Научная статья на тему 'Развитие разноуровневых компетенций магистров в современных российских условиях'

Развитие разноуровневых компетенций магистров в современных российских условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ / MASTER''S TRAINING PROGRAM / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL ACTIVITIES / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITIES / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / УРОВНЕВАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / LEVEL FACILITATION / ИННОВАЦИОННАЯ ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ / INNOVATION PERSONALITY-DEVELOPING PARADIGM OF EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Татьяна Григорьевна, Исаева Екатерина Анатольевна

В статье проанализирована модель организации магистерской подготовки на финансовом факультете Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Авторы отмечают, что подготовка имеет общие для вуза организационные (обучение в вечернее время) и структурно-содержательные компоненты (учебный, научно-исследовательский и профессионально-педагогический компоненты; практики, защита ВКР), которые отвечают определенным принципам. Авторы статьи для получения более полных данных о подготовке магистров по направлению «Инновационные банковские стратегии и технологии» провели анкетирование магистрантов финансового факультета, которое позволило уточнить некоторые аспекты педагогического процесса в магистратуре. В статье отображены результаты анкетирования по нескольким блокам вопросов, касающихся содержания отдельных компонентов обучения, наличия образовательных технологий, научно-исследовательской работы. В связи с тем, что обучение подразумевает не только теоретическую подготовку, но и практикоориентарованный подход, то в рамках анкетирования была проведена оценка личных изменений в профессиональном плане, произошедшие за время обучения в магистратуре. Авторами рассмотрены программы ведущих ВУЗов по подготовке магистров, в ходе анализа отмечены их общие и индивидуальные характеристики. В работе предлагается повысить научную вовлеченность магистров через уровневый подход использования фасилитации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Татьяна Григорьевна, Исаева Екатерина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of multi-level competencies of masters in modern Russian conditions

The article analyzes the model of organization of master's training in the financial department of the Plekhanov Russian Economic University. The authors note that training is common for university organizational (in the evening training) and structural and content components (educational, research and professional and pedagogical components; practice, diploma protection) that meet certain guidelines. Authors of the article for more information on the preparation of masters in the field of "Innovative banking strategies and technologies" conducted a survey of undergraduates Finance Department, which helped to clarify some aspects of the educational process in a magistracy. The article displays the results of the survey on several blocks of issues related to the content of the individual components of training, the availability of educational technology, research work. Because learning involves not only theoretical knowledge, but also practice oriented approach, within the limits of the survey assessed the personal changes in the professional plan that occurred during training in a magistracy. The authors reviewed program leading universities for training of masters in the analysis noted their common and individual characteristics. We propose to increase academic engagement Masters level approach using facilitation.

Текст научной работы на тему «Развитие разноуровневых компетенций магистров в современных российских условиях»

Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/02PDMN616.pdf Статья опубликована 12.12.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:

Бондаренко Т.Г., Исаева Е.А. Развитие разноуровневых компетенций магистров в современных российских условиях // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/02PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 378.147

Бондаренко Татьяна Григорьевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, Москва1

Доцент кафедры «Банковское дело» Кандидат экономических наук E-mail: t.g.bondarenko@gmail.com

Исаева Екатерина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова», Россия, Москва

Доцент кафедры «Банковское дело» Кандидат экономических наук E-mail: dipmesi@mail.ru

