DOI: 10.37930/1990-9780-2023-2(76)-63-69
А. В. Мурычев1
РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ: ОЦЕНКА БИЗНЕСА2
Рассматриваются развитие промышленности и предпринимательства в современной ситуации с точки зрения бизнеса. Несмотря на жёсткие санкции большинство компаний оценивают свою работу как успешную, отмечая эффективные программы поддержки бизнеса (работу Фонда развития промышленности и Российского экспортного центра). К основным проблемам, требующим решения, относятся: рост цен производителей и тарифов естественных монополий, трудности с привлечением финансирования, высокая долговая нагрузка, плохое качество залогового обеспечения, отсутствие гарантий и поручительства, барьеры во внешнеэкономической деятельности, нехватка кадров. Подчёркивается необходимость стимулирования частных инвестиций и укрепления сотрудничества бизнеса и власти. Даются предложения по донастройке законодательства, в частности налогового регулирования.
Ключевые слова: программы поддержки бизнеса, долговая нагрузка, устойчивость финансового рынка, развитие промышленности, донастройка законодательства.
УДК 330.352
Бизнес оценивает текущую ситуацию в целом лучше, чем могло быть. Однако есть достаточно серьёзные структурные проблемы. 2022 год стал непростым и для страны, и для предпринимательского сообщества. Уникальные по своей жёсткости санкции должны были привести к масштабному падению экономики России, чего не произошло. Темпы падения ВВП невелики - 2,1 %. Бизнес отмечает, что условия работы усложнились, а основные параметры делового климата ухудшились, при этом большинство компаний оценивают свою работу в прошлом году как успешную. Способствовали этому успеху эффективные программы поддержки бизнеса. Лидером по популярности остаётся Фонд развития промышленности, на втором месте - Российский экспортный центр, хотя в 2017 г. его услугами пользовались лишь 12 % компаний.
Российский Союз промышленников и предпринимателей (РСПП) отмечает повышение качества взаимодействия бизнеса и власти.
Многие системные и антикризисные меры были отработаны в период пандемии и оперативно перезапущены (при необходимости - с некоторой модификацией). Со-
1 Александр Васильевич Мурычев, вице-президент Российского Союза промышленников и предпринимателей (109240, РФ, Москва, Котельническая наб., д. 17), д-р экон. наук, канд. ист. наук, e-mail: [email protected]
2 Подготовлено по материалам доклада на VIII Санкт-Петербургском экономическом конгрессе (СПЭК-2023) «Промышленная политика в условиях вызовов глобальной трансформации: теория и практика перехода к новому этапу индустриального развития (НИО.2)» (31 марта 2023 года).
кратилось количество проверок, что крайне важно для бизнеса. В то же время в 2022 г. увеличилось количество нормативных правовых актов, не подпадающих под ОРВ. Главные причины успешного прохождения российской экономикой крайне непростого периода - рыночные принципы экономики, высокая адаптивность российского бизнеса и его готовность использовать любые новые вызовы как новые возможности.
Это не означает, что проблем нет. Бизнес волнует рост цен производителей, а также тарифов естественных монополий. Крайне актуальной остаётся проблема спроса - новые сегменты на внутреннем и внешних рынках пока не полностью компенсируют экспортные ограничения. Согласно высокоуровневым опросам, доля компаний, испытывающих сложности с доступом к кредитным ресурсам, составляет 13 %. По результатам более широких и специализированных исследований РСПП, ситуация с доступностью финансирования для российских компаний не так благостна. Постоянные трудности с привлечением финансирования испытывают около 50 % опрошенных (увеличение по сравнению с 2021 г. почти на 20 %). По их мнению, на отрицательное решение о предоставлении компаниям финансирования на рынке влияют чрезмерные требования к заёмщику (более 30 %), в 2021 г. треть опрошенных указывали также на высокую долговую нагрузку.
Исходя из практики компаний, на отрицательное решение о предоставлении финансирования непосредственно респондентам в основном влияют: высокая долговая нагрузка (80 %), плохое качество залогового обеспечения или его отсутствие (более 70 %), отсутствие гарантий и поручительств (трудности в их получении) (более 70 %).
