МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА
УДК 502.34:37.047
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ВКЛАД НЕФОРМАЛЬНОГО СЕКТОРА
Е.В. Колесова1
В настоящее время вклад сектора неформального образования в сферу экологического образования в целом становится всё более существенным и привлекательным, особенно в связи с бурным развитием информационных технологий.
Ключевые слова: экологическое просвещение, формальное и неформальное образование, экологические акции, международный процесс.
ENVIRONMENTAL EDUCATION IN RUSSIA: THE INFORMAL SECTOR CONTRIBUTION TO ENVIRONMENTAL EDUCATION
E.V. Kolesova, PhD
Environmental education center 'Vorobyovy Gory' (Mospriroda), Working group of the Interregional Association of Education for Environment and Sustainable Development
At present, especially in connection with the rapid development of information technology, the prevalence of non-formal environmental education over formal education can be observed in Russia. This seems to be a natural process in a situation when, on the one hand, there is a request for environmental knowledge from the part of the society, and on the other hand, there is little interest from the part of the government in making environmental education an obligatory and independent direction in the formal general education system. In its turn, the request for environmental knowledge is dictated by the current level of development of Russia and other countries of the world, where ecology has become or is becoming a priority of modern development. Besides that, such a request is a result of the changing people's attitude towards education in general, when education is considered not only as an indispensable condition for successful professional activity, but also as a factor of self-identification and inner stability.
Keywords: environmental education; formal and non-formal education; environmental actions; international process.
1 Колесова Екатерина Вячеславовна - канд. пед. наук, начальник эколого-просветительского центра «Воробьёвы горы» ГПБУ «Мосприрода», секретарь рабочей группы Межрегиональной ассоциации образования и просвещения по экологии и устойчивому развитию; [email protected].
Жизнь Земли 39(4) 2017 411-415 411
Введение. Чтобы наиболее адекватно оценить состояние экологического образования (ЭО) в России в настоящее время, необходимо рассмотреть всю сферу этого вида образования, включая формальное и неформальное (информальное), а также провести анализ его содержания с учётом факторов быстро меняющегося мира и приоритетов развития.
О разделении сферы образования на формальное и неформальное (информальное) говорилось в шестом докладе ЮНЕСКО [1]. В России такая классификация официально не принята, но на практике, учитывая состояние и специфику современного образования, она вполне обоснована, особенно учитывая быстрорастущее влияние информационных технологий.
К формальному образованию относится образование, определяемое государственными образовательными стандартами [2] и программами [3]; оно завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата. Именно этот сектор образования был с 1994 г. призван стать основным для реализации главных задач ЭО, таких как формирование экологической грамотности, мировоззрения и культуры населения страны. Однако в настоящее время стало очевидным, что эти надежды не оправдываются по разным причинам.
Неформальное образование (обучение) происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведёт к официальной сертификации. Его характерной чертой является многообразие учебных программ, добровольное участие в них, использование в обучении личностно-ориентированных методов. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучения можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы, а также процесс, в котором люди наблюдают за поведением других людей и его последствиями, соответствующим образом изменяя свое поведение. К неформальному образованию можно отнести информированность населения из средств массовой информации, интернета, в том числе социальных сетей. Большую роль в неформальном экологическом образовании традиционно играют музеи естественнонаучной направленности.
К экологическому неформальному образованию в России можно отнести следующие виды активности: различные виды экологического просвещения, экологический туризм (как и любой познавательный туризм с экологическими элементами в содержании программы), экологические общественные движения (например, движение экологических волонтёров), деятельность общественных экологических организаций, ведение блогов и обсуждений в соцсетях, а также экологические акции и рекламу, маркетинг, пиар, форумы, конференции и т. д.
Всё большую популярность приобретают экологические лагеря для детей и взрослых и/или экологические смены в детских лагерях отдыха. Так, например, в 2016 году экологическая смена была проведена в международном детском центре «Артек».
Экологическое просвещение. Согласно определению, экологическое просвещение - это распространение экологических знаний, информации о состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов в целях формирования экологической культуры.