Развитие разноуровневых компетенций магистров в современных российских условиях

Аннотация. В статье проанализирована модель организации магистерской подготовки на финансовом факультете Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. Авторы отмечают, что подготовка имеет общие для вуза организационные (обучение в вечернее время) и структурно-содержательные компоненты (учебный, научно-исследовательский и профессионально-педагогический компоненты; практики, защита ВКР), которые отвечают определенным принципам. Авторы статьи для получения более полных данных о подготовке магистров по направлению «Инновационные банковские стратегии и технологии» провели анкетирование магистрантов финансового факультета, которое позволило уточнить некоторые аспекты педагогического процесса в магистратуре. В статье отображены результаты анкетирования по нескольким блокам вопросов, касающихся содержания отдельных компонентов обучения, наличия образовательных технологий, научно-исследовательской работы. В связи с тем, что обучение подразумевает не только теоретическую подготовку, но и практикоориентарованный подход, то в рамках анкетирования была проведена оценка личных изменений в профессиональном плане, произошедшие за время обучения в магистратуре. Авторами рассмотрены программы ведущих ВУЗов по подготовке магистров, в ходе анализа отмечены их общие и индивидуальные характеристики. В работе предлагается повысить научную вовлеченность магистров через уровневый подход использования фасилитации.

Ключевые слова: магистерская программа подготовки; эффективность образовательной деятельности; исследовательская деятельность; компетенции; уровневая фасилитация; инновационная личностно-развивающая парадигма образования; образовательные технологии

1 117997, Российская Федерация, Москва, Стремянный переулок, д. 36

Происходящие преобразования в системе высшего образования обусловлены движением в сторону инновационной личностно-развивающей парадигмы образования, необходимостью использования интеллектуально-творческого потенциала человека для созидательной деятельности во всех сферах жизни.

Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт РА) составило пятый ежегодный рейтинг вузов России. По результатам проведённого исследования экономические и управленческие

направления продолжают пользоваться высоким спросом у абитуриентов2.

Позиция лидера рейтинга не претерпела изменений по сравнению с прошлым годом: первое место занял МГУ им. М.В. Ломоносова. Согласно данному исследованию ВУЗами-конкурентами МГУ им. М.В. Ломоносова являются Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации и Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, представителями последнего являются авторы статьи.

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (РЭУ им. Г.В. Плеханова) согласно проведенному исследованию Эксперт РА подтверждает высокую планку по уровню востребованности выпускников работодателями по рынку в целом и экономических направлений, в частности, и согласно результатам ранжирования полностью соответствует данному направлению по группам показателей: «сотрудничество с работодателями» и «качество карьеры выпускников».

Однако присутствуют и отрицательные оценки, в частности по уровню научно-исследовательской деятельности по группам показателей: «научные достижения», «инновационная активность», «инновационная инфраструктура»3.

С 2012 года в университете на финансовом факультет ведется подготовка магистров по магистерской программе «Инновационные банковские стратегии и технологии». Ежегодно средний набор по этой программе составляет 10-15 студентов.

Модель организации магистерской подготовки на финансовом факультете университета имеет общие для вуза организационные (обучение в вечернее время) и структурно-содержательные компоненты (учебный, научно-исследовательский и профессионально-педагогический компоненты; практики, защита ВКР). Они отвечают принципам преемственности, вариативности, доступности, открытости и синергетики.

Обучение проводится в соответствии с учебным планом. На протяжении периода обучения (2 года для очной формы и 2,5 года для очно-заочной формы обучения) магистранты проходят теоретическое обучение, практики, сдают экзаменационные сессии, ведут научно -исследовательскую работу и пишут магистерскую диссертацию.

Для получения более полных данных о подготовке магистров по направлению «Инновационные банковские стратегии и технологии» применялись следующие методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, анализ учебно-программной и нормативной документации и др.

В октябре 2016 года было проведено анкетирование магистрантов финансового факультета 1 -го и 2-го годов обучения (20 человек), которое позволило уточнить некоторые аспекты педагогического процесса в магистратуре.

2 Рейтинг лучших ВУЗов России 2016 http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz 2016/.

3 По данным ЯАЕХ (Эксперт РА) http://raexpert.ru/docbank/c87/a20/960/01e8337d9c7a2ac89e61d1d.pdf.

Мир Науки

Среди опрошенных имеют профильное образование 75%, непрофильное - 20% (рис. 1). Кроме того, из них 50% имеют диплом с отличием по базовому образованию (рис. 2).

