Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
49
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / СМАРТ-КОНТРАКТ / ЦИФРОВОЕ ПРАВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазарева Н. А.

Отношения, возникающие в рамках цифрового экономического пространства, требуют развития нормативно-правовой базы, соблюдения условий кибербезопасности, повышения цифровой грамотности сотрудников организации. Возможность законного выпуска и обращения цифровых финансовых инструментов упростит доступ бизнеса к рынку капитала, увеличит шансы экономики на постепенное и устойчивое восстановление после разрушительного воздействия пандемии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS AND PERSPECTIVES FOR THE IMPLEMENTATION OF DIGITAL TAX IN THE RUSSIAN FEDERATION

Relations arising within the digital economic space require the development of a regulatory framework, compliance with cybersecurity conditions, and the improvement of digital literacy among the organization's employees. The ability to legally issue and circulate digital financial instruments will simplify business access to the capital market, increase the chances of the economy to gradually and sustainably recover from the devastating impact of the pandemic.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

34

Экономические науки

УДК 338.012

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВОГО НАЛОГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

DOI: 10.34905/PC.2021.69.17.002

Лазарева Н. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры международных финансов и бухгалтерского учета,

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Институт международных программ E-mail:nataly.lazarev. [email protected]

Отношения, возникающие в рамках цифрового экономического пространства, требуют развития нормативно-правовой базы, соблюдения условий кибербезопасности, повышения цифровой грамотности сотрудников организации. Возможность законного выпуска и обращения цифровых финансовых инструментов упростит доступ бизнеса к рынку капитала, увеличит шансы экономики на постепенное и устойчивое восстановление после разрушительного воздействия пандемии.

Ключевые слова. Цифровые финансовые активы, кибербезопасность, цифровая грамотность, смарт-контракт, цифровое право.

PROBLEMS AND PERSPECTIVES FOR THE IMPLEMENTATION OF DIGITAL TAX IN THE RUSSIAN FEDERATION

Lazareva N. A., œndidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of International Finance and Accounting,

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics, Institute of International Programs E-mail:[email protected]

Relations arising within the digital economic space require the development of a regulatory framework, compliance with cybersecurity conditions, and the improvement of digital literacy among the organization's employees. The ability to legally issue and circulate digital financial instruments will simplify business access to the capital market, increase the chances of the economy to gradually and sustainably recover from the devastating impact of the pandemic.

Key words. Digital financial assets, cybersecurity, digital literacy, smart contract, digital law.

В марте 2018 года на страницах печати появился Законопроект №419059-7 «О цифровых финансовых активах». В законе в пяти статьях последовательно раскрываются понятия и значение для цифровой экономики важнейших новых позиций, обязательств, особенности их внедрения в практику, в деятельность физических и юридических лиц. Законопроект призван регулировать отношения, возникающие при создании, выпуске,

хранении, обращении цифровых активов и осуществлении прав и исполнения обязанностей по смарт-контрактам. Смарт-контракт - «умный контракт» - это компьютерная программа, отслеживающая и обеспечивающая исполнение обязательств. Такой контракт автономно устанавливает правильность его исполнения и формирует результат: завершить сделку и выдать деньги, акции, другие финансовые и нефинанасовые

активы, приостановить сделку, закрыть доступ к активам, установить штрафные финансовые санкции участникам сделки. Стороны контракта фиксируют в нем условия сделки и штрафы за их невыполнение, скрепляют его цифровыми подписями. Так, например, впервые в России в декабре 2016 года Альфа-банк совместно с S7 Airlines провели расчёты с контрагентом с использованием смарт-контрактов. Это снизило вероятность возникновения ошибок в коде, защитило интересы участников сделки и увеличило ее прозрачность.

Упомянутым выше Законопроектом регулируются понятия, выпуск, использование и обращение цифровых финансовых активов (ЦФА). В соответствии с этим нормативно-правовым актом цифровыми финансовыми активами являются токены, в виде облигаций и прав участия в капитале других организаций, цифровые аналоги долговых расписок. Как было запланировано ранее разработчиками законопроекта в качестве ЦФА должны были признаваться все права на имущество или недвижимость, зарегистрированные через блокчейн, но данную трактовку решено было отменить. В рамках российского законодательства эмитентами токенов могут являться как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица, в том числе иностранные компании, внутри информационной системы. Функционирующие в среде российского цифрового права операторы таких информационных систем должны быть включены в особый реестр, который будет вести Центральный Банк Российской Федерации (ЦБ РФ), то есть операторами могут являться банки и депозитарии, включенные в реестр, как отмечается в материалах информационного агентства «РБК» Таким образом, в России в самое ближайшее время произойдет легализация криптоактивов.

