Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ'

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООЦЕНКА ЛИЧНОСТИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПСИХИКА / ВНИМАНИЕ / ПАМЯТЬ / МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ / SELF-ESTEEM / LEARNING PROCESS / COGNITIVE PROCESS / COGNITIVE ACTIVITY / PSYCHE / ATTENTION / MEMORY / THINKING / IMAGINATION / WORD PERCEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акбашева Рахила Сегидуловна

В данной статье обсуждаются проблемы развития психических познавательных процессов детей в ходе обучения в школе. В статье дана характеристика познавательных процессов, выявлены особенности развития познавательных процессов детей в школьном возрасте. Изучены и показаны эффективные способы проведения игр и упражнений, обеспечивающих развитие познавательной активности школьников. Если вовремя с помощью внеклассных психологических занятий и упражнений в игровой форме развивать познавательные процессы школьников, то улучшатся внимание, память, мышление, речь восприятие, воображение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акбашева Рахила Сегидуловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF MENTAL COGNITIVE PROCESSES AT CHILDREN THROUGHOUT PRIMARY SCHOOL EDUCATION

This article discusses the problems of development of psychological cognitive processes of children during schooling. It describes the characteristics of cognitive processes, identifies the features of the development of cognitive processes among the school-age children. The author has studied and demonstrated effective ways of conducting the games and exercises that ensure the development of cognitive activity of schoolchildren. If the cognitive processes of schoolchildren are developed in time with the help of extracurricular psychological activities and play-based learning activities, then attention, memory, thinking, speech perception, imagination will improve.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ»

3. Avdienko, G.Yu. and Gubin, V.A. (2015b), "Factors of the educational environment of the University that affect the development of the student's personality", Psychopedagogics in law enforcement agencies, No. 2(61), pp. 29-31.

4. Avdienko, G.Yu., (2015a), "Ensuring high socio-psychological comfort of students in the educational environment of the University as a solution to the main task of psychological support", Scientific opinion. Scientific journal, No. 5. pp. 77-80.

5. Avdienko, G. Yu., (2019), "Socio-psychological comfort as a criterion and condition for successful interaction in the system "student - educational environment of the University"", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (175), pp. 362-366.

6. Aliev, H.M., Petrov, V.E. and Filipenkova, N.Yu. (2008), Psychotechnologies of assistance and self-help in extreme situation straining manual, Domodedovo.

7. Melnikov, V. I. (2007), "Exam stress of students and the main methods of its optimization", Bulletin of the Siberian state University of railway transport, No. 18, pp. 295-304.

8. Vedyasova, O.A., Lukina, A.I., Ovcharenko, N.A. and Golushkov V.N. (2010), "Heart reactions in students of different gender and type of hemispheric dominance during exam stress", Bulletin of Samara University. Natural science series, No. 6 (80), pp. 179-186.

Контактная информация: gen_avdienko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.10.2020

УДК 159.96

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ДЕТЕЙ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Рахила Сегидуловна Акбашева, кандидат психологических наук, доцент, Карачаево-

Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

В данной статье обсуждаются проблемы развития психических познавательных процессов детей в ходе обучения в школе. В статье дана характеристика познавательных процессов, выявлены особенности развития познавательных процессов детей в школьном возрасте. Изучены и показаны эффективные способы проведения игр и упражнений, обеспечивающих развитие познавательной активности школьников. Если вовремя с помощью внеклассных психологических занятий и упражнений в игровой форме развивать познавательные процессы школьников, то улучшатся внимание, память, мышление, речь восприятие, воображение.

Ключевые слова: самооценка личности, учебный процесс, познавательный процесс, познавательная активность, психика, внимание, память, мышление, воображение, восприятие речи.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p480-483

DEVELOPMENT OF MENTAL COGNITIVE PROCESSES AT CHILDREN THROUGHOUT PRIMARY SCHOOL EDUCATION

Rachila Seipulovna Akbasheva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Ka-rachay-Cherkessia State University named after U. D. Aliev, Karachaevsk

Abstract

This article discusses the problems of development of psychological cognitive processes of children during schooling. It describes the characteristics of cognitive processes, identifies the features of the development of cognitive processes among the school-age children. The author has studied and demonstrated effective ways of conducting the games and exercises that ensure the development of cognitive activity of schoolchildren. If the cognitive processes of schoolchildren are developed in time with the help of extracurricular psychological activities and play-based learning activities, then attention, memory, thinking, speech perception, imagination will improve.

Keywords: self-esteem, learning process, cognitive process, cognitive activity, psyche, attention, memory, thinking, imagination, word perception.

