Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2016, Том 4, номер 6 (ноябрь - декабрь) http://mir-nauki.com/vol4-6.html URL статьи: http://mir-nauki.com/PDF/11PDMN616.pdf Статья опубликована 16.12.2016 Ссылка для цитирования этой статьи:
Пащенко О.И., Никонова Е.З. Содержание и методические особенности подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» в области информационных технологий // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, номер 6 http://mir-nauki.com/PDF/11PDMN616.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Пащенко Оксана Ивановна
ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», Россия, Нижневартовск Доцент кафедры «Информатики и методики преподавания информатики»
Кандидат педагогических наук
Доцент по научной специальности 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (информатика)
E-mail: [email protected]
Никонова Елена Захаровна
ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный университет», Россия, Нижневартовск Доцент кафедры «Информатики и методики преподавания информатики»
Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Содержание и методические особенности подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» в области информационных технологий
Аннотация. В современных условиях модернизации российского образования подготовка магистров должна готовить их осуществлять профессиональную деятельность в современных условиях, учитывающих реалии формирования информационного общества.
Приоритетным направлением при подготовке магистров должен стать переход от обучения технологическим аспектам работы с информационными технологиями к обучению их рационального использования в профессиональной деятельности. Современный педагог-магистр должен не только обладать знаниями в области аппаратных и программных средств информационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в бакалавриате, но и быть специалистом по применению новых технологий в педагогической и научно-исследовательской деятельности.
В статье раскрыто содержание и методические особенности подготовки магистров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» в области информационных технологий в Нижневартовском государственном университете.
Авторами представлена система дисциплин, ориентированных на формирование профессиональной готовности магистров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Подробно охарактеризована подготовка по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». В статье раскрыто содержание дисциплины, описаны формы проведения занятий, особенности самостоятельной работы, требования к выполнению проектной работы по дисциплине.
Результаты исследования расширяют знания специалистов образования в вопросах теории, методики и технологии информационной подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование».
Ключевые слова: педагогическое образование; магистратура; магистр педагогического образования; информационные технологии; информационная подготовка; информационные технологии в профессиональной деятельности; федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистратура); профессиональная готовность магистра к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности
Педагогическое образование выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения дошкольного, среднего, специального, дополнительного образования, а также начального, среднего и высшего профессионального образования России.
В современных условиях модернизации российского образования подготовка магистров должна способствовать повышению профессионализма педагогов в осуществлении педагогической деятельности в современных условиях, учитывающих реалии развития информационного общества. В отличие от выпускника педагогического вуза, обучающегося по программе подготовки бакалавриат, магистр в своей профессиональной деятельности должен не только выступать в роли учителя, но и выполнять организационно-методические функции, а также эффективно осуществлять научно-исследовательскую деятельность, в том числе с использованием современных информационных технологий.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистратура) виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры: педагогическая; научно-исследовательская; проектная; методическая; управленческая; культурно-просветительская1.
Выпускник, освоивший программу магистратуры, в области информационной подготовки, должен обладать следующими компетенциями:
• способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);
• способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5);
• способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);
• готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20).
1 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (магистратура), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» ноября 2014 г. № 1505.
В настоящее время накоплен определенный опыт организации информационной подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование» [1, 2, 3, 4, 5, 10, 11].
Приоритетным направлением при подготовке магистров должен стать переход от обучения технологическим аспектам работы с информационными технологиями к обучению их рационального использования в профессиональной деятельности. Современный педагог-магистр должен не только обладать знаниями в области информационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в бакалавриате, но и быть специалистом по применению новых технологий в педагогической и научно-исследовательской деятельности.
В Нижневартовском государственном университете функционирует магистратура по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование». Магистратура предоставляет выпускникам бакалавриата и специалитета разных лет возможность получать педагогическое образование в одной из самых широких, востребованных и современных областей. В вузе представлен широкий спектр магистерских программ: Музыкальная культура и образование, Изобразительное искусство, Информатика в профильном образовании, Математика в профильном образовании, Менеджмент в образовании, Биология в профильном образовании, Всеобщая история, Русский язык в профильном образование, Дополнительное образование детей, Педагогическая инноватика, Менеджмент в образовании, Литература в профильном образовании, Современные технологии обучения иностранным языкам, Безопасность жизнедеятельности территорий и населения в ЧС, Современные технологии физкультурного образования, Теория и методика обучения истории, Отечественная история, Современные технологии обучения иностранным языкам.
