Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ОНЛАЙН-КУРСА'

РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ОНЛАЙН-КУРСА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
77
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ ПОДРОСТКОВ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИССЛЕДОВАНИЕ / ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трифонов А.С.

Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения психологических компетенций родителей подростков, которое на данном этапе развития науки не имеет однозначного понимания. Проведенный анализ научной литературы только подтверждает актуальность исследования, а также позволяет получить понимание аспектов, рассматриваемых в качестве основ психологических компетенций: родительская компетенция, педагогическая компетенция родителей, родительство, детско-родительские отношения. Кроме того, проведенный анализ позволил выделить и сформулировать психолого-педагогическую модель психологических компетенций. В статье раскрыты особенности формирования психологических компетенций родителей подростков. Стоит отметить, что в статье предложен диагностический инструментарий, основанный на структурных компонентах модели психологических компетенций, который дает общее понятие о сформированности этих компетенций. Представлены результаты диагностики развития психологических компетенций, а также описаны средства развития этих компетенций с помощью онлайн-курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL COMPETENCIES OF MODERN PARENTS OF ADOLESCENTS BY MEANS OF AN ONLINE COURSE

The relevance of the article is due to the need to study the psychological competencies of the parents of adolescents, which at this stage of the development of science does not have an unambiguous understanding. The analysis of scientific literature only confirms the relevance of the study, and also allows you to get an understanding of the aspects considered as the foundations of psychological competencies: parental competence, pedagogical competence of parents, parenting, parent-child relations. In addition, the analysis made it possible to identify and formulate a psychological and pedagogical model of psychological competencies. The article reveals the features of the formation of psychological competencies of parents of adolescents. It should be noted that the article proposes a diagnostic toolkit based on the structural components of the model of psychological competencies, which gives a general concept of the formation of these competencies. The results of diagnosing the development of psychological competencies are presented, and the means of developing these competencies using an online course are described.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ РОДИТЕЛЕЙ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ ОНЛАЙН-КУРСА»

УДК 159.9.072.432

Развитие психологических компетенций современных родителей подростков средствами онлайн-курса

Development of psychological competencies of modern parents of adolescents by means of an online course

Трифонов А.С., Мордовский Государственный Педагогический Университет имени М.Е.

Евсевьева, andrewtrifonov.s@yandex.ru

Trifonov A., Mordovian State Pedagogical University named after M.E. Evseviev,

andrewtrifonov.s@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2021.147.3.028

Ключевые слова: родители подростков, психологические компетенции, развитие психологических компетенций, исследование, особенности подросткового возраста.

Keywords: parents of adolescents, psychological competencies, development of psychological competencies, research, features of adolescence.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена необходимостью изучения психологических компетенций родителей подростков, которое на данном этапе развития науки не имеет однозначного понимания. Проведенный анализ научной литературы только подтверждает актуальность исследования, а также позволяет получить понимание аспектов, рассматриваемых в качестве основ психологических компетенций: родительская компетенция, педагогическая компетенция родителей, родительство, детско-родительские отношения. Кроме того, проведенный анализ позволил выделить и сформулировать психолого-педагогическую модель психологических компетенций. В статье раскрыты особенности формирования психологических компетенций родителей подростков. Стоит отметить, что в статье предложен диагностический инструментарий, основанный на структурных компонентах модели психологических компетенций, который дает общее понятие о сформированности этих компетенций. Представлены результаты диагностики развития психологических компетенций, а также описаны средства развития этих компетенций с помощью онлайн-курса.

Abstract. The relevance of the article is due to the need to study the psychological competencies of the parents of adolescents, which at this stage of the development of science does not have an unambiguous understanding. The analysis of scientific literature only confirms the relevance of the study, and also allows you to get an understanding of the aspects considered as the foundations of psychological competencies: parental competence, pedagogical competence of parents, parenting, parent-child relations. In addition, the analysis made it possible to identify and formulate a psychological and pedagogical model of psychological competencies. The article reveals the features of the formation of psychological competencies of parents of adolescents. It should be noted that the article proposes a diagnostic toolkit based on the structural components of the model of psychological competencies, which gives a general concept of the formation of these competencies. The results of diagnosing the development of psychological competencies are presented, and the means of developing these competencies using an online course are described.

