Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com
2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN620.pdf
DOI: 10.15862/43PSMN620 (http://dx.doi.org/10.15862/43PSMN620)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Варданян Ю.В., Кечина М.А., Трифонов А.С. Исследование психологических компетенций современных родителей подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6,
https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/43PSMN620
For citation:
Vardanyan Yu.V., Kechina M.A., Trifonov A.S. (2020). Study of psychological competences of modern parents of adolescents. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN620.pdf (in Russian) DOI: 10.15862/43PSMN620
Статья подготовлена в рамках сетевого гранта ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» по теме «Развитие психологических компетенций современных родителей обучающихся средствами онлайн-обучения» (руководитель - Ю.В. Варданян, зав. кафедрой психологии, профессор)
УДК 159.9.072.43 ГРНТИ 15.81.21
Варданян Юлия Владимировна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
Зав. кафедрой «Психологии», профессор Доктор педагогических наук, профессор E-mail: julia_vardanyan@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8261-6543 РИНЦ: https ://elibrary. ru/author_profile. asp?id=285212 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/N-7954-2014 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55801257400
Кечина Марина Александровна
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
Старший преподаватель кафедры «Психологии» E-mail: kechina30@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5049-5932 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=650420 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/L-6588-2017
Трифонов Андрей Сергеевич
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева», Саранск, Россия
Аспирант кафедры «Психологии» E-mail: andrewtrifonov.s@yandex.ru РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1089966
Исследование психологических компетенций современных родителей подростков
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и опыт исследования психологических компетенций современных родителей подростков. Анализ публикаций позволил авторам актуализировать ряд идей, выработанных в рамках исследования компетентностной проблематики и раскрывающих вопросы материнства, отцовства, детско-родительских отношений, родительской компетентности. Авторами обоснована возможность
https:// mir-nauki. com
опоры на выработанные идеи для создания модели психологических компетенций современных родителей подростков. В модели выделены две основные компетенции, реализуемые путем применения соответствующих действий с учетом особенностей психолого-педагогического сопровождения родителями совместной деятельности и общения с собственными детьми подросткового возраста.
В статье приведены эмпирические данные исследования уровня психологических компетенций родителей подростков на базе Средней общеобразовательной школы № 1 г. о. Саранск. Охарактеризованы диагностический комплекс, включающий пять классических методик, и выборка, состоящая из 108 родителей подростков VI и VII классов. Обнаружено, что родители с высоким уровнем исследуемых компетенций составляют не более 20 % от количества обследованных родителей. Они достигают учет особенностей внутреннего мира (собственного, а также сына или дочери) с приобщением подростка к освоению опыта применения значимых мотивов и ценностей, способствующих созданию и регуляции его отношений внутри семьи и в публичном общественном пространстве. Родители подростков, обладающие средним и низким уровнем психологических компетенций, входят в группу риска, так как недостаточно эффективно выполняют свои родительские обязанности и замедляют качество решения психологических проблем, с которыми сталкиваются они сами и их взрослеющие дети, поэтому нуждаются в целенаправленной адресной помощи. Авторы обосновали перспективность проектирования и реализации онлайн-программы развития психологических компетенций родителей подростков, включающей дифференцированные модули, нацеливающие на приобщение к осознанию имеющихся проблем и освоению способов их успешного решения.
Ключевые слова: психологические компетенции; диагностика психологических компетенций; родители подростков; детско-родительские отношения; совместная деятельность; детско-родительское общение; психолого-педагогическое сопровождение
Родители в процессе взаимодействия со своими детьми подросткового возраста наряду с бытовыми и воспитательными задачами решают множество психологических задач. В каких-то случаях психологические задачи выступают в качестве вспомогательных элементов для достижения воспитательной результативности, в других имеют самостоятельное предназначение. Ситуации коммуникации между родителем и подростком нередко вызывают конфликты, как скрытые, так и открытые. В то же время в некоторых семьях явных проблем с коммуникацией нет, и это объяснимо, во-первых, житейскими приемами психологии, которыми владеют родители, во-вторых, стечением обстоятельств, на которые родители повлиять не могут.