Остановимся подробнее на содержании и методических особенностях подготовки магистров по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» в области информационных технологий в Нижневартовском государственном университете.
В таблице 1 представлена система дисциплин, ориентированных на формирование профессиональной готовности магистров к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Дисциплины включены в учебный план направления подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистратура) по всем существующим в вузе магистерским программам.
Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является обязательной дисциплиной и включена в базовую часть дисциплин плана подготовки по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» (магистратура). Трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы и форма итогового контроля - зачет.
В планы магистерских программ также включены дисциплины по выбору, ориентированные на формирование информационной подготовки магистров. В таблице 1 приведен перечень таких дисциплин.
В зависимости от магистерской программа в учебный план включаются соответствующие дисциплины. Например, в учебный план магистерской программы «Менеджмент в образовании» включены такие дисциплины по выбору как «Информатизация управления образовательным процессом», «Проектирование и экспертиза электронных образовательных ресурсов». В учебный план магистерской программы «Дополнительное образование детей» включены дисциплины по выбору: Информационные технологии во внеучебной деятельности, Образовательная робототехника.
2 www.nvsu.ru - сайт Нижневартовского государственного университета.
Таблица 1
Система дисциплин, ориентированных на формирование информационной подготовки
магистров (составлено автором)
Готовность выпускника магистратуры по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности Система дисциплин учебного плана, ориентированных на формирование информационной подготовки магистров
общекультурные компетенции (ОК)
способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4) Б1. Дисциплины (модули) Б1.Б. Базовая часть Б2.Б. Информационные технологии в профессиональной деятельности (3 з.е.) Б1.В.ДВ. Дисциплины по выбору Дистанционные технологии в образовании (3 з.е.) Информатизация образования (3 з.е.) Информационные системы в профессиональной деятельности (3 з.е.) Информатизация управления образовательным процессом (3 з.е.) Технологии создания электронных образовательных ресурсов (3 з.е.) Проектирование и экспертиза электронных образовательных ресурсов (3 з.е.) Информационные технологии во внеучебной деятельности (3 з.е.) Образовательная робототехника (3 з.е.)
способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5)
профессиональные компетенции (ПК)
способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9)
готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач (ПК-20)
Целью изучения дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» является формирование профессиональной компетентности педагога через формирование целостного представления о роли информационных технологий в современной образовательной среде и педагогической деятельности на основе овладения их возможностями в решении педагогических задач и понимания рисков, сопряженных с их применением.
Задачи дисциплины:
• получить всестороннее представление о возможностях использования информационных технологий в науке и образовании;
• научить использовать компьютерную технику и программное обеспечение в своей профессиональной деятельности;
• научить использовать информационные системы поддержки образовательно-воспитательного процесса.
Дисциплина Б1.Б. «Информационные технологии в профессиональной деятельности» по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование входит в состав базовой части дисциплин учебного плана. Данная дисциплина имеет методическую взаимосвязь со всеми дисциплинами и видами практик, входящими в план подготовки.
Для освоения данной дисциплины студент должен:
• Знать основы компьютерной грамотности.
• Умет работать с файлами, ориентироваться в интерфейсе новых программ.
• Владеть основными навыками работы в операционной системы Windows, основными навыками работы в офисных программах.
В результате освоения дисциплины, магистры приобретут:
• знания о процессах информатизации образования; о нормативно-правовой основе по вопросам использования информационных ресурсов и создания авторский электронных образовательных ресурсов; о сущности и структуре информационных процессов в современной образовательной среде; о способах взаимодействия педагога в сетевой информационной среде; о способах саморазвития с применением возможностей информационных технологий; о принципах использования информационных технологий в профессиональной деятельности;
• умения, связанные с информационными процессами, ориентированными на решение педагогических задач; с оцениванием педагогических свойств электронных образовательных ресурсов и с определением педагогической целесообразности их использования в учебном процессе;
• овладеют способами взаимодействия с ресурсами информационной образовательной среды, осуществления выбора различных моделей использования информационных технологий в педагогическом процессе с учетом реалий образовательного учреждения; совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды.
Структура дисциплины представлена в таблице 2: общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единиц, 108 часов.