В современном, быстро меняющемся мире, осведомленность родителей о

психофизиологических изменениях в организме подростка является большим преимуществом. С учетом возросшего, в геометрической прогрессии, количества получаемой ежедневно информации, порой, не хватает времени для того, чтобы ее систематизировать. Но более важным является факт, достоверности получаемой информации. В ситуации, когда родитель проявляет

инициативность и пытается понять причины тех или иных поступков его подростка (гиперактивность, низкая успеваемость, закрытость к общению с родителем и т.д.), он, к сожалению, не всегда может отыскать информацию, которая может ему помочь, более того, он не всегда в состоянии правильно интерпретировать и применить полученные знания.

В этой связи в 2018 году было инициировано и запущено исследование, посвященное развитию психологических компетенций родителей подростков средствами онлайн-обучения. Очевидно, что первым этапом стало формирование модели компетенций родителей подростков. К этому этапу необходимо было подойти максимально скрупулезно и тщательно, для того чтобы выделить и сформулировать психологические компетенций родителей подростков, а потом предпринять попытку по их формированию в рамках педагогической психологии.

Не секрет, что подростковый возраст является богатым на психологические и физиологические изменения у подростка. Кроме очевидных физиологических изменений (рост, нательная растительность, изменение голоса) связанных со скачком гормонов, происходят и обширные психологические изменения. Такие как смена ведущего вида деятельности и социальной ситуации развития [9; 10]. Также принимались во внимание паттерны личностных переменных: «автономный, симбиотический, импульсивный, конформный» [6].

Прежде всего, стоит обратить внимание на само понятие психологические компетенции. Компетенция в психологии представляет собой комплекс обобщенных способов действий, обеспечивающий продуктивное выполнение деятельности, способность человека на практике реализовать свои знания, при этом ядром компетенции выступают деятельностные способности [7]. С точки зрения психологической компетенции как профессиональной компетенции педагога И.С. Якиманская, описывает ее следующим образом: «психологическая компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков по психологии; чёткость позиции в отношении роли психологии в профессиональной деятельности педагога; умение использовать психологические знания в работе; умение видеть за поведением ребёнка его состояние, уровень развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, черт характера, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с ребёнком и коллективом детей и избирать рациональный способ общения» [4].

Отдельно стоит выделить термин, который использует Коваленко Т.В.: «Родительскую компетенцию - это социально-педагогический феномен, обусловливающий совокупность интегративных качеств личности родителя, включающих когнитивный, ценностно-мотивационный, эмоциональный и поведенческий

компоненты, задаваемых по отношению к своему ребенку, и необходимых для качественной реализации воспитательного воздействия на ребенка» [3].

Выше приведены лишь несколько вариаций описания понятия компетенция. Исходя из анализа научных публикаций, четкого термина, который характеризовал бы этот конструкт на данный момент не представлено. Более того, как отмечает И.В. Офат в научной среде имеет место путаница в определении родительской компетенции. В своей работе И.В. Офат рассматривает формирование психолого-педагогической

компетенции родителей и опирается на следующую трактовку: «специфическое свойство индивида, состоящее из комплекса квалификационных характеристик и

обуславливающее его способностью и готовностью осуществлять определенный вид деятельности в конкретной области» [5].

Мы склонны рассматривать психологическую компетенцию родителей подростков, как собирательное понятие: комплекс интегративных характеристик личности родителя, отражающий способность применять знания об особенностях психофизиологических изменений в

подростковом возрасте, обеспечивать гармоническое психолого-педагогическое

сопровождение совместной деятельности и психолого-педагогическое сопровождение

общения подростка. Согласно этому понятию, были сформулированы 2 ключевые психологические компетенции родителя подростка, которые, в большей степени призваны улучшить качество как общения подростка с родителями и окружением, так и совместную деятельность с родителями, что в свою очередь приведет к более тесному и продуктивному детско-родительскому контакту. Именно в этой статье будет рассмотрена модель психолого-педагогических компетенций родителей подростков.

