Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РФ'

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
239
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / КРИПТОИНДУСТРИЯ / КРИПТОЭКОНОМИКА / ТОКЕН / КРИПТОВАЛЮТА / РЕГУЛЯТОРНАЯ СРЕДА / ЗАКОНОПРОЕКТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Паламарчук А. Р.

В данной статье рассматривается проблема государственного регулирования цифровых финансовых активов в РФ, обозначены пути ее решения, представлен анализ законопроекта «О цифровых финансовых активах», выделены его сильные и слабые стороны, возможности совершенствования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РФ»

УДК 351.72

Паламарчук А. Р.

студентка 4 курса финансово-экономического факультета ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ

(Россия, г. Москва)

Научный руководитель: Андрианова Ю. В.

кандидат экономических наук, доцент ФГОБУ ВО Финансовый университет при Правительстве РФ

(Россия, г. Москва)

ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ В РФ

Аннотация: в данной статье рассматривается проблема государственного регулирования цифровых финансовых активов в РФ, обозначены пути ее решения, представлен анализ законопроекта «О цифровых финансовых активах», выделены его сильные и слабые стороны, возможности совершенствования.

Ключевые слова: цифровые финансовые активы, цифровая экономика, криптоиндустрия, криптоэкономика, токен, криптовалюта, регуляторная среда, законопроект, государственное регулирование.

Интенсивное развитие и постоянное совершенствование информационных технологий оказывают огромное влияние на мировую экономику. В последние годы появились и стали привычными такие понятия как блокчейн, криптовалюты, майнинг, биткойн, ICO, токен. Но довольно долго регуляторы игнорировали эти явления. Однако в 2017 году произошел невиданный рост криптоиндустрии, появилось огромное количество майнеров, блокчейн-проектов, инвестиционных фондов. криптобирж, ICO. Необходимость глобального регулирования отрасли

стала очевидна всем. Однако четкой позиции нет: одни страны полностью запрещают любую деятельность, связанную с криптоиндустрией, другие (Сингапур, Швеция, Япония), напротив, предоставляют льготы и поддерживают инновации в области блокчейна. Регулирование сферы криптоиндустрии дает возможность государству держать под контролем денежные средства граждан, получать налоговые отчисления, исключить возможности финансирования криминальных структур, защитить граждан от действий мошенников, создать национальную криптовалюту. В Российской Федерации криптоиндустрия, существуя де факто, до сих пор находится вне правового поля, не имеет официального статуса, и по сути, нелегальна, что является огромной проблемой, требующей незамедлительного решения.

Ответом на вызов времени стала разработка и утверждение Правительством РФ в 2017 году программы по созданию условий для перехода страны к цифровой экономике. Одно из её направлений предполагает формирование современной регуляторной среды, которая обеспечит оптимальный правовой режим для финансовой деятельности, связанной с использованием современных информационных технологий. 10 октября 2017 г. Президентом РФ было дано поручение о подготовке законопроекта, регулирующего отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов (ЦФА) в РФ. Законопроект «О цифровых финансовых активах» был инициирован Анатолием Аксаковым, главой думского комитета по финансовому рынку. Нормы закона должны начать действовать уже в 2019 году. Государственная дума РФ приняла законопроект в первом чтении в мае 2018 года, второе чтение должно состояться в ноябре. Нужно отметить, что документ, который должен стать краеугольным камнем для правового регулирования криптоиндустрии в РФ, стал предметом дискуссий, жестких споров, вызвал широкий общественный резонанс.

Статьи проекта рассматривают предмет регулирования и сферу действия закона, основные понятия криптоэкономики, специфику выпуска токенов. Кроме того, регламентированы правила обращения ЦФА, а также порядок вступления

