Научная статья на тему 'Развитие пространства педагогических исследований в вузе'

Развитие пространства педагогических исследований в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яркова Татьяна Анатольевна

Дана характеристика понятия «пространство педагогических исследований», рассматриваются этапы развития пространства педагогических исследований в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И. Менделеева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие пространства педагогических исследований в вузе»

Т.А.ЯРКОВА

(Тобольск)

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ВУЗЕ

Дана характеристика понятия «пространство педагогических исследований», рассматриваются этапы развития пространства педагогических исследований в Тобольском государственном педагогическом институте им. Д.И. Менделеева.

В настоящее время обострился интерес к науке, которая рассматривается как один из важнейших механизмов развития общества. Усиливается прагматическая направленность научных исследований на быструю и эффективную отдачу. Реализация этого требования возможна только в том случае, если исследователи не разрознены в своих научных поисках, их деятельность носит скоординированный и интегрированный характер.

Все это приводит к необходимости построения единого научного пространства. В Европе уже в течение нескольких лет осуществляется грандиозный по замыслу проект - создание Европейского научного пространства. До 2010 г. предполагается объединить под контролем ЕС 80% европейских исследований и разработок. Одним из инструментов реализации проекта является создание карты европейского научно-инновационного пространства. К сожалению, российская научная политика пока недостаточно оперативно реагирует на происходящие глобализационные процессы, что вызывает тревогу о судьбе российской науки и ее месте в мировом пространстве. В связи с этим отечественные ученые-науковеды (Э.М. Мирс-кий и др.) призывают, не дожидаясь нормативно-законодательных, управленческих решений, искать возможности локального применения нового инструментария в организации исследовательской деятельности.

Пространство можно сегодня определить как метакатегорию, которая используется для обозначения разноплановых явлений. Терминологический словарь педагогической науки пополнили такие определения пространства, как образовательное (В.И. Гинецинский, Г.Н. Сериков), пространство жизни (Д.И. Фельдштейн), развивающее (В.М. Степанов), духовное (В.И. Толстых), информационное (В.И. Богословский), пространство воспи-

тания (И.А. Колесникова), социокультурное воспитательное (Н.М. Борытко), научное (Я.Д. Лебедев), исследовательское пространство современной педагогики (Н.И. Загузов, С.А. Писарева, А.П. Тряпи-цына) и др.

Категория «научное пространство» требует еще своего научного обоснования, хотя уже имеются работы по разработке и изучению данного феномена (Е.Н. Князева, Ф.В. Лазарев, М.К. Мамардашвили, Л.В. Рыжко, Р. Гусмао и др.). С позиций М.К. Мамардашвили, исследование науки как реального культурного феномена есть изучение ее пространства, т. е. реального сосуществования ее компонентов, их взаимодействия и функционирования.

Особенностью научного пространства социогуманитарных дисциплин, к которым относится и педагогика, является то, что на них оказывается большое идеологическое, или ценностное социальное влияние, обусловленное, прежде всего, характером государственной политики.

Проблема определения сущности педагогических исследований достаточно широко освещена в педагогической науке (Н.В. Бор-довская, В.И. Загвязинский, В.В. Краев-ский, М.Н. Скаткин, В.М. Полонский и др.). Общепринятой является позиция, что педагогическое исследование - это получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях. В то же время неоднозначно рассматриваются собственно формулировка понятия, функции, принципы, типы исследований. Сложность феномена не дает возможности авторам даже в рамках одного исследования определить его однозначно: это и процесс получения новых педагогических знаний; результат исследовательской деятельности; вид научной деятельности; способ получения новых знаний; форма познания и организации исследования и др.

Определяя содержательную характеристику пространства педагогических исследований (они преобладают в педагогическом вузе), мы исходим из понимания сущности научного пространства и педагогического исследования.

Пространство педагогических исследований - это совокупность когнитивного и социально-институционального полей как особого типа осуществления педагогического

© Яркова Т.А., 2008

познания. В рамках вуза когнитивное поле -это поле педагогических проблем, которые могут быть подвергнуты научному исследованию. С одной стороны, это проблемы, связанные с инновационным развитием вуза, с другой - социально детерминированные проблемы, т. е. социальный заказ вузу. Социально-институциональное поле, на наш взгляд, представлено субъектным полем (преподаватели-исследователи; подразделения вуза, осуществляющие исследования; научно-педагогические школы) и нормативно-правовым полем (федеральные и локальные акты, регулирующие научно-исследовательскую деятельность).

Пространство педагогических исследований, как и другие пространства, обладает такими характеристиками, как плотность, связность, протяженность, целостность, непрерывность, адаптивность, динамичность, устойчивость и др. Под плотностью понимается насыщенность данного пространства компонентами. Такой критерий, как связность, предполагает наличие вертикальных и горизонтальных связей между его объектами; протяженность характеризует пространственные и временные размеры. Устойчивость и динамизм обозначают две стороны развития пространства - стабильность и готовность к позитивным изменениям. Адаптивность предполагает оперативное реагирование на меняющуюся объективную реальность. Сплошность означает заполненность всех точек пространства компонентами поля.