При создании структурных компонентов, которые вкупе являют собой психологические компетенции мы исходили из следующих работ: возрастная периодизация - Д.Б. Эльконин, группы интересов подростка - Л.С. Выготский, механизм личностного развития А.Н. Леонтьев и др.

Ниже представлена модель психолого-педагогических компетенций с описанием структурных компонентов:

1. Психолого-педагогическое сопровождение совместной деятельности.

- совместный досуг. Способность организовывать совместный досуг. Ориентация на

совместные интересы и увлечения при семейном времяпрепровождении;

- совместный быт. Способность организовывать совместный быт с условиями принятия рационального распределения труда. Учитывание пожеланий и негативных реакций подростка при распределении ролей;

- содействие образовательной деятельности. Способность содействовать в образовательной деятельности подростка. Поддержка его успехов и неудач. Способность сохранять дистанцию и не перегружать подростка коммуникацией, связанной с образовательной деятельностью;

- ценностные ориентации подростка. Способность помочь в идентификации ценностей подростка. Способность помочь сформировать условия, необходимые для достижения поставленных подростком ценностей;

- нравственно-моральные нормы. Способность передать нравственные и моральные ценности общества подростку. Способность направить и объяснить различия между аморальным поведением и поведением, которое допустимо в социуме;

- мотивационная поддержка. Способность поддержать как образовательную, так и спортивную и иную мотивацию подростка на высоком уровне. Содействие начинаниям подростка в рамках морально-мотивационных стимулов, со стороны «старшего товарища» в лице родителя;

- моральная поддержка. Способность оказать моральную поддержку при приобретении подростком негативного и позитивного опыта в межличностном общении. Способность оказать моральную поддержку при удачных и неудачных действиях, связанных с увлечениями подростка и его образовательной деятельностью.

2. Психолого-педагогическое сопровождение общения.

- межличностное общение с подростком дома. Способность уметь принимать во внимание эмоциональное состояние подростка. Верно интерпретировать его реакции. Создавать благоприятную атмосферу для межличностного общения с подростком дома;

- межличностное общение с подростком вне дома. Способность ориентироваться на эмоциональные реакции подростка. Корректировать коммуникацию подростка исходя из опыта и имеющихся данных, тем самым налаживая его межличностное общение с родителем вне дома;

- эмоциональное общение. Способность создать безопасную атмосферу любви и

понимания, в которой подросток будет чувствовать себя комфортно;

- референтная группа. Способность анализировать принадлежность к референтной группе подростка. Способность принимать во внимание ценности, которыми руководствуется подросток при вступлении в ту или иную референтную группу;

- коммуникация между членами семьи. Способность преподносить взаимодействие между членами семьи и подростком в таком формате, при котором подросток будет ощущать собственную значимость и понимать обоснованность действий родителя;

- саморегуляция и самообладание. Способность родителя передать основы приемов саморегуляции и обучить подростка их применению. Способность демонстрировать на собственном примере приемы саморегуляции, выдержку и контролировать эмоции;

- коммуникация подростка со сверстниками и педагогами. Способность родителя объяснить особенности и разницу в коммуникации между сверстниками и подростками. Обучить конструктивной и продуктивной коммуникации с педагогами как в образовательной среде, так и в жизни. Анализируя структурные компоненты, сформулированных психологических компетенций, были выделены диагностируемые параметры, которые легли в основу создания диагностического инструментария. Подробнее все эти параметры раскрыты в описании методов исследования.

После создания психолого-педагогической модели психологических компетенций родителей подростков было выполнено исследование уровня развития этих психологических компетенций. Как показало исследование - необходимость в формирующем этапе исследования, а говоря конкретнее - в попытке сформировать и развить психологические компетенции присутствовала [1].

