РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В ВУЗЕ
Кочкина Наталья Леонидовна
канд. пед. наук, ВГМА им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: natastar1981 @mail.ru Кузнецов Сергей Владимирович
ассистент ВГМА им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
THE DEVELOPMENT OF TEACHER'S SPEECH CULTURE IN HIGH
SCHOOL
Kochkina Natalia
candidate of pedagogic sciences, assistant of N.N. Burdenko Voronezh State Medical
Academy, Russia, Voronezh Kysnecov Sergey
assistant of N.N. Burdenko Voronezh State Medical Academy Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
Цель — развитие речевой культуры педагога. Метод — создание педагогических условий развития речевой культуры педагога в процессе повышения квалификации. Результат — повышение уровня речевой культуры педагога. На курсах повышения квалификации работников образования возможно систематическое повышение уровня речевой культуры педагога.
ABSTRACT
The aim of the article is the development of teacher's speech culture. The method used is the creation of pedagogic conditions in the process of qualification improvement. The result achieved is the essential improvement of teachers' speech culture level.
Ключевые слова: речевая культура педагога; структура речевой культуры педагога.
Keywords: teacher's speech culture; the structure of teacher's speech culture.
Одним из базовых личностных профессионально-значимых качеств педагога является речевая культура. В нашем исследовании под речевой культурой педагога мы понимаем высокий уровень владения нормами устной и письменной речи, умение использовать в процессе профессиональной
педагогической деятельности грамотную речь и коммуникативную целесообразность основных стилистических и риторических параметров сказанного [2, с. 101]. В структуре речевой культуры педагога мы выделили инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть — ядро речевой культуры педагога, ее неизменяемая составляющая. В качестве инварианта выступают речевые нормы, присущие всем функциональным пластам. Компонентами инвариантной составляющей педагогической речи являются качественные характеристики, устойчивые (специфические) особенности и формы педагогической речи. Под вариативной частью подразумеваются компоненты речи, зависящие от индивидуальных особенностей педагога и учащегося и педагогических ситуаций, в которых эти составляющие используются. Вариативная часть речевой культуры педагога состоит из компонентов: функций педагогической речи, педагогического речевого этикета, невербальных средств общения, композиционных законов педагогической речи [1, с. 41].
Речевая культура педагога может быть сформирована на высоком, достаточном и начальном уровнях. Формирование и развитие речевой культуры
— одна из важнейших задач высшей школы, требующих решения в процессе профессиональной подготовки педагога. Как показало исследование, проведенное на базе ВГМА им. Н.Н. Бурденко, у преподавателей речевая культура сформирована в основном на достаточном уровне. 72 % респондентов демонстрируют достаточный уровень развития речевой культуры и только 28 %
— высокий.
Поскольку в учебных планах повышения квалификации профессорско-преподавательского состава не предусмотрено специальных курсов, направленных на развитие речевой культуры педагога, опытно-экспериментальная работа была построена таким образом: развитие речевой культуры педагогов происходило в рамках преподаваемых психолого-педагогических дисциплин. Эксперимент проводился на практических занятиях по курсам «Педагогика» и «Психология».
Рассматривая содержание учебных тем курса «Педагогика» и «Психология», разрабатываются специальные задания для преподавателей, направленные на развитие их речевой культуры. Роль преподавателя, осуществляющего руководство экспериментом, во время этих занятий заключается в следующем: при проведении практических заданий он не только носитель готовых знаний, источник информации, а также организатор познавательной деятельности учащихся. Задача преподавателя — подобрать соответствующие задания для проведения занятий, ориентирующие учащихся на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Преподаватель таким образом организует процесс обучения, чтобы слушатели курсов были заинтересованы в повышении своего уровня педагогической речевой культуры. В соответствии с этим от преподавателя, проводящего эксперимент, требуется: владение речевой культурой на высоком уровне, умение подбирать наиболее интересные методы проведения занятий, умение организовывать самостоятельную работу, способность устанавливать и поддерживать в группе положительный эмоциональный фон занятий, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных вопросов [3].
Нами была разработана экспериментальная программа формирования и развития речевой культуры педагога, используемая в рамках проведения психолого-педагогических дисциплин. Развитие педагогической речевой культуры предполагало два этапа — теоретический и практический. Теоретический этап включает в себя ознакомление с понятием «речевая культура педагога». На занятии по теме «Педагогическое мастерство» проводится мастер-класс «Речевая культура педагога»: преподаватель, взаимодействуя с аудиторией, проигрывает различные педагогические ситуации, в рамках которых сообщаются основные знания по проблеме, рассматривается содержание понятий «речь», «речевая культура», «педагогическая речь», «невербальные средства общения», «контекст», «речевой аппарат», «релаксация речевого аппарата» и т. д.. Результатом
является повышение интереса аудитории к данной проблеме, дается установка на дальнейшее повышение уровня речевой культуры среди участников, что реализуется в ходе практического этапа работы. Развитие речевой культуры педагога расширяет у педагогов-слушателей представление об общении как особом виде педагогической деятельности, его структуре и функциях, психолого-педагогических, социолингвистических подходах к общению.
Практический этап предполагает развитие умений и навыков в использовании речевой культуры педагога. Как правило, этот этап предполагает разнообразные формы проведения занятий. Учебная дисциплина начинается с проведения деловой игры «Прием на работу» — это способствует становлению благоприятного общения между педагогом и педагогами-слушателями курсов, подъему интереса к предметной подготовке. В ходе игры слушатели самостоятельно определяют следующее: педагог должен уметь правильно организовывать педагогическое общение, обладать навыками речевой культуры. Это первое занятие имеет особое значение для дальнейшей работы, так как позволяет заинтересоваться не только предметной подготовкой, но и повышением педагогической речевой культуры, необходимой для предстоящей или дальнейшей профессиональной деятельности.
Основное содержание программы ориентированно на развитие звукового восприятия речи, слухового внимания, навыков говорения, навыков соответствия между вербальными и невербальными знаками, лингвокультурологического аппарата, развитие навыков чтения научной литературы, речевой выразительности. Занятия по курсу проходят с опорой на решение учебных задач, креативные и деловые игры, решение проблемных ситуаций («преодоление трудностей», «достижение успеха», проведение уроков-дискуссий и уроков-диспутов, самостоятельную внеаудиторную деятельность, поиск расширенной информации, изучение научной литературы и трудов классиков, педагогов-мыслителей, решение тестовых заданий, обращение к различным словарям, запись собственной речи на магнитофон, подготовку письменной речи (плана-конспекта занятия), изучение речевого
поведения учащихся, анализ речевых действий в ходе аудиторных занятий, знакомство с образцами выступлений известных ораторов и т. д.
В результате проведенной работы уровень развития педагогической речевой культуры среди педагогов-слушателей значительно вырос. Число педагогов, достигших высокого уровня развития речевой культуры педагога возросло на 8 % и достигло 36 %. Таким образом, целенаправленная работа по развитию речевой культуры педагога дает значительные положительные результаты, а также повышает интерес педагогов-слушателей к дальнейшей профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Кочкина Н.Л. Формирование речевой культуры будущего педагога в образовательном процессе вуза: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Воронежский государственный университет. Воронеж, 2008.
2. Кочкина Н.Л. Формирование речевой культуры педагога в процессе получения вузовского образования // Вестник Воронежского института МВД России. — 2007. — № 4. — 115 с.
3. Плотникова И.Е. Здравоцентрическая система обучения в медицинском вузе — инновационный педагогический подход / И.Е. Плотникова // Инновации в науке. — 2013. — № 26. — С. 82—87.