Историко-логический анализ становления и развития Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева позволяет выделить этапы развития научного пространства вуза и соответствующие им основные направления педагогических исследований.

Тобольский учительский (1939 г.), а затем педагогический (1954 г.) институт с момента своего основания достаточно интенсивно занимался разработкой педагогических проблем, актуальных для своего времени. Уже в первом уставе института определяются цели и задачи, связанные с организацией научно-исследовательской деятельности: проведение научно-исследовательской работы, способствующей решению важнейших задач современности; популяризация научных и технических знаний и новейших достижений науки и техники; повышение квалификации преподавателей и подготовка научно-педагогических кадров [3].

На первом этапе (1930 - 1960-е гг.) закладываются основы научной деятельности в вузе, определяются контуры пространства педагогических исследований. Этот период был достаточно сложным для развития вуза и организации научных исследований, т. к. была слабо развита материальная база, не хватало квалифицированных кадров. Большое влияние на развитие вуза, его научной деятельности в военные годы оказали преподаватели Омского пединститута и эвакуированного из блокадного Ленинграда института народов Севера, который был реорганизован в северное отделение объединенного вуза. Активную научную деятельность вели такие ученые, как В.В. Виноградов, Н.М. Ковязин, А.Х. Борх и др. В Тобольске ими разрабатывались важные направления в различных областях науки (лингвистика, география и др.), собирался материал для монографий, публиковались научные статьи. Несмотря на довольно краткий срок пребывания в г. Тобольске (около двух лет), они смогли заложить основу для организации научной деятельности в институте в последующие годы.

Одним из продуктивных направлений научных исследований с первых лет существования института является разработка региональных проблем в различных областях знаний: филология, обществознание, история, биология и др.(например, изучение фонетических особенностей говоров Тобольской губернии, языка сибирских татар; пребывание в Тобольске политзаключенных, эсеро-меньшевистское восстание на Севере в 1921 - 1922 гг. и др.). Но в основном преподаватели занимаются созданием учебников, учебно-методических пособий, имеющих в том числе и региональную направленность (составление фразеологического словаря татарского языка, учебника «Очерк грамматики хантыйского языка» на среднеобском и казымском диалектах, русско-хантыйского словаря и др.).

В этот же период закладываются основы совместной научной деятельности вуза с органами народного образования, преподавателями вуза проводятся семинары для учителей по организации исследовательской деятельности в школе; учителя привлекаются к обсуждению современных проблем образования на научных конференциях, заседаниях кафедр института; разрабатываются и издаются учебные пособия. Так, кафедра литературы и русского языка оказала помощь учителю А.И. Кобызеву в издании

учебного пособия «Индивидуальные задания по русскому языку для учащихся», которое получило положительную оценку Академии педагогических наук РСФСР.

Научное пространство вуза немыслимо без студенческой науки. Студенческая наука в Тобольском пединституте развивалась также активно: с первых же лет деятельности вуза проводились ежегодные студенческие конференции, при каждой кафедре работали научные кружки, научные общества, некоторое время действовало конструкторское бюро.

Таким образом, на первом этапе происходит зарождение научного пространства вуза, содержание которого определяла направленность на педагогические исследования. Но исследования носили зачастую разрозненный характер, не все преподаватели еще осознали важность и необходимость включения в исследовательскую деятельность.

Второй этап (1960 - 1990-е гг.) можно определить как этап становления научного пространства. В этот период пространство структурируется: устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи, создаются структуры, определяющие стратегические и тактические направления научной деятельности (вводится должность проректора по научной работе, создается научно-исследовательский сектор, открываются научные лаборатории, аспирантура, разрабатываются нормативные документы по организации научно-исследовательской деятельности вуза).

В эти годы осуществляются действия по обеспечению сплошности научного пространства, когда все компоненты пространства включены в научно-исследовательскую деятельность. Необходимо отметить, что вуз сохранил региональную направленность научных исследований, в основном соответствующую профилю института: народное образование Тюменского края в XVI11 - XX вв. (профессор Ю.П. Прибыль-ский); инновационные процессы в системе общего и профессионального образования Тюменской области (профессор Н.Н. Сур-таева); региональные проблемы непрерывного экологического, валеологического и культурологического образования (профессор А.А. Макареня); исторические, этнологические и археологические исследования севера Тюменской области (доцент Е.П. Мартынова, доцент А.Ю. Конев); региональные аспекты информационно-образовательных

технологий и дистанционного обучения (доцент С.В. Слинкин); проблемы разработки регионального и местного компонентов содержания общего и педагогического образования (доцент Н.В. Промоторова).

