Научная статья на тему 'Игровая деятельность в развитии познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями'

Игровая деятельность в развитии познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
661
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИГРА / ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / УПРАЖНЕНИЯ / CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / COGNITIVE ACTIVITY / GAME / GAME ACTIVITY / CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL TRAINING / CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL / EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Екатерина Павловна, Максимова Анна Павловна

В статье рассмотрены некоторые теоретические аспекты проблемы развития познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями и игровая деятельность как эффективное средство в развитии психических процессов. Дается описание практической работы учителей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, применяющих игры и упражнения в учебно-воспитательном процессе с детьми с особыми образовательными потребностями. Приведены примеры игр и упражнений в развитии психических процессов детей с ООП и сформулированы рекомендации для их результативного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GAME ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN WITH SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS

The article discusses some theoretical aspects of the development of cognitive activity of children with special educational needs and play activity as an effective tool in the development of mental processes. A description is given of the practical work of teachers of a special (correctional) comprehensive school who use games and exercises in the educational process with children with special educational needs. Examples of games and exercises in the development of mental processes of children with OOP are given and recommendations are formulated for their effective use.

Текст научной работы на тему «Игровая деятельность в развитии познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями»

Now complete the gaps in the above sentences with the correct words from below. comparatively conclusively definitely fiendishly generally probably respectively systematically ultimately unusually.

Литература:

1. Азимов Э.Г. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. - СПб: Златоуст, 2011.

2. Берман И.М. Очерки методики обучения чтению на иностранном языке. - Киев, 2005, - 345 с.

3. Бим И.Л. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ / Л.М. Бим. М., 1999.

4. Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В. Использование сайтов социальных сетей в контексте высшего образования: различия в результатах обучения между MOODLE и FACEBOOK. Современные проблемы науки и образования. 2018. №1. С. 19.

5. Нурутдинова А.Р., Дмитриева Е.В. Предлагаемый учебный план совместных языков: фактическое межкультурное образование, предоставляемое университетами. Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-4. С. 129-139.

6. Скугарова Ю.В. Новая жизнь художественного текста в преподавании иностранных языков / Вестник МГУ Сер.19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2002. No3. с. 54-60.

7. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. - М., 2007.

8. Хуторский А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. - 2003. - No2. - С. 58- 64.

9. Aida R. Nurutdinova, Zuhra R. Zakieva, Liliya R. Ismagilova, Liliya R. Nurova, Elena A. Nelyubina, Elmira Sh. Salimzyanova, Alfia I. Konova. Skill conversion: the life-long foreign-language education in the system of continuing professional education. Modern journal of language teaching methods (MJLTM), Volume 8, Issue 11, November 2018. Pp. 565-578. http://mjltm.org/article-1-331-en.pdf

10. Riemer M.J. English and communication skills for the global engineer. Global Journal of Engineering Education, 6, 2007.

Педагогика

УДК:372.4

кандидат педагогических наук, доцент Павлова Екатерина Павловна

Педагогический институт Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» (г. Якутск); заместитель директора по учебно-методической работе Максимова Анна Павловна Муниципального общеобразовательного казённого учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №34» городского округа «город Якутск» (г. Якутск)

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые теоретические аспекты проблемы развития познавательной активности детей с особыми образовательными потребностями и игровая деятельность как эффективное средство в развитии психических процессов. Дается описание практической работы учителей специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, применяющих игры и упражнения в учебно-воспитательном процессе с детьми с особыми образовательными потребностями. Приведены примеры игр и упражнений в развитии психических процессов детей с ООП и сформулированы рекомендации для их результативного использования.

Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, познавательная активность, игра, игровая деятельность, коррекционно-развивающее обучение, младший школьник, упражнения.

Annоtation. The article discusses some theoretical aspects of the development of cognitive activity of children with special educational needs and play activity as an effective tool in the development of mental processes. A description is given of the practical work of teachers of a special (correctional) comprehensive school who use games and exercises in the educational process with children with special educational needs. Examples of games and exercises in the development of mental processes of children with OOP are given and recommendations are formulated for their effective use.

