Научная статья на тему 'Структура и особенности подготовки студентов магистратуры к инновационной педагогической деятельности'

Структура и особенности подготовки студентов магистратуры к инновационной педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАГИСТРАТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ / СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ / TEACHING STAFF / INNOVATIVE TEACHING ACTIVITIES / MAGISTRACY / PROFESSIONAL EDUCATION / TRAINING PROGRAM FOR MASTER''S DEGREE / STRUCTURE OF THE CONTENT OF AN EDUCATIONAL PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овечкин Владимир Петрович, Причинин Алексей Евгеньевич, Вахрушев Андрей Владимирович

Статья посвящена актуальности подготовки педагогических кадров, готовых и способных создавать, внедрять и распространять педагогические новшества. Рассмотрены социально-экономические тенденции, влияющие на процесс совершенствования профессионального образования. Описана программа подготовки по направлению магистратуры «Профессиональное обучение» (профиль «Инновационное профессиональное образование»), включающая назначение, миссию, адресную группу, конкурентные преимущества, образовательные результаты и их оценку, уникальные особенности программы. Раскрыта структура содержания образовательной программы для подготовки магистров профессионального обучения и программ учебных дисциплин, способствующих формированию привычки к продуктивной деятельности и формированию их готовности к преодолению препятствий (проблем), возникающих в учреждениях среднего профессионального образования; включает три блока: основные элементы научного знания, опыт и совокупный результат профессиональной практической и образовательной деятельности, а также базовая система ценностей, принципов, норм и социальных отношений; основные противоречия, проблемы (трудности, препятствия), тенденции современного социокультурного и технологического развития, а также системы профессионального образования в условиях непрерывных и ускоряющихся цивилизационных перемен; основные знания, технологии, способы и опыт поиска решений известных и вновь возникших проблем, то есть методология и методы активизации творческого мышления, технология проектной творческой деятельности, прежде всего, в области профессионального образования технико-технологической направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овечкин Владимир Петрович, Причинин Алексей Евгеньевич, Вахрушев Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND PECULIARITIES OF GRADUATE STUDENTS' PREPARATION FOR INNOVATIVE TEACHING ACTIVITIES

The article shows the relevance of training teachers who are ready and able to create, implement and disseminate pedagogical innovations. Social and economical trends affecting the process of improvement of professional education are discussed. A training program for master's direction "Vocational training" (profile "Innovative vocational education"), including the purpose, mission, address group, competitive advantage, educational outcomes and their assessment, is described, as well as the unique features of this program. The structure of the content of educational training programs of masters' vocational training is disclosed. The structure of educational discipline programs promoting the formation of a habit of productive activity and the formation of their willingness to overcome obstacles (problems) occurring in institutions of secondary vocational education is also disclosed. The structure includes three parts: the basic elements of scientific knowledge, experience and the cumulative result of professional practical and educational activities, as well as the basic system of values, principles, norms and social relations; basic contradictions, problems (difficulties, obstacles), the trends of contemporary socio-cultural and technological development, as well as vocational education system in the conditions of continuous and accelerating civilization changes; basic knowledge, technologies, methods and experience to find solutions of known and newly emerging problems, that is, methodology and methods of activation of creative thinking, technology of design creative activity, primarily in the field of vocational education of technical and technological orientation.

Текст научной работы на тему «Структура и особенности подготовки студентов магистратуры к инновационной педагогической деятельности»

372_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2017. Т. 27, вып. 3 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 378.14