В повседневной жизни родители вовлечены в разрешении трудностей, возникающих в учебной деятельности подростка, в его коммуникации (со сверстниками и педагогами, с взрослыми, а также с детьми других возрастов), в учете особенностей психофизиологических изменений организма в подростковом возрасте. Для успешного преодоления возникающих трудностей применяются разнообразные приемы саморегуляции и содействия своему ребенку. Наряду с этим некоторые родители используют в воспитательных целях в том числе и манипулятивные методы, однако психологическое сообщество в основном не приветствует такой подход. Учитывая это, усиливается актуальность проблемы: каким образом качественно улучшить психологические аспекты взаимодействия родителей с детьми-подростками? Также встает проблема психолого-педагогического сопровождения процесса взросления, которое
Введение
https:// mir-nauki. com
родители могут посильно осуществлять по отношению к своим детям-подросткам. Решение этих проблем связано с развитием психологических компетенций родителей подростков.
Стоит отметить, что исследованы разные грани психологических компетенций разных профессиональных и возрастных групп, в том числе относящихся к субъектам образования. Так, Т.Н. Щербаковой рассмотрены психологические компетенции учителей [1]; Н.В. Андроновой выделена и охарактеризована психологическая компетентность в составе профессиональной компетенции учителя [2]. Ряд работ посвящен исследованию таких более близких для нас проблем, как компетентность родителей в виде свойства личности или родительских компетенций, связанных с функционированием этого свойства в процессе ее реализации: Н.П. Кондратьевой и Е.В. Инявиной изучено психологическое содержание коммуникации как основы психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей [3], Е.А. Быковой с коллегами обобщено представление о родительской компетентности в современной российской семье [4], Ю.В. Варданян и М.А. Кечиной охарактеризованы родительские компетенции, выявленные средствами онлайн-диагностики [5].
Также обнаружены исследования, в которых затрагиваются важные психологические аспекты отношений между родителями и детьми в разных контекстах: мета-анализа современной семьи (В.В. Солодников [6]), влияния пола родителя на психическое здоровье ребенка (M.E.S. Loevaas с коллегами [7]), развития контроля внимания и исполнительных функций для совершенствования взаимодействия родителей с детьми (A.M. Spruijt с коллегами [8]), развития внутрисемейных отношений (В.И. Долгова с коллегами [9]), обоснования индикаторов детско-родительских отношений (А.А. Реан и И.А. Коновалов [10]) и др. В ряде зарубежных исследований рассмотрена связь между академическими достижениями детей и действием разных семейных факторов: сочетания родительской автономии с психосоциальной активностью ребенка (A.C. Vasquez с коллегами [11]), поведения родителей (B. Matthes и H. Stoege [12]), вовлеченности родителей в процесс воспитания детей (M.A. Rogers с коллегами [13]), влияния контролирующего стиля родителей на подрыв успеваемости и вовлеченности детей подросткового возраста в образовательный процесс (D. Wuyts с коллегами [14]). Эти работы отечественных и зарубежных авторов содержат ценные идеи для определения вектора развития психологических родительских компетенций, однако они дают лишь достаточно общее представление о них, поскольку имели несколько иные предпосылки для их изучения и, соответственно, решаемая проблема в них направлена на другие аспекты компетентностной проблематики. Тем не менее, заложенные идеи используются в качестве теоретической основы детализации психологических компетенций родителей, которые не в достаточной мере изучены в современной педагогической психологии.
Учитывая особенности совместной деятельности родителей с их детьми, встает вопрос о наиболее продуктивном и конструктивном их взаимодействии. Речь идет как о совместном быте, так и об образовательной деятельности детей. Важно, чтобы родители оказывали содействие своим детям в образовательной деятельности не по предписанию школы или образовательных ведомств, а из-за осознания важности и значимости этого процесса. Конструктивная коммуникация, будь то коммуникация с педагогами или сверстниками, тоже должна быть максимально прозрачна в своей формулировке как задачи для обсуждения родителями с подростками.
Наша работа посвящена исследованию психологических компетенций родителей подростков. В научной литературе присутствуют понятия «родительская компетентность», «проблема материнства», «проблема отцовства» и др. Тем не менее, это довольно точечные и узконаправленные термины, на сущность которых обращено внимание в ряде работ (Р.В. Овчарова [15], М.В. Чумаков [16] и др.). Разработаны различные методы диагностики
детско-родительских отношений, коммуникации, сторон общения, а также ценностных ориентаций родителей по отношению к своим детям. Тем не менее, аккумулированных и четко изложенных источников, призванных помочь родителям разобраться в психологических проблемах, включая психофизиологические изменения подростков, ведущие за собой перестройку всей психической жизни взрослеющего ребёнка, немного.