В настоящее время существует большое разнообразие форм экологического просвещения, среди них деятельность музеев, включающая экскурсии по экспозициям, временные выставки, тематические занятия и мастер-классы, свободные для посещения лектории, семинары, круглые столы и т. д. В организации этой деятельности 412
принимают участие не только музеи, но и библиотеки, общественные организации, большой вклад вносят эколого-просветительские центры и отделы экопросвещения на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).
Так, в Москве в настоящее время работают шесть эколого-просветительских центров (ЭПЦ): «Битцевский лес», «Воробьёвы горы», «Царская пасека», «Конный двор», «Скворечник», «Кусково». За 2016 год через экскурсии, тематические занятия и другие виды деятельности ЭПЦ «Воробьёвы горы» прошло более 30 000 человек (в основном школьников).
В 2016 году Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и подведомственным ему учреждением ГПБУ «Мосприрода» было организовано и проведено 7689 эколого-просветительских мероприятий, с числом участников более 600 тыс. человек. Разработано более 300 эколого-просветительских программ, ориентированных на различные группы населения. В целях экологического образования и просвещения активно используется потенциал ООПТ города - созданы экологические тропы общей протяженностью более 50 км, в том числе три из них оборудованы для людей с ограниченными возможностями. Всего в 2016 году на экотропах ООПТ было проведено 1325 экскурсий.
В ряде субъектов РФ сложилась интересная и эффективная практика взаимодействия региональных органов управления образования и природопользования (экологии), которая позволяет более полно использовать управленческий, организационный и содержательный потенциал обоих ведомств. Так, более 48 000 образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования города Москвы, стали участниками экологических акций и мероприятий, проводимых Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы совместно с Департаментом образования города, в том числе:
• в городской экологической акции «Час Земли в Москве» приняли участие более 8500 школьников;
• в акции по раздельному сбору бытовых отходов «Разделяй и используй» участвовали около 4000 школьников;
• в акции по сбору макулатуры «Бумажный бум» участвовали около 4000 школьников;
• в экологических акциях «Субботник», «Чистая территория», в т. ч. на природных территориях города - парках, скверах, ООПТ, приняли участие более 15 000 школьников.
Экологические акции. В настоящее время экологические акции являются лидером по охвату участников среди других активностей неформального экологического образования. Они призваны обратить внимание общественности на ту или иную экологическую проблему. Однако, как показывает практика, далеко не всегда акции, заявленные как экологические, таковыми являются.
Среди акций, ставших традиционными, можно отметить следующие:
Акция «Зеленый офис» - эколого-просветительская кампания Правительства Москвы, призванная помочь государственным учреждениям, коммерческим и общественным организациям оптимизировать внутреннюю экономическую политику, снизить затраты на содержание офисов, «экологизировать» рабочее пространство, а значит и уменьшить нагрузку на окружающую среду.
Акция по раздельному сбору мусора, способствующая повышению осведомлённости населения о раздельном сборе твёрдых бытовых отходов и вовлечению широких слоёв населения в дело охраны окружающей среды.
Акция «Час Земли в Москве». После отключения архитектурно-художественной подсветки перед зданием Мэрии Москвы состоялся флеш-моб: около 100 человек, используя светодиодные свечи, сформировали число «60» - символ международной акции «Час Земли». В рамках акции был организован велозаезд, цель которого - ещё раз напомнить о негативном воздействии автомобильного транспорта на окружающую среду и сподвигнуть как можно большее количество людей воспользоваться альтернативными средствами передвижения.
К экологическим акциям, связанным с транспортом, можно отнести «Всемирный день без автомобиля»; автопробег классических, гибридных и электромобилей «Из прошлого в будущее».
К эколого-просветительским мероприятиям относятся общегородские экологические праздники, такие как День Земли, Экофест, День эколога и другие. С целью привлечения посетителей для отдыха на ООПТ и формирования экологической культуры и мировоззрения, в Москве на территориях природно-исторических парков «Кузьминки-Люблино», «Царицыно», «Москворецкий» и ландшафтного заказника «Теплый Стан» проводятся кинопоказы - «Экологическое кино под открытым небом».
Большая работа ведётся по размещению информации экологической направленности в СМИ, сети Internet, на информационных щитах и т. д.