В наше время социуму требуется такая организация деятельности детей, которая помогла бы формированию личных способностей и креативного отношения к жизни любого учащегося, введение всевозможных инновационных учебных программ, осуществление принципа гуманного отношения к детям. Обучение в школе сопряжено с необходимостью социально-психологической адаптации не только к условиям и специфике общеобразовательного заведения, но и к особенностям коммуникации в новом микросоциуме. Учебная и формирующая деятельность важна на всех возрастных этапах, особенно в школьном возрасте, так как в это время начинают вырабатываться и основываться главные предпосылки формирования психических познавательных процессов, которые нужны детям при дальнейшем обучении. Психические познавательные процессы достигают наибольшего развития тогда, когда формируются такие качества личности как собранность, ответственность, независимость, инициативность, дисциплинированность.

Изменения познавательной среды, происходящие в школьном возрасте, играют большую роль для последующего полноценного формирования психики. Но в настоящее время процесс этот зачастую проходит стихийно. У многих детей видна недостаточная формирование произвольного внимания, произвольной памяти, способности к регуляции интеллектуальных актов. Настоящее развитие заменяется прохождением шаблонных методов действия в обычных условиях. Перед психологом, работающим с учениками, очень часто встает задача целенаправленного формирования познавательных процессов детей.

Степень обучения и воспитания в современной школе в большой степени обусловливаться тем, насколько учебный процесс направлен на психологию возрастного и персонального формирования ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое исследование школьников с целью раскрытия личных версий воспитания, креативных и познавательных качеств каждого ребенка. Особенно важно это в младшем школьном возрасте, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба делается первостепенной деятельностью, в основе которой формируются психические качества ребенка, особенно познавательные процессы и самооценка как субъекту познания (познавательные аргументы, самооценка, дар к сотрудничеству) [2].

Исследование художественных трудов, разбор и обобщение изученных по данному вопросу данных позволили определить теоретические основы создания и применения во внеклассной работе психологических уроков и упражнений в игровой форме.

Разбор художественных трудов и практики преподавания показал надобность разработки комплекса игр, сосредоточенных на активизации познавательной деятельности школьников.

В Энциклопедическом словаре понятие «игра» формулируется так: «вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Играет важную роль в воспитании, обучении и развитии детей, выступая как средство психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям» [2]. Игровая форма как метод развития и обучения всегда привлекала и привлекает в наше время интерес множества современных ученых, психологов, педагогов. Эксперты свидетельствуют, что игровая форма - это единственная деятельность ребенка, существующая всегда и у всех народов. Наиболее естественным методом проникновения в детство, для постижения и для влияния на ребёнка, является, конечно, игровая форма [4].

Игровые виды упражнений оказывают большое влияние на психофизиологическое состояние ребенка, на формирование у детей тех или иных привычек или как оно меняется на протяжении становления личности. Они влияют на уровень психологического напряжения школьника, которое возникает при выполнении той или иной игровой роли, благодаря чему она изменяется и как при этом работает нервная система. Психологическое напряжение сопровождает человека еще со школьного возраста. Игровые упражнения в таких ситуациях крайне необходимы, так как они способствуют проявлению активности ребенка, повышают его стрессоустойчивость [1, С. 85]

Изученный в игровой форме материал запоминается учащимися в большей степени и быстрее, чем материал, при прохождении которого не применялась игровая форма. Это объясняется тем, что в уроках игровой формы плавно совмещается увлекательность, делающая процесс познания доступным и интересным для детей, и занятие, благодаря участию которого получение знаний становится более качественным и крепким.

На внеурочных занятиях следует использовать игровую форму, как метод формирования познавательных процессов. При игровой форме обучения дети энергично включаются в прохождение материала, с интересом выполняют все данные задания и игры, стремясь достигнуть хороших результатов. Детям свойственен увеличенный интерес к игровым элементам, через которые они познают мир, поэтому на уроках совершается формирование познавательных процессов (заинтересованности, памяти, мышления, воображения, восприятия и коммуникации) с применением игр и заданий.

Игровая форма обучения дает нужный результат при следовании следующим условиям:

- обучение должно быть гуманным, иметь высокую воспитательную и познавательную цель;

- при планировании уроков надо принимать во внимание возрастные, психолого-педагогические особенности различных детей;

- воспитательное и образовательное влияние игр зависит от планирования и способа проведения, который зависит от педагогического мастерства педагога-психолога.

Одним из игровых форм обучения является дистанционное обучение.