Очевидно, что пытливый родитель сможет найти возрастную периодизацию Д.Б. Эльконина [17] и сделать определенные выводы по поводу поведения своего ребенка на фоне психофизиологических изменений, а также возрастных новообразований. Тем не менее, без грамотной подачи, без обоснования, а также пояснений со стороны квалифицированного психолога, применить знания рядовому родителю будет весьма проблематично. Неверно анализируя и интерпретируя поведение подростков, из-за отсутствия знаний о причинах такого явления родители могут как гиперопекать, так и попустительским образом реагировать на происходящее. Поэтому важно освоить психологические компетенции, сформулированные в виде задач, которые решает родитель, оказывая психолого-педагогическую поддержку своему ребенку и содействуя его развитию.
Нами создана модель, в которой выделены две дополняющие друг друга психологические компетенции родителей подростков:
1. способность осуществлять психолого-педагогическое сопровождение совместной деятельности;
2. способность осуществлять психолого-педагогическое сопровождение общения с собственным ребенком подросткового возраста.
Рассмотрим сферы совместной деятельности и общения, в которых востребованы обозначенные психологические компетенции родителей подростков.
Реализация способности осуществлять психолого-педагогическое сопровождение совместной деятельности обеспечивается совокупностью выделенных действий и необходима в таких сферах, как:
• совместный быт (организовывает быт и распределяет обязанности с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей подростка);
• совместный досуг (организовывает досуг, исходя из общих с подростком интересов, мотивов и ценностей);
• содействие образовательной деятельности (помогает подростку в выработке целей образования и профессионального самоопределения, осознании и преодолении возникающих при этом трудностей);
• становление ценностных ориентаций подростка (помогает подростку разобраться в его личных целях и ценностях, спрогнозировать и выбирать средства их достижения);
• стимулирование выполнения морально-нравственных норм (приобщает подростка к освоению социокультурного опыта, к построению своего поведения в соответствии с морально-нравственными нормами социума, направляет его деятельность на гармонизацию желаний с морально-нравственными нормами);
• мотивационная поддержка (стимулирует и поддерживает мотивацию подростка на достижение определенных образовательных и жизненных целей, поддерживает при неудачах, помогает в изменении мотивации избегания неудач на мотивацию достижения успеха);
• моральная поддержка (морально и эмоционально поддерживает подростка при неудачах, воодушевляет и вдохновляет его).
Реализация способности осуществлять психолого-педагогическое сопровождение общения обеспечивается совокупностью выделенных действий в таких сферах, как:
• межличностное общение с подростком дома (учитывает эмоциональное состояние подростка, считывает его реакции, выстраивает коммуникацию по избегаемым им темам беседы при наличии у него благоприятного настроения);
• межличностное общение с подростком вне дома (учитывает эмоциональное состояние подростка, считывает его реакции, по возможности откладывает публичную коммуникацию по избегаемым им темам беседы, при проведении воспитательных бесед в присутствии других взрослых щадит самолюбие подростка и не дает ему повода для подозрения родителя в уничижении его личности);
• эмоциональное общение (создает атмосферу безопасности, комфорта, любви и понимания);
• референтная группа (знает особенности референтной группы, к которой принадлежит его ребенок или на которую он ориентируется, обращает внимание на ценности, которыми руководствуется подросток с учетом ценностей и деятельности референтной группы);
• коммуникация между членами семьи (поддерживает коммуникацию подростка с членами семьи, подчеркивает значимость для семьи идей и дел подростка);
• саморегуляция и самообладание (помогает ребенку освоить приемы волевой саморегуляции, собственным примером демонстрирует ценность и необходимость использования этих приемов в жизни);
• коммуникация подростка вне семьи (помогает подростку освоить приемы конструктивной коммуникации со сверстниками, педагогами, детьми других возрастов, другими взрослыми людьми; создает доверительные отношения с подростком для сохранения возможности его обращения к родителю за советом и помощью в преодолении возникающих трудностей в коммуникации вне семьи).