В этот же период осуществляется попытка создания единого научного пространства вуза и определения его как центра единого научного пространства Сибири. Во второй половине 1980-х годов институт был назначен головным вузом в комплексном исследовании «Социально-экономические проблемы просвещения народов Крайнего Севера» (соисполнители - Комсомольский-на-Амуре, Камчатский и Магаданский педагогические институты). По комплексной теме работали семь проблемных групп, которые возглавили преподаватели института А.В. Головнев (кафедра истории), Н.А. Новгородова (кафедра литературы), Г.Л. Карасев (кафедра зоологии), Р.Ю. Ванчицкий (кафедра иностранных языков), М.М. Абызов (кафедра педагогики и психологии) и др.

Преподавателями всех кафедр активно велась разработка учебных, учебно-методических пособий и рекомендаций для учащихся и учителей Северного региона («Очерки истории литературы манси»;«Физика и техника в тундре» и др.). Результаты работы коллектива института были отражены в коллективной монографии и учебном пособии, в рамках комплексной темы были выполнены диссертационные исследования.

Как видно из тематики основных направлений научно-исследовательской работы, поле научных исследований продолжает сохранять педагогическую направленность: это, в основном, прикладные исследования, соответствующие профилю подготовки специалистов в вузе: образование, инновационные процессы в образовании, современные технологии обучения, проблемы общего и профессионального образования и др.

Научное пространство вуза все более расширяется, институт ведет активную политику по установлению научных связей с вузами страны, а также к концу второго этапа выходит и на международный уровень. В эти годы институт был связан с более чем 30 вузами и научными центрами страны, среди которых АПН СССР, СО АН СССР, СО АМН СССР, ведущие вузы Москвы, Ленинграда и других городов.

Третий этап (1990-е гг. - настоящее время) можно обозначить как оформление научного пространства, важнейшими характеристиками которого являются устойчи-

вость, динамизм и адаптивность. Устойчивость выражается в сохранении преемственности тематики научных исследований, ориентированной на решение, прежде всего, региональных проблем; динамизм - в стремлении вуза к развитию, которое выражается в расширении спектра специальностей, стремлении к изменению статуса вуза, что повышает уровень требований к организации научной деятельности. Адаптивность предполагает оперативное реагирование на меняющуюся объективную реальность, выделение приоритетов в организации исследовательской деятельности, которые определяются как государственной политикой в области образования, так и образовательными потребностями региона.

Рост числа дипломированных специалистов, в том числе и докторов наук, позволил институту заявить о себе как конкурентоспособном учебном заведении, готовом к решению разноплановых научных задач. В вузе сложились научно-педагогические школы, разрабатывающие актуальные и перспективные направления исследований: историко-педагогическая школа доктора исторических наук, профессора Ю.П. Прибыльского; культурологическая школа доктора химических и педагогических наук, профессора А.А. Макарени; технологические школы докторов педагогических наук, профессоров О.Б. Епишевой и

Н.Н. Суртаевой. Участие в грантовой деятельности, выполнение тематических планов-заказов министерства образования по научным исследованиям, проведение международных, всероссийских и региональных конференций, рост объема научных публикаций, победы в студенческих научных конкурсах, сотрудничество с международными и российскими научными сообществами свидетельствуют об определенном уровне сформированности научного пространства вуза. Накопленный опыт в организации региональных исследований позволяет в перспективе рассматривать вуз как центр единого регионального пространства научно-педагогических исследований, определенные действия по созданию которого вузом уже сейчас осуществляются.

В настоящее время институт развивается как территориальный культурно-образовательный научный центр, осуществляя сетевое взаимодействие с образовательными, научными и культурно-обра-

зовательными учреждениями города (Тобольский государственный архитектурный музей-заповедник, Биологическая станция РАН, Комитет по образованию, Государственный архив и др.).Координацию совместной деятельности осуществляет Ассоциация педагогических учебных заведений Тюменской области, созданная на базе вуза. Такое взаимодействие позволяет объединить материальные ресурсы, кадровый потенциал и обеспечить более эффективное решение территориальных (региональных) научных проблем.

Литература

1. Методологические вопросы науковедения / под ред. В.И. Оноприенко. Киев: УкрИНТЭИ, 2001.

2. Мирский, Э.М. Новые механизмы научной политики / Э.М. Мирский, Л.М. Бар-ботько, В.А. Войтов // Направление и организация научных исследований в России в переходный период: материалы конф. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ИИ РАН «Нестор-История», 2004. С.35 - 46.

3. Протоколы совета, заседаний комиссии по распределению стипендий и пр. (1939 -1940 уч.г.). ГУТО ГА г. Тобольска. Ф.Р. 896. Оп.1. Д.1.

Л.Е. СОЛЯНКИНА (Волгоград)

ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ

Рассмотрен процесс становления компетентностного подхода в образовательном пространстве России, проанализированы складывающиеся в современной научнопедагогической среде концепции подготовки компетентного специалиста, приведен опыт практической реализации идей компетентностного подхода в средней и высшей школе.

Для достижения нового качества высшего образования, ориентированного на реальные потребности рынка труда, сегодня ведется поиск новых моделей, направленных на подготовку компетентного специ-

© Солянкина Л.Е., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.