Научная статья на тему 'Развитие просоциальной направленности профессионального мышления будущих специалистов образования одна из задач социального воспитания студентов'

Развитие просоциальной направленности профессионального мышления будущих специалистов образования одна из задач социального воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIAL IDEATION / EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Седова Светлана Сергеевна

В статье рассмотрены основные психолого-педагогические теории личности, деятельности, мышления. Специфичность профессионального труда, по мнению авторов, проявляется в просоциальной направленности профессионального мышления специалиста образования, которая отражается в содержании его структурных компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future education specialists professional ideation pro-social orientation development is one of the tasks of higher education institution students social upbringing

Main psychological-pedagogic theories of personality, activity, ideation are examined in the article. In the authors' opinion, professional labour specificity acts as pro-social orientation to education specialist's professional ideation that reflects in its structural components content.

Текст научной работы на тему «Развитие просоциальной направленности профессионального мышления будущих специалистов образования одна из задач социального воспитания студентов»

3. Лекторский В.А. Умер ли человек? // «Че- 5. Сальникова Л. Детские игры эпохи пере-

ловек». - 2004. - N° 4. стройки. - М.: Знание, 1993.

4. Мальковская И. Глобализация как соци- 6. Эриксон Э. Идентичность: юность и кри-

альная трансформация. Тематические матрицы. зис. - М.: Прогресс, 1996.

Книга 1. - М.: Изд-во РУДН, 2002.

УДК 378

Седова Светлана Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент Шуйский государственный педагогический университет

[email protected]

РАЗВИТИЕ ПРОСОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБРАЗОВАНИЯ -ОДНА ИЗ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассмотрены основные психолого-педагогические теории личности, деятельности, мышления. Специфичность профессионального труда, по мнению авторов, проявляется в просоциальной направленности профессионального мышления специалиста образования, которая отражается в содержании его структурных компонентов.

Ключевые слова: социальное развитие, социальное мышление, образование.

Развитие человека на протяжении индивидуального жизненного пути во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей в виде социального генетического опыта, а также саморазвитие и самореализация в том обществе, к которому он принадлежит - всё это включено в понятие «социальное становление личности». Взаимодействуя с окружающим миром, человек познаёт его, одновременно действуя в нём, взаимодействуя с другими индивидами, группами, организациями и др. «Овладевает» социальной реальностью человек на протяжении всей жизни.

Социальное развитие человека характеризуется его профессиональным становлением в обществе. Учёные делают акцент на социально-психологическую адаптацию, профессиональную подготовку, статус, готовность к профессиональной деятельности, правильное соотнесение индивидуальных способностей и требований профессии.

К.А. Абульханова-Славская считает, что индивидуальное сознание имеет «две стороны: констатирующую (сюда относятся и «навыки» общественной жизни, и информация, и идеологические позиции, которые в совокупности можно назвать социальными знаниями) и творческую (когда личность размышляет, анализирует, обобщает)» [1, с. 194]. Для обозначения второй стороны индивидуального сознания она использует

понятие «социальное мышление». Личность как субъект жизни имеет способность к такому мышлению и потребность в нём.

Социальное мышление - это мышление человека о социальной действительности, которая является объектом мышления. Посредством социального мышления человек вырабатывает систему взглядов на действительность, в том числе образовательную, осуществляет определенную тео-ретизацию способа жизни в своей концепции профессиональной жизни и в своем внутреннем мире.

Сегодня выражен общественный запрос не только на общую интеллектуальную творческую активность личности, но именно на ее социальное мышление. От индивида потребовалась способность самому оценивать происходящее, у него спрашивают его мнение и др. Это и является запросом, стимулирующим социальное мышление личности [1, с. 213].

В современных условиях реально защищенным в социальном отношении может быть лишь высоко профессионально подготовленный человек, человек, мыслящий профессионально, компетентно, способный вносить в свою работу что-то новое, полезное. А это дает толчок к дальнейшему совершенствованию.

В работах психологов, педагогов и социологов (Н.В. Бордовская, Л.А. Воловик, Б.З. Вульфов, В.Т. Лисовский, Л.И. Новикова, А.А. Реан, М.И. Рожков и др.) отмечается, что современная

190

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Седова С.С., 2012

система высшего профессионального образования имеет большие возможности для социального воспитания студентов. При этом высшая школа сочетает задачи подготовки высококвалифицированных специалистов и формирования у них социально значимых качеств личности.

Специфика профессионального труда специалиста образования определяет просоциальную направленность его профессионального мышления, которая проявляется в направленности на конкретного человека, группу, социальную и педагогическую среду. Для специалиста образования профессионально важно умение видеть педагогические аспекты в общественной жизни и социальные последствия педагогической деятельности.

Чтобы развивать профессиональное мышление студентов как структурно-уровневое образование, необходимо воздействовать на все компоненты мыслительной деятельности, перестроить их в соответствии с искомыми результатами. Это станет возможным, если будут выявлены компоненты структуры профессионального мышления специалиста образования. В понимании структуры профессионального мышления мы опираемся на основные психолого-педагогичес-кие теории личности, деятельности, мышления:

1. Теорию единства сознания и деятельности (Б.Г Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), позволяющую оценивать мыслительную деятельность субъекта на основе анализа производимых им практических действий;

2. Культурно-историческую теорию мышления (Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Выготский), рассматривающую мышление как процесс, состоящий из отдельных мыслительных операций, являющихся структурными компонентами мыслительной деятельности.