Каждая из этих компетенций содержит в себе совокупность действий, обеспечивающих решение круга вопросов, который может появиться у родителя в процессе взаимодействия с подростком. Более того, это психолого-педагогические задачи, которые призван решать родитель для благополучного развития подростка.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено на базе средней общеобразовательной школы № 1 г.о. Саранск. В исследование приняли участие родители подростков VI и VII классов в количестве 108 человек. Для оценки сформированности психологических компетенций родителей использованы следующие методики:
• «Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)» [18, с. 263-265] для оценки исследуемых склонностей, необходимых родителям при психолого-педагогическом сопровождении совместной деятельности и обнаруживаемых в процессе совместного быта, совместного досуга, содействия образовательной деятельности, влияния на процесс становления ценностных
ориентаций подростка и в других сферах организации совместной внутрисемейной жизни;
• «Диагностика "эмоционального интеллекта" (Н. Холл)» [18, с. 57-59] для оценки межличностного общения с подростком дома и вне дома в контексте эмоциональности психолого-педагогического сопровождения общения;
• «Методика PARI»1 (Е.С. Шефер и Р.К. Белл в адаптации Т.В. Нещерет), 15 из 23 признаков которой использованы для выявления отношений между родителями и детьми под призмой рассмотрения родительских установок на референтную группу подростка, нравственно-моральные нормы, моральную и мотивационную поддержку в процессе психолого-педагогического сопровождения совместной деятельности и общения с подростком;
• «Исследование волевой саморегуляции»2 (А.В. Зверьков и Е.В. Эйдман) для оценки самообладания родителей, а также волевой саморегуляции ими совместной деятельности и общения с подростком;
• тест коммуникативных умений Л. Михельсона 3 (в переводе и адаптации Ю.З. Гильбуха) для оценки умений родителя оказывать коммуникативное содействие подростку дома и вне дома в преодолении им возникающих трудностей в коммуникации с членами семьи, со сверстниками, педагогами, другими детьми и взрослыми людьми.
Для статистической обработки данных использовался критерий Пирсона х2.
Результаты исследования и их обсуждение
Психологические компетенции родителей подростков являются прижизненно развивающимися способностями, которые позволяют выстраивать совместную деятельность и общение с собственным ребенком в процессе его взросления, обеспечивая ему полноценную внутрисемейную среду развития и помогая научиться решать проблемы, возникающие во внесемейном публичном общественном пространстве. В значительной степени эти компетенции формируются стихийно, поэтому их уровень может оказаться недостаточным для эффективного выполнения родительских обязанностей по отношению к бурно взрослеющим в подростковом возрасте сыновьям и дочерям. Некоторые аспекты исследуемой компетенции перенимаются родителями от своих родителей на основе внутрисемейной преемственности или приобретаются путем общесоциальной преемственности, поэтому нуждаются в существенной адаптации к динамично меняющимся социокультурным условиям, в которых проживает современная семья.
Позитивное влияние на целенаправленное совершенствование процессов освоения и реализации родителями подростков психологических компетенций традиционно оказывают образовательные организации, заинтересованные во взаимодействии с семьями обучающихся и объединении усилий для совместного конструктивного влияния на подрастающее поколение.
1 Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст]. - М.: Эксмо, 2007. - С. 298-306.
2 Тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана «Исследование волевой саморегуляции» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psylist. net/praktikum/00417. htm.
3 Тест коммуникативных умений Михельсона [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html.
Для выявления уровня психологических компетенций родителей подростков и выработки путей его совершенствования в 2019-2020 учебном году было проведено комплексное исследование на базе Средней общеобразовательной школы № 1 г.о. Саранск Республики Мордовия. Рассмотрим полученные эмпирические данные (см. таблицу 1).