За последнее время усиливается значимость удаленного обучения. Удаленная форма обучения может помочь преодолеть неравенство в образовании. Основное внимание уделяется тому, чтобы преподавание происходило быстрее, чем при межкультурном сотрудничестве [3, С. 204]. Подводя итоги можно сделать вывод, что если вовремя при содействии внеурочных психологических уроков и заданий в игровой форме формировать познавательные процессы детей, то усовершенствуются внимательность, память, мышление, речь, восприятие, воображение. Рассмотрение методических трудов доказывает, что при формировании познавательных процессов учащихся следует принять во внимание некоторые условия:

- деятельное и непринудительное участие любого ребёнка в данных заданиях и упражнениях, вызывать у детей заинтересованность к выполнению;

- формирование у детей чувства собственного достоинства и укрепление веры в себя, свои силы и возможности;

- задания должны быть занимательными и посильными для выполнения ребёнком и содержать задания креативного вида;

- занятия должны проводиться регулярно;

- группа, с которой проводится занятие, должна включать и мальчиков, и девочек и по численности не превышать 12 учащихся;

- непременным является рефлексия состояния детей, каждому надо высказать, что узнал нового на уроке [3].

Проведенное исследование дало возможность сделать следующие выводы:

1. Ученики, которые хорошо учатся, как правило, имеют довольно большую степень вырабатывания психических познавательных процессов.

2. Учащиеся, у которых более высокие показатели формирования познавательных процессов в целом, имеют более высокую успеваемость.

Полученные знания в области развития психических познавательных процессов, можно использовать при написании рефератов, контрольных, курсовых работ, при подготовке к семинарским занятиям и родительским собраниям, в профессиональной и трудовой деятельности. Значимость работы заключается в использовании приобретенных знаний и выводов на практике: в школах для совершенствования получения знаний детьми и

увеличения эффективности запоминания учебного материала.

ЛИТЕРАТУРА

1. Говорун, А.Ю. Применение игровых видов спорта как средство понижения психологического напряжения / А.Ю. Говорун // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020.

- № 7 (185). - Часть 1 - С. 85-88.

2. Котова, Г.Н. Социально-гигиенический мониторинг влияния стрессогенных факторов на распространенность учебных стрессов в молодежной среде / Г.Н. Котова // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 7-4. - С. 728-731.

3. Лепшокова Е.А. Роль дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -№ 7 (185), С. 203-206.

4. Урусова, А.М. Психологическое сопровождение развития студента-психолога как субъекта профессионализации / А.М. Урусова // Проблемы современного педагогического образования.

- 2018. - № 61-2. - С. 315-318.

REFERENCES

1. Govorun A.Yu. (2020), "Use of Game as a Means of Reducing Psychological Stress", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 85-88.

2. Kotova, G.N. (2014), "Social and hygienic monitoring of the influence of stress factors on the prevalence of educational stress in the youth environment", Fundamental research, No. 7-4, pp. 728-731.

3. Lepshokova E.A. (2020), "Role of Distance Learning in Teaching and Learning of Foreign Language", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 203-206.

4. Urusova, A.M. (2018), "Psychological support for the development of a student psychologist as a subject of professionalization", Problems of modern pedagogical education, No. 61-2, pp. 315-318.

Контактная информация: Lepshokova.e.a@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.10.2020

УДК 159.9:796.92

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЕЁ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ТРЕНИРОВОЧНОМ ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Анастасия Евгеньевна Глинчикова, преподаватель, Иван Иванович Михаил, кандидат педагогических наук, профессор, Андрей Петрович Гайкалов, старший преподаватель, Андрей Александрович Калмыков, старший преподаватель, Денис Владимирович Се-менихин, преподаватель, Военная академия связи, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Данная статья содержит результаты проведенного анкетирования среди спортсменов лыжников-гонщиков различной квалификации и спортивного стажа на предмет их осведомленности в области психологической подготовки, её составляющих компонентах в тренировочном процессе. На основе полученных результатов авторы исследования предприняли попытку по подбору первичных рекомендаций для спортсменов и тренеров, направленных на регуляцию психологического состояния как во время подготовительного, так и соревновательного периода, приведение организма в состояние боевой готовности для достижения поставленных целей. Предполагается, что полученные данные помогут сформировать общую картину в вопросе теоретических и практических знаний в области психологической подготовки, а предложенные рекомендации поспособствуют оптимизации тренировочного процесса.

Ключевые слова: психологическая подготовка, лыжники-гонщики, тренировочный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.