Научная статья на тему 'Развитие производительных сил в системе «Человек-культура-общество»'

Развитие производительных сил в системе «Человек-культура-общество» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
513
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВА / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL REVOLUTION / THE FACTORS OF PRODUCTION / THE PRODUCTIVE FORCES / CULTURE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пильчинова Е. В.

В данной статье рассмотрены проблемы органического соединения производительных сил, главным образом Человека, с научно-технической революцией и их взаимодействия с культурой и главным образом ориентиры перехода к экономике, ориентированной на культуру и этику, в системе «человек-культура-общество» на современном этапе развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRODUCTIVE FORCES IN THE «HUMAN-CULTURE-SOCIETY»

the article dwells on the problems of the productive forces of the organic compound with the scientific and technological development and their interaction with the culture in the «human-cultural society».

Текст научной работы на тему «Развитие производительных сил в системе «Человек-культура-общество»»

УДК 330.341.1 ГРНТИ 13.01.11 Код ВАК 24.00.01

Е. В. Пильчинова

Улан-Удэ, Россия

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК-КУЛЬТУРА-ОБЩЕСТВО»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научно-техническая революция, производительные силы, факторы производства, культура, образование.

АННОТАЦИЯ: В данной статье рассмотрены проблемы органического соединения производительных сил, главным образом Человека, с научно-технической революцией и их взаимодействия с культурой и главным образом ориентиры перехода к экономике, ориентированной на культуру и этику, в системе «человек-культура-общество» на современном этапе развития.

E. V. Pilchinova

Ulan-Ude, Russia

DEVELOPMENT OF PRODUCTIVE FORCES IN THE «HUMAN-CULTURE-SOCIETY»

KEY WORDS: scientific and technological revolution, the productive forces, the factors of production, culture, education.

ABSTRACT: the article dwells on the problems of the productive forces of the organic compound with the scientific and technological development and their interaction with the culture in the «human-cultural society».

Единство «человек - культура - такой деятельности. Эта проблема наибо-

общество» можно рассматривать как цело- лее отчетливо проявляется в экономиче-

стную систему, поскольку каждая из про- ской деятельности человека.

блем, возникающих в культуре, ее недос- Культурное (в широком смысле)

таточная эффективность незамедлительно развитие все в большей степени переносит

и негативно отражаются на процессе об- центр тяжести человеческой деятельности

щественного развития, в том числе и на с производства материальных предметов

развитии производительных сил. Сегодня на производство смыслов, существующих

наблюдается ситуация, когда техногенный в человеческом сознании. Этот процесс

тип культуры и ускоряющиеся изменения также может быть изучен только в инте-

в различных социальных сферах на первых грации экономической и культурологиче-

порах влекут за собой общественный про- ской теорий. Вот почему сегодня ученые

гресс, но наблюдающееся отставание сис- все больше начинают размышлять о взаи-

тем культуры его тормозит. Только стано- мосвязи экономики и культуры.

вясь цивилизованным, общество предос- Экономическую культуру, преобла-

тавляет Человеку свободное право на дающую в обществе, можно определить

культуру и возможность владеть ей, чувст- через категорию «способ производства».

вовать себя творцом и хозяином культуры, Способ производства - исторически опре-

раскрывать себя. Культура является ком- деленный способ добывания материальных

плексом различных видов человеческой благ, необходимых людям для производст-

деятельности и общества и результатов венного и личного потребления, т. е. об© Пильчинова Е.В., 2013 13

щественное производство на определенной ступени исторического развития, характеризующееся определенным уровнем развития производительных сил и соответствующим типом производственных отношений.

Способ производства - это исторически определенное диалектическое единство производительных сил и производственных отношений - двух сторон производства, выражающих отношение людей к природе и друг к другу. Причем это такое единство, которое устойчиво воспроизводит предпосылки собственного существования, является органическим целым, где культура, наука и образование приобретают свойственные времени качества.

На протяжении всего ХХ века и в начале XXI века рынок сильно изменился. Он перестал быть местом функционирования свободных производительных сил, перестал подчиняться существующим утилитарным потребностям и конкуренции. Это решающим образом меняет сферу производства материальных ценностей. Рынок все больше становится системой, производной от идей. В современном информационно-индустриальном обществе идеологическая, культурная составляющие начинают играть все большую роль.

