РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ
ШКОЛЫ
Кочкина Наталья Леонидовна
канд. пед. наук, ВГМА им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
E-mail: natastar1981 @mail.ru Киселева Елена Владимировна
канд. мед. наук, ВГМА им. Н.Н. Бурденко, РФ, г. Воронеж
TEACHER'S SPEECH CULTURE DEVELOPMENT IN THE PROCESS OF
HIGH SCHOOL TEACHERS' QUALIFICATION IMPROVEMENT
Kochkina Natalia
candidate of pedagogic sciences, assistant of N.N. Burdenko Voronezh State Medical
Academy, Russia, Voronezh Kiselyova Elena
candidate of medical sciences, assistant of N.N. Burdenko Voronezh State Medical
Academy, Russia, Voronezh
АННОТАЦИЯ
Цель — развитие речевой культуры педагога. Метод — создание педагогических условий развития речевой культуры педагога в процессе повышения квалификации. Результат — повышение уровня речевой культуры педагога. На курсах повышения квалификации работников образования возможно систематическое повышение уровня речевой культуры педагога.
ABSTRACT
The aim of the article is the development of teacher's speech culture. The method used is the creation of pedagogic conditions in the process of qualification improvement. The result achieved is the essential improvement of teachers' speech culture level.
Ключевые слова: речевая культура педагога; педагогические условия. Keywords: teacher's speech culture; pedagogic conditions.
Результаты опроса преподавателей высшей школы подтвердили предположение о том, что в современных условиях им необходимы профессиональные умения в области речевой культуры. Педагоги признают,
что, обладая хорошими знаниями своего предмета, часто не умеют их преподнести на должном уровне. Необходимо педагогическое и психологическое понимание путей превращения сообщаемых сведений в знания, для этого требуется достаточно развитая речь, излагающая положения без терминологических затруднений, но с достаточной образностью и эмоциональностью. Современные учебные программы сложны и требуют от педагога знания языка науки, умения понимать его и объясняться на нем, изучая соответствующую область знания. Возникает много вопросов по содержательной подготовке педагога в этой области.
Возможность систематического повышения уровня речевой культуры педагога предусмотрена курсами повышения квалификации работников образования. На этих курсах важно таким образом организовать процесс обучения, чтобы слушатель был заинтересован в повышении своего уровня педагогической речевой культуры, так как высокий уровень речевой культуры педагога дает возможность реализовать одну из задач образовательной программы, а именно, развитие общей культуры личности. В соответствии с этим от педагога, осуществляющего процесс развития речевой культуры преподавателей, требуется: владение речевой культурой педагога на высоком уровне, умение подбирать наиболее интересные методы проведения занятий, умение организовывать самостоятельную работу слушателей, способность устанавливать и поддерживать в группе положительный эмоциональный характер занятий, владение средствами новых информационных технологий, умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных вопросов.
Эффективное взаимодействие между субъектами данного учебного процесса достигается благодаря актуализации проблем речевого общения в педагогической практике, особенностям построения аудиторных занятий. Возможность управления педагогическим процессом реализуется через нейтрализацию негативных факторов и создание позитивных педагогических условий, в которых разворачивается педагогический процесс. Педагогические
условия, способствующие более эффективному развитию речевой культуры педагога: высокий уровень речевой и педагогической культуры преподавателя, осуществляющего процесс подготовки слушателей; учет индивидуального уровня сформированности речевой культуры слушателей; субъект-субъектные отношения между педагогом и слушателями; реализация комплексной программы овладения педагогической речевой культурой, включающая в себя индивидуальные и групповые формы и методы организации образовательного процесса, направленные на развитие речевой культуры у слушателей; создание позитивной речевой среды; включение слушателей в познавательную, культурную, творческую деятельность, в процессе которой происходит овладение умениями и навыками речевой культуры педагога; диагностика уровня сформированности речевой культуры слушателей.