Таблица 1
Оценка уровня психологических компетенций родителей подростков
№ п/п Параметр Уровень
высокий средний низкий
абс. % абс. % абс. %
1 Коммуникативные и организаторские склонности 20 18,52 26 24,07 62 57,41
2 Эмоциональный интеллект 21 19,44 29 26,85 58 53,71
3 Родительские установки 18 16,67 28 25,92 62 57,41
4 Волевая саморегуляция 15 13,89 31 28,7 62 57,41
5 Коммуникативные умения 12 11,11 30 27,78 66 61,11
Составлена авторами
Анализируя эмпирические данные таблицы, первоначально выделим респондентов, показавших высокий уровень развития исследуемых параметров психологических компетенций по всем пяти методикам. Обращаясь к цифрам, можно заметить, что количество таких родителей по всем оцениваемым параметрам составляет от 11,11 % до 19,44 % от общего числа. Они характеризуются самым диверсифицированным разбросом показателей в данной выборке, который не превышает 8,33 %. Такие родители проявляют внимание ко всем аспектам взаимодействия с подростком. Они, как правило, легко справляются со стимулированием мотивации подростка к участию в бытовой и образовательной деятельности, уделяют внимание эмоциональной и моральной поддержке своего ребенка вследствие развитой эмпатии, принимают и успешно выполняют собственную роль родителя. Одновременно они лишены ярко выраженных негативных признаков (например, таких, как излишняя строгость или сверхавторитет). Кроме того, их способности к саморегуляции сформированы на высоком уровне, и они могут поделиться некоторыми приемами со своими детьми-подростками. Результаты диагностики, которые показывают высокий уровень развития коммуникативных умений, свидетельствуют о том, что родители в достаточной мере справляются с коммуникацией с подростком. В качестве примеров может выступать объяснение значимости и ценности того или иного действия или поступка, а также принятие ребенка как подростка. В используемом контексте под принятием имеется в виду естественное изменение восприятия родителем ребенка, который перестал быть ребенком дошкольного возраста или младшим школьником, что влечет за собой делегирование ему новых прав и обязанностей, изменение коммуникации с ним, уменьшение количества запретов, а также обязательное пояснение тех или иных действий. Очевидно, что такие родители самостоятельно могут справиться с совершенствованием своих психологических компетенций.
Как видно из таблицы 1, количество родителей подростков со средним уровнем исследуемых параметров психологических компетенций колеблется от 24,07 % до 28,7 % от общего числа. Это группа с самыми маленькими отличиями показателей в данной выборке, разброс которых не превышает 4,63 %. Такие родители демонстрируют успешную реализацию одного из аспектов психологических компетенций (например, организаторских способностей), однако упускают из вида другие аспекты. Это, в свою очередь, потенциально может если и не нанести вред, то негативно повлиять на деятельность подростка. Уровень развития их эмоционального интеллекта сигнализирует о периодичном успешном определении и считывании эмоций подростков. Это объясняется ситуативными обстоятельствами. К ним относятся как расположение духа самого родителя, так и его стресс, нежелание поддерживать или начинать беседу. Дело в том, что такие родители не пытаются спрогнозировать последствия
своих действий и их влияние на взаимоотношения с подростком. Тем не менее, периодически такие родители успешно проявляют эмпатию, понимают и принимают эмоциональное состояние подростка. Однако их основной характеристикой является отсутствие стабильности, системности в своих эмоциональных действиях, посылах и проекциях. Анализируя результаты диагностики детско-родительского контакта, обнаружено, что такие родители показывают иногда чрезвычайное вмешательство в жизнь ребенка, а также доминирование одного из родителей. Однако стоит отметить, что они способны передать социокультурный опыт своему ребенку, способны поддержать его в очевидных для родителя ситуациях, а также помочь ребенку разобраться в его личных целях и ожиданиях. В коммуникации с сыном или дочерью родители со средним уровнем развития волевой саморегуляции колеблются между абсолютными примерами и абсолютными ситуациями, которые следовало не допускать. Из-за переменного состояния волевого самоконтроля родителей их попытки мотивировать подростка к обучению не находятся на должном уровне с точки зрения обоснования и не всегда коррелируют с ценностями подростка. Коммуникация с подростком в значительной степени проходит с опорой на интуицию и зависимо от настроения самого родителя. Отсутствие постоянства во взаимодействии с подростком снижает качество контакта между ними.