Keywords: children with special educational needs, cognitive activity, game, game activity, correctional and educational training, children of primary school, exercises.

Введение. В современном обществе происходят позитивные перемены начального переосмысления отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и к детям с особыми образовательными потребностями. По статистическим данным за последние годы количество детей с особыми образовательными потребностями в России возросло. В современную государственную систему образования нашей страны внедряются новые подходы и методы работы с такими детьми. Согласно федеральным государственным образовательным стандартам различных уровней образования, в обучении и воспитании таких детей предоставляются широкие возможности для их развития и реализации потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Одной из приоритетных задач образования является способствование успешной социализации и всестороннему развитию таких детей с учетом их способностей и талантов. В соответствии с Конвенцией о правах ребенка каждый ребенок имеет право на получение образования. Образование, рассматривая человека как основную ценность, направлено на всестороннее развитие личности. При таком подходе наиболее значимой является одна из основных задач образования - это обеспечение максимально благоприятных условий для его саморазвития и адаптации [1, С. 5]. Для эффективной самореализации в жизни общества, в различных видах профессиональной и социальной деятельности является получение образования. В этой связи, стоит отметить, что в трудах психологов и педагогов особое внимание отводится к проблемам обучающихся, имеющими стойкие трудности в обучении. Известно, что отношение учащихся к учебной деятельности имеет прямую связь, следственную зависимость с успешностью обучения. Слабо развитый познавательный интерес, и низкий

уровень познавательной активности на уроках является общей характеристикой учебной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями. Результаты такого диагностирования приводят к выводу о недостаточной сформированности мыслительных операций, таких как, анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. Одним из решений данной проблемы является усиление работы педагогов в направлении развития познавательной активности учащихся коррекционных школ.

Изложение основного материала статьи. В коррекционно-развивающем обучении важнейшую роль имеет развитие мотивационной сферы ребенка с ООП к учению, которая во многом зависит от познавательной активности школьников. В трудах Запорожца Л.В., Подьякова Н.И., Новоселовой С.Л., Фонарёва А.М. и др. отмечается, важность учета познавательной активности ребенка в ходе учебно-воспитательного процесса. Для младших школьников с особыми образовательными потребностями развитие познавательной активности ставится во главе образовательного процесса, ввиду ее низкого уровня сформированности, так как все познавательные процессы, возможно, формируются медленно, слабо или с опозданием. В это связи роль педагога, педагогического воздействия приобретает огромное значение, так у таких детей не развиваются такие качества как: самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций [2].

Различные аспекты проблемы развития познавательной активности детей младшего школьного возраста были раскрыты в трудах ведущих педагогов Бабанского Ю.К., Зверевой И.Д., Лернера И.Я., Щукиной Г.И., Усовой А.П., Сокулиной И.П., Леонтьева А.К., Выготского Л.С., Рубинштейна С.Л., Давыдова В.В., Богоявленской Д.Н. и др. Красновский Э.А. познавательную активность определяет как: «проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения» [3, С. 57].

Формирование познавательной активности в младшем школьном возрасте имеет положительное влияние на общее развитие личности. Развитие мотивации к учению у детей с ООП непростой процесс, одной из причин видится в отсутствии смены ведущей деятельности с игровой на учебную, отмечает Белопольская Л.Н. Вместе с тем, педагогический опыт работы в коррекционно-развивающих учреждениях показывает, что такие дети с охотой и живым интересом могут выполнять задания в игровой форме. Следовательно, у детей с ООП игровой мотив проявлен ярче, чем учебный. Таким образом, в учебно-воспитательном процессе в коррекционно-развивающем образовательном учреждении более эффективный результат имеет игровая деятельность, в которую педагог или учитель вовлекает таких детей и является непосредственно важным элементом развития их познавательной активности.

Игровая деятельность была предметом исследования следующих ученых, психологов и педагогов: Выготский Л.С., Леонтьев А.А., Эльконин Д.Б., Соболева А.Н., Виноградова В.С., Лисина М.И., Белопольская Н.Л., Марковская И.Ф. и др. Анализ их трудов позволяет нам сделать вывод, что игровая деятельность детей младшего школьного возраста с особыми образовательными потребностями соотносится к более раннему возрасту нормально развивающихся детей и имеет определенные особенности развития. Актуальность изучения проблемы игровой деятельности детей с ООП бесспорна и в настоящее время.