Таким образом, можно констатировать практически полное исчерпание возможностей залогового и в целом обеспечительного финансирования. Поэтому РСПП традиционно продолжает уделять особое внимание выработке предложений и решений по обеспечению доступности финансовых ресурсов.
Отдельно отметим проблему барьеров в осуществлении внешнеэкономической деятельности, где не последнее место занимают сложности с трансграничными расчётами. Важную роль в преодолении соответствующих барьеров может сыграть решение вопросов развития оборота цифровых активов. Кроме задач в части налогообложения цифровых финансовых активов (ЦФА) и утилитарных цифровых прав важно обеспечить поддержку развития института посредников на рынке ЦФА; закрепить в Законе о ЦФА возможность «зачёта» (прекращения обязательств путём предоставления взамен ЦФА), а также дробления ЦФА; проработать внесение изменений в законодательство РФ с целью обеспечения возможности финансирования с использованием ЦФА в рамках цепочек кооперации групп компаний; проработать перспективы использования ЦФА в международных взаиморасчётах, включая ЦФА, привязанные к стоимости/корзине стабильных реальных активов (сырьевой стейблкоин), номинированными в российских рублях и в валюте дружественных стран.
Кроме того, бизнесу не хватает квалифицированных кадров. Необходимы обновление учебных программ с учётом требований бизнеса, актуализация содержания профессиональных стандартов и профессиональных квалификаций, расширение практики проведения на федеральном уровне внешней оценки качества подготовки обучающихся, адекватное регулирование формирующегося разнообразия форм занятости.
Один из лучших примеров взаимодействия бизнеса и власти в образовательной сфере - программа «Профессионалитет», которая нуждается в расширении и некоторой донастройке.
Отдельный вопрос - фискальная нагрузка. И хотя значимость этой проблемы несколько снизилась, выросла нагрузка на ряд отраслей (введение рентных платежей,
повышение НДПИ) и на системном уровне (через увеличение предельной базы для обложения страховыми взносами, перевод ограничения на перенос убытков в статус постоянной нормы и др.). Завершается подготовка законопроекта по введению сбора на непредвиденные доходы.
Несмотря на повышение неопределённости и сужение возможностей для привлечения финансирования инвестиционная активность российских компаний возросла по сравнению с 2021 г. Чтобы закрепить достигнутые результаты, необходимо в первую очередь стимулировать частные инвестиции:
• донастроить инструменты и механизмы поддержки, включая соглашения о защите и поощрении инвестиций, инвестиционный налоговый вычет и др. Минэкономразвития России активно работает в данном направлении с участием РСПП;
• разработать и запустить программу господдержки инвестиций в инфраструктуру, предусматривающую субсидирование процентных ставок.
В целом высокий мультипликативный эффект инфраструктурных проектов делает крайне важной поддержку частных инвестиций в данную сферу, включая расширение базы инвесторов и инструменты, используемые для финансирования развития автодорожной инфраструктуры.
Устойчивое развитие остаётся приоритетом для компаний - членов РСПП. Компании учитывают в своей деятельности цели устойчивого развития, поддерживают регионы присутствия, активно участвуют в работе по сокращению выбросов парниковых газов. Отметим важность корректировки законодательства по регулированию обращения с побочными продуктами производства, изменения регулирования порядка выдачи комплексных экологических разрешений, обеспечения мониторинга реализации федерального проекта «Чистый воздух». В целом идёт выстраивание баланса интересов государства и бизнеса в экологической сфере.
Создание новых сбытовых цепочек, особенно на внешних рынках, требует времени, хотя некоторые компании смогли расширить географию поставок и нарастить её объемы. Компании добились успеха в импортозамещении и выстраивании новых цепочек добавленной стоимости.
Решение этих задач требует более активного использования возможностей ЕАЭС, включая повышение статуса Делового совета ЕАЭС, использование его возможностей как инициатора проектов в рамках ЕАЭС и как одного из экспертов. Стоит активизировать работу по созданию новых институтов, включая Евразийское рейтинговое агентство и Евразийский торговый дом, а также продвижению собственных интеграционных мегаинициатив, таких как развитие Большого Евразийского партнёрства.