I Специалитет непрофильный I Бакалавриат профильный Бакалавриат непрофильный

Рисунок 1. Распределение ответов по типу образования, которое респонденты получили до поступления в магистратуру (составлено авторами)

^ Диплом с отличием I Хорошие и отличные оценки Смешанные оценки

Рисунок 2. Распределение ответов по типу среднему уровню подготовки, которую респонденты получили до поступления в магистратуру (составлено авторами)

Условно в анкете было представлено несколько блоков вопросов по программе магистратуры, касающиеся:

• содержания отдельных компонентов обучения;

• наличия образовательных технологий;

• научно-исследовательской работы.

В результате анкетирования были получены следующие данные.

Основной целью большинство поступающих в магистратуру отметили возможность повысить свой профессиональный уровень (65%) и возможность в быстро сделать карьеру (30%). Более полные данные отражены на рисунке 3.

О 0,1 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7

Рисунок 3. Распределение ответов по причинам выбора обучения на программах магистратуры (составлено авторами)

Мир Науки

Особенностью программы РЭУ им. Г.В. Плеханова является приоритетная направленность на подготовку специалистов именно банковского профиля, проведение открытых лекций и мастер-классов в тесном сотрудничестве с бизнес-сообществом, предоставление возможности проходить практики с учетом пожеланий магистров.

Рассмотрев программы ведущих ВУЗов по подготовке магистров отметим, что программы РЭУ им. Г.В. Плеханова и Финансового университета при Правительстве РФ имеют очень схожие методики и подходы в образовании, но они разнополярны по объектам приложения полученных компетенций. Кроме того, их программы явно разделяют научный и профессиональный блоки, соответственно и контроль деятельности магистров будет проводиться не в полемике этих контентов, а в разнонаправленных категориях. При такой реализации очень важно не столкнуться с проблемой неадекватного предоставления материала на теоретическом уровне с выдвижением соответствующих гипотез и методов их проверки, с одной стороны, и условий, и результатов постановки, и проверки эксперимента в практической реализации, с другой стороны.

Отдельное внимание обращает на себя представленный только в программе ФУ при Правительстве РФ подход с использованием интернет-каналов и дистанционных методов, позволяющие не только получать (добывать) информацию, но и активно ее обсуждать.

Что касается НИУ ВШЭ, то ее программа подготовки позволяет одновременно транслировать оба блока деятельности: и научной, и профессиональной, что является безусловным плюсом данного ВУЗа. Визуально сравнительный анализ методов и подходов к обучению по трем ВУЗам представлен на рисунке 4.

Рисунок 4. Сравнительный анализ методов обучения, применяемых в РЭУ им. Г.В. Плеханова, Финансовом университете при Правительстве РФ и НИУ ВШЭ (составлено авторами)

Обратим внимание на научно-исследовательский блок вопросов (рис. 5).

Мир Науки

Рисунок 5. Блок вопросов «Роль исследовательской деятельности» (составлено авторами)

Представленный выше рисунок выявляет противоречие по вопросу присутствия исследовательской деятельности: так, магистры знали о необходимости ее проведения в рамках программы подготовки, подчёркивают нацеленность дисциплин и методов их преподавания на научно-исследовательский тип мышления. Однако в будущем магистры не видят реализации прикладного характера своих исследований и соответственно отказываются от ее продолжения после окончания магистратуры в профессиональной среде. Данный факт также подтверждает отсутствие научных статей по итогам обучения. В ходе исследования было выявлено, что только двое из двадцати опрошенных имеют опубликованные научные работы (статьи).

Помимо научной компоненты магистры также отмечают высокий уровень развития коммуникативных и творческих способностей в процессе обучения по выбранной программе, что подтверждают результаты опроса, представленные на рисунке 6.

