1УДК 37.03 ББК 74.200.50
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Д. Г. Щучкина
Аннотация. Статья посвящена вопросам экологического образования подрастающего поколения в условиях ускоряющихся процессов урбанизации. Обозначена основная проблема поведения ребенка в большом городе и на природе. Приведен опыт организации внеурочной деятельности по экологии на особо охраняемых природных территориях Москвы. Показана польза для детей при их взаимодействии с природными объектами. Проведен анализ модульной программы по экологии, на основе которой предложены материалы для обучения детей на природе, включая систему вопросов оценки уровня информированности и мотивации школьников в тематике городской экологии. Выявлена необходимость разработки эколого-просветительских программ для дальнейшего развития экологического образования и просвещения на московских особо охраняемых природных территориях, благодаря которым можно будет не только привить детям определенные знания в области экологии, но и развить в каждом ребенке экологически грамотную личность.
Ключевые слова: экологическое образование, внеурочная деятельность, обучение детей на природе, модульная программа, особо охраняемые природные территории Москвы.
DEVELOPMENT OF A CHILD AS A PERSONALITY BY MEANS OF ENVIRONMENTAL EDUCATION
D. G. Shchuchkina
Abstract. The article deals with the issues of ecological education of the younger generation in conditions of accelerated urbanization processes. The main problem of a child's behavior in a big city and outdoors is indicated. The experience of the organization of extracurricular activities in ecology in specially protected natural areas of Moscow is given. It shows the benefits for children in their interaction with natural objects. The analysis of the modular program on ecology, on the basis of which materials for teaching children the nature, including a system of questions of assessing the level of awareness and motivation of schoolchildren in the subjects of urban ecology, are offered. The need to develop environmental programs for the further development of environmental education and education in Moscow's specially protected natural areas has been defined, thanks to which it will be possible not only to impart certain knowledge to the children in the field of ecology, but also to develop an ecologically competent personality in each child.
Keywords: ecological education, extracurricular activities, teaching children outside, modular program, especially protected natural areas of Moscow.
Основная проблема, с которой сталкивается современное общество, - оторванность детей от природной среды в условиях ускоряющихся процессов урбанизации и образования крупных городов. Ребенок все чаще погружается в виртуальный мир, интересуется компьютерными новинками, отстраняется от окружающей среды. На сегодняшний день можно наблюдать, что дети и взрослые живут как бы на разных планетах, разделенных большим и непробиваемым экраном интернет- и компьютерных технологий. Происходит подмена ценностей, идеалов, полностью меняется мировоззрение подрастающего поколения. Если в прошлом веке ученик, приходя из школы, стремился пойти на прогулку, пообщаться и поиграть с друзьями, исследовать окружающий реальный мир, то в XXI в. мы наблюдаем, как реальный мир заменяется виртуальным, живое общение - перепиской в соцсетях, а исследования проходят за просмотром видео, фильмов и сериалов. Современные дети забывают о природе: многие не слышали, как поют соловей и кукушка; не видели ежа, скворца, белку в лесу, не знают, как выглядит улитка, папоротник, кротовая куча и т. д. Так, ученый из Санкт-Петербурга, доктор педагогических наук, профессор С. В. Алексеев провел исследование, в котором сопоставил данные 1902, 1991, 2012 и 2017 г. о том, сколько детей из ста «не видели доения коровы, птичьего гнезда на дереве, ползучей улитки, малины на кусту, живого скворца, поднимающегося с пением жаворонка, кротовой кучи, живого ежа, грибов в лесу, белки в лесу, липы в цвету и папоротника», «не слышали пения соловья и пения кукушки». Анализ результатов исследования показал, что дети значительно реже стали бывать на природе, наблюдать природные объекты и явления. Если в 1902 г. не видели грибы в лесу только 18 человек из 100, то в 2017 г. их количество возросло до 49; пения кукушки в 1991 г. не слышали лишь 20 человек из 100, а в 2017 г. - уже 611. Когда ребенок наблюдает за окружающим миром только на экране монитора, отношение к природе у него формируется недостаточно реалистичное и ответственное. Выйдя в «реальность», он легко может сорвать крас-
нокнижное растение или раздавить редкое насекомое, думая, что все подлежит восстановлению. Причем дети совершают такие поступки неосознанно - многие из них не имеют представления об экологических связях между живыми организмами и неживой природой, не знают основ экологически целесообразного поведения.