Основные факторы развития промышленности и предпринимательства - доступность ликвидности и финансовой инфраструктуры; стабильность условий ведения бизнеса. В этом плане необходимо решение комплекса задач. В частности: разработка механизма предоставления целевых субсидий из федерального бюджета российским организациям за счёт использования механизма покупки Банком России государственных бумаг Минфина России с целью финансирования приоритетных, имеющих стратегическое значение для страны инвестиционных проектов и программ; обеспечения экономики достаточной денежной ликвидностью; формирования надёжного источника длинных денег; повышения устойчивости и глубины финансового рынка; увеличения его диверсификации. Для этого следует прежде всего принять решение о применении такого механизма и разработать (с активным участием бизнес-объединений) механизмы таксономии соответствующих проектов. В указанных стратегических документах речь идёт о необходимости разработки таксономии проектов, но не говорит-
ся о привлечении к этому бизнеса и фундаментальной науки. Требуется скорейшее принятие законодательства, закрепляющего невозможность отзыва гарантом государственной (муниципальной) гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств принципала по кредиту (займу, в том числе облигационному). Эта мера будет способствовать развитию внутренних источников ликвидности для экономического развития, что позволит сформировать инструменты эффективной целевой поддержки приоритетных проектов в объёмах, необходимых для обеспечения финансовыми ресурсами ключевых в текущих условиях производств, а также для развития российской экономики и промышленности.
Ранее в ответ на поддержку законопроекта № 206487-8 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», предусматривающего изменения в части невозможности отзыва гарантом государственной (муниципальной) гарантии, РСПП получено мнение Минфина России, который не поддержал инициативу, со ссылкой на перекладывание заёмщиками и кредиторами своих рисков на государство.
Отметим, что конструирование государственных программ поддержки инвестиционного кредитования таково, что гарантии не покрывают всю сумму кредита (обычно до 70 % от выдач по кредитной линии) и тем более не покрывают инвестиционные расходы инвестора (заёмщика) из собственных средств (обычно не менее 20 % от бюджета проекта). По нашему мнению, суть государственных (муниципальных) гарантий отражает распределение риска между тремя сторонами - каждая из них несёт свои риски. Применительно к потенциальным бюджетным издержкам необходимо учитывать длительность и поэтапность финансирования и реализации инвестиционного проекта, соответственно объём государственных средств «под риском в моменте» многократно ниже общих бюджетов гарантируемых проектов.
Касательно оснований для отзыва гарантий важным фактором, снижающим их ценность для предпринимательского сообщества, является забюрократизированность и сложность отчётов по целевому использованию одновременно с рисками возникновения споров в данной части.
Подчеркнём, что вследствие действий недружественных стран реализация инвестиционных проектов сталкивается с проблемами, которые можно трактовать как нецелевое использование кредита/займа (например, при задействовании актуальных в настоящее время схем оплаты и ввоза импорта), а также с общим повышением кредитного риска (что усиливает зависимость принятия окончательных решений о запуске инвестиционного проекта и его финансировании от наличия и условий государственной поддержки).
В ситуации признанной необходимости структурной трансформации стимулирование инвестиционной деятельности выходит на первый план, что повышает значимость сбалансированного разрешения вопроса об условиях отзыва государственных (муниципальных) гарантий. С учётом связанности условий гарантий не только с вероятностью закрытия кредитором части своих рисков в случае негативного сценария, но и с утилизацией капитала финансового сектора РСПП совместно с Ассоциацией банков России предлагает вернуться к более обстоятельному обсуждению данного вопроса с участием представителей Правительства, Федерального Собрания, Банка России, предпринимательского (в том числе финансового) сообщества для выработки сбалансированного решения о коррекции установленных законом условий государственных (муниципальных) гарантий, с одной стороны, и регуляторных требований Банка России - с другой. Например, более лояльный подход может быть применен к гарантиям, обеспечивающим обязательства, связанные с финансированием проектов, соответ-
ствующих разрабатываемой правительством таксономии проектов технологического суверенитета и структурной адаптации. Возможно снижение числа оснований для отзыва государственных гарантий при условии смягчения требований Банка России для признания их высокой категории качества в целях расчёта резервов и нормативов. В частности, основаниями для отзыва могут быть исключительно события, полностью контролируемые кредитором (например, внесение изменений в ключевые условия кредитной документации без согласия гаранта). Для облигационных выпусков, по которым предусмотрено обеспечение в виде государственных гарантий, в связи с отсутствием событий, наступление которых может в какой-либо степени контролировать инвестор в данные облигации, предлагается рассмотреть возможность полного исключения оснований отзыва гарантии, т. е. применять в таких случаях безотзывные государственные гарантии.