К неформальному образованию в существенной степени можно отнести такой новый вид активности, как деятельность порталов «Москва наш город» и «Активный гражданин», которые разработаны с целью улучшения качества жизни горожан и облика Москвы через активное участие москвичей в жизни столицы. На этих порталах большое внимание уделяется экологической составляющей. По активности жителей столицы, касающейся различных аспектов и проблем экологического характера, можно в определённой степени оценивать процесс формирования и развития экологической культуры и роли экологического образования в целом в жизни жителей.
Существенный вклад в неформальное экологическое образование для специалистов вносят различные конференции, форумы.
Международный процесс. Всё большую значимость реализация программ в области экологического образования и просвещения приобретает в ключе последних международных и национальных инициатив [4]. Среди них принятые на уровне ООН документы: Повестка дня до 2030 года и Цели устойчивого развития, Международная инициатива «Хартия Земли», новые программы образования для устойчивого развития. В 2014 г. завершилось Десятилетие образования в интересах устойчивого развития, объявленного ООН как важное международное образовательное мероприятие по реализации Стратегии Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН для образования в интересах устойчивого развития. В настоящее время идёт реализация Дорожной карты образования в интересах устойчивого развития до 2030 года в соответствии с 17 Целями устойчивого развития. Россия поддержала Стратегию ЕЭК ООН для образования в интересах устойчивого развития (ОУР); на практике реализация этого процесса ограничивается ведением курса «Устойчивое развитие» в ряде вузов страны, таких как МГУ им. М.В. Ломоносова, МГИМО, РХТУ им. Д.И. Менделеева, РМОУ, отдельными публикациями по данной тематике, деятельностью некоторых организаций, среди которых Центр устойчивого развития бизнеса в Московской школе управления СКОЛКОВО, Центр экологической политики и культуры (Москва), Институт стратегии устойчивого развития (Санкт-Петербург), Открытая школа устойчивого развития, Российское отделение сети по поиску 414
решений в целях устойчивого развития (SDSN), недавно начавшее свое развитие при РАНХиГС, и другие.
Существенную роль в продвижении образования для устойчивого развития в России играет Всероссийская олимпиада школьников по экологии. Уже более десяти лет в олимпиадных заданиях регионального и заключительного этапов присутствуют задачи, связанные с концепцией устойчивого развития.
Заключение. Таким образом, в настоящее время в России можно наблюдать превалирование неформального экологического образования (включая просвещение) над формальным. Это представляется естественным процессом в ситуации, когда, с одной стороны, есть запрос на экологические знания со стороны социума, а с другой -в стране не явлена политическая воля на то, чтобы экологическое образование стало обязательным и самостоятельным направлением в секторе формального общего образования.
В свою очередь, запрос на экологические знания продиктован современным уровнем развития нашей страны и других стран мирового сообщества, где экология является или становится приоритетом современного развития. А также меняющимся отношением к образованию вообще, когда образование рассматривается не только как обязательное условие успешной профессиональной деятельности, но и как фактор самоидентификации и внутренней стабильности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шестой доклад ЮНЕСКО о ситуации с образованием в мире (http://gtmarket.ru/news/ state/2007/11/29/1482).
2. Федеральные государственные образовательные стандарты (Ы1р://минобрнауки.рф).
3. Реестр примерных основных общеобразовательных программ (http://fgosreestr.ru).
4. Колесова Е.В. Цели и задачи межрегиональной ассоциации экологического образования и просвещения // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: материалы одиннадцатой международной научно-практич. конф. (Новомосковск, 26-27 сентября 2014 г.). Новомосковск: Ун-т РАО, 2014. Ч. 1. С. 88-91.
REFERENCES
1. Sixth UNESCO report on the world education situation (http://gtmarket.ru/news/ state/2007/11/29/1482) (in Russian).
2. Federal State Educational Standards (Ы1р://минобрнауки.рф) (in Russian).
3. Register of sample basic general education programs (http://fgosreestr.ru) (in Russian).
4. Kolesova E.V. Goals and objectives of the Interregional Association for Environmental Education and Education. Humanitarian and natural science factors in solving environmental problems and sustainable development: materials of the eleventh international scientific and practical conference (Novomoskovsk, 26-27.09.2014). 1, 88-91 (2014) (in Russian).