Таблица 2
Объем дисциплины и виды учебной работы (составлено автором)
Вид учебной деятельности Всего часов Семестр
1
Аудиторные занятия (всего) 18 18
В том числе:
Лекции 2 2
Практические занятия 8 8
Лабораторные работы 8 8
Самостоятельная работа (всего) 90 90
Вид аттестации (зачет, экзамен) зачет зачет
Общая трудоемкость (часы) 108 108
Зачетные единицы 3 3
Содержание дисциплины представлено следующими основными разделами:
• Информатизация общества и образования. Информационные технологии. Педагогические технологии.
• Технические и программные аспекты реализации информационных процессов в образовании.
• Единая информационная образовательная среда.
• Электронные образовательные ресурсы.
• Использование коммуникационных технологий в образовании. Облачные технологии.
• Офисные программы для решения образовательных задач.
• Использование информационных систем в образовании.
• Правовые аспекты использования информационных технологий в образовании.
• Интеллектуальные и экспертные системы.
• Информационные технологии в научной деятельности.
На практических занятиях используется активная и интерактивная формы проведения занятий. Поскольку дисциплина ориентирована на формирование у магистров активной профессиональной позиции в отношении внедрения информационных технологий в профессиональную и научную деятельность, в процессе ее освоения эффективны, такие технологии личностно-ориентированного обучения, как проектная, технология малогрупповой работы, технология электронного портфолио. В реализации образовательного процесса взаимодополняются аудиторные и сетевые внеаудиторные формы образовательного взаимодействия, используются элементы дистанционного педагогического сопровождения учебной деятельности.
На самостоятельную работу студентов по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» отводится более 60% учебного времени от общей трудоемкости курса. Сопровождение самостоятельной работы магистров по данной дисциплине может быть организовано в следующих формах:
• согласование темы индивидуальных проектов;
• консультации (индивидуальные и групповые), в том числе с применением сетевых форм образовательного взаимодействия;
• промежуточный контроль хода выполнения заданий, строящихся на основе различных способов самостоятельной информационной деятельности в открытой информационной среде и отражающегося в процессе формирования электронного портфолио студента.
Преподаватель определяет содержание самостоятельной работы, график её выполнения, создает сетевую информационную и коммуникационную среду для организации самостоятельной работы. В тематическом планировании самостоятельной работы отражается:
• темы учебной программы, обеспеченные информационными ресурсами, которые студент осваивает самостоятельно или по индивидуальному плану;
• задания для индивидуальной или малогрупповой самостоятельной работы;
• сроки выполнения заданий;
• форму представления результатов и критерии оценки самостоятельной работы.
В процессе организации самостоятельной работы особое внимание уделяется не только развитию информационной культуры, но и формированию готовности к кооперации, к работе в коллективе в сетевом пространстве, для чего целесообразно стимулировать студентов к совместной деятельности в малых группах.
Исходя из того, что в ФГОС ВО отмечается сокращение аудиторной нагрузки и увеличение часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов магистратуры, обучение по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ориентировано на выполнение магистрами индивидуальной итоговой работы, представленной как электронное портфолио.
По дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» магистры получают следующую технологическую карту (см. таблицу 3), которая определяет план работы и наполняемость электронного портофолио. В связи с тем, что каждый студент
работает в рамках своей темы диссертационного исследования, итоговая работа носит индивидуальный и самостоятельный характер.
Таблица 3
Портфолио магистра по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (составлено автором)
№ п/п Тема занятия Содержание отчетных документов Сроки сдачи
1 Информатизация общества и образования. Информационные технологии. Педагогические технологии. Выполнение проектной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (требования представлены в методических рекомендациях).
2 Технические и программные аспекты реализации информационных процессов в образовании.
3 Единая информационная образовательная среда.
4 Электронные образовательные ресурсы.
5 Использование коммуникационных технологий в образовании. Облачные технологии. 1) СоставитьТоп-10 облачных хранилищ 2015, 2016 года. 2) Предоставить данные о регистрации аккаунта в Google. 3) Выполнить лабораторную работу «Поиск информации в интернете».
6 Офисные программы для решения образовательных задач. Выполнение проектной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» (требования представлены в методических рекомендациях).
7 Использование информационных систем в образовании.
8 Правовые аспекты использования информационных технологий в образовании.
9 Интеллектуальные и экспертные системы.
10 Информационные технологии в научной деятельности. Совместное создание документа с использованием облачных технологий. Участие в сетевой дискуссии по тематике дисциплины.
В технологической карте указываются сроки выполнения отчетных документов.
Задания входящие в портфолио, направлены на формирование у магистров-педагогов готовности использовать информационные технологии в профессиональной педагогической и научной деятельности.