У современного общества в последнее время проявляется черта, характерная безудержному потреблению товаров ради самого потребления. Общество потребления трактуется как совокупность общественных отношений, в которых ключевое место занимает индивидуальное потребление, опосредованное рыночным фундаментализмом. Отсюда проистекает новое отношение к Человеку. «Способ, которым сегодняшнее общество «формирует» своих членов, - пишет Зигмунт Бауман, - диктует в первую очередь обязанность играть роль потребителей» [1. С. 116]. К словам Баумана стоит добавить тот факт, что люди не просто играют роль потребителей, они играют роль «голодных» потребителей, чье потребление не носит необходи-

мый характер - оно скорее случайно. Человек во все времена потреблял, как растения и животные. Но homo consumers (человек потребляющий) отличается от привычного человека тем, что структура его личностных интересов смещена по оси «производство - потребление» в сторону потребления. У него уже нет желания производить, работать, творить; а желает только потреблять, а если и соглашаться на производство, то неважно, что именно, а лишь потом, получив за проделанную работу вознаграждение, использовать его на потребление.

Существование категории «общество потребления» подчеркивает то, что интересы как экономические, так и политические становятся сфокусированными на роли и месте индивидуального потребления в процессах формирования и воспроизводства социальных структур макро- и микроуровня, то есть интересы имеют лишь неолиберальные черты.

Следует отметить, что даже в странах, где доходы населения не так уж высоки, существуют «островки перепотребле-ния», расширяясь, они образуют «архипелаги перепотребления», которые начинают рассматриваться в качестве эталона потребления, на который ориентируется оставшаяся масса населения. Так создается парадоксальная ситуация, когда и паупер может стать homo consumers, подражая поведению господствующей идеологии.

Одновременно с этим ослабли такие качества, как предприимчивость, готовность нести жертвы ради достижения идеала, желание и способность изменять мир, то есть «пассионарность» (Л. Н. Гумилев), вместо этого появились признаки усталости, скуки и разочарования, которые говорят о том, что необходим идеал совершенства иного типа. Очевидно, что проблемы перехода к устойчивой экономике можно решить только на основе высокой культуры и высокой нравственности общества. Все остальное, как показала история, является инструментарием и технологией.

В переводе с латинского слово «культура» означает уход за чем-либо, заботу о чем-либо. За этим стоит мысль о том, что нам необходимо с пиететом и осторожностью учитывать побочные воздействия наших знаний и поступков. Концепцией экономики, ориентированной на культуру, является принципиально новый подход к природопользованию, которое основано на возобновляемости и безот-ходности хозяйственной деятельности всех субъектов, способный придать устойчивость циклу развития той или иной хозяйственной деятельности; на экономию ресурсов, на применение щадящей и сберегающей техники, согласованной с требованиями потребления планетарного масштаба.

Человечество может опереться на глубокие исторические и культурные традиции, связанные с защитой природы, рациональным использованием и поддержанием оптимального уровня потребления и роста народонаселения. Оно обладает достаточным экономическим, природным, научным, образовательным потенциалами для решения проблем, возникающих на пути к осознанному культурному поведению, как Человека, так и общества в целом.

Многие недооценивают зависимость экономики от природы и культуры; как пленники догмы рыночного фундаментализма, они не способны воспринять экологическое измерение и социокультурные перспективы устойчивого развития. Существует прямая связь между человеческой культурой и устойчивым развитием экоЛИТЕРАТУРА

номики. Так, устойчивость экономики, ее самодостаточность зависят от развития производительных сил, человеческих качеств, духовного потенциала общества.

Переход к такой экономике требует глубоких перемен в производительных силах, во всех сферах жизнедеятельности людей, в их образе жизни, менталитете и поведении. Также этот переход предполагает смену системы ценностей, изменение направления развития современного общества и это изменение должно в себе нести духовный аспект человеческих потребностей вместе с изменениями материального мира, связанными с достижениями научнотехнической революции.

Будущий цивилизационный сдвиг предполагает постепенную смену приоритета материального богатства на духовные ценности устойчивого развития, включая заботу о будущих поколениях людей. Мы знаем, что материальная сила способна проложить дорогу к гибели, если духовная мудрость не составит ей противовеса [2]. Следовательно, каждой ступени роста материально-технического могущества должна соответствовать такая же ступень духовного возрастания. Эта закономерность, названная принципом развития производительных сил, характеризует философский смысл культурной экономики.

Единство «человек - культура -общество» представляет собой целостный процесс развития производительных сил, играющий в научно-техническом развитии активную роль, стимулируя и ускоряя его.

1. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества/Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2004. - 188 с.

2. Мантатова Л.В., Мантатов В.В. Онтология устойчивого развития. ИКЕ: кйр:/^’^^Ьа1ка1-сеп1ег\т/Ьоок8/е1етеп1.рЬр?ГО=1720.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.