Взаимодействие с природными объектами не только обогащает духовный мир ребенка, но и стимулирует его к анализу своих личных особенностей, эмоциональных реакций, поведения. Именно эмпатия и рефлексия, отмечает В. А. Ясвин, обусловливают тактичность поведения по отношению к животным, нравственный самоконтроль, то есть совесть. «Экологическая совесть» (В. А. Ясвин) заставляет ребенка самостоятельно формулировать для себя нравственные обязательства относительно объектов природы, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков [1], что в итоге может сформировать экологически грамотную личность. В результате рефлексии дети, например, могут сделать вывод о том, что для успешного взаимодействия с природными объектами им недостаточно знаний, а это стимулирует их познавательную активность в соответствующей области [2].
Важной задачей современной педагогики является формирование экологически грамотной личности, способной постигать многообразие и сложность природных, социальных и нравственных проблем, находить свое место в мире, адекватно реагировать на изменения в жизни, принимать осознанные, ответственные, мотивированные решения. Ведущую роль в обучении ребенка играет школа, организующая прогресс формирования экологической грамотности, включающий в себя две стороны: учебную и внеурочную деятельность. И. Т. Суравегина определяет цель экологического образования как «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе нового мышления» [3]. А. Н. Захлебный считает, что целью экологического образования и воспитания является формирование системы научных знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих становление ответ-
1 По материалам доклада С. В. Алексеева «Образование, которое мы хотим: Научный потенциал экологической модели образования» на секции 1 «Экологическая культура и экологическое образование в интересах устойчивого развития» научно-практической конференции «Год экологии в России: Педагогика и психология в интересах устойчивого развития» 04.12.2017 в Российской академии образования.
ственного отношения детей к окружающей среде во всех видах их деятельности [4]. Без экологического образования невозможно сформировать зрелую личность, несущую ответственность не только за себя, но и за окружающую среду.
Всем известно, что наиболее эффективным методом изучения иностранного языка является погружение в среду, то есть поездка в страну, где говорят на этом языке, и общение с носителем этого языка. Так и для изучения экологии необходимо погружение в окружающую среду, живое общение с природой. Для столичного мегаполиса экология является одной из приоритетных естественных наук, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды. Экологическое образование, наряду с экономическим и правовым, становится основой выживания человечества, становления нового образа жизни, фундаментом экологического мировоззрения [5]. В наш век в условиях стремительного развития мегаполисов зачастую трудно найти природные «оазисы». Однако в Москве они есть, и их достаточно много. Москвичи могут не только насладиться чистым воздухом, прогуливаясь по особо охраняемым природным территориям города (далее - ООПТ), но и получить много новой информации и сделать неожиданных открытий в области экологии. Всего в Москве 120 ООПТ (из них 23 крупных) общей площадью 17 658,93 га (рис.), что составляет более 7% от общей площади города 251 100 га2.
ООПТ представляют собой отдельные воздушные, водные и земельные участки, на которых находятся природные объекты и комплексы, имеющие особое значение для общества и для которых установлен режим особой охраны. Экологическое просвещение горожан на московских ООПТ осуществляется под руководством Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, в частности, благодаря специалистам Дирекций природных территорий, подведомственных Государственному природоохранному бюджетному учреждению города Москвы «Московское городское управление природными территориями» (далее - ГПБУ «Мосприрода»). Правильное восприятие природы с детства развивает в человеке эмоциональность, жизнерадостность, внимательное и участливое отношение
ко всему живому [6]. Сотрудниками ГПБУ «Мо-сприрода» разработаны и проводятся программы, направленные на экологическое просвещение москвичей различного возраста.
При всей общественной значимости экологического образования задача разработки его методологических и научно-методических оснований представляется сложной, и не только педагогической, но и философской, психологической, социальной проблемой, требующей не только широкого общественного обсуждения, но и, прежде всего, согласования среди специалистов-экологов [7]. Для дальнейшего развития экологического образования и просвещения необходимо систематизировать имеющийся опыт и продолжать поиск и разработку новых педагогических подходов (технологий, форм, методов, приемов), которые смогут «популяризировать» экологические знания в повседневной жизни и формировать основы экологической культуры населения в условиях мегаполиса.