В методических рекомендациях самостоятельной работы студентов описаны требования к выполнению проектной работы по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности». Проектная работа, включает в себя документы, выполненные в программе Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Publisher и соответствующие требованиям выданным преподавателем. Студенты получают содержание проектной работы3, которое представлено следующими пунктами:
3 Содержание контрольной работы рассчитано на магистерские программы по направлению подготовки «Педагогическое образование».
Введение.
Глава 1. Информационные технологии: сущность, развитие и направления использования
1. Информационные технологии. Определение и характеристика понятия. История развития информационных технологий.
2. Информационные технологии в образовательной деятельности: общие подходы, возможности, дидактические функции в учебном процессе.
3. Единая информационная образовательная среда (ЕИОС). Определение и характеристика понятия.
Глава 2. Использование ИТ в профессиональной деятельности.
1. Характеристика направлений использования ИТ в предметной области.
2. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОР, ЭОР): общие
4
сведения, дидактические возможности, методы создания, анализа и экспертизы .
3. Особенности использования информационных технологий в исследуемой проблеме магистерской работы. 5
Заключение.
Список использованных источников.
Для магистерской программы «Менеджмент в образовании» вторая глава, включает следующие вопросы:
Глава 2. Использование ИТ в профессиональной деятельности.
1. Характеристика направлений использования ИТ в управлении образовательным учреждением.
2. Электронные (цифровые) образовательные ресурсы (ЦОР, ЭОР): общие
6
сведения, дидактические возможности, методы создания, анализа и экспертизы.
3. Особенности использования информационных технологий в исследуемой проблеме магистерской работы.
Особое внимание студенты обращается к подготовке материалов по теме «Особенности использования информационных технологий в исследуемой проблеме магистерской работы». Данный вопрос конкретизируется под тему магистерской диссертации.
Например:
Тема магистерской работы: Управление общеобразовательной школой в условиях инклюзии.
Вопрос: Особенности организации единой информационной среды образовательного учреждения в условиях инклюзивного образования.
Тема магистерской работы: Развитие самостоятельности детей 5-6 лет в изобразительной деятельности средствами нетрадиционных техник.
Вопрос: Электронный образовательный ресурс как средство развития самостоятельности детей 5-6 лет в изобразительной деятельности.
4 Необходимо указать несколько (минимум десять) ЭОР по предметной области или области исследования.
5 Необходимо конкретизировать близко к теме исследования.
6 Необходимо охарактеризовать особенности организации медиатеки в образовательном учреждении.
2016, Том 4, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
Тема магистерской работы: Формирование умений организация пространства в декоративной композиции на занятиях с учащимися 12-14 лет в школе искусств.
Вопрос: Использование электронных образовательных ресурсов при формировании умений организация пространства в декоративной композиции на занятиях с учащимися 12-14 лет в школе искусств.
Ниже приведено несколько примеров рассмотренных вопросов магистрами:
1. Использование программы MS Excel для изучения координационных способностей спортсменов.
2. Комплекс программного обеспечения Muscle&Motion как средство для рационального построения силовой тренировки.
3. Использование программных средств при организации мониторинга физического состояния и здоровья различных контингентов занимающихся.
4. Аппаратно-программный комплекс «Спортивный психофизиолог» как средство компьютерной диагностики.
5. Использование информационных технологий в исследовании личностных детерминантов, влияющих на выбор стратегии поведения несовершеннолетними делинквентами.
6. Использование информационных технологий для изучения психологических особенностей подростков с девиантным поведением.
7. Использование информационных технологий в психодиагностике.
8. Использование информационных технологий для изучения особенностей агрессии у подростков.
9. Использование новых информационных технологий при воспитании эстетической культуры у учащихся 5-6 классов средствами фотодизайна.
10. Цифровые образовательные ресурсы как средство художественно-эстетического развития подростков.
11. Информационные технологии в управлении формированием команды в педагогической среде.
12. Особенности использования электронных образовательных ресурсов на уроках социально-гуманитарного цикла.
13. Особенности использования информационных технологий в досуговой деятельности старших дошкольников.
14. Преимущества использования информационных технологий в управлении образованием.
15. Особенности использования информационных технологий при формировании композиционных умений в иллюстрировании сказок у младших школьников на уроках изобразительного искусства.