В.П. Овечкин, А.Е. Причинин, А.В. Вахрушев

СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена актуальности подготовки педагогических кадров, готовых и способных создавать, внедрять и распространять педагогические новшества. Рассмотрены социально-экономические тенденции, влияющие на процесс совершенствования профессионального образования. Описана программа подготовки по направлению магистратуры «Профессиональное обучение» (профиль «Инновационное профессиональное образование»), включающая назначение, миссию, адресную группу, конкурентные преимущества, образовательные результаты и их оценку, уникальные особенности программы. Раскрыта структура содержания образовательной программы для подготовки магистров профессионального обучения и программ учебных дисциплин, способствующих формированию привычки к продуктивной деятельности и формированию их готовности к преодолению препятствий (проблем), возникающих в учреждениях среднего профессионального образования; включает три блока: основные элементы научного знания, опыт и совокупный результат профессиональной практической и образовательной деятельности, а также базовая система ценностей, принципов, норм и социальных отношений; основные противоречия, проблемы (трудности, препятствия), тенденции современного социокультурного и технологического развития, а также системы профессионального образования в условиях непрерывных и ускоряющихся цивилизационных перемен; основные знания, технологии, способы и опыт поиска решений известных и вновь возникших проблем, то есть методология и методы активизации творческого мышления, технология проектной творческой деятельности, прежде всего, в области профессионального образования технико-технологической направленности.

Ключевые слова: педагогические кадры, инновационная педагогическая деятельность, магистратура, профессиональное образование, программа подготовки магистров, структура содержания образовательной программы.

Постэкономическое общество [2] основано на знаниях и инновациях, которые создают условия устойчивого развития общества в динамично изменяющемся мире. Это, в свою очередь, актуализирует процесс подготовки педагогических кадров, готовых и способных создавать и реализовывать педагогические инновации, приводящие к повышению качества образования человека для всех сфер общественной жизни и профессиональной деятельности. Однако педагогических кадров, непосредственно проектирующих, организующих и координирующих выполнение инновационных педагогических проектов, недостаточно, несмотря на предпринимаемые меры. Вопросы научно-практической и кадровой поддержки и сопровождения инновационной деятельности в профессиональном образовании относятся к области педагогической инноватики [9].

Образование на современном этапе развития общества представляет собой поле высокой инновационной активности. Широко внедряются новые педагогические технологии, активные методы, формы, средства, приемы обучения. Разработано также несколько подходов к проектированию инновационных педагогических технологий [8]. Тем на менее, уровень предлагаемых педагогических новшеств не достаточен. Как правило, это различные комбинации известных методов, форм, средств и приемов обучения и воспитания. Во многом их недостаточная продуктивность связана с тем, что специалисты, занимающиеся инновационной деятельностью в профессиональном образовании, недостаточно подготовлены к такой деятельности, в то время как за рубежом активно проводятся исследования в данном направлении [5; 7].

Эффективность инноваций основана на теоретико-методологических положениях об их сущности, о механизме создания и о структуре управления инновационными процессами на системном уровне. При этом не достаточно ограничиваться только созданием идеи педагогического новшества, которое часто возникает на уровне инсайта. Педагогические новшества, какими бы привлекательными они ни были, не могут быть реализованы без учета возможных последствий и рисков, а также возможных решений (способов и средств) по их нейтрализации [10; 3]. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества создавать, внедрять, осваивать, сопровождать и оценивать.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по направлению «Педагогическое образование» подготовка студентов магистратуры нацуле-

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

на на совершенствование некоторой конкретной образовательной системы с учетом потребностей рынка труда. Объектами деятельности выпускника магистратуры (магистра) в области научно-исследовательской деятельности являются обучение, воспитание и развитие обучающихся. Приоритетный результат деятельности выпускника вуза - это его способность к поиску и реализации инновационных идей и средств, способствующих формированию у обучающихся творческого стиля мышления и деятельности в процессе решения проблем. Этот приоритетный результат, по сути, универсален для всех уровней, областей и видов образования, в том числе в области профессионального образования, что закреплено в требованиях ФГОС по направлению «Профессиональное образование».