Разработанные педагогические подходы, система упражнений на природе в условиях города, а также практические занятия по исследованию состояния окружающей среды помогают школь-
Рис. Карта расположения ООПТ в Москве
http://www.dpioos.ru/eco/ru/oopt
2
никам приобрести навыки исследовательской и проектной деятельности. Ребята учатся выявлять причины экологических нарушений, принимать решения по их устранению, содействовать улучшению местной экологической обстановки. Полученные знания помогают учащимся выполнять и разрабатывать как собственные проекты, так и совместные с родителями (семейные социально-значимые исследовательские проекты) на ООПТ Москвы, принимать участие в экологических акциях, что способствует формированию основ экологической грамотности, гражданской позиции и ответственности за принятие решений и сохранение окружающей среды.
В целях экологического просвещения детей дошкольного и школьного возраста М. В. Аргуновой, И. Н. Рыжовым и Н. А. Рыжовой была разработана модульная программа «Природа - наш дом» [8]. Программа представляет собой совокупность шести модулей: «Теоретический», «Городской», «Ресурсный», «Биотический», «Мониторинговый», «Разработай свой проект». Апробация программы проходила в 2017 г. в эколого-просветительских центрах и на ООПТ, подведомственных Дирекциям природных территорий ГПБУ «Мосприрода», а также в шести школах Москвы: №№ 171, 354, 1228, 1547, 2128 и 2075. В условиях недостатка учебного времени и высокой насыщенности школьных учебных программ, акцент был сделан на использование отдельных модулей программы «Природа - наш дом», преимущественно биотического, мониторингового и практического модуля. Меньше внимания было уделено работе по теоретическому модулю, что можно объяснить его сложным, интегрированным характером. Только в одном образовательном учреждении апробировались некоторые темы ресурсного модуля. Причина этого заключается в определенной специфике ресурсного модуля по сравнению с остальными. Трудности у учащихся вызывает незнакомая инженерно-ресурсная конкретика, связанная с процессами генерации и распределения электроэнергии и тепла, а также с процессом водоподготовки, потреблением воды в городском хозяйстве, сбора и последующей очистки стоков. Тем более эти процессы не удается продемонстрировать школьникам на практике, в отличие от содержания биотического модуля. Однако это не означает, что нужно отказаться от включения вопросов ресур-
сопотребления и ресурсосбережения. Следует продолжить поиск методов и приемов популяризации этой актуальной и востребованной темы.
По отзывам взрослых участников модульной программы, как педагогов, так и родителей, совместная работа с детьми сотрудников отделов экологического просвещения и учета животных Дирекций природных территорий ГПБУ «Мосприрода» расширила кругозор школьников, сделала работу занимательной, интересной, инициировало желание продолжить исследование живой природы.
Дополнительным направлением работы аналитической группы стала разработка оценочного инструментария эффективности занятий по программе «Природа - наш дом». При консультационной поддержке авторов программы на площадке Дирекции природной территории «Кузьминки - Люблино» ГПБУ «Мосприрода» была разработана анкета «Оценка уровня информированности и мотивации школьников в тематике городской экологии» (таблица). Ответы школьников продемонстрировали недостаточный уровень знаний и понимания многих природных процессов. Использование подобного анкетирования на начальной и завершающей стадиях годового цикла обучения позволит оценивать результативность процесса экологического образования и при необходимости корректировать содержание и методические приемы.
Анализ практики применения модулей программы «Природа - наш дом»показывает, что на ее основе можно разрабатывать конспекты конкретных занятий, которые будут укладываться в логичную структуру общего курса в соответствии с предлагаемыми модулями. Вариативность объема и порядка изложения модулей программы обеспечивает достаточную гибкость в планировании занятий, что облегчает работу. В целом программа интересна и может быть рекомендована для использования.
Говоря об экологическом воспитании детей, нельзя не упомянуть Джозефа Корнелла, который сформулировал следующие основные правила обучения детей экологии на природе:
1. Меньше учить и больше делиться.
2. Быть открытыми к восприятию.
3. Сосредоточить внимание ребенка в начале урока.
4. Сначала наблюдать, а потом говорить.
