ВОЗРАСТ / EARLY AGE / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС "АЗБУКА УСТНОЙ РЕЧИ" ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ / EDUCATIONAL-METHODICAL COMPLEX "ABC OF ORAL SPEECH" FOR PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Степанова О. И.

В статье рассмотрена проблема коррекции задержки речевого развития (ЗРР) у детей раннего возраста. В настоящее время в логопедическую службу обращается большое количество родителей, обеспокоенных отсутствием речи у детей 2-3х лет. Исходя из этого, разработан учебно-методический комплекс для родителей 175 «Азбука устной речи», который направлен на пошаговое преодоление ЗРР у детей раннего возраста. В статье представлены результаты исследования с использованием учебно-методического комплекса «Азбука устной речи» для родителей по развитию речи детей с ЗРРIn the article the problem of overcoming delay in speech development (DSD) in children of early age is researched. Currently, a large number of parents address the speech therapy service, concerning the lack of speech in children 2-3 years of age. Proceeding from this, the educational-methodical complex for parents «ABC of oral speech», which is aimed at step-by-step overcoming of DSD in children of early age, is developed. The article presents the results of the research using the educational-methodical complex «ABC of oral speech» for parents on the development of speech of children with DSD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)»

Индивидуальная программа ранней помощи формируется междисциплинарной командой специалистов в соответствии с примерным перечнем услуг ранней помощи. Содержание и интенсивность индивидуальной программы определяют врач-педиатр, невролог, педагог-психолог. С учетом показаний и противопоказаний дети проходят курс физиотерапии, медицинского массажа, занятия по адаптивной физкультуре, посещают занятия логопеда, дефектолога и психолога. Семьи, включенные в программу ранней помощи, сопровождаются куратором. Расписание занятий составляется с учетом возможностей семей и графиков работы специалистов службы.

4. Реализация индивидуально-ориентированной программы ранней помощи. Мероприятия программ направлены на то, чтобы ребенок с нарушениями (риском нарушения) мог оптимально развиваться, максимально использовать свои возможности и жить полноценной жизнью. При реализации индивидуальной программы могут использоваться индивидуальные, групповые, очные и дистанционные формы работы, домашнее визитирование.

5. Завершение индивидуально-ориентированной программы ранней помощи. Планирование выхода из программы, обеспечение сопровождение перехода ребенка в другое учреждение, оказывающее аналогичные услуги, с включением семьи в программу дальнейшего сопровождения с периодической оценкой развития ребенка [1; 2].

Для родителей специалисты службы ранней помощи проводят консультации, обучающие семинары. Инструктором по труду по направлению «швейное дело» проводятся занятия по изготовлению «Книжек-малышек», это позволяет каждой маме создать для своего малыша пособие для развития мелкой моторики рук и когнитивных процессов. Командный подход в проведении мероприятий по ранней помощи детям от рождения до трех лет, включение родителей в работу по развитию их детей, позволяет получать положительные результаты [2].

Таким образом, оказание ранней помощи в Республике Алтай главным образом осуществляется в службе ранней помощи «Чалын». Организация в работе службы проходит ряд этапов, на которых с ребенком и семьей и работает команда междисциплинарных специалистов, разрабатывающие индивидуальную программу для ребенка.

Библиографический список:

1. Методические рекомендации по организации ранней помощи детям с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] - Информационно-правовой портал Гарант. - URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71248844/ (22.04.2018)

2. Служба ранней помощи «Чалын» [Электронный ресурс] - БУ РА «РРЦ для детей и подростков с ограниченными возможностями». - URL : http://rrc-altay.ru/?page_id=3676 (22.04.2018)

3. Югова, О. В. Вариативная модель ранней коррекционно-развивающей помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям [Электронный ресурс] / О.В. Югова // Специальное образование : научно-методический журнал. -2017. - №1 (45). - URL : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=458195 (29.05.2018).

УДК 1174

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР) DEVELOPMENT OF THE SPEECH OF CHILDREN OF EARLY AGE WITH THE DELAY OF SPEECH DEVELOPMENT

Степанова О. И., учитель-логопед МАДОУ центр развития ребенка детский сад №83 г. Томска Россия, Томская область, г. Томск

Аннотация. В статье рассмотрена проблема коррекции задержки речевого развития (ЗРР) у детей раннего возраста. В настоящее время в логопедическую службу обращается большое количество родителей, обеспокоенных отсутствием речи у детей 2-3х лет. Исходя из этого, разработан учебно-методический комплекс для родителей

«Азбука устной речи», который направлен на пошаговое преодоление ЗРР у детей раннего возраста. В статье представлены результаты исследования с использованием учебно-методического комплекса «Азбука устной речи» для родителей по развитию речи детей с ЗРР.

Ключевые слова: задержка речевого развития (ЗРР), ранний возраст, учебно-методический комплекс «Азбука устной речи» для родителей.

Abstract. In the article the problem of overcoming delay in speech development (DSD) in children of early age is researched. Currently, a large number of parents address the speech therapy service, concerning the lack of speech in children 2-3 years of age. Proceeding from this, the educational-methodical complex for parents «ABC of oral speech», which is aimed at step-by-step overcoming of DSD in children of early age, is developed. The article presents the results of the research using the educational-methodical complex «ABC of oral speech» for parents on the development of speech of children with DSD.

^y words: delay in speech development (DSD), early age, educational-methodical complex «ABC of oral speech» for parents.

Анализ литературных источников показал, что возраст от рождения до трех лет является сенситивным периодом для формирования многих функций, в том числе и речевой. Задержка речевого развития (ЗРР) на данном этапе может оказать, в дальнейшем, негативное влияние на развитие всех высших психических функций. Учения Л.С. Выготского и И.П. Павлова говорят о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и чрезвычайной пластичности центральной нервной системы на ранних этапах развития [2, с. 223]., которые можно использовать при коррекционно-педагогическом вмешательстве.