Наиболее представительная группа родителей, принявших участие в обследовании (от 53,71 % до 61,11 %), обладает низким уровнем исследуемых параметров психологических компетенций. Разброс их показателей в данной выборке не превышает 7,4 %. Такие родители характеризуются малой включенностью и малозаметным созиданием в совместной бытовой, образовательной и общей деятельности со своим ребенком подросткового возраста. Кроме того, отсутствует мотивация родителя в совместном времяпровождении в связи с отсутствием понимания ценности подобного образа жизни и предпочтением обособленности от своего ребенка. Их эмпатические способности по отношению к подростку слабо выражены либо отсутствуют вовсе. Типичным проявлением является эмоциональная холодность, которая может быть замаскирована по разным причинам (нежелание родителя делиться эмоциями и переживаниями со своим ребенком по возрастному цензу, неприятие сына или дочери, отсутствие признания подростка как формирующейся самостоятельной личности и др.). У этой группы родителей обнаружен низкий уровень волевой саморегуляции: они очень часто используют авторитарный стиль общения и провоцируют негативную реакцию ребенка на их высказывания, указания, просьбы. Коммуникативные умения этих родителей во время взаимодействия с подростком ограничиваются формальными фразами, репликами или даже приказами. Подросток лишён предшествующей информации от родителя по поводу его намерений или действий. Однако нельзя утверждать, что коммуникация родителя с подростком полностью нарушена или отсутствует: она находится в стадии слабопродуктивной стагнации, что вызывает эмоциональные потрясения родителей и подростка.
Для определения значимости различий между частотой выявленных значений уровней сформированности психологических компетенций родителей подростков по исследуемым параметрам сопоставлены эмпирические частоты этих уровней по каждому параметру с теоретическими частотами по критерию Пирсона х2 (см. таблицу 2).
Таблица 2
Сопоставление эмпирических распределений частоты уровней исследуемых параметров с теоретическим равномерным распределением
№ п/п Параметр Уровень f3j fr fj-f) fj-fr)2 (f-fV)2/fт X2 X эмп.
1 Коммуникативные и организаторские склонности высокий 20 36 -16 256 7,111 28,667
средний 26 36 -10 100 2,778
низкий 62 36 +26 676 18,778
№ п/п Параметр Уровень fj Ь j) j)2 (f3j -fr)2/fт X2 X эмп.
2 Эмоциональный интеллект высокий 21 36 -15 225 6,250 21,055
средний 29 36 -7 49 1,361
низкий 58 36 +22 484 13,444
3 Родительские установки высокий 18 36 -18 324 9,000 29,556
средний 28 36 -8 64 1,778
низкий 62 36 +26 676 18,778
4 Волевая саморегуляция высокий 15 36 -21 441 12,250 31,722
средний 31 36 -5 25 0,694
низкий 62 36 +26 676 18,778
5 Коммуникативные умения высокий 12 36 -24 576 16,000 42,000
средний 30 36 -6 36 1,000
низкий 66 36 +30 900 25,000
Примечания: - эмпирическая частота уровня сформированности психологических компетенций родителей подростков, /т - теоретическая частота (составлена авторами)
Для сравнения значений х2эмп. и х2кр. первоначально необходимо установить значения Х2кр., поэтому определено число степеней свободы V по формуле: V = к - 1, где к - количество уровней4. В нашем случае V = 3 - 1 = 2. Далее по таблице критических значений применяемого критерия5 определены его значения:
Х2кр. =
5.991 (р < 0,05) 9.210 (р < 0,01)
Сравнение полученных нами эмпирических значений критерия Пирсона с критическими
2 2
значениями показывает, что по каждому из пяти оцениваемых параметров х2эмп. превышает х2кр. уровня статистической значимости р < 0,01. Следовательно, между эмпирическими распределениями частоты уровней исследуемых параметров и теоретическим равномерным распределением существуют статистически значимые достоверные различия. Конкретизируем выявленные различия:
• родители подростков с высоким уровнем сформированности психологических компетенций по оцениваемым параметрам достаточно успешно решают задачи организации совместной деятельности и общения со своим ребенком;
• родители подростков со средним и низким уровнем сформированности исследуемых свойств испытывают определенный дефицит компетенций при решении аналогичных задач, поэтому им необходима разноуровневая целенаправленная дифференцированная помощь в преодолении выявленных дефицитов.