Таблица
Анкета «Оценка уровня информированности и мотивации школьников в тематике городской экологии»
гп
>
_с т
О 7ч
т
х
I
О
о
Ребята, вам предлагается пройти анкетирование для проверки эк о логичности на ваш взгляд, варианты следует отметить галочкой плп обвести в кружочек.
своего образа жизни. Можно выбрать от одного до трех вариантов ответа. Правильные, Где указано многоточие, можно вписать свой вариант ответа. Удачи!
Я - ЭКОЛОГ
В ГОРОДЕ
НА ПРИРОДЕ
В ПОМЕЩЕНИИ
В ТРАНСПОРТЕ
С городских газонов осенью убирают опавшие листья. После этого будет...
а) чисто п красиво
б) плодородие почвы уменьшится, промерзнут корни растений
в) листья не попадут на проезжую часть, п машины не будут скользить
г) мелкие почвенные животные лишатся укрытия на зиму
д) свой вариант ответа
Увидев в парке/в лесу маленького птенчика, выпавшего п.з гнезда, я...
а) возьму п отнесу его домой/в зоопарк/в Дирекцию парка
б) позвоню в службу спасения п сообщу о происшествии
в) не буду ничего делать — родители должны сами найти своего птенца
г) свой вариант ответа
Если в помещении становится холодно, я обычно...
а) включаю обогреватель
б) надеваю что-то теплое
в) залезаю в горячую ванну
г) наполняю грелку горячей водой п заползаю под одеяло
д) прошу родителей включить все горелки на кухонной плите
е) свой вариант ответа
Автотранспорт является основным источником загрязнения воздуха, потому что... а) свой вариант ответа
б) он выбрасывает выхлопные газы, которые разносятся ветром
в) псполь.зуется опасное топливо
г) автотранспорта в городе очень много
Знаешь лп ты, куда увозят мусор п.з города п что потом с ним происходит? а) знаю (вписать свой ответ)
б) что-то слышал/чптал
в) не знаю, но хотел бы узнать
г) мне это неинтересно
Знаешь лп ты, почему не следует на природе фотографироваться с дпкпмп животными?
а) знаю, потому что (вписать свой ответ)_
б) что-то слышал/чптал
в) не знаю, но хотел бы узнать
г) мне это неинтересно
Знаешь лп ты, какие лампочки дают больше света, но меньше нагреваются? а) знаю, это (вписать свой ответ)
б) что-то слышал/чптал
в) не знаю, но хотел бы узнать
г) мне это неинтересно
Если мы с семьей отправляемся отдыхать на небольшое расстояние, мы выберем:
а) самолет
б) поезд
в) автомобиль
г) автобус
д) свой вариант ответа
Знаешь лп ты, что есть опасный мусор, который нужно собирать отдельно? а) знаю (вписать свой ответ)
б) что-то слышал/чптал
в) не знаю, но хотел бы узнать
г) мне это неинтересно
Увидев вечером ежика на тропинке, я...
а) рассмотрю его поближе
б) сфотографирую на фотоаппарат/ телефон со вспышкой
в) откачу палочкой с тропинки
г) заверну в куртку п отнесу домой
д) свой вариант ответа
Если оставить зарядное устройство, включенным в розетку...
а) удобно будет в любой момент подключить гаджет на зарядку
б) зарядное устройство будет продолжать потреблять электричество
в) зарядное устройство будет нагреваться
г) свой вариант ответа
Знаешь лп ты, почему в Москве практически не встречаются электромобили? а) знаю (вписать свой ответ)
б) что-то слышал/чптал
в) не знаю, но хотел бы узнать
г) мне это неинтересно
со
Б
0 ь
01
со го о
В мага.зпн я обычно хожу:
а) с пластиковым пакетом
б) с сумкой п.з ткани
в) с большим бумажным пакетом
г) покупаю пакет на кассе
д) свой вариант ответа
Ты захотел покормить уток в парке. Какой корм ты выберешь для них?
а) отварные овощи
б) проросшие зерна
в) свежий хлеб
г) черствый хлеб
д) свой вариант ответа
Знаешь лп ты, откуда в дома поступает тепло?