Порядок регулирования и особенности обращения цифровых финансовых активов регулируются статьями 1 и 4 Федерального закона о цифровых финансовых активах. Законом регулируются операции по созданию, выпуску, хранению и обращению цифровых финансовых активов, а также реализации прав и осуществления обязанностей по смарт-контрактам. Законом установлено, что владельцы цифровых финансовых активов имеют право совершать сделки по обмену токенов на рубли и иностранную валюту только посредством оператора обмена цифровых финансовых активов. Условия

совершения всех сделок с ЦФА, совершаемые на территории Российской Федерации устанавливаются Банком России по согласованию с Правительством РФ.

Цифровые записи, содержащие информацию о таких сделках, должны храниться в цифровых кошельках, открытых сторонам сделки оператором обмена цифровых финансовых активов. Сделки по обмену токенов на рубли, иностранную валюту, заключаемые с привлечением оператора обмена цифровых финансовых активов, являющегося организатором торговли в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах», должны осуществляться в соответствии с Правилами организованных торгов цифровыми финансовыми активами, зарегистрированными в Центральном банке Российской Федерации. Цифровой кошелек открывается оператором обмена цифровых финансовых активов только после прохождения процедур идентификации его владельца в соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Порядок открытия, хранения информации о цифровых записях, ведения, закрытия цифрового кошелька, а также требования к защите цифровых кошельков устанавливаются Центральным банком Российской Федерации [2].

Необходимо обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон о привлечении инвестиций) одним из способов инвестирования, предусмотренных данным законом, является приобретение эмиссионных ценных бумаг с использованием инвестиционной платформы, являющейся информационной системой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»). При этом проектом вносятся также изменения в Закон о привлечении инвестиций, согласно которым приобретение и отчуждение ЦФА, то есть, в том числе прав по эмиссионным ценным бумагам, будут являться еще одним самостоятельным способом инвестирования с использованием инвестиционной платформы.

Кроме того, на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона

№ 617867-7 «О совершении финансовых сделок с использованием электронной платформы», которым предлагается урегулировать отношения, возникающие в области оказания операторами электронных платформ услуг по содействию участникам электронных платформ в совершении между ними финансовых сделок, к числу которых будут отнесены в том числе сделки на рынке ценных бумаг, совершаемые в информационной системе, обеспечивающей взаимодействие ее участников в сети «Интернет».

Таким образом, проект, Закон о привлечении инвестиций и законопроект № 617867-7 имеют одинаковый предмет правового регулирования в части регулирования отношений в связи с воз-

никновением, осуществлением и прекращением прав по ценным бумагам в информационных системах в сети Интернет. В то же время в каждом из упомянутых законопроектов, равно как и в названном Законе, такое регулирование имеет свои отличительные особенности.

Как было упомянуто ранее, Госдума планировала в весенней сессии принять закон о цифровых финансовых активах. Планировалось, что с этого времени токены начнут регулироваться законодательством и это поможет бизнесу [4]. Тем не менее, состояние разработки, доработки законопроекта находится далеко до стадии завершения. Так, на рисунке представлены этапы прохождения законопроекта:

Рис. Этапы рассмотрения и утверждения законопроекта о цифровых финансовых активах [3]

По информации, представленной в таблице можно проследить этапы продвижения в хронологическом порядке, осуществляемые в процессе утверждения законопроекта.

Законопроект предусматривает еще один вид участников рынка криптоактивов - так называемого оператора по обмену ЦФА, то есть криптобиржи. Текущая версия документа разрешает таким операторам проводить «сделки купли-продажи цифровых финансовых активов, в том числе сделки с цифровыми финансовыми активами, выпущенными в информационных системах на основе распределенного реестра, организованных на основании иностранного права». В предыдущей версии законопроекта возможность сделок в России с иностранными криптоактивами не упоминалась. Основная проблема в нормативно-правовом регулирования

деятельности фирм в цифровом экономическом пространстве заключается в том, что Законопроект о ЦФА до настоящего времени не одобрен в окончательном чтении Государственной Думой. Также требуется создание дополнительных Положений и Методических указаний по созданию, учету и обращению цифровых финансовых активов, в частности для ведения бухгалтерского и налогового учета.