Разработанный материал магистры-педагоги используют в дальнейшем при написании магистерской диссертации, так как информационная технология как инновационное средство гармонично вписывается в систему форм, методов и средств, которые каждый исследователь представляет в рамках решения проблемы собственного научного исследования. Некоторые студенты выступают на конференциях различного уровня с разработанным научным материалом по проблеме использования информационных технологий в решении проблемы научного исследования, публикуют статьи в материалах конференций.
Мир Науки
Первая глава и первые два вопроса второй главы проектной работы обязательны для выполнения студентами, так как невозможно говорить об использовании информационных технологий в профессиональной деятельности, без знания основ таких понятий, как информатизация образования, информационная технология, коммуникационная технология, единая информационная образовательная среда, электронный образовательный ресурс.
Студентам представляются требования, к оформлению данной работы, которая оформляется в программе Microsoft Word:
Отступ верхнее, нижнее - 2 см; левое - 2,5 см; правое - 1,5 см. Тип шрифта Times New Roman; размер - 14 пт; междустрочный интервал - полуторный; отступ в первой строке - 1 см.
Количество листов не менее 20 страниц. Оформление титульного листа по стандарту. Оглавление должно быть автоматическим.
Автоматическое оглавление, список использованной литературы, сноски, рисунки, таблицы обязательны.
Ко второй главе данной работы студентам необходимо создать презентацию в программе Microsoft Power Point, которая должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению данного вида работы. На практических занятиях по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» подробно изучают особенности создания презентаций, как формы представления результатов исследования.
На вопрос «Особенности использования информационных технологий в исследуемой проблеме магистерской работы» студенты создают информационный буклет в программе Microsoft Publisher.
Также в период обучения студенты в рамках изучения темы «Использование коммуникационных технологий в образовании. Облачные технологии» должны выполнить следующее задание (таблица 3):
1. Составить топ -10 облачных хранилищ 2015, 2016 года.
2. Предоставить данные о регистрации аккаунта в Google.
3. Выполнить лабораторную работу «Поиск информации в интернете».
По теме «Информационные технологии в научной деятельности» магистры участвуют в совместном создании документа с использованием облачных технологий по тематике дисциплины. А именно:
1. Студенту необходимо поучаствовать в редактировании общего документа, который ему присылает преподаватель, ответив на вопрос под их фамилией.
2. Студенту необходимо создать свой документ и пригласить преподавателя для его обсуждения.
Ниже приведен перечень индивидуальных вопросов темы «Технические и программные аспекты реализации информационных процессов в образовании»:
1. Нулевое поколение. Арифмометр Беббиджа и т.д.
2. Первое поколение компьютеров. Примеры машин. Фамилии разработчиков.
3. Второе поколение компьютеров. Примеры машин. Фамилии разработчиков.
4. Третье поколение компьютеров. Примеры машин. Фамилии разработчиков.
5. Четвертое поколения компьютеров. Примеры машин. Фамилии разработчиков.
2016, Том 4, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
6. Компьютеры в России. Примеры машин. Отечественные ученые и инженеры, конструкторы вычислительных машин и устройств.
7. Перспективы развития ВТ. Планшетные компьютеры. Квантовые компьютеры. Оптические компьютеры. Биокомпьютеры. Молекулярные компьютеры. Что дальше?
8. История персональных компьютеров.
9. История появления мониторов.
10. История появления устройств ввода (клавиатура, мышь и пр.). Перспективы их развития.
11. История появления запоминающих устройств. Перспективы их развития.
12. История появления Интернета.
13. История Apple.
14. История IBM.
15. История Intel.
16. История Microsoft.
17. История Google.
18. История использования перфокарт.
19. История социальный сетей.
20. История развития языков программирования.
21. История развития операционных систем.
22. Программное обеспечение компьютеров. Базовое, системное и служебное. Прикладное программное обеспечение.
23. Свободное программное обеспечение.
24. Компьютерные вирусы. Способы заражения. Типы вирусов. Антивирусное программное обеспечение.
25. Компьютерные сети. Локальные компьютерные сети.
26. Компьютерные сети. Глобальные компьютерные сети.
27. Исторический портрет: Алан Тьюринг.
28. Исторический портрет: Ада Лавлейс.
29. Исторический портрет: Чарльз Беббидж.
30. Исторический портрет: Клод Шеннон.
31. Исторический портрет: Джон фон Нейман.
32. Исторический портрет: Стив Джобс.
33. Исторический портрет: Сергей Алексеевич Лебедев.