Принимая во внимание рост количества детей с ЗРР и недостаточный арсенал коррекционных мероприятий по его преодолению, возникает необходимость изучения темы развития речи детей раннего возраста с ЗРР и повышения компетентности родителей по данному вопросу.

Целью исследования выступает преодоление ЗРР у детей раннего возраста при использовании в домашних условиях учебно-методического комплекса «Азбука устной речи» для родителей.

Задачи исследования:

1. Изучить этиологию, механизмы, структуру дизонтогенеза речи и особенности формирования речи детей с ЗРР;

2. Выделить эффективные методы и методики психолого-педагогической диагностики задержки речевого развития у детей 2-3х лет.

3. Разработать, апробировать и оценить эффективность использования учебно-методического комплекса «Азбука устной речи» для родителей, имеющих детей с ЗРР.

Теоретико-методологическую основу исследования составили научные работы А.Н. Гвоздева, Н.С. Жуковой, Е.Ф. Архиповой, Е.В. Воробьевой, Л.М. Козыревой, посвященные развитию речи детей раннего возраста.

В ходе исследования разработан учебно-методический комплекс «Азбука устной речи», который состоит из 8 методических пособий, направленных на формирование психологической базы речи, обучение совместной игре, развитие активного словаря, познавательных и творческих способностей детей: пособие №1 «Как научить играть неговорящих детей»; пособие №2 «Азбука устной речи»; пособие №3 «От игры к занятиям»; пособие №4 « Учим речевому подражанию»; пособие №5 «Азбука устной речи для детей, начинающих говорить»; пособие №6 «Формирование активного словаря у детей, начинающих говорить»; пособие №7 « Развитие познавательных процессов у детей, начинающих говорить»; пособие №8 «Формирование творческих способностей у детей, начинающих говорить».

Методические пособия включают консультации для родителей, подборки игр и конспекты игровых занятий. Данный комплекс содержит наиболее продуктивные и научно обоснованные методические приемы таких специалистов, как Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Е. Ф. Архипова, Н. Ю. Борякова, Е. А. Стребелева, Л. М. Козырева, Ю. А. Разенкова, Е. В. Ларечина, Г. М. Лямина, Н. Н. Матвеева и др.

Задача апробации и оценки эффективности учебно-методического комплекса по развитию речи детей раннего возраста «Азбука устной речи», решалась в ходе эмпирического исследования, которое было проведено на базе МАДОУ детского сада № 61 г. Томска с участием 10 детей 2-3 лет с ЗРР.

В исследовательской работе выделены эффективные методики психолого-педагогической диагностики, которые позволили определить уровень речевого развития у неговорящих детей раннего возраста:

1) методика ранней диагностики для неречевых детей от двух до трех лет (Е. А. Стребелева, Баженова, Морозова и др.) [6, С. 26];

2) методика для детей, владеющих начатками общеупотребительной речи от двух лет (Жукова Н.С.) [3, С. 147]. Результаты диагностики показали, что для детей раннего возраста с ЗРР характерна речевая пассивность, длительное отсутствие речевого подражания, нежелание вступать в диалог и объединять отдельные слова в предложения.

В течение 6 месяцев с детьми и родителями из экспериментальной группы проводились демонстрационные занятия и консультации с использованием учебно-методического комплекса «Азбука устной речи», пособия из которого предоставлялись родителям для использования в домашних условиях.

Результаты исследования показали, что развитие речи детей из экспериментальной группы, при использовании учебно-методического комплекса «Азбука устной речи», дало значительную динамику. Это позволяет говорить о том, что цель исследования достигнута, и преодоление ЗРР у детей раннего возраста будет результативным, если использовать в домашних условиях учебно-методический комплекс «Азбука устной речи» для родителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование учебно-методического комплекса «Азбука устной речи» для преодоления ЗРР у детей раннего возраста является результативным и практически обоснованным, и может быть рекомендовано для работы специалистов дошкольных образовательных учреждений, центров дополнительного образования, медицинских учреждений и родителей.

Библиографический список:

1. Архипова, Е. Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста [Текст] / Е. Ф. Архипова. - М. : Мозаика-Синтез, 2014. - 256 с.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь. СПб.: Питер, 2017. - 459 с.

3. Жукова, О. С. Энциклопедия обучения ребенка раннего возраста. От 6 месяцев до 3 лет [Текст] / О. С. Жукова. - М. : АСТ, 2016. - 255 с.

4. Матвеева А. С. Учусь говорить. Развитие речи. 3-4 года [Текст] / А. С. Матвеева, Н. Н. Яковлева. - М. : АСТ, 2016. - 79 с.

5. Разенкова, Ю. А. Научные исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье [Текст] / Ю. А. Разенкова // Дефектология. 2015. - № 3. - С. 18-27.

6. Стребелева, Е. А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет) : Ранняя диагностика умственного развития [Текст] / Е. А. Стребелева // Альманах института коррекционной педагогики «Ранний возраст». -2015. - № 4. - С. 26-37.

УДК 378.02

VIELFÄLTIGE KLASSENFAHRTEN DER WALDORFSCHÜLER AUS HEIDELBERG (DEUTSCHLAND) MULTIFACETED SCHOOL TRIPS OF THE WALDORF PUPILS IN HEIDELBERG (GERMANY)

Koneva E., die lehrerin für russisch und englisch an der freien waldorfschule in heidelberg waldorf school Deutschland, Heidelberg

Inhaltsangabe. In diesem artikel geht es um die klassenfahrten der schüler aus der freien waldorfschule in heidelberg während der gesamten schulzeit. Diese fahrten sind

176

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.