Опираясь на предложенную модель психологических компетенций родителей подростков, содержащую элементы: способность осуществлять психолого-педагогическое

сопровождение совместной деятельности, способность осуществлять психолого-педагогическое сопровождение общения была проведена диагностика результаты которой представлены на рисунке 1.

Для оценки сформированное™

психологических компетенций родителей использованы следующие методики:

- «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)» [11] для

оценки исследуемых склонностей, необходимых родителям при психолого-педагогическом сопровождении совместной деятельности и обнаруживаемых в процессе совместного быта, совместного досуга, содействия образовательной деятельности, влияния на процесс становления ценностных ориентаций подростка и в других сферах организации совместной внутрисемейной жизни;

- «Диагностика эмоционального интеллекта» (Н. Холл)» [11] для оценки межличностного общения с подростком дома и вне дома в контексте эмоциональности психолого-педагогического сопровождения общения;

- «Методика PARI» (Е.С. Шефер и Р.К. Белл в адаптации Т.В. Нещерет) [2], 15 из 23 признаков которой использованы для выявления отношений между родителями и детьми под призмой рассмотрения родительских установок на референтную группу подростка, нравственно-моральные нормы, моральную и мотивационную поддержку в процессе психолого-педагогического сопровождения совместной деятельности и общения с подростком;

- «Исследование волевой саморегуляции» (А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман) [12] для оценки самообладания родителей, а также волевой

саморегуляции ими совместной деятельности и общения с подростком;

- тест коммуникативных умений Л. Михельсона (в переводе и адаптации Ю.З. Гильбуха) [13] для оценки умений родителя оказывать коммуникативное содействие подростку дома и вне дома в преодолении им возникающих трудностей в коммуникации с членами семьи, со сверстниками, педагогами, другими детьми и взрослыми людьми.

Экспериментальное исследование было организовано на базе средней

общеобразовательной школы № 1 г.о. Саранск. В исследование приняли участие родители подростков 6 и 7 классов в количестве 108 человек.

Экспериментальное исследование

предполагало определенную этапность.

Первый этап был направлен на исследование развития психологических компетенций родителей подростков.

Второй этап предусматривал реализацию психологической деятельности по формированию психологических компетенций родителей подростков посредством онлайн-курса.

Третий этап, предусматривал оценку эффективности онлайн-обучения современных родителей подростков.

Показатели выраженности параметров

70 60 50 40 30 20 10 0

Ж

Волевая саморегуляция

Эмоциональный интеллект

Родительские установки

I

Коммуникативные и Коммуникативные организаторские умения

склонности

0 Высокий уровень И Средний уровень 0 Низкий уровень

Рисунок 1. -Результаты диагностики выраженности параметров психологических компетенций родителей

Анализируя данные констатирующего этапа исследования, отраженные в диаграмме, можно сделать вывод, что превалирующее большинство родителей подростков имеют низкий уровень

развития диагностируемых параметров, а значит, и психологических компетенций. Для всех этих родителей были характерны:

- коммуникативные и организаторские склонности (низкая вовлеченность в совместную деятельность с подростком, отсутствие доверительного и поддерживаемого контакта между подростком и родителем);

- эмоциональный интеллект (невосприятие эмоциональной сензитивности подростка, непонимание эмоциональных реакций, отсутствие понимания эмоций другого человека);

- родительские установки (низкий уровень развития детско-родительского контакта, авторитарный стиль общения, неприятие возрастных изменений подростка);

- волевая саморегуляция (отсутствие навыков самоконтроля, некомпетентность в передаче опыта управления эмоциями, низкий порог возбудимости);

- коммуникативные умения (нарушения коммуникации, отсутствие налаженного контакта между родителем и подростком, демонстрация неадекватной коммуникации между членами семьи). На рисунке №1 отображены результаты констатирующего этапа исследования.

Все эти компоненты психологической компетенции, находящиеся на низком уровне развития, являлись причиной для обучения родителей подростков. Целью этого обучение было формирование психологических компетенций, а средством - онлайн-курс.