Приток инвестиций в Россию могут обеспечить возможность проведения сделок на крипто-бирже с иностранными цифровыми финансовыми активами, как считает Сергей Излайлит, глава департамента по развитию фонда «Сколково». Он утверждает, что Российский стартап может разместить свой токен на криптобирже, а иностранный инвестор может его купить в обмен на цифровые права. Но в иностранных норма-

Таблица

Этапы рассмотрения законопроекта о ЦФА [3]

№ п/п Дата обсуждения поправок Этапы работ над Законопроектом

1 20.03.2018 Внесение Законопроекта в Государственную Думу Регистрация законопроекта и материалов к нему в Госдуме

2 20.03.2018 Предварительное рассмотрение законопроекта, внесенного в Государственную Думу. Принятие профильным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы

3 17.05.2018 Рассмотрение Законопроекта в Первом чтении Принятие ответственным комитетом решения о представлении законопроекта в Совет Государственной Думы

4 21.05.2018 Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом

5 11.03.2019 Рассмотрение законопроекта во втором чтении Рассмотрение Советом Государственной Думы законопроекта, представленного ответственным комитетом

6 20.03.2019 Рассмотрение законопроекта Государственной Думой (рассмотрение законопроекта перенесено на другое пленарное заседание (Весенняя сессия; 2019; апрель))

тивно-правовых актах отсутствует понятие цифровых финансовых активов, или они несколько размыты между различными видами активов. Если рассматривать иностранный криптоактив как криптовалюту, то она в России под запретом, указывает он, а «если как ЦФА, тогда достаточно того, чтобы площадка, на которой происходит сделка, соответствовала требованиям закона». Также С.Израйлит утверждает, что в каждом из этих случаев действует разный механизм защиты инвесторов и возникает опасность, что все смарт-контракты, являющиеся форматом сделок на криптобирже, связанные с иностранными криптоактивами, могут сорваться [6].

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) 23 апреля направил письмо премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с просьбой поддержать принятие закона «О цифровых финансовых активах».

В письме, которое подписали глава РСПП Александр Шохин и сопредседатель координационного совета РСПП по вопросам цифровизации, президент «Норникеля» Владимир Потанин отмечается, что в период пандемии коронавиру-са бизнес «вынужденно и массово обратился к возможностям цифровизации» и этот тренд «не должен быть утерян».

Цифровые финансовые активы - это права на реальные товары/услуги, выраженные в цифро-

вом виде - учет и обращение которых возможны только путем внесения или изменения записей в информационной системе на основе распределенного реестра.

Их использование, уверены в РСПП, существенно улучшит положение дел с дебиторской задолженностью, важной для малого и среднего бизнеса. Кроме того, возможность выпуска цифровых финансовых инструментов «упростит доступ бизнеса к рынку долгового капитала, что увеличит шансы экономики на постепенное и устойчивое восстановление после разрушительного воздействия пандемии».

По мнению экспертов, принятие закона действительно необходимо для развития экономики. «Ввод в оборот цифровых активов не только упростит транзакции, но и даст государству механизм поддержки граждан, если им по каким-то причинам не могут выплатить деньги», - считает финди-ректор Qiwi Blockchain Te^nologies и руководитель первого в России криптоинвестбанка Hash Яков Баринский. В свою очередь Юрий Припачкин, президент Российской ассоциации криптоинду-стрии и блокчейна(РАКИБ) заявил, что «в условиях таких валютных дисбалансов, как сегодня, глупо не использовать возможности цифровых активов». «Крупным игрокам, готовым токенизировать свои активы и продукцию, этот законопроект поможет сформировать цифровую сеть с клиентами и под-

рядчиками», - резюмировал член экспертного совета «Агентства стратегических инициатив» интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев.

Глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что законопроект по ЦФО находится в высокой степени готовности для второго чтения, сейчас там «дошлифовыва-ются детали и формулировки».