Анализ свойств и условий развития общества позволил выявить некоторые противоречия, проблемы и тенденции, существенно влияющие на совершенствование профессионального образования. Эти тенденции и проблемы характеризуются следующими признаками (свойствами):

• активизируется массовая внутренняя и внешняя миграция населения, в том числе трудовая миграция;

• возрастает степень перемен и неопределенности направлений, содержания, состава, уровня и характера профессиональных компетенций в деятельности рабочих в ближайшей и отдаленной перспективе при возрастающих требованиях общества к качеству профессионального образования;

• наблюдается тенденция к изменению характера труда рабочего в направлении от преимущественно исполнительского и репродуктивного к продуктивно-творческому;

• актуализируется потребность в непрерывном самообразовании участников профессиональной деятельности в связи с высоким уровнем конкуренции в сферах производства и услуг, а также на рынках труда;

• постоянно увеличивается количество и разнообразие высокорисковых проектов в области профессионального образования («инновационный педагогический бум») в том числе, ввиду увеличения новаций, импортируемых и внедряемых в среднем профессиональном образовании;

• в условиях глобализации экономики наблюдается унификация системы профессионального образования на межгосударственном уровне, что ведет к сокращению культурного многообразия и разрушению сложившихся смыслов, норм, ценностей национальных систем профессионального образования.

Попытка преодолеть указанные противоречия и проблемы предпринята в Удмуртском государственном университете на кафедре Теории и методики технологического и профессионального образования при подготовке магистров профессионального обучения (профиль «Инновационное профессиональное образование»). Программа подготовки магистров базируется на научно-педагогических традициях и многолетнем опыте преподавателей Института педагогики, психологии и социальных технологий в рамках научного направления: «Аксиологическое моделирование инновационного образования в нестационарной культурно-технологической среде».

Назначение магистерской программы: Формирование способностей магистранта к выявлению проблем профессионального образования, поиску и реализации их решений при подготовке специалистов среднего звена.

Миссия: Формирование субъекта устойчивого развития самого себя и системы профессионального образования в условиях изменяющейся культурно-технологической среды.

Адресная группа: выпускники бакалавриата/специалитета по направлениям из группы «Образование и педагогические науки»; педагоги системы среднего профессионального (СПО), дополнительного профессионального образования (ДПО) с высшим непедагогическим образованием; работники сферы производства и сферы услуг с высшим непедагогическим образованием; административно-управленческий персонал системы СПО.

Образовательная программа подготовки магистров профессионального обучения не только обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей общества в подготовке рабочих, но и влияет на их становление как активных творческих субъектов профессиональной деятельности, способных эффективно преодолевать трудности на своем рабочем месте в контексте развития предприятия и отрасли.

Конкурентные преимущества:

• Выпускник способен создавать, внедрять и распространять педагогические новшества в системе профессионального образования;

2017. Т. 27, вып. 3

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

• Инновационные образовательные технологии, которые способен разрабатывать и внедрять выпускник магистратуры, являются не только предметом исследования, проектирования и апробации, но и средством достижения поставленных образовательных целей;

• Выпускник способен выявлять и прогнозировать риски в области создания, внедрения и распространения новшеств в профессиональном образовании;

• Выпускник способен управлять инновационной образовательной деятельностью в организациях, реализующих программы профессиональной подготовки по разным отраслям;

• Программа основана на принципах междисциплинарности и технологии креативно-деятельностного обучения. Реализация программы способствует интенсификации среднего профессионального образования, обеспечивая достижение его высокого образовательного результата, при одновременном уменьшении затрат на подготовку выпускника магистратуры.

В соответствии с содержанием основного вида деятельности (научно-исследовательская) все установленные ФГОС компетенции в соответствии с профессиональным стандартом педагога профессионального обучения с учетом возможности осуществления других видов деятельности могут быть в обобщенном виде представлены следующими группами:

• способен выявлять проблемы содержания учебного процесса и находить их решения с учетом изменяющейся отрасли профессиональной деятельности выпускника СПО;

• способен управлять инновационной деятельностью учреждения СПО в контексте проблем и противоречий образовательного процесса, в том числе, в условиях сетевого взаимодействия;

• способен анализировать состояние и тенденции развития отрасли профессиональной деятельности и учитывать их в процессе подготовки рабочих к профессиональной деятельности в этой отрасли;

• способен вносить коррективы в образовательный процесс СПО как на основе изучения требований работодателей, на основе исследования результатов мониторинга обучения и результатов итоговой аттестации выпускников, так и с учетом результатов изучения исходного психофизиологического, интеллектуального и социокультурного состояния обучающихся,;

• способен моделировать и проектировать образовательный процесс в СПО с учетом состояния и тенденций развития общества, культурно-технологической среды и отрасли профессиональной деятельности;

• способен организовывать и проводить опытно-экспериментальную работу по испытанию инноваций, направленных на совершенствование образовательного процесса в учреждении СПО.