Известно, что игра по сути своей многофункциональна в образовательном и воспитательном плане. Человек играет в игры всю жизнь, с рождения до глубокой старости. С точки зрения, использования игр в образовательном процессе и их влияния на развитие учащихся с интеллектуальной недостаточностью требует более точного определения [5, С. 4]. В этой связи, следует наиболее точное определение тех сторон психического развития и формирования личности ребенка, преимущественно развивающиеся в игре. Также, как и любой вид деятельности, игровую по форме осуществления подразделяют на индивидуальные, парные, групповые и общеклассные. Игры могут результативно соответствовать образовательным задачам урока, например, при изучении нового материала, при формировании умений и навыков, при обобщении пройденного учебного материала, при повторении и контроле знаний учащихся. Наряду с этим, игры можно классифицировать по типам, например, познавательные, ролевые, деловые, комплексные, квесты и др. Каждый тип игры в зависимости от образовательной задачи и места урока в системе знаний, занимает определенное количество времени в ходе урока или во внеурочной учебной работе. Например, уроки упражнения занимают обычно 10-15 минут и выполняют задачу совершенствования познавательных способностей обучающихся, хорошо развивают познавательный интерес, способствуют осмыслению и закреплению учебного материала и их можно применять в новых ситуациях. К ним можно отнести различные загадки, кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что игровая деятельность младших школьников с ООП имеет особую роль для повышения познавательной активности детей. Тематика игр, их содержание познавательной информации, сам процесс игры: достижение цели, самостоятельное нахождение средств, умения договариваться с партнёрами по игре, можно причислить неоценимому развивающему потенциалу игр и их влиянию на развитие психических процессов личности.

В работе с детьми с особыми образовательными потребностями в начальных классах для развития познавательной активности нами применяются некоторые игры и упражнения, которые также способствуют наиболее эффективному развитию психических процессов. Например, для развития внимания используем следующие игры и упражнения. Упражнение 1. Учитель вслух читает небольшое предложение. При чтении учитель негромко простукивает карандашом или ручкой по столу. Задача учащихся запомнить текст и сосчитать количество ударов. Упражнение 2. Без ошибок перепиши следующие строчки: филлитадерра, груммопд, асембладовунт, / лайоносандера, мазовратонилотозакон, / мусерлонгринавуптимонатолиг. Для развития памяти и внимания младших школьников с ООП нами применяются следующие игры и упражнения. Упражнение 1. Учитель: Ребята, внимательно слушаем рассказ и рисуем рисунок, точно передающий его содержание. В ходе выполнения данного упражнения у детей развивается слуховая память и внимание. Учитель читает детям небольшой текст из 5-6 простых предложений, с четким указанием мелких описывающих предметы деталей. Упражнение 2. Учитель: Ребята, следует расставить точки в пустом квадрате, точно так же, как на картинке. В ходе этого упражнения у детей развивается зрительная память и внимание. Ход игры: учитель учащемуся показываем картинку в течение 2-3 секунд с нарисованной точкой на квадрате. После этого, учитель картинку закрывает листом бумаги, а ученик должен выполнить данное ему задание.

Для развития мышления нами применяются упражнения и игры. Упражнение 1. Ребенку дается недоконченный симметричный рисунок, который он должен продолжить и дорисовать. Если ребенку сложно на начальном этапе, можно использовать зеркало. Затем упражнение можно усложнить, ввести абстрактный узор и цветные изображения. Упражнение 2. Младшему школьнику следует найти общее слово, которое объединяет данные ему слова. Как ты думаешь, следующие слова каким общим другим словом можно назвать? 1) Вера, Анна, Екатерина, Виктория; 2) А, Б, С, В, Н; 3) стул, кровать, кресло, стол; 4) вторник, суббота, среда, пятница; 5) август, май, июнь, декабрь.