ФЗ в силу. Так, законопроектом вводятся такие основные понятия как цифровая транзакция, цифровая запись, реестр цифровых транзакций, майнинг, валидатор, смарт-контракт и цифровой кошелек. Криптоактивы признаются имуществом, а майнинг — предпринимательской деятельностью. Согласно законопроекту, ЦФА - это имущество в электронной форме, созданное с использованием криптографических средств. Права собственности на него удостоверяются путем внесения цифровых записей в реестр цифровых транзакций. Понятие ЦФА планируется закрепить также в ГК РФ. Законопроект, принятый в первом чтении, признавал видами ЦФА криптовалюту и токен. Однако ко второму чтению в Госдуме законопроект был скорректирован, определение криптовалют из него было убрано. Таким образом, ЦФА признается только токен - актив, который выпускается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем с целью привлечения финансирования, он учитывается в реестре цифровых записей. Майнинг же в трактовке законопроекта - это выпуск токенов для привлечения инвестиций в капитал. Они будут удостоверять права на имущество или на участие в компании. Выпускать токены, подготовив предварительно решение об эмиссии, смогут юридические лица (российские и иностранные), а также индивидуальные предприниматели. Выпуск токенов должен быть обеспечен имуществом (эмитента или третьих лиц). Законопроект разрешит непубличным компаниям удостоверять право участия в капитале посредством ЦФА. Однако, акционерные общества, выпустившие токены, уже не смогут стать публичными. Будут созданы специальные площадки - криптобиржи для размещения ЦФА. Они будут обязаны иметь лицензию, быть зарегистрированы в специальном реестре Центробанка, вести учет персональных данных клиентов и предоставлять доступ к этим данным по запросу госорганов.

Также законодателями прописан механизм обмена криптоактивами. Регулировать сферу будет Центробанк. Оператор по обмену цифровых активов будет определен особо. ЦФА позволят обменивать на другие токены. иностранную валюту или рубли. Также следует отметить, что в документе, вопреки ожиданиям, не была прописана возможность налогообложения с

майнинговых ферм (предприятия, которые генерируют криптовалюту). Кроме того, в реестре цифровых транзакций ни разу не упоминается понятие «блокчейн».

Таким образом, данный законопроект, с одной стороны, придает криптоэкономике легальный статус. Но, с другой стороны, множество вопросов остается неразрешенными. Во-первых, описанные в законе валидаторы и реестры в России пока не существуют. Во-вторых, использовать ЦФА для оплаты товаров и услуг нельзя, но можно обменять на другое имущество. Например, через первичное размещение монет - ICO. В-третьих, стать эмитентом, выпускающим токены, будет сложно вследствие огромных требований к документации и сложностей в дальнейшем. Также всем, кто хочет вложиться в российские ICO надо будет заключать электронные или даже бумажные договора. Помимо этого, в законопроекте есть несколько пунктов, где не описаны конкретные сведения, а лишь указано на будущее их установление ЦБ РФ.

Критики законопроекта отмечают, что государство хочет минимизировать риски, связанные с криптовалютами, именно поэтому законопроект не решает проблему их легализации, что в итоге ставит под вопрос развитие криптобизнеса в РФ в ближайшие годы. Кроме того, глава РСПП А. Шохин раскритиковал законопроект за установку необоснованно жестких правил для ЦФА, что, по его мнению, приведет к уходу участников рынка из юрисдикции РФ. По мнению А. Шохина, следует установить жесткие стандарты под надзором ЦБ только для токенов, обладающих признаками ценных бумаг. Для ЦФА, удостоверяющих права требования, напротив, необходим максимально либеральный режим. В случае, если токены гибридные, решение об их квалификации, которых следует принимать Банку России.

В то же время, у будущего закона есть и безусловные плюсы. Он станет базой для регулирования криптовалютного пространства РФ, упростит привлечение инвестиций в российские стартапы и технологичные проекты, обеспечит защиту инвесторов от рейдеров, повысит прозрачность рынка. Использование ЦФА, которые привязаны к долям или акциям, упростит их

движение, ускорит сделки. Также снизятся затраты на транзакции, что, безусловно, выгодно как малому, так и среднему бизнесу.

Однако для того, чтобы инвесторы доверяли российскому праву, одной цифровизации недостаточно: необходимо разобраться с проблемами правоприменения. Специалисты биржи ИиоЫ готовы предоставить экспертную поддержку российским криптовалютным инвесторам в области оборота ЦФА. Эксперты надеются, что биржа поможет сдвинуть с мертвой точки процесс внедрения криптовалютного регулирования в РФ.

Список литературы:

1. Гражданский кодекс РФ

2. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-Ф3

3. Проект федерального закона «О цифровых финансовых активах»

4. Криптоэкономику втиснут в рамки. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2018/13/kriptoekonomiku-vtisnut-v-ramki/ (дата обращения: 05.10.18).

5. РСПП направил Медведеву свой проект по регулированию рынка криптовалюты [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/business/22/10/2018/5bcde31c9a79473150aac837?from=newsfeed (дата обращения: 05.10.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.