Таблица 1. - Тематический план формирования психологических компетенций родителей подростков

Название компетенции Структурный компонент/Название урока Задачи урока

Психолого- педагогическое сопровождение совместной деятельности 1) Совместный досуг Сформировать умение организовывать совместный досуг с подростком исходя из общих с подростком интересов, мотивов и ценностей

2) Совместный быт Сформировать умение организовывать совместный быт (бытовые и хозяйственные дела), а также распределять обязанности с учетом возраста подростка. Сформировать знание о способах и необходимости избегания авторитарно-деспотичной родительской позиции

3) Содействие образовательной деятельности Сформировать умение родителя посильно помогать подростку в вопросах образования и профессионального самоопределения с позиции опытного товарища, избегая авторитарно-тоталитарной позиции

4) Ценностные ориентации подростка Сформировать умение родителя помогать разобраться подростку в его личных целях и ценностях. Помочь спрогнозировать и спроектировать средства их достижения

5) Нравственно -моральные нормы. Сформировать умение родителя передать подростку социокультурный опыт. Научить отличать уместные и неуместные действия в соответствии с требованиями социуима

Анализируя результаты диагностики по всем методикам, было отмечено, что более половины, в среднем 57,4% родителей, принявших участие в исследовании, обладали низкими показателями уровня сформированное™ всех психологических компетенций. Именно эти родители в количестве 62 человек составили экспериментальную группу, и приняли участие в формирующем этапе исследования.

Параллельно с исследованием уровня развития психологических компетенций родителей подростков, велась работа над созданием онлайн-курса, как средства обучения. При создании онлайн-курса использовался метод программированного обучения Б.Ф. Скиннера. Если говорить о концепциях этого метода, то в курсе использовался объединенный алгоритм, состоящий из двух, дополняющих друг друга алгоритмов: Б.Ф. Скиннера и Н.А. Краудера. Объединение двух этих алгоритмов позволило создать дополнительный канал обратной связи в процессе обучения между создателем и куратором курса с учениками (родителями) [8].

Ниже, в таблице 1 приведен тематический план формирования психологических компетенций родителей подростков в виде таблицы.

Продолжение таблицы 1

Название компетенции Структурный компонент/Название урока Задачи урока

6) Мотивационная поддержка Сформировать умение родителя мотивировать подростка на достижение определенных образовательных целей. Поддерживать подростка при неудачах, а также направлять его деятельность в соответствии с желаниями подростка, а также нравственно-моральными нормами Помочь в процессе изменения мотивации избегания неудач на мотивацию достижения успеха

7) Моральная поддержка. Сформировать умение родителя морально и эмоционально поддержать подростка при неудачах в процессе обучения

Психолого-педагогическое сопровождение общения 8) Межличностное общение с подростком дома Сформировать знание родителя о психофизиологических изменениях подростка. Сформировать умение считывать эмоции подростка. Сформировать умение эмпатировать подростку

9) Межличностное общение с подростком вне дома Родитель должен быть способен учитывать эмоциональное состояние подростка, считывать его реакции, а также выстраивать коммуникацию в соответствии с настроением и темой беседы вне дома. Кроме того, родитель должен опираться на внешние факторы и обстоятельства и не позволять проводить воспитательные беседы в присутствии других взрослых тем самым унижая личность подростка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10)Эмоциональное общение Родитель должен уметь создавать атмосферу безопасности, комфорта, любви и понимания

11) Референтная группа Сформировать знание родителя об особенностях референтной группы, к которой принадлежит его ребенок. А также обращать внимание на ценности, которыми руководствуется подросток, беря во внимание ценности и деятельность референтной группы

12) Коммуникация между членами семьи Сформировать умение аргументировать и обосновывать взаимодействие между подростком и членами семьи таким образом, чтобы у подростка не складывалось впечатления его незначимости

13) Саморегуляция родителей и подростка Сформировать умение родителя научить подростка приемам волевой саморегуляции

14) Коммуникация подростка со сверстниками и педагогами Сформировать умение родителя объяснить особенности коммуникации между подростком и его сверстниками. Сформировать умение родитель создать доверительные отношения, которых подросток может обратиться к родителю как к более опытному товарищу за помощью