Александр Шохин надеется, что правительство выскажет свою позицию по этому вопросу уже на этой неделе. Ведь изначально законопроект был согласован ЦБ, Правительством РФ и всеми заинтересованными сторонами. «Сейчас нужно фактически только организационное решение, чтобы запустить процесс рассмотрения», -заявил глава РСПП, - «Надо думать о завтрашнем дне, учитывая, что кризис - это новые возможности» [1].

В настоящее время возникает важный вопрос, что важно учитывать, когда компания выбирает инструменты для корпоративных коммуникаций. Файлобменники, мессенджеры и сервисы видеосвязи стали одними из основных способов коммуникаций. С распространением практики дистанционной работы на время после пандемии эта тенденция продолжится и будет усиливаться.

Во-первых, нужно ориентироваться на решения, изначально ориентированные на бизнес, которые делают работу с данными более функциональной и безопасной. Они предполагают адаптацию под конкретные задачи компании, дают возможность управлять уровнями доступа и вести совместную работу. Наиболее показательный пример, - это бесплатные файлообменники и облачные решения для обмена документами, предназначенные специально для бизнеса.

Во-вторых, важно обеспечить непрерывность бизнес-процессов в любой ситуации. Не важно, работают ли сотрудники из дома, коворкинга или офиса, - они должны иметь надежный и безопасный доступ к корпоративным ИТ-системам. Базы данных, CRM-системы, сервисы 1С, - все это ценные источники информации и необходимые инструменты для работы. Обеспечить к ним непрерывный удаленный доступ можно с помощью ресурсов VDI (Virtual Desktop Infrastructure), которые позволяют организовать виртуальные рабочие места сотрудникам. Многие компании из банковской сферы, ритейла и промышленности давно и успешно используют подобные технологии.

Кроме того, как показывает опыт страховой компании IBG, в режиме удаленных команд важно сохранить глубокое погружение и постоянную вовлеченность сотрудников. Альтернативой живому общению становится аудио- или видеокон-ференцсвязь. Практика показывает, что быстрее и проще начать пользоваться такими сервисами можно, обратившись к облачному провайдеру. В таком случае не надо покупать лицензии на программное обеспечение: их можно арендовать в облаке.

В настоящее время, с постепенной отменой карантинных ограничений, компании возвращаются к привычному формату работы. И, несмотря на то, что бизнес стал уязвимее на «удаленке», был приобретен определенный опыт, который заставляет многих пересматривать и стратегии ведения бизнеса, и бюджеты. «Небольшие компании часто сфокусированы на росте своего бизнеса, кибербезопасность не входит в число их приоритетов. Тем не менее, утечка конфиденциальных данных может случиться и нанести ущерб компании любого масштаба. Однако для защиты от вредоносного ПО и рисков, связанных с человеческим фактором, малому бизнесу не нужно много инвестировать или нанимать дорогостоящих профессионалов, достаточно правильно выбрать защитное решение», - прокомментировал эксперт «Лаборатории Касперского» по кибербезопасности малого и среднего бизнеса Андрей Данкевич.

Чтобы надежно защитить любой используемый для работы гаджет, а также все бизнес-процессы небольших организаций, бизнесу нужны легко масштабируемые и централизованно управляемые решения. Например, Kaspersky Endpoint Security Cloud позволяет малым компаниям сэкономить человеческие ресурсы: не нужно нанимать целый ИТ-отдел, достаточно одного специалиста, который работает удаленно. Хороший сисадмин, особенно в регионах, редкость. Обычно в небольших компаниях есть так называемый «приходящий» сисадмин, он параллельно обслуживает несколько организаций. Для таких случаев и создана эта программа. С решением Kaspersky Endpoint Security Cloud небольшие компании получают возможность управлять корпоративной системой безопасности из любой точки мира с любого устройства, подключенного к интернету.

Одна из актуальных киберугроз при удаленной работе - использование «теневых IT». К ним

относятся любые не одобренные компанией сервисы, которые, тем не менее, применяются сотрудниками для работы. По данным «Лаборатории Касперского», 59 % россиян используют личную почту для решения рабочих вопросов, и половина из них на «удаленке» стала это делать чаще. А 55 % сотрудников общаются по работе в мессенджерах, не одобренных IT-отделами компаний.