■ способствует в полной мере

■ способствует развитию только коммуникативных способностей

■ способствует развитию только творческих способностей

■ не способствует

Рисунок 6. Распределение ответов по вопросу «Способствует ли обучение в магистратуре развитию коммуникативных и творческих способностей?» (составлено авторами)

Мир Науки

В связи с тем, что обучение подразумевает не только теоретическую подготовку, но и практикоориентированный подход, то в рамках анкетирования была проведена оценка личных изменений в профессиональном плане, произошедшие за время обучения в магистратуре. Более половины магистров отметили появление глубоких знаний и навыков в их профессиональной области, в том числе за счет активного приглашение гостей из бизнес-сообщества и поведения мастер-классов. Другие изменения в профессиональном плане представлены на рисунке 7.

Рисунок 7. Распределение ответов по оценке личных изменений в профессиональном плане, произошедшие за время обучения в магистратуре (составлено авторами)

Рассмотрим основные методы обучения, которые используются в РЭУ им. Г.В. Плеханова и особенности их использования в образовательном процессе.

Анализ учебного плана подготовки магистров по направлению «Инновационные банковские стратегии и технологии» показал, что при правильной организации учебного процесса можно добиться высоких результатов в подготовке высококвалифицированных специалистов.

Занятия в университете проходят в форме лекций и семинаров. В ходе обучения применяются в основном традиционные методы: объяснение, лекция, метод проектов, самостоятельная работа и др.

Согласно ранее проводимого авторами исследования отмечалось, что существующая модель образования не реализована в полном объеме. К не исполненным обязательствам было отнесено отсутствие условий для создания проблемного обучения. Кроме того, подчеркивалось не использование дистанционных и мобильных форм обучения, невозможность присоединиться на видео-лекцию при невозможности лично присутствовать на занятиях. При этом есть и положительные характеристики - занятия почти в полном объеме проводились в мультимедийных аудиториях, с использованием презентационных материалов, подчеркнуто, что преподаватели часто предоставляли материал на электронных носителях [3].

Говоря об ожиданиях магистров, 90% из них отметили что предпочитают форму групповых занятий и только 10% - индивидуальную форму работы (рис. 8).

I Групповые занятия

I Индивидуальные занятия

Рисунок 8. Распределение ответов по оценке форм обучения, применяемых на программе подготовки за истекший период времени в магистратуре (составлено авторами)

Таким образом, в результате проведенного анализа необходимо пересмотреть подходы, используемые в РЭУ им. Г.В. Плеханова, при реализации образовательных программ, что не противоречит гипотезе данного исследования, и рассмотреть вопрос о внедрении элементов дистанционного образования и усиления научной составляющей программ с одновременным ее включением в профессиональную среду.

Последняя группа вопросов была нацелена на определение перспектив развития магистратуры с точки зрения обучающегося. Как показывает рисунок 9 магистранты по-разному оценивают перспективы своей профессиональной деятельности после получения степени магистра. Тем не менее 45% опрошенных рассматривают обучение в магистратуре как возможность в будущем занимать руководящие должности в любой сфере профессиональной деятельности, 35% как возможность конкурировать в кадровом отборе, 20% как возможность преподавания в ВУЗе. К сожалению, никто из опрошенных не отметил возможности в рамках научно-исследовательской деятельности, что еще раз доказывает крайне низкую заинтересованность обучающихся в развитии компетенций по научному направлению.

Рисунок 9. Распределение ответов по оценке своих перспектив профессиональной деятельности после получения степени магистра (составлено авторами)

Таким образом, как выше неоднократно уже было описано, магистры отмечают свою незамотивированность на реализацию научной деятельности, как в связи с непониманием ее сущности и цели в рамках подготовки по образовательной программе, так и нежеланием заниматься ею в будущем. Авторами предлагается повысить научную вовлеченность магистров через уровневый подход использования фасилитации.

Ожидается, что такой комплексный подход позволит построить научную траекторию каждого магистра, строго ограниченную как временными рамками, так и направлением их исследования. Для этого уровни фасилитации следует выделять не только по модулям, но и привязывать к составляющим деятельности магистра на каждом этапе.