Основываясь на этих тезисах, была разработана структура программы онлайн-обучения, предназначенной для развития психологических компетенций родителей подростков. Онлайн-курс развития

психологических компетенций родителей подростков содержал 14 занятий. Таким образом, занятие в программе онлайн-курса выглядит так:

- презентация - это краткое, тезисное разъяснение основных идей урока (блок или «порция»);

- текстовый материал - дублирование и более глубокая проработка всех вопросов урока;

- тест - краткое тестирование, которое в первую очередь носит обучающую и закрепляющую функцию, но также может

использоваться в качестве проверки, с помощью которого родитель может проверить сам себя;

- вопрос со свободным ответом (практическое задание) - с помощью которого родитель получает обратную связь от куратора курса.

Онлайн-курс был разработан в формате МООК (Массовые Открытые Онлайн-Курсы) на платформе TeachBase. Эта платформа является коммерческой. В рамках данного исследования предоставление доступа к платформе для всех исследуемых, то есть родителей, было бесплатным.

В качестве примера структуры, приведено описание 1 занятия под названием: «Совместный досуг». Цель занятия: Сформировать умение организовывать совместный досуг с подростком

исходя из общих с подростком интересов, мотивов и ценностей.

Презентация содержит основные тезисы занятия. Конкретно в этом занятии рассматривались особенности совместного досуга родителя и подростка. Раскрывалась значимость такого времяпрепровождения. Отдельно рассматривались такие аспекты как совместное чтение художественной литературы, посещение музеев, театров, парков. Также раскрывались психологическое особенности совместного туризма (туристические походы с палаткой), а также посещение оздоровительных учреждений: бассейны, стадионы, пешие и велопрогулки.

В текстовом материале, все тезисы из Презентации раскрывались более подробно, для того, чтобы позволить углубиться, в психологические особенности совместного досуга с подростком. Важно отметить, что язык повествования являл собой смешанного смешанный: терминология - оригинальная, описание - простым языком. Такой подход позволял достичь более детального понимания родителем материала.

Как было сказано выше - тестовые вопросы позволяли закрепить полученную информацию из Презентации и Текстового материала. Тест в этом занятии состоял из 2 вопросов:

1) Каким образом, художественная литература, кино и театр влияют на воспитание подростка?:

а) никаким, это простая забава, увлечение;

б) положительно, ведь таким образом, ребенок занимается какой-то деятельностью;

в) положительно, ведь с помощью ознакомления с искусством, подросток может почерпнуть множество опыта, усвоить нормы морали и ценности общества;

г) отрицательно. Литература должна быть научной, как и кино. Театр - как поощрение.

2) Завершите предложение «Совместный туризм способен...

а) «.обессилить подростка, вследствие чего у него не будет времени на «глупости»;

б) «.укрепить его здоровье, усилить детско-родительский контакт, улучшить взаимопонимание;

в) «.обесценить «экзотику» природы. На природу следует выезжать только в крайних случаях не чаще 1 - 2 раз в год».

Последним элементом этого занятия являлся тест со свободным ответом: «Предложите несколько видов совместной деятельности и поясните, в чем психологическая особенность такого досуга».

Как понятно из формулировки, задача этого теста - убедиться в том, что родитель понимает и способен предложить несколько вариантов совместного досуга основываясь на полученной из презентации и текстового материала информации. Основываясь на ответе родителя, автор курса предоставлял обратную связь. В ситуации, когда ответ содержал неточности или ошибки в трактовке следовало мягко и лаконично указать на это родителю. В таком указании автор курса предпринимал попытку стимулировать родителя пересмотреть материалы занятия еще раз, или скорректировать мнение. В ситуации, когда ответ удовлетворял формальным требованиям, автор курса предпринимал попытку мотивировать родителя продолжать обучение в таком же ключе, и подкреплял эту попытку похвалой. Таким образом, тест с открытым ответом выполнял функцию контрольной точки, которая несла одну ключевую особенность темы того или иного занятия.