«Коронакризис» и связанный с ним переход на «удаленку» еще раз подчеркнули, что основная ценность бизнеса сегодня - это данные. Любые файлы, с которыми вы работаете -договоры, письма, внутренние документы и распоряжения - должны быть в безопасности. Их нельзя хранить в сервисах и на серверах, которые могут быть защищены недостаточно. Сегодня существует множество средств обеспечения безопасности устройств и рабочих процессов как для привычного, так и для домашнего офиса. Главное - не пренебрегать ими и помнить, что небольшая оплошность может дорого обойтись.

Лаборатория Касперского выделила пять наиболее важных правил, которых эксперты советуют придерживаться владельцам бизнеса, чтобы успешно противостоять киберугрозам:

1) серьезно относиться к паролям: лучше всего придумать разные для каждой из систем -компьютера, CRM, почты и т. д. Про то, что пароль от рабочей почты не должен быть 1234password, кажется, все знают. Но он не должен быть таким и для домашнего Wi-Fi, через который вы сидите в интернете. Рекомендуется сменить заводской пароль роутера, не хранить пароли к аккаунтам в браузере, на листочке у монитора, в программах или отдельном файле на компьютере;

2) настроить двухфакторную аутентификацию - по аналогии с тем, что используется для интернет-банкинга. Сначала вы вводите пароль, а потом код, который придет в смс;

3) следить, чтобы на все устройства сотрудников было установлено проверенное защитное

ПО (включая смартфоны и планшеты). ПО, приложения и сервисы должны регулярно обновляться. Для малого и среднего бизнеса подойдет Kaspersky Endpoint Security Cloud, а для микробизнеса разработано решение Kaspersky Endpoint Security Cloud, которое участвует в специальной программе «Лаборатории Касперского» для поддержки компаний, которые оказались в сложной ситуации;

4) регулярно делать резервные копии - это поможет в том случае, если злоумышленники зашифруют данные на вашем компьютере и будут требовать выкуп за их дешифровку;

5) выбрать подходящий данной компании курс повышения цифровой грамотности сотрудников.

Какими бы ни были старания в обеспечении информационной безопасности, все усилия могут оказаться бесполезными потому, что какой-лти-бо сотрудник кликнул на фишинговую ссылку и передал учетные данные злоумышленникам [5].

Эксперты предупреждают, что для всех рабочих коммуникаций необходимо пользоваться только теми сервисами, которые одобрила IT-служба компании, будь то почта, мессенджеры, хранилища файлов, видеосвязь и т. д.

Контролировать это можно с помощью функции Cloud Discovery в Kaspersky Endpoint Security Cloud. Есть и расширенная версия защиты - Kaspersky Endpoint Security Cloud Plus -на случай, если нужно не только выявить, но и ограничить использование сторонних сервисов и нежелательных приложений. Она позволит организациям минимизировать риски компрометации корпоративных данных, а сотрудникам - безопасно работать в любом месте.

Таким образом, предстоит дальнейшая работа в системе законодательного регулирования цифрового экономического пространства и обеспечения защиты информации и безопасности осуществления цифровых финансовых операций.

литература

1. НестеровМ. Вызов года. Социальная ответственность бизнеса. [Электронный ресурс]: 2020. -Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/23/rspp-poprosil-premera-podderzhat-zakon-o-cifrovyh-finansovyh-aktivah.html, свободный.

2. О цифровых финансовых активах. Законопроект №419059-7. Федеральный закон. [Электронный ресурс]: 2019. Режим доступа: https://www.eg-online.ru/document/law/396136/, свободный.

3. Система обеспечения законодательной деятельности Государственной автоматизированной системы «Законотворчество» (СОЗД ГАС «Законотворчество»). © 2020 Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. [Электронный ресурс]: 2020. - Режим доступа: https:// sozd.duma.gov.ru/bill/419059-7, свободный.

4. СтопневичА. Аксаков назвал дату принятия закона о криптовалютах. [Электронный ресурс]: 2020. Режим доступа: https://www.rbc.ru/ crypto/news/5e1c769c9a79475f3356cc2, свободный.

5. Черноусое И. Вызов года. Организация удаленной работы. Проект 2020. [Электронный ресурс]: Электрон. журн. Режим доступа: https://rg.ru/2020/06/22/biznes-stal-uiazvimee-na-udalenke. html, свободный.

6. Чернышова Е. Власти подготовили новый вариант легализации криптоактивов в России. [Электронный ресурс]: Электрон. журн. РБК. - 2020. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/finances/ 01/11/2019/5 dbabb1a 9a79474a4e44c324, свободный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.