Мир Науки

2016, Том 4, номер 6 (499) 755 50 99

научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева Е.А. Теоретические аспекты использования активных методов обучения: основа повышения эффективности традиционных методов обучения // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 томах. 2015. С. 17-21.

2. Адигамова З.С., Лихненко Е.В. Современные методы обучения студентов технических специальностей: «проект - технология», «метод ситуационного обучения (case study)» // В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры. Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием). 2013. С. 337-340.

3. Бондаренко Т.Г., Исаева Е.А. Формирование траектории образовательной деятельности магистров: особенности построения и реализации в современных российских реалиях // Мир науки, 2016, выпуск 5 (сентябрь-октябрь) Том 4.

4. Bondarenko T.G., Isaeva Е.А. Fatilitation as the instrument of realization of competence approach in the preparation of master // В сборнике: Наука. Образование и инновации. Сборник статей международной научно-практической конференции. Уфа, 2016.

5. Володин А.А., Бондаренко Н.Г. Эмпирическое исследование эффективности подготовки студентов на основе организационно-педагогических условий мобильного обучения. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mir-nauki.com/PDF/08PDMN416.pdf (дата обращения 10.10.2016).

6. Борисова И.В., Самкова И.Н. К вопросу о методе и его значении в условиях современных подходов к обучению // В сборнике: Коллоквиалистика и лексикография: точки пересечения и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной памяти профессора Валентина Дмитриевича Девкина. 2015. С. 180184.

7. Волкова Ю.В., Прокина Д.Н., Идрисов Р.Х., Федосов А.В. Использование интерактивного метода обучения для повышения эффективности преподавательской деятельности (на примере метода проблемного обучения) // В сборнике: Учебный процесс в вузе в современных условиях материалы II научно-методической конференции. Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования "Уфимский государственный нефтяной технический университет". 2013. С. 63-65.

8. Коржан Э.А. Об инновационных формах и методах активного управления обучением в военном вузе // Теория и практика общественного развития. 2015. №11. С. 309-311.

9. Татарникова Л.Г. Креативный подход к обучению: принцип двойственности сознания и его учет в современных методах восприятия информации // В книге: Новая парадигма науки об управлении в XXI веке и ее практическое приложение к проблемам Севера Государственная полярная академия. Санкт-Петербург, 2016. С. 53-59.

10. Позднякова Ж.С. Комплексное использование методов активного обучения, модульного обучения и методов проблемного обучения в формировании управленческой культуры // Вестник науки и образования. 2014. №1 (1). С. 55-57.

11. Шабунина Н.В. Разные подходы к обучению методу моделирования студентов технического вуза // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2012. №4. С. 43-48.

Bondarenko Tat'yana Grigor'evna

Plekhanov Russian university of economics, Russia, Moscow E-mail: t.g.bondarenko@gmail.com

Isaeva Ekaterina Anatol'evna

Plekhanov Russian university of economics, Russia, Moscow

E-mail: dipmesi@mail.ru

The development of multi-level competencies of masters in modern Russian conditions

Abstract. The article analyzes the model of organization of master's training in the financial department of the Plekhanov Russian Economic University. The authors note that training is common for university organizational (in the evening training) and structural and content components (educational, research and professional and pedagogical components; practice, diploma protection) that meet certain guidelines. Authors of the article for more information on the preparation of masters in the field of "Innovative banking strategies and technologies" conducted a survey of undergraduates Finance Department, which helped to clarify some aspects of the educational process in a magistracy. The article displays the results of the survey on several blocks of issues related to the content of the individual components of training, the availability of educational technology, research work. Because learning involves not only theoretical knowledge, but also practice oriented approach, within the limits of the survey assessed the personal changes in the professional plan that occurred during training in a magistracy. The authors reviewed program leading universities for training of masters in the analysis noted their common and individual characteristics. We propose to increase academic engagement Masters level approach using facilitation.

Keywords: master's training program; the effectiveness of educational activities; research activities; competence; level facilitation; innovation personality-developing paradigm of education; educational technology

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.