Коррекционно-развивающие задания и упражнения по чтению. Упражнение 1. Учащемуся дается ряд слов без пробелов между ними, ему следует отделить слова друг от друга. А) Учитель: Отгороди слова вертикальной линией друг от друга, например, лес/озеро: унтыоленимохсевер. Б) Учитель: Отгороди слова и предложения вертикальной линией друг от друга:

Былазимаморозщипалщекипотомсталотепловыпаломногоснегаадетислепилиснеговика. Для развития звуко-буквенного анализа нами применяются такие упражнения, как «Игра в слова» а) Учитель: Пожалуйста, назови слова, чем больше, тем лучше, обозначающих мебель, игрушки, деревья, фрукты, цветы, овощи и т.д. Упражнение для развития словарного запаса. Упражнение 3. Пирамиды: числовые и буквенные. Обучающемуся дается текстовое задание, чтобы определить его размер оперативного поля зрения, а также можно эти упражнения использовать для тренировки. Например,

10 23

96 72

54 34

68 86 71 43

ЛЕ_ТО

МО_РЕ

ВО_ДА

ОК_НО

ЛИ СА

Коррекционно-развивающие задания и упражнения по русскому языку. Упражнение 1. Классификация предметов по картинкам. Учитель показывает младшим школьникам картинки и дает задание разделить их на две группы, при этом не говорит на какие именно. Упражнение 2. Игра «Найди «лишний» предмет». Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя». Все задания даются детям по степени возрастания их сложности.

При организации занятий с детьми с особыми образовательными потребностями следует соблюдать стимулирующие правила. Так, приведем некоторые рекомендации: в проведении занятий важно, чтобы они у ребенка вызывали только положительные эмоции и хорошее настроение; ограничение времени занятий, не более 30 минут; работа ребенка должна быть оценена, в конце каждого занятия и достигнутые результаты должны быть наглядно отражены; достижения должны быть доступны для ребенка; время для чтения ребенка должно быть тщательно выбрано, чтобы не ущемлять другие его интересы; занятия чтением должны носить систематический характер; систематичность и регулярность должно войти в привычку; в выборе книг для ребенка учитывайте его желание и увлечение; слово и понятие «надо» следует говорить ребенку регулярно; следует опираться на стремление ребенка к признанию; поддержка, одобрение и похвала необходимы ребенку, особенно если он неуверенный и тревожный.

Выводы. В целом, социальные нормы ребенком постигаются в первую очередь в семье, в социуме активного общения, далее в системе образования, через которые происходит транслирование. Личность формируется в процессе интериоризации социальных ценностей и установок. Ярко выраженными особенностями личности имеющим отклонения в развитии могут быть: низкий уровень самооценки и самоуважения или, наоборот, неадекватная завышенная самооценка, которые влекут сложную адаптацию к жизни и реализацию их возможностей. Такие люди больше, чем обычные, зависят от эмоциональных отношений социальной среды [4, С. 4]. На основе анализа результатов проведенной по повышению познавательной активности младших школьников с особыми образовательными потребностями считаем, необходимым предложить следующие методические рекомендации: систематически изучать на практике проблемы развития познавательной активности детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта, регулярно заниматься самообразованием, на основе изучения и анализа современной специальной литературы, осваивать новые, передовые образовательные технологии работы с такими детьми. Так как, познавательная активность - сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов.

Литература:

1. Абрамова Н.А., Павлова Е.П. Вопросы подготовки студентов профиля «Начальное образование» к работе с детьми с ограниченными возможностям здоровья. // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск, 2017, № 3 (64). - С. 5-8.

2. Зубкова Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классах: автореф. дис. ... кан. пед.наук. - Екатеринбург, 1993. - 24 с.

3. Лекомцева Е.Н., Пикин А.С. Формирование познавательной активности младших школьников. // Ярославский педагогический вестник, Ярославль, 2017. - С. 57-60

4. Основы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями: учеб. пособие / под ред.Н.А. Абрамовой. - Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - 94 с.

5. Улыбкина О.В. Особенности взаимопонимания с задержкой психического развития в зависимости от стиля педагогического общения: дис. ... кан. пед.наук. - Нижний Новгород, 2004. - 233 с. Available at: L: http://www.dslib.net/i/b/2619/124126.png

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.