Онлайн-курс, состоящий, в первую очередь, из теоретического материала, призван перестроить мнение родителя о подростке. Стоит отметить, что далеко не все тесты со свободным ответом были сформулированы в качестве запроса личного понимания или мнения родителя относительного того или иного аспекта подросткового возраста. Приводя в пример занятие «13) Саморегуляция родителей и подростка» в текстовом материале которого были предложены несколько упражнений развития саморегуляции. В тесте с открытым ответом, родителю предлагалось рассказать о применении этих упражнений на практике. Очевидно, что достоверность этих ответом лежит на плечах самих родителей и вызывает вопросы. Однако иного способа проверить тренировку умений конкретно саморегуляции не было предусмотрено. Показать эффективность такого онлайн-курса способна только контрольная диагностика, которая будет проведена после завершения формирующего этапа.

Подводя итог данной статьи, анализируя научную литературу по проблеме психологических компетенций родителей подростков стало понятно, что единое понимание на данный момент отсутствует. В этой связи была предложена психолого-педагогическая модель психологических компетенций родителей подростков, которая, отражает в достаточной мере взаимодействие родителей и их детей-подростков. Развитие психологических компетенций родителей подростков нуждается в дополнительных исследованиях в виду малого

количества информации, содержащейся в научных работах.

Структурные компоненты предложенных психологических компетенций легли в основу диагностируемых параметров, которые призваны дать понимание уровню развития этих компетенций у родителей.

Основываясь на результатах диагностики уровня развития психологических компетенций родителей подростков, стала очевидной необходимость их формирования. В этой связи была предпринята попытка формирования психологических компетенций средствами онлайн-курса. Было отмечено, что более половины, в среднем 57,4% родителей, принявших

участие в исследовании, обладали низкими показателями уровня сформированности всех психологических компетенций. Именно эти родители в количестве 62 человек составили экспериментальную группу, и приняли участие в формирующем этапе исследования.

Онлайн-курс развития психологических компетенций родителей, созданный по концепции программированного обучения призван повысить уровень осведомленности и сформировать отдельные аспекты структурных компонентов, которые в свою очередь при контрольной диагностике покажут эффективность или неэффективность онлайн-курса.

Литература:

1. Варданян Ю.В., Кечина М.А., Трифонов А.С. Исследование психологических компетенций современных родителей подростков / Ю.В. Варданян, М.А. Кечина, А.С. Трифонов // Мир науки. Педагогика и психология. - 2020. - Т. 8. - № 6. - 31 с.

2. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов / А.А. Карелин. - М.: Эксмо,

2007. - С. 298-306.

3. Коваленко Т.В. Родительская компетенция как фактор современного содержания образования [Электронный ресурс] / Т.В. Коваленко // Russian Journal of Education and Psychology. - 2015. - № 4(48). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ roditelskaya-kompetentsiya-kak-faktor-sovremennogo-soderzhaniya-obrazovaniya

4. Лазаренко Л.А. Психологическая компетентность педагога как фактор профессионализации [Электронный ресурс] / Л.А. Лазаренко // Современные наукоемкие технологии. -

2008. - № 1. - С. 67-68. - Режим доступа: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=23069

5. Офат И.В. Психолого-педагогические компетенции родителей: термин, структура, компоненты. Диагностика уровней сформированности психолого-педагогических компетенций у родителей детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / И.В. Офат // Образование и воспитание. - 2020. - № 3(29). - С. 75-82. - Режим доступа: https://moluch.ru/thZ4/archive/168/5360/

6. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е.Р. Калитеевская, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, И.И. Бородкина // Вопросы психологии. - 2007. -№ 2. - С. 68-79.

7. Темняткина О.В. формирование ключевых компетенций у школьников в образовательном процессе (на примере преподавания геометрии в 7-9 классах средней школы): автореф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / О.В. Темняткина. - Екатеринбург. -2006. - 147 с.