Образовательные результаты выпускников магистратуры в форме компетенций в их интегральном виде характеризуют профессиональную компетентность магистра, определяемую как готовность и способность осуществлять научно-исследовательскую деятельность в учреждениях среднего профессионального образования. При этом все установленные ФГОС компетенции взаимозависимы и образуют синергетическое единство, обеспечивающее получение сверхсуммарного результата: профессиональную педагогическую компетентность выпускника как исследователя.

Итоговый уровень достижений студентов проводится в двух формах: итоговый междисциплинарный экзамен и защита выпускной квалификационной работы (ВКР) в форме магистерской диссертации. Экзамен включает вопросы, касающиеся состояния и тенденций развития отрасли профессиональной деятельности в современных условиях и сложившейся системы профессионального образования. В ответах предполагаются знания студента о предмете, знания и основания существующих и возникающих проблем профессионального образования, а также знания о методах и технологиях их разрешения. Ответы строятся как аналитическое суждение о предмете мысли и могут носить дискуссионный характер [1].

Структура и содержание магистерской диссертации формируются по типу кандидатской диссертации, в которой должны быть представлены все компоненты научного аппарата [6]. Магистерская диссертация связана с исследованием реальной образовательной проблемы, присущей системе СПО, и включает разделы: информационно-аналитическое исследование; моделирование и проектирование образовательного процесса в СПО; проведение опытно-экспериментальной работы по испытанию проекта; заключение и рекомендации.

Множество учебных дисциплин учебного плана образуют необходимую и достаточную основу формирования профессиональной компетентности студентов. Учитывая междисциплинарный характер концепции компетентностного подхода, который приоритетен в профессиональном образовании,

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

при разработке учебного плана подготовки студентов принято, что каждая компетенция прямо или косвенно формируется некоторым множеством учебных дисциплин. В свою очередь каждая учебная дисциплина способствует формированию некоторого множества компетенций. При разработке учебного плана подготовки магистров профессионального обучения учебные дисциплины (большая часть) выбирались и формировались как синтезированные, междисциплинарные, способствующие формированию профессиональной педагогической компетентности будущего магистра. А профессиональная педагогическая компетентность выпускника магистратуры, складывающаяся из установленных образовательным стандартом компетенций, рассматривается как обладающая сверхсуммарным свойством - «целое больше суммы его частей».

Дисциплины учебного плана входят в два блока: универсальный и профильный. Дисциплины универсального блока актуальны для разных профилей направления профессиональное образование (по отраслям), а дисциплины профильного блока ориентированы на некоторую конкретную отрасль профессиональной подготовки выпускника СПО. Это повышает уровень мобильности учебного плана, позволяя оперативно переводить учебный план на любой другой профиль подготовки путем уточнения и/или замены учебных дисциплин, входящих в профильный блок учебного плана.

Таким образом, модель образовательной программы может быть представлена в виде двух взаимозависимых множеств: учебных дисциплин и компетенций. При этом каждая дисциплина синтезирует знания разных научных областей на основе принципа междисциплинарности, а каждая компетенция - либо базовая, либо дополнительная по отношению к другим компетенциям. Оба множества и связи между ними создают при этом кооперативный сверхсуммарный эффект. Кроме того, магистерская образовательная программа обладает свойством мобильности благодаря как возможности замены профильного блока учебных дисциплин, так и актуализации универсальных компонентов содержания, включающих учебный материал по выявлению проблем подготовки рабочих и по технологиям поиска инновационных решений этих проблем.