Необходимо совместно с бизнес-сообществом выработать предложения по обеспечению перехода от преимущественно залогового кредитования к инвестиционному (проектному). Основную роль здесь может сыграть развитие рынка цифровых активов, цифровых финансовых активов, утилитарных цифровых прав и в особенности - гибридных цифровых прав.
Президент Российской Федерации В. В. Путин на Съезде РСПП сказал: «словосочетание «недружественные страны» неточно отражает существующие реалии, можно сказать, вообще не отражает, потому что у нас есть недружественные элиты в определенном количестве стран, недружественные правители, а политическая система, к сожалению, такая во многих странах мира, что она часто наверх поднимает людей с достаточно низким уровнем образования и общей культуры, которые иногда не понимают, что они говорят и делают, и результат, как известно, налицо - их работа наносит ущерб своему собственному населению, своему собственному бизнесу».
Мы видим это на практике и исходим из того, что необходимо именно со стороны России давать бизнесу, в том числе из «недружественных стран». Именно поэтому наряду с предложениями по формированию элементов новой международной финансовой инфраструктуры, основанной на создании наднациональной цифровой расчет-но-клиринговой единицы, привязанной к корзине валют «дружественных» стран и золоту, мы уже сейчас поддерживаем формирование систем, позволяющих бизнесу (российскому, а также из «дружественных» и «недружественных» стран) в конфиденциальном режиме размещать информацию о потребностях в осуществлении расчётов в определённых направлениях и в определённых валютах. Конфиденциальность в таких системах обеспечивается организационными и техническими мерами информационной безопасности, но самое главное - архитектурными особенностями самих систем, при которых каждый участник видит только свои предложения/заявки, а установление предметного взаимодействия осуществляется с приоритетной защиты участника системы, предоставляющего услуги по осуществлению финансовой транзакции. Данные об участнике, предоставляющем услуги по осуществлению финансовой транзакции (о «канале»), предоставляются запрашивающей стороне только после подтверждения готовности оказать соответствующую услугу. По сути, такие сервисы представляют неожиданное, но, судя по нашим прогнозам и реакции участников рынка, очень действенное сочетание противоположных качеств: широкое информирование об услуге и конфиденциальность - «конфиденциальные доски объявлений».
Президент Российской Федерации В. В. Путин в послании Федеральному Собранию отметил: «.. .смысл нашей работы не в том, чтобы приспособиться к текущим условиям. Стратегическая задача - вывести нашу экономику на новые рубежи. Сейчас
всё меняется, причём меняется очень, очень быстро. Это время не только вызовов, но и возможностей». Точнее сказать сложно. Очень важно укрепление сотрудничества бизнеса и власти. Если российский бизнес будет чувствовать заботу регуляторов о формировании и улучшении условий для его развития, а также экономики России, то его активность обеспечит устойчивое развитие экономики. Нужна стабильность условий ведения бизнеса, прежде всего в финансовой сфере (фискальной, денежно-кредитной и валютной). В этом - основные вызовы, с которыми придётся столкнуться с точки зрения как обеспечения экономики достаточной ликвидностью для развития (что невозможно при высокой ключевой ставке), так и стабильности рубля. Планомерное снижение ключевой ставки Банком России способствовало стимулированию экономики и повышению доступности финансовых ресурсов в условиях закрытия западных рынков капитала. Дальнейшее снижение ключевой ставки позволит стимулировать внутренний спрос на ресурсы и одновременно со стимулированием российской экономики -сократить разрыв в процентных ставках с Народным банком Китая (3,65 %) и Резервным банком Индии (6,5 %). Это улучшит условия взаимных СВОП-линий с банками Индии и Китая, что позволит выстроить эффективную расчетно-денежную инфраструктуру Восточно-Азиатского региона. Банки не стремятся к рисковым проектам и по большей части предоставляют кредиты по ставке, близкой к ключевой, только при наличии качественных