8. Трифонов А.С. Ресурс онлайн-обучения как средство развития психологических компетенций родителей подростков / А.С. Трифонов // Наука и образование: Актуальные психологические проблемы и опыт решения. - 2020. - С. 79-84.

9. Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка [Электронный ресурс] / Н.В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2014. - N° 2. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/ podrostkovyy-vozrast-kak-naibolee-slozhnyy-etap-гаэтШуа-геЬепка

10. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Изд. 2-е, стереотипное. - Москва: Институт практической психологии, 1997. - 416 с.

11. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - 2-е изд, доп. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.

12. Тест коммуникативных умений Михельсона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps.rU/tests/5/mihelson.html

13. Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylist.net/praktikum/ 00417.htm

References:

1. Vardanyan Yu.V., Kechina M.A., Trifonov A.S. Research of psychological competences of modern adolescent parents / Yu.V. Vardanyan, M.A. Kechina, A.S. Trifonov // World of Science. Pedagogy and psychology. -2020. - T. 8. - №° 6. - 31 p.

2. Karelin A.A. Great encyclopedia of psychological tests / A.A. Karelin. - M.: Eksmo, 2007. - S. 298-306.

3. Kovalenko T.V. Parental competence as a factor of modern education content [Electronic resource] / T.V. Kovalenko // Russian Journal of Education and Psychology.

- 2015. - № 4(48). - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/roditelskaya-kompetentsiya-kak-faktor-sovremennogo-soderzhaniya-obrazovaniya

4. Lazarenko L.A. Psychological competence of the teacher as a factor of professionalization [Electronic resource] / L.A. Lazarenko // Modern high technology. -2008. - № 1. - S. 67-68. - Access mode: http://www.top-technologies.ru/ru/article/view?id=23069

5. Ofat I.V. Psychological and pedagogical competence of parents: term, structure, components. Diagnostics of levels of formation of psychological and pedagogical competences in parents of preschool children [Electronic resource] / I.V. Ofat // Education and upbringing. - 2020. - № 3(29). - S. 7582. - Access mode: https://moluch.ru/th/4/archive/168/5360/

6. Sense, adaptation and self-determination in adolescents / E.R. Kaliteevskaya, D.A. Leontiev, E.N. Osin, I.I. Borodkina // Questions of psychology. - 2007. - № 2. - S. 68-79.

7. OV Temnyatkina the formation of key competencies in schoolchildren in the educational process (on the example of teaching geometry in grades 7-9 of secondary school): author. diss. ... Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / O.V. Temnyatkin - Yekaterinburg. - 2006. - 147 p.

8. Trifonov A.S. Online learning resource as a means of developing psychological competencies of adolescents' parents / A.S. Trifonov // Science and Education: Actual Psychological Problems and Solution Experience. - 2020. -S. 79-84.

9. Fomenko N.V. Adolescence as the most difficult stage in the development of a child [Electronic resource] / N.V. Fomenko // Bulletin of the Taganrog Institute named after A.P. Chekhov. - 2014. - № 2. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovyy-vozrast-kak-naibolee-slozhnyy-etap-razvitiya-rebenka

10. Elkonin D.B. Mental development in childhood: selected psychological works / D.B. Elkonin. - Ed. 2nd, stereotypical. - Moscow: Institute of Practical Psychology, 1997. - 416 p.

11. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Socio-psychological diagnostics of personality development and small group / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuilov. -2nd ed., Add. - M.: Psychotherapy, 2009. - 544 p.

12. Test of Michelson's communicative skills [Electronic resource]. - Access mode: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html

13. Test questionnaire A.V. Zverkova and E.V. Eydman "Study of volitional self-regulation" [Electronic resource]. -Access mode: http://psylist.net/praktikum/ 00417.htm

19.00.07 - Педагогическая психология

Сведения об авторе:

Трифонов Андрей Сергеевич (г. Саранск, Россия), аспирант III курса, кафедра психологии, факультет Психологии и дефектологии, Мордовский Государственный Педагогический Университет им. М.Е. Евсевьева, e-mail: andrewtrifonov.s@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.