Уникальные особенности программы:

• Возможность замены профиля и способность встраивания в многоуровневую модель подготовки педагогических работников для СПО, ДПО (бакалавриат - магистратура - аспирантура);

• Направленность на подготовку субъекта устойчивого развития самого себя и системы профессионального образования в нестационарных социокультурной и профессиональной средах;

• Ориентация на поиск новых решений известных и вновь возникающих проблем и противоречий в области профессионального образования;

• Вариативность содержания и структуры образовательной программы в зависимости от потребностей рынка труда, возникающих образовательных задач и принимаемых решений, главным образом, инновационного свойства;

• Проблемно-ориентированный подход и междисциплинарный характер образовательной программы, которые реализуются в содержании синтезированных учебных дисциплин и в учебном процессе.

Структура содержания образовательной программы подготовки магистров профессионального обучения и программ учебных дисциплин, способствующих формированию привычки к продуктивной деятельности и формированию их готовности к преодолению препятствий (проблем), возникающих в учреждениях среднего профессионального образования, включает, по крайней мере, три блока (компонента, модуля) [4]:

1. Основные элементы научного знания, опыт и совокупный результат профессиональной практической и образовательной деятельности, а также базовая система ценностей, принципов, норм и социальных отношений. Это, своего рода, мировоззренческая картина состояния культуры, науки, практики, общества и среды, сформировавшихся в ходе эволюционного развития общества.

2. Основные противоречия, проблемы (трудности, препятствия), тенденции современного социокультурного и технологического развития, а также системы профессионального образования в условиях непрерывных и ускоряющихся цивилизационных перемен. Это, образно говоря, знание о незнании, мир проблем, разрешение которых в среднем профессиональном образовании необходимо, но затруднено.

3. Основные знания, технологии, способы и опыт поиска решений известных и вновь возникших проблем, то есть методология и методы активизации творческого мышления, технология проектной творческой деятельности, прежде всего, в области профессионального образования технико-технологической направленности.

2017. Т. 27, вып. 3

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Ориентация магистерской образовательной программы не только на достигнутые знания и опыт, но и на проблемы среднего профессионального образования, методы и технологии их решения формирует целостную картину изменяющейся профессионально-педагогической реальности как совокупность познанного и непознанного, созданного и еще не созданного, освоенного и неосвоенного, которое необходимо познавать, создавать и осваивать, удовлетворяя при этом растущие и меняющиеся качественно профессиональные потребности студентов СПО и работодателей с учётом возможностей их развития.

Указанные компоненты (модули, блоки) введены в магистерскую образовательную программу как части основной образовательной программы, связанные единым целевым назначением - в виде элементов содержания тем, в виде отдельных тем и разделов, а также в виде отдельных учебных модулей, спецкурсов, дисциплин и др. Во всех случаях концептуально блоки структуры (существующие знания, опыт и отношения; знание о незнании; знание методов и владение технологией преодоления проблем) образуют целостную систему и способствуют формированию представления о противоречивости области среднего профессионального образования, необходимости и возможности его совершенствования с помощью поиска и реализации новых решений, а этот поиск должен стать культурной нормой, принципом профессиональной педагогической деятельности выпускника магистратуры.

Построение образовательной программы подготовки студентов магистратуры к инновационной педагогической деятельности основано на методологических подходах, принятых в научном сообществе по отношению к исследовательской работе в различных областях, в том числе в гуманитарных областях знания. А её проблемно-ориентированная, синергетическая структура, опыт создания и результаты реализации в Удмуртском государственном университете позволяют утверждать, что она может быть принята как прагматическая модель для построения образовательных программ подготовки магистрантов по другим направлениям укрупненной группы «Образование и педагогические науки».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственный экзамен: содержание, подготовка, проведение: учеб.-метод. пособие для студентов магистратуры по направлению «Профессиональное обучение»: основная образовательная программа «Инновационное профессиональное образование» / сост.: В.П. Овечкин, А.Е. Причинин. Ижевск. Удмуртский университет, 2013. 42 с.

2. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы:: учеб. пособие. М.: «Логос», 2000. 304 с.