Обсуждение и выводы
Психологические компетенции родителей подростков представляют собой прижизненно приобретенные способности, которые позволяют успешно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение совместной деятельности и общения со своим взрослеющим ребенком. При реализации этих компетенций родителем интегрируется учет особенностей внутреннего мира (собственного, а также сына или дочери) с приобщением подростка к освоению опыта применения значимых мотивов и ценностей, способствующих
4 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2000. - С. 113—
141.
5 Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: ООО «Речь», 2000. — С. 328. Страница 9 из 12
созданию и регуляции его отношений внутри семьи и в публичном общественном пространстве.
Количество родителей подростков, владеющих высоким уровнем психологических компетенций, не превышает 20 % от количества обследованных родителей и коррелирует с аналогичными данными других исследователей. Эти родители способны самостоятельно поддерживать и наращивать опыт эффективного психолого-педагогического сопровождения совместной деятельности и общения со своим ребенком подросткового возраста.
Однако примерно четверть от общего количества обследованных родителей подростков обладают средним уровнем психологических компетенций, а не менее 53 % - низким уровнем. Это значительное количество родителей подростков, которые входят в группу риска непонимания своего ребенка, рассогласования интересов и стимулов, применения недостаточно эффективных способов построения детско-родительских отношений, слабого исполнения родительских обязанностей по содействию процессу вхождения ребенка во взрослую жизнь. Родители подростков, составляющие указанные группы, нуждаются в целенаправленной адресной помощи, так как недостаточно эффективно выполняют свои родительские обязанности и замедляют качество решения психологических проблем, с которыми сталкиваются они сами и их взрослеющие дети во внутрисемейных отношениях и при взаимодействии с окружающими людьми в публичном общественном пространстве.
В процессе исследования обнаружено, что стихийное формирование психологических компетенций родителей подростков, достигаемое по преимуществу за счет внутрисемейной и общесоциальной преемственности, лишь частично решает проблему содействия ими качественному вхождению взрослеющих детей в современную жизнь. Стихийно приобретаемый опыт необходимо дополнить целенаправленным каналом приобщения родителей со средним и низким уровнем психологических компетенций к освоению современных эффективных путей психолого-педагогического сопровождения совместной деятельности и общения со своим ребенком.
Материалы исследования подтверждает, что в настоящее время усиливается актуальность применения образовательными организациями, заинтересованными во взаимодействии с семьями обучающихся, современных технологий просвещения и консультирования родителей обучающихся, гарантирующих объединение усилий для совместного конструктивного влияния на подрастающее поколение. Особый интерес в условиях пандемии представляют онлайн-технологии, позволяющие педагогам-психологам и педагогам быстро откликаться на запросы родителей и оказывать им оперативную помощь в решении проблем развития психологических компетенций на благо своему ребенку. Перспектива исследования просматривается в проектировании и реализации онлайн-программы развития психологических компетенций родителей подростков, включающей дифференцированные модули, нацеливающие на приобщение к осознанию имеющихся проблем и освоению способов их успешного решения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Щербакова Т.Н. Психологическая компетентность учителя как профессиональный ресурс // Российский психологический журнал. - 2005. - № 4 (2). - С. 5.
2. Андронова Н.В. Психологическая компетентность как компонент профессиональной компетенции учителя // Вестник Мордовского университета. - 2011. - № 2. - С. 166-172.
3. Кондратьева Н.П., Инявина Е. В. Развитие коммуникативного компонента психолого-педагогической компетентности потенциальных замещающих родителей // Проблемы современного образования. - 2019. - № 5. - С. 63-72.
4. Быкова Е.А., Истомина С.В., Самылова О.А. Особенности родительской компетентности современной российской семьи // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 4 (46). - С. 111-125.
5. Варданян Ю.В., Кечина М.А. Исследование родительских компетенций средствами онлайн-диагностики // Казанский педагогический журнал. - 2020. -№ 6 (143). - С. 244-249. - DOI: 10.51379/KPJ.2020.80.33.033.
6. Солодников В.В. Российские социологические и психологические исследования семьи в XXI веке: мета-анализ // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2018. - № 6. - С. 269-332.
7. Loevaas, M.E.S., Sund, A.M., Patras, J., Martinsen, K., Hjemdal, O., Neumer, S.P., Holen, S. Reinfjell, T.: Emotion regulation and its relation to symptoms of anxiety and depression in children aged 8-12 years: does parental gender play a differentiating role? BMC Psychology, 6, 2018. 42 p.