а) знаю (вписать свой ответ)
б) что-то слышал/чптал
в) не знаю, но хотел бы узнать
г) мне это неинтересно
В нашей семье для передвижения по городу мы используем:
а) метро/трамвай/троллейбус
б) автомобиль
в) велосипед
г) идем пешком
д) свой вариант ответа
Анкетирование прошел (прошла)
Фамилия п имя_
Пол п возраст _
Класс п № школы_
Мне хотелось бы узнать об экологии следующее:.
5. Познание природы должно быть пронизано радостью [9].
Чтобы приобщать детей к природе в условиях города, необходимо проводить выездные занятия по экологии на природных территориях. Это позволит развивать в детях интерес к самостоятельному творчеству, использовать интерактивные формы обучения (экскурсии, квесты, экологические игры и др.), подбирать индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его интересом, экспериментировать и проводить различные исследования. Таким образом, в процессе увлекательной игры и самостоятельных открытий ребенок и сам не заметит, как будет осознаннее относиться к природным объектам и окружающему миру в целом и, следовательно, станет экологически грамотной личностью.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
2. Гагарин А. В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания. - М.: Московский гор. психол.-пед. ин-т, 2000. - 232 с.
3. Суравегина И. Т., Сенкевич В. М. Экология и мир. - М.: Новая школа, 2004. - 126 с.
4. Макарова Л. М. Экологическая психология и педагогика: учеб. пособие. - Самара: Самарский гос. ун-т, 2014. - 123 с.
5. Экология в мире профессий: метод. рекомендации для учителей / М. В. Аргунова, Д. С. Ермаков, Т. А. Плюснина [и др.]. - М.: ГАОУ ВО МИОО, 2015. - 91 с.
6. Лучич М. В. Детям о природе: учеб.-метод. пособие. - М.: Просвещение, 1989. - 144 с.
7. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Развитие общего экологического образования в России на современном этапе // Россия в окружающем мире. - 2008. - С. 144 - 170.
8. Рыжов И. Н., Рыжова Н. А., Аргунова М. В. Программа «Природа - наш дом». - М.: Мо-сприрода, 2017. - 87 с.
9. Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга по восприятию природы для учителей и родителей / пер. с англ. Е. Ламановой, Е. Кочетко-вой. - Владивосток: ИСАР - Дальний Восток, 1999. - 265 с.
REFERENCES
1. Yasvin V. A. Psikhologiya otnosheniya k prirode. Moscow: Smysl, 2000. 456 p.
2. Gagarin A. V. Vospitanie prirodoy. Nekotorye aspekty gumanizatsii ekologicheskogo obra-zovaniya i vospitaniya. Moscow: Moskovskiy gor. psikhol.-ped. in-t, 2000. 232 p.
3. Suravegina I. T., Senkevich V. M. Ekologiya i mir. Moscow: Novaya shkola, 2004. 126 p.
4. Makarova L. M. Ekologicheskaya psikhologiya i pedagogika: ucheb. posobie. Samara: Samars-kiy gos. un-t, 2014. 123 p.
5. Argunova M. V., Ermakov D. S., Plyusnina T. A., Tyukhov I. I., Shakhramanyan M. A. Ekologiya v mire professiy: metod. rekomendatsii dlya uchite-ley. Moscow: GAOU VO MIOO, 2015. 91 p.
6. Luchich M. V. Detyam o prirode: ucheb.-metod. posobie. Moscow: Prosveshchenie, 1989. 144 p.
7. Zakhlebnyy A. N., Dzyatkovskaya E. N. Razvi-tie obshchego ekologicheskogo obrazovaniya v Rossii na sovremennom etape. In: Rossiya v ok-ruzhayushchem mire. 2008. Pp. 144 - 170.
8. Ryzhov I. N., Ryzhova N. A., Argunova M. V. Programma "Priroda - nash dom". Moscow: Mospriroda, 2017. 87 p.
9. Cornell J. Davayte naslazhdatsya prirodoy vmeste s detmi: nastolnaya kniga po vospriyati-yu prirody dlya uchiteley i roditeley. Vladivostok: ISAR - Dalniy Vostok, 1999. 265 p. (in Russian)
Щучкина Дарья Геннадьевна, аспирант Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования» (ГАОУ ДПО МЦРКПО) e-mail: [email protected]
Shchuchkina Darya G., post-graduate student, State autonomous educational institution of Additional professional education, "Moscow center for human resources development in education" e-mail: [email protected]
Наука и ШкоЛа № 3^2018 111