3. Овечкин В.П., Причинин А.Е. Инновационное педагогическое образование: область повышенного риска // Вестн. Удм. ун-та. Сер. Философия, социология, психология, педагогика. 2012. Вып. 2. С. 34-40.

4. Овечкин В.П. Общее образование и устойчивость человека и общества // Технолого-экономическое образование: достижения, инновации, перспективы: межвуз. сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. Тула, 2015.

С. 205-209.

5. Овечкин В.П. Технологическое образование и устойчивое развитие человека и общества // Технологическое и профессиональное образование в России и за рубежом как фактор устойчивого развития общества: материалы Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: А.Н. Ростовцев (отв. ред.) [и др.]. Новокузнецк, 2009. Ч. 1. С. 39-42.

6. Овечкин В.П. Магистерская диссертация: структура содержания, подготовка и защита: учеб.-метод. пособие для студентов магистратуры по направлению «Пед. образование»: основ. образоват. прогр.: «Инновацион. пед. образование». Ижевск: Удмуртский университет, 2013. 107 с.

7. Причинин А.Е. Модель педагогического образования: риски и решения // Воспитание и безопасность: социальные, педагогические и психологические аспекты: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием 14-16 ноября 2012 г. Ижевск: Удмуртский университет, 2012. С. 318-323.

8. Причинин А.Е. Переход к креативно-деятельностной парадигме на основе ФГОС нового поколения: статья / А.Е. Причинин / Проектирование содержания образования: подходы, стандарты, социальные практики: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 27-29 апр. 2011 г. / под ред. О. А. Фиофановой. Ижевск. 2011. С. 79-84.

9. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учебное пособие для студентов высших учебных. М.: Академия, 2008. 256 с.

10. Prichinin Aleksey E. Educational environment as a source of risk // European Applied Sciences. 2013. januari. № 2. pp. 102-105.

Поступила в редакцию 23.05.17

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

V.P. Ovechkin, A.E. Prichinin, A.V. Vakhrushev

STRUCTURE AND PECULIARITIES OF GRADUATE STUDENTS' PREPARATION FOR INNOVATIVE TEACHING ACTIVITIES

The article shows the relevance of training teachers who are ready and able to create, implement and disseminate pedagogical innovations. Social and economical trends affecting the process of improvement of professional education are discussed. A training program for master's direction "Vocational training" (profile "Innovative vocational education"), including the purpose, mission, address group, competitive advantage, educational outcomes and their assessment, is described, as well as the unique features of this program. The structure of the content of educational training programs of masters' vocational training is disclosed. The structure of educational discipline programs promoting the formation of a habit of productive activity and the formation of their willingness to overcome obstacles (problems) occurring in institutions of secondary vocational education is also disclosed. The structure includes three parts: the basic elements of scientific knowledge, experience and the cumulative result of professional practical and educational activities, as well as the basic system of values, principles, norms and social relations; basic contradictions, problems (difficulties, obstacles), the trends of contemporary socio-cultural and technological development, as well as vocational education system in the conditions of continuous and accelerating civilization changes; basic knowledge, technologies, methods and experience to find solutions of known and newly emerging problems, that is, methodology and methods of activation of creative thinking, technology of design creative activity, primarily in the field of vocational education of technical and technological orientation.

Keywords: teaching staff, innovative teaching activities, magistracy, professional education, training program for master's degree, structure of the content of an educational program.

Овечкин Владимир Петрович, доктор педагогических наук, профессор E-mail: vovechkin-07@mail.ru

Причинин Алексей Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент E-mail: aleksej-prichinin@yandex.ru

Вахрушев Андрей Владимирович, старший преподаватель E-mail: vakhr-andrey@yandex.ru

Ovechkin V.P.,

Doctor of Pedagogy, Professor E-mail: vovechkin-07@mail.ru

Prichinin А.Е.,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor E-mail: aleksej-prichinin@yandex.ru

Vakhrushev A.V., Senior lecturer

E-mail: vakhr-andrey@yandex.ru

ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 3)

Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/3, Izhevsk, Russia, 462034

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.