Первое занятие занимает важное место, так как оно помогает не только установить доброжелательные взаимоотношения между преподавателем и слушателями, но и прийти к пониманию необходимости владения педагогом речевой культурой на высоком уровне. Это осознание стимулирует слушателей в дальнейшем. Лекционный материал содержит теоретические основы речевой культуры педагога. Основные моменты содержания лекции отображаются в действиях педагога-лектора. Освещаются следующие вопросы: Педагогические и психологические качества педагога. Эффект первого впечатления. Требования к речи педагога. Основные ориентиры педагогических речей: тема, цель выступления, план выступления, аудитория, виды выступлений. Подготовка выступлений. Логика выступлений. Схема речей: лектор-цель-средства передачи-кодирование-сигнал-слушатель-прием-декодирование-результат. Средства передачи информации — вербальные, невербальные; кодирование - знаки, выражающие условные обозначения содержания слова или его значения во время выступления; сигнал — запись, рисунок и т. д.; прием - получение информации с помощью органов чувств; декодирование -прием сигналов с помощью индивидуальной интерпретации. Интерпретация сигналов через время, место, где будет проводиться
выступление, психологический комфорт. Структура изложения. Восприятие речи: динамика, активность, фазы усилий и утомления. Стратегия поведения педагога во время контакта с аудиторией. Неожиданности во время выступления: смех, потеря внимания аудитории, требования повторов, дополнительные вопросы. Избыточность информации. Атмосфера интереса, доверия, одобрения, творческой обстановки. Апелляция к положительным эмоциям через создание ситуации успеха. Правила искусства нравиться. Организационно-материальные условия выступления.
Практические занятия разработаны с учетом направлений развития речевой культуры педагога: риторического, психологического и педагогического [1, с. 102]. Риторическое направление предусматривает задания на: развитие дикции, развитие навыков говорения, развитие лингвокультурологического аппарата, развитие речевой выразительности, развитие звукового восприятия речи, развитие слухового внимания, развитие умения следовать правилам поведения в дискуссии. Педагогическое направление предусматривает задания на: развитие слухового внимания, развитие навыков чтения научной литературы, передачу информации в соответствии с заданным алгоритмом. Психологическое направление предусматривает задания на: установление позитивного контакта и выбор способов обращения с аудиторией, формирование умения снимать эмоциональное напряжение перед выступлением, установление комфортного дистанционного пространства, развитие звукового восприятия речи.
К комплексным заданиям относятся мини-лекции, выступления с заранее заданной тематикой, предполагающие глубокий групповой анализ ораторского мастерства педагогов. Например, упражнения: на развитие качеств голоса и релаксацию речевого аппарата, по воздействию на рациональную/эмоциональную и волевую сферы учащихся, на стимуляцию мышления и воображения, на создание потребности в поисковой деятельности. Слушатели представляют свои мини-лекции, внушая аудитории: трепет, восхищение, восторг, ужас, готовность смеяться. Строят ответы на вопросы в
виде рассуждения о смысле жизни, сплетен, отчета, прогноза погоды, рекламы. Подбирают имидж для сообщения темы: диктора, посла, политика, воспитателя детского сада, соседки. В результате, в группах слушатели значительно более внимательно относятся друг к другу, развивается чувство уважения и самоуважения, изменяется психологический климат в группе, появляется чувство заинтересованности в коллективе, способность к более доверительному общению. Такие несложные задания не только повышают уровень речевой культуры педагога, но и объединяют учебный коллектив, развивают интерес к предмету, повышают качество обучения, способствуют более комфортному общению преподавателя со слушателями.
Практическим подтверждением повышения уровня речевой культуры преподавателей является итоговое выступление: представление программы-презентации одного из своих занятий. Здесь демонстрируются следующие умения: закрепление навыков по использованию языковых ресурсов в педагогической речи; развитие умения слушать; усвоение знаний языковых средств организации связного текста, его построения и развития; умение говорить по существу, аргументированно и убежденно излагать свои мысли, спорить, дискутировать, вести диалог с различными категориями собеседников; практическое усвоение теоретических сведений по риторике в педагогической деятельности; овладение мастерством устного выступления педагога, культурой индивидуального и коллективного общения, выполнение правил речевого этикета в процессе публичной речи; выработка собственного педагогического стиля. Развитие речевой культуры педагога — это длительный процесс, настойчивая и кропотливая работа, которая должна вестись на всем протяжении профессиональной деятельности педагога.
Список литературы:
1. Кочкина Н.Л. Формирование речевой культуры педагога в процессе получения вузовского образования // Вестник Воронежского института МВД России. — 2007. — № 4. — 115 с.