Участие в совместном создании документа с использованием облачных технологий формирует у студентов магистратуры готовность в участии в сетевых дискуссиях по проблематике диссертации, в совместном создании статей с научным руководителем, что приводить к формированию готовности к работе в коллективе в сетевом пространстве.
Подводя итог, необходимо отметить, что изменения, происходящие в образовании в условиях информатизации общества, влекут за собой необходимость в постоянном развитии методической системы подготовки магистров педагогического направления подготовки в вопросах использования информационных технологий в профессиональной деятельности.
Мир Науки
Мир Науки
2016, Том 4, номер 6 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.eom
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранова Е.В., Лаптев В.В., Симонова И.В. Технологии обучения в процессе развития профессиональной компетентности магистров по направлению «Педагогическое образование» в области информатики и информационных технологий // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: научный журнал. 2011. 3. 142. С. 92-101.
2. Везиров Т.Г. Подготовка магистров педагогического образования в условиях новой информационно-образовательной среды // Концепт. - 2013. - №05 (май).
- ART 13093. - 0,4 п. л. - URL: http://ekoncept.ru/2013/13093.htm.
3. Везиров Т.Г. Информационные и коммуникационные технологии в формировании проектной компетенции магистров педагогического образования // Вестник университета (ГУУ). Теоретический и научно-методический журнал.
- 2012. - №10. - С. 268-271.
4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Подготовка магистров по программе «Информационные технологии в образовании» в МГПУ - новое направление, новые возможности // Вестник РУДН, серия Информатизация образования, 2013, №2.
5. Никулина Е.Г. Исследование изменений в подготовке магистров образования в России с 1992 года по настоящее время // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Выпуск 3, май - июнь 2014 41PVN314.
6. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании (учебно-методическое пособие). - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. -227 с.
7. Пащенко О.И. Технологические основы проектирования электронных образовательных ресурсов // Электронное обучение в ВУЗе и в школе / Материалы сетевой международной научно-практической конференции. - СПб.: Астерион, 2015. - С. 239-243.
8. Пащенко О.И., Пащенко А.Ю. Методические особенности проектирования электронных образовательных ресурсов // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 24 марта 2015 года) / Отв. ред. Г.Г. Ильбахтин - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. унта, 2015. - С. 337-381.
9. Пащенко О.И., Пащенко А.Ю. Организация самостоятельной работы студентов в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения (научная статья) // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Нижневартовск, 26 марта 2014 года) / Отв. ред. Ю.В. Безбородова. -Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2014. - С. 337-381.
10. Раскина И.И. Информационные технологии как компонент предметного содержания подготовки магистров педагогического образования // Фундаментальные исследования. - 2012. - №6-2. - С. 378-381.
11. Якимович Б. Институт магистратуры: опыт и перспективы // Высшее образование в России. 2008. №2. С. 21-25.
Pashchenko Oksana Ivanovna
Nizhnevartovsk state university, Russia, Nizhnevartovsk
E-mail: [email protected]
Nikonova Elena Zakharovna
Nizhnevartovsk state university, Russia, Nizhnevartovsk
E-mail: [email protected]
Contents and methodical features of masters training in the direction of "Teacher Education" in the field of information technologies
Abstract. Under current conditions of the Russian education modernization a degree program of masters should qualify them to carry out professional activities in the present-day conditions, taking into account the realities of the information society forming.
The transition from learning by technology aspects of work with information technologies to teaching their rational use in the professional activities should be a priority in preparation of master degrees. The modern teacher-master must not only have knowledge in the field of hardware and software of information technologies that are included in the contents of computer informatics courses being studied in baccalaureate, but also to be an expert on the use of new technologies in teaching and research activities.
The article discloses the content and methodical features of masters training in the direction of 44.04.01 "Teacher Education" in the field of information technologies in the Nizhnevartovsk State University.
The authors present the system of disciplines aimed at the formation of professional readiness of masters for use of information technologies in the professional activity. The preparation in the discipline "Information technologies in the professional activity" is characterized in detail. The article unveils the content of disciplines, describes the study holding forms, characteristics of independent work and requirements for the implementation of the project work in the discipline.
The results of the investigation expand the knowledge of education specialists on the issues of theory, methods and technology of information training of masters in the direction of "Teacher Education".
Keywords: teacher education; masters course; master of pedagogical education; information technologies; information training; information technologies in the professional activity; Federal State Educational Standard of Higher Education in the direction of training 44.04.01 Teacher Education (masters course); professional readiness of master for use of information technologies in the professional activity