3. Теорию детерминации психических явлений (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, К.А. Абульхано-ва-Славская), согласно которой, чтобы приблизиться к мышлению в его конкретной реальности, нужно рассматривать мышление в личностном плане, как конкретную познавательную деятельность человека.

4. Терию интериоризации (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин), согласно которой, внешние по своей форме процессы, с внешними же, вещественными предметами преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, плане сознания. В ходе этого перехода они подвергаются специфической трансформации:

обобщаются, вербализуются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию.

Основные положения личностно-деятельностной теории мышления (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.) позволяют рассматривать профессиональное мышление как системообразующую характеристику личности. Это означает, что профессиональное мышление может выступать в роли эквивалента целостной личности и охватывать все уровни личностной структуры.

Таким образом, структуру профессионального мышления специалиста образования мы рассматриваем как единство трёх компонентов: мотивационно-ценностного, интеллектуально-содержательного и организационно-деятельностного, наполнив их специфическими характеристиками и показателями.

Мотивационно-ценностный компонент отражает просоциальную направленность профессионального мышления специалиста образования и включает в себя: положительное отношение к профессии; устойчивая профессиональная направленность ума (своеобразное восприятие окружающего мира, стремление очеловечить его, постоянно обращать внимание на характер взаимоотношений людей и др.); открытость, жажда социальных контактов; просоциальные мотивы (выраженное и осознаваемое стремление делать людям добро); определённая система взглядов на социальную действительность, процессы, происходящие в ней и своё место в этом мире (свой жизненный путь); ценностное отношение к себе и другим; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; позитивный взгляд на мир; активность во взаимодействии с окружающей средой в процессе познания, деятельности, общения.

Развитие профессионального мышления как необходимое условие становления личности будущего специалиста образования привлекает внимание многих исследователей и давно представляет научный интерес. В настоящее время эта проблема получила научную предметность (А.А. Баталов, Л.П. Буева, Б.С. Гершунский,

З.И. Калмыкова, А.К. Маркова и др.). Без преувеличения можно сказать, что сегодня любой теоретик и практик педагогики высшей школы, так или иначе, касается этой проблемы.

Мы согласны с А.К. Марковой в том, что в профессиях, связанных с воздействием на другого человека, очень важно, чтобы приёмы профессионального мышления складывались не сти-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

191

хийно, путём проб и ошибок, цена которых здесь может быть очень велика, а специально отрабатывались в ходе профессионального обучения и целенаправленно совершенствовались самим специалистом в ходе накопления практического опыта и повышения квалификации. Однако, многие психолого-педагогические исследования подтверждают тот факт, что ряд мыслительных действий, специфичных для специалиста образования, не формируются в традиционном образовательном процессе высшей школы; стихийное же конструирование профессионального мышления будущего специалиста образования малоэффективно и может стать тормозом в его дальнейшем профессиональном становлении (Н.В. Кузьмина, Г.А. Засобина, А.П. Акимова, Е.К. Осипова, А.И. Позднякова и др.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Цель социального воспитания - формирование человека, готового к выполнению общественных функций труженика и гражданина.

2. Личность как субъект жизни имеет способность к социальному мышлению и потребность в нём.

3. Профессия специалиста образования предполагает достаточно высокий уровень развития социального мышления из-за специфики своего труда.

4. Специфичность профессионального труда проявляется в просоциальной направленности профессионального мышления специалиста образования.

5. Просоциальная направленность профессионального мышления специалиста образования отражается в содержании его структурных компонентов (мотивационно-ценностный, интеллектуально-содержательный и организационно-деятельностный).

6. Для эффективного социального становления специалиста образования педагога необходимо развитие его профессионального мышления как структурно-уровневого образования.

Библиографический список

1. А бульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 302 с.

2. Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

УДК 371.4

Хазова Светлана Абдурахмановна

кандидат психологических наук, доцент Костромской государственный университет им.Н.А. Некрасова

[email protected]

КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ В СОЦИАЛЬНОМ ПОВЕДЕНИИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ

В исследовании предпринята попытка анализа роли социального интеллекта и коммуникативных способностей в ситуациях межличностного взаимодействия в юношеском возрасте. Констатируется зависимость выбора стратегий совладающего поведения от социального интеллекта и выраженности коммуникативных склонностей. Анализируются особенности личности старших подростков с признаками компьютерной аддик-ции. Делается вывод о ресурсной роли коммуникативных качеств личности в социальном поведении.

Ключевые слова: социальный интеллект, лидерство, организаторские и коммуникативные склонности, социально-психологические трудности, ресурсы развития, совладающее поведение.

Проблема социального интеллекта привлекает в последние десятилетия все . большее внимание исследователей. Концепция социального интеллекта, так же как и концепция эмоционального интеллекта, в определенной мере, составляют альтернативу жесткому когнитивному подходу к пониманию интеллекта. Торндайк (1920), предложивший понятие социального интеллекта еще в 20-е годы ХХ века, определял социальный интеллект как общую способность понимать других и действовать или поступать мудро.

Дальнейшие попытки определения понятия, операционализации и измерения социального интеллекта приводят к мысли, что существует столько же пониманий данного феномена, сколько существует исследователей этой проблемы. В наиболее обобщенном виде определил социальный интеллект Векслер (1958) как приспособленность к человеческому бытию.

Многие авторы, расширяя и уточняя определение Торндайка, включают в структуру социального интеллекта способность уживаться с други-

192

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Хазова С.А., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.