Научная статья на тему 'Развитие профессонализма преподавателя вуза посредством творческой активности'

Развитие профессонализма преподавателя вуза посредством творческой активности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА / УСЛОВИЯ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / HIGH SCHOOL INSTRUCTOR’S PROFESSIONALISM / CREATIVE ACTIVITY IN AN INSTRUCTOR’S WORK / CONDITIONS FOR PERSONAL AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Марина Александровна

Рассматривается роль креативности преподавателя вуза в развитии профессионализма. Приводятся данные практического исследования условий его личностно-профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of a high school instructor’s professionalism by means of creative activity

He author underlines the role of a high school instructor’s creativity in development of professionalism. The conditions for an instructor’s personal and professional development have been examined, the data of the examination being presented in the paper.

Текст научной работы на тему «Развитие профессонализма преподавателя вуза посредством творческой активности»

4. Стратегические тренинги, цель которых — предоставление взрослым инструментов для выполнения различных действий: самодиагностика, выделение сильных и слабых сторон; осознание того, что помогает наиболее эффективно развивать психологическую культуру; применение уже известных и новых действий и умений; осуществления самоконтроля и мониторинга приобретаемых умений, перенос известных действий на новое содержание деятельности. Предметом воздействия в тренинге выступали потребности, мотивы, ценности, познавательная сфера личности, а также поведение человека.

5. Психологическая мастерская-семинар как технология обучения используется в тех случаях, когда в группе необходимо показать процесс выработки решения и приобрести опыт использования полученных знаний в практических сферах жизни и деятельности. Кроме того, мастерскую можно рассматривать и как форму взаимодействия между участниками, предполагающую взаимный обмен опытом. Поэтому результатом ее работы можно считать обогащение опыта.

6. Технологии обучения с использованием методов коучинга, целью которых является раскрытие потенциала человека. Коучинг делает акценты на будущих возможностях, обогащении новыми идеями взрослых, помогая использовать полученные знания на практике, а не на прошлых ошибках.

При создании содержательной части программы работы со взрослыми мы исходили из основных функций общей психологической культуры человека 9:

— сохранение и трансляция достижений в психологических взглядах, умениях, способах деятельности, методах, которые создали бы преемственность поколений и условия для прогресса общества в целом;

— обеспечение социальной адаптации, результативного взаимодействия, взаимопонимания, общения людей, различающихся по возрастным, национальным, половым и другим признакам, обеспечение эффективности внутренней и внешней деятельности человека, направленной на решение проблем на базе жизненного опыта, образованности, развития психических процессов и качеств;

УДК 159.9.07

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССОНАЛИЗМА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ

М. А. Ларионова

Рассматривается роль креативности преподавателя вуза в развитии профессионализма. Приводятся данные практического исследования условий его личностно-профессионального развития.

Ключевые слова: профессионализм преподавателя вуза, условия личностно-профессионального развития, творческая активность в профессиональной деятельности преподавателя.

Система высшего профессионального образования в последнее десятилетие интенсивно модернизируется. Однако этот процесс нельзя однозначно считать позитивным, так как происходит не только содержательное обнов-

— ориентирование, планирование в процессе жизненного самоопределения, сознательное проектирование, построение человеком своей жизни, судьбы;

— обеспечение эффективности процессов саморегуляции, самоорганизации, самоконтроля;

— активизация процессов самосовершенствования, самореализации, саморазвития;

— гармонизация внутреннего мира человека, создание целостной непротиворечивой «Я-концепции», состояния внутреннего благополучия, обеспечение полноценной духовной и душевной жизни человека, повышение качества жизни;

— обеспечение прогрессивных изменений, обновления индивидуального и общественного бытия во всех сферах жизни человека.

Реализация программы осуществлялась в рамках программ дополнительного образования и через организацию «Психологической мастерской для взрослых». Отдельные элементы программы вошли в работу школьных психологов с родителями.

1 Исаева Н. И. Концептуальная модель профессии психолога в контексте профессиональной культуры // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 11. С. 121-130.

2 Яценко Е. А. К вопросу о формировании культуры «Я» студентов педагогического колледжа // Образование и общество. 2009. № 3. С. 71-74.

3 Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. М., 1997. С. 287.

4 Мотков О. И. Психология самопознания личности: практическое пособие. М., 1993. С. 15.

5 Обозов Н. И. Психологическая культура отношений. СПб., 1995. С. 33.

6 Семикин В. В. Психологическая культура в образовании человека : монография. СПб., 2002. 155 с.

7 Колмогорова Л. С. Становление психологической культуры школьника // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 83-91.

8 Змеев С. И. Технология обучения взрослых : учеб. пособие. М., 2002. С. 50.

9 Колмогорова Л. С. Диагностика психологической культуры школьников. М., 2002. С. 37.

ление образовательных стандартов, программ и другого информационно-технологического ресурса высшей школы, но и наблюдается отток профессиональных кадров, снижение студенческого контингента и уровня его подготовленности при поступлении в вуз.