залогов. Необходимо найти пути решения данной проблемы. Вызывает обеспокоенность чрезмерная волатильность и непредсказуемость валютного курса. С 2000 г. волатильность курса рубля к доллару составила 420 %, в то время как волатильность юаня за тот же период не превышала 30 %, при этом как в России, так и в Китае платежный баланс был профицитным на всём промежутке наблюдений. Китай не сталкивался с таким санкционным давлением, как Россия, но в активной фазе «торговых войн» с США с 2018 г. волатильность юаня составила 17 %, в России в период различных потрясений волатильность рубля составляла до 270 %. Интересно, что на этом фоне инфляция в Китае за последние 22 года составила чуть более 2,2 %, тогда как в России приближается к 10 %. В данных условиях при переходе к расчётам в национальных валютах рубль с такой волатильностью вряд ли может претендовать на роль валюты при расчётах между дружественными странами, лидирующую роль в осуществлении трансграничных расчётов скорее возьмёт на себя юань или дихрам (ОАЭ) с волатильностью менее 1 %.
Увеличение оборота активов за счёт возможностей цифровизации и использования гибридных цифровых прав (ГЦП), сочетающих цифровые финансовые активы (ЦФА) и утилитарные цифровые права (УЦП), важное направление развития бизнеса.
В условиях снижения возможностей залогового кредитования важнейшим эффектом от цифровизации может стать расширение возможностей по включению в финансовый оборот различных активов, в том числе товарных запасов. Для этого в текущих условиях необходимо осуществить донастройку законодательства, в частности налогового регулирования:
• решить ряд вопросов в сфере налогообложения: момент определения налоговой базы по НДС при выпуске гибридных цифровых прав (ГЦП); установление ставки НДС в размере ноль процентов при реализации драгоценных металлов и (или) обработанных природных алмазов, в том числе для исполнения ГЦП; установить в отношении ЦФА и ГЦП (оборот которых будет осуществляться через оператора обмена ЦФА) возможность учитывать финансовый результат от операций с ЦФА и ГЦП в общей налоговой базе по налогу на прибыль;
• обеспечить поддержку развития института посредников на рынке ЦФА в рамках работы по привлечению инвесторов, готовых вкладывать денежные средства в
ЦФА, а также согласиться с необходимостью внесения изменений в законодательство РФ в целях развития указанного института;
• закрепить в Законе о ЦФА возможность «зачёта» (прекращения обязательств путём предоставления взамен ЦФА), а также дробления ЦФА;
• проработать внесение изменений в законодательство РФ для обеспечения финансирования с использованием ЦФА в рамках цепочек кооперации групп компаний;
• проработать перспективы использования ЦФА в международных расчётах, включая ЦФА, привязанные к стоимости/корзине стабильных реальных активов (сырьевой стейблкоин), номинированными в российских рублях и в валютах дружественных стран.
A. V. Murychev3 Industry and enterprise development in the current realities: business perspective. The paper considers development of industry and entrepreneurship in the current conditions from the business perspective. Despite tough sanctions most companies rate their work as successful, noting effective business support programs (the work of the Industry Development Fund and the Russian Export Center in particular). The main challenges that need to be addressed include: rising producer prices and rates of natural monopolies, difficulties in attracting funding, high debt burden, poor quality of collateral, lack of guarantees and bonds, obstacles in international economic activity, lack of personnel. The author emphasizes the need to encourage private investment and strengthening cooperation between business and government. Adjustments to legislation is proposed, specifically tax regulation.
Keywords: business support programs, debt burden, financial market stability, industrial development, adjustments to legislation.
3 Aleksandr V. Murychev, Vice-President ofthe Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs (RSPP), (17 Kotelnicheskaya nab., Moscow, 109240, Russia), Doctor of Economics, Candidate of historical sciences, e-mail: [email protected]