ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021
УДК 372.853
Келбиханов Р.К.
канд. физ.-мат. наук, доцент ГАОУ ВО «ДГУНХ» г. Махачкала;
Джалалов Р.К. канд. физ.-мат. наук, доцент ГАОУ ВО «ДГУНХ» г. Махачкала;
Кулибеков Н.А. канд. физ.-мат. наук, доцент ГАОУ ВО «ДГУНХ» г. Махачкала;
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МАГНЕТИЗМА
Аннотация
Формирование прочных знаний по физике возможно при пространственном развитии способностей обучающихся. В статье предлагается решение задач магнетизма сопровождать реальным экспериментом и рисунком, способствующим созданию верного пространственного представления. При таком решении задачи закрепляются моделированное соответствие между направлениями исходных пространственных параметров, связанных с магнитным полем, позволяющие определять видоизменение ориентации в пространстве с трехмерной действительности на плоскость и наоборот.
Ключевые слова:
пространственное представление, пространственное движение, магнетизм, закона Ампера, проводник с током
Kelbikhanov Ruslan Kelbikhanovich Dzhalalov Rafael Kazikhanovich Kulibekov Nurulla Asadullaevich
DEVELOPMENT OF SPATIAL CONCEPTS IN THE STUDY OF MAGNETISM
Abstract
The formation of a solid knowledge of physics is possible with the spatial development of students ' abilities. The article suggests that the solution of the problems of magnetism should be accompanied by a real experiment and a drawing that contributes to the creation of a correct spatial representation. In this solution of the problem, a simulated correspondence between the directions of the initial spatial parameters associated with the magnetic field is fixed, which allows us to determine the modification of orientation in space from a three-dimensional reality to a plane and vice versa.
Keywords:
spatial representation, spatial motion, magnetism, Ampere's law, conductor with current
Пространственное мышление - это специфический вид мыслительной деятельности, которая имеет место в решении задач [1,2], требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве [3].
В данной работе мы хотим остановиться на некоторых моментах, которые вызывают затруднения обучающихся в восприятии пространственных движений и местоположений некоторых параметров. Так, например, при решении задач на «Закон Ампера» желательно:
• использовать подковообразный магнит и проволоку закреплённую на штативах, по которому течет ток (направление тока в проводнике можем менять);
• сделать соответствующие рисунки, с указанием направления тока в проводнике и магнитного поля, а также направления силы Ампера при изменении направления тока и местоположения полюсов магнита;
ISSN 2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2021
Например, предложив обучающимся мысленно изменить направление электрического тока, они должны предвидеть изменение направления вектора силы Ампера на противоположное, что можно подтвердить экспериментом.
Закон Ампера, а точнее следствия, вытекающие из него, можно увидеть: в бытовой сфере (бытовая электротехника), на транспорте, в устройствах автоматики и т. д.
С проявлением закона Ампера мы встречаемся каждый день - автоматическая раздвижная дверь, поднятие на лифте, поездка в троллейбусе, трамвае, запуск двигателя автомобиля.
Поэтому подробное изучение в курсе магнетизма закона Ампера в достаточной мере способствует усвоению таких тем, как сила Лоренца и электромагнитная индукция (правило Ленца).
Таким образом, подробное изучение курса магнетизма, а изначально закона Ампера способствуют развитию пространственных представлений, что наилучшим образом возможно в условиях комплектно оборудованного кабинета физики, позволяющего преподавателю с наименьшей затратой времени и усилий использовать любые средства обучения в комплексе во время занятий [4-6]. Список использованной литературы:
1. Келбиханов Р.К., Джалалов Р.К., Кулибеков Н.А. Активизация познавательного процесса на уроках физики с помощью ситуационных задач. Новая наука: Теоретический и практический взгляд. 2016. №112. С. 60-63.
2. Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К., Паштаев Б.Д. Пути повышения эффективности профессионально направленной математической подготовки студентов бакалавриата и магистратуры по направлению "Педагогическое Образование". Успехи современной науки. 2016. Т.2. №12. С. 116-119.
3. Брушлинская А.В. Психология мышления и кибернетика/ А.В. Брушлинская - М.: Просвещение, 1970. - 230с.
4. Кулибеков Н.А., Джалалов Р.К., Келбиханов Р.К. Компьютерная поддержка дисциплин математического цикла в профессиональной подготовке студентов-гуманитариев. В сборнике: Новые технологии в образовании. Сборник статей III Международной научно-практической конференции. Общество с ограниченной ответственностью "Научно-инновационный центр". 2015. С.55-58.
5. Джалалов Р.К., Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К. О формировании исследовательских навыков у студентов-физиков с помощью информационных технологий. Новая наука: От идеи к результату. 2016. №11-3. С. 27-30.
6. Кулибеков Н.А., Келбиханов Р.К., Джалалов Р.К. Интерактивные методы обучения: развитие и совершенствование. В сборнике: Современные условия взаимодействия науки и техники. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. 2017. С.82-85.
© Келбиханов Р.К., Джалалов Р.К., Кулибеков Н.А., 2021
УДК 37.032
Недопекин С.А.
ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ Смеянов С.Н. канд. пед. наук, ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ Пикалов В.В. канд. пед. наук, ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, РФ
ПРИВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННЫМ СПЕЦИАЛИСТАМ
Аннотация
Статья раскрывает важность привития информационной культуры военным специалистам.