На наш взгляд, особое значение в сложившейся ситуации имеет профессионализм преподавателя высшей школы, точнее, характер и качество его личностнопрофессионального развития. Изменения в образовательной системе будут продуктивнее, если произойдет принятие позиции субъекта образования одним из важнейших ее участников, от которого зависят качество образования, создание развивающей, психологически экологичной среды. Поэтому становится важным развитие в профессии и самого преподавателя вуза.

Анализ психологической и педагогической литературы, отражающей специфику, закономерности развития

профессионализма, показал, что имеющиеся отличия и сходства в подходах к исследованию данной научной проблемы открывают возможность изучить развитие профессионализма преподавателя высшей школы с междисциплинарных и общеметодологических позиций. В то же время во многих современных психолого-педагоги-ческих работах исследователи приходят к выводу, что под профессионализмом следует понимать высокий уровень профессионального мастерства1

Что же для преподавателя вуза будет профессионализмом? Под профессионализмом мы понимаем субъектное качество, проявляющееся в способности продуктивно реализовывать профессиональную деятельность, анализировать ее результаты и двигаться в профессиональном развитии к мастерству посредством ценностнорефлексивного отношения к себе, другим людям, жизнедеятельности в целом. Данное определение указывает, что при реализации профессиональной деятельности в образовании всегда задействована личность, которая является ее важнейшим инструментом. Более того, рассматривать профессионализм педагога любой образовательной ступени необходимо во взаимосвязи с развитием его личности, поскольку «подлинное профессиональное развитие немыслимо вне личностного развития» педагога 2. Это общее положение относится и к развитию профессионализма преподавателя вуза, в состав профессиональной деятельности которого включена педагогическая деятельность.

Сущность личностно-профессионального развития преподавателя высшей школы возможно раскрыть через содержание профессиональных задач, которые он решает в профессионально-педагогической деятельности. Задача выступает проектом осуществляемой им деятельности. Известно, что «не всякая деятельность и не на каждом этапе имеет результат в виде предмета или продукта. Результатом может быть решение разного рода задач, которые ставятся самим субъектом (или перед ним) в профессиональной деятельности» ^

Профессиональные задачи структурируют, «опредмечивают» профессионализм преподавателя, наполняют его содержанием, открывают пути к реализации субъектных возможностей в образовательном процессе, научноисследовательской деятельности и т. д.

Важнейшими профессиональными задачами преподавателя вуза являются: подготовка специалиста высшей квалификации; анализ и оценка процесса и результатов подготовки будущего специалиста; осуществление научно-исследовательской и педагогической деятельности в единстве; операционально-техническое обустройство образовательного процесса; создание научно-методических решений образовательного процесса.

Качество решения всех перечисленных задач зависит от уровня профессионализма вузовского преподавателя. Однако решение последней задачи, связанной с созданием нового научного и методического продукта, требует от преподавателя высшей школы быть креативным, творчески активным. В этой связи значимой характеристикой его профессионализма является стремление и способность к научно-методическому, научно-исследовательскому творчеству. Указанная способность проявляется

в применении и разработке новых методических средств и техник обеспечения образовательного процесса, в обосновании новых приемов и концепций эффективной организации развивающей среды для человека, получающего общее, специальное или дополнительное образование в учебном заведении, в создании новых концепций и теорий, практико-ориентированных технологий.

Однако вопрос о творческой активности преподавателя высшей школы не столь однозначен, когда мы исследуем его личностно-профессиональное развитие. Степень развития креативности преподавателя, характер и качество способности к творчеству зависят как от его личностных особенностей, так и от специфики профессионального опыта, содержания профессиональной деятельности, а также той профессиональной среды, в которой находится преподаватель вуза. Востребованность творческой активности может побуждать преподавателя развивать креативность, стремиться к творчеству в профессии и, наоборот, отсутствие запроса на его творческую активность либо формальное отношение субъектов профессионального пространства преподавателя к данному аспекту деятельности снижают или полностью блокируют саму потребность в творчестве.

В то же время многие ученые, занимающиеся проблемой профессионализации личности, указывают, что компонент творчества будет представлен в деятельности профессионала высокого уровня. Так, А. Р. Фонарев пишет, что это характерно прежде всего для профессий группы «человек-человек» 4, А. К. Маркова утверждает, что именно в творчестве состоит специфика профессиональной деятельности педагога5.

Так как в профессиональной деятельности преподавателя вуза педагогическая ее составляющая достаточно значима, то можно утверждать, что творчество в развитии профессионализма играет существенную роль. Кроме того, только взаимосвязь научного, научно-методического и педагогического творчества на фоне развитой рефлексивности преподавателя высшей школы обеспечивает продуктивное движение и самоизменение личности в процессе профессионального развития.

Последняя из перечисленных выше профессиональных задач наряду с задачей, связанной с осуществлением в единстве научно-исследовательской и педагогической деятельности, является специфичной для профессии вузовского преподавателя. Таким образом, личностное развитие, выход в субъектную позицию по отношению к собственной профессиональной деятельности в целом, взаимопроникновение видов профессиональной деятельности и взаимообогащение их предметного содержания за счет творческой активности и рефлексивности преподавателя вуза раскрывают психолого-педагогическую сущность его личностно-профессионального развития.

Эта особенность отражается и в специфике профессионально важных качеств преподавателя вуза. Некоторые авторы