8. Spruijt, A.M., Dekker, M.C., Ziermans, T.B., Swaab, H.: Educating parents to improve parent-child interactions: Fostering the development of attentional control and executive functioning. British Journal of Educational Psychology, 90(S1), 2020. 158175 pp.
9. Долгова В.И., Кондратьева О.А., Крыжановская Н.В., Хохлова И.С. Развитие когнитивного компонента психологически безопасных внутрисемейных отношений // Перспективы науки и образования. - 2020. - № 2 (44). - С. 327-341.
10. Реан А.А., Коновалов И.А. Индикаторы детско-родительских отношений в контексте различных социально-демографических показателей // Интеграция образования. - 2020. - № 3 (24). - С. 433-452.
11. Vasquez, A.C., Patall, E.A., Fong, C.J.: Parent Autonomy Support, Academic Achievement, and Psychosocial Functioning: a Meta-analysis of Research. Educational Psychology Review, 28, 2016. 605-644 pp.
12. Matthes, B., Stoeger, H.: Influence of parents' implicit theories about ability on parents' learning-related behaviors, children's implicit theories, and children's academic achievement. Contemporary Educational Psychology, 54, 2018. 271-280 pp.
13. Rogers, M.A., Theule, J., Ryan, B.A., Adams, G.R., Keating, L.: Parental Involvement and Children's School Achievement: Evidence for Mediating Processes. Canadian Journal of School Psychology, 24(1), 2009. 34-57 pp.
14. Wuyts, D., Vansteenkiste, M., Mabbe, E., Soenens, B.: Effects of social pressure and child failure on parents' use of control: An experimental investigation. Contemporary Educational Psychology, 51, 2017. 378-390 pp.
15. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства [Текст]. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
16. Чумаков М.В. Личность родителей в пространстве семейных отношений // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 10. - С. 21-24.
17. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст]. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
18. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - 2-е изд, доп. [Текст]. - М.: Психотерапия, 2009. - 544 с.
Vardanyan Yulia Vladimirovna
Mordovian state pedagogical university named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia
E-mail: julia_vardanyan@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8261-6543 PHH^ https://elibrary.ru/author profile.asp?id=285212 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/N-7954-2014 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=55801257400
Kechina Marina Aleksandrovna
Mordovian state pedagogical university named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia
E-mail: kechina30@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5049-5932 PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=650420 Researcher ID: https://www.researcherid.com/rid/L-6588-2017
Trifonov Andrey Sergeevich
Mordovian state pedagogical university named after M.E. Evsevyev, Saransk, Russia
E-mail: andrewtrifonov.s@yandex.ru PHH^ https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1089966
Study of psychological competences of modern parents of adolescents
Abstract. The article deals with the problems and experience of study of psychological competencies of modern parents of adolescents. The analysis of publications allowed the authors to update a number of ideas developed in the framework of the study of competence issues and reveal the issues of motherhood, fatherhood, child-parent relations, and parental competence. The authors substantiate the possibility of relying on the developed ideas to create a model of psychological competencies of modern parents of adolescents. The model identifies two main competencies that are implemented by applying appropriate actions, taking into account the peculiarities of psycho-pedagogical support of joint activities and communication with their own children of adolescent age by parents.
The article presents empirical data of studying the level of psychological competence of parents of adolescents at secondary school No. 1 in Saransk. The diagnostic complex, including five classical methods, and the sample consisting of 108 parents of adolescents of VI and VII classes are characterized. It was found that parents with a high level of the studied competencies make up no more than 20 % of the number of surveyed parents. They reach the accounting of peculiarities of the inner world with the inclusion of an adolescent to learn the use of important motives and values, contributing to the creation and regulation of relations within the family and in public space. Parents of adolescents who have medium and low levels of psychological competences are at risk because they do not perform their parental duties effectively enough and slow down the quality of solving psychological problems that they and their growing children face, so they need targeted assistance. The authors proved the prospects of designing and implementing an online program for development of psychological competencies of parents of adolescents, which includes differentiated modules aimed at awareness of existing problems and mastering the ways to solve them successfully.
Keywords: psychological competencies; diagnostics of psychological competencies; parents of adolescents; child-parent relations; joint activity; child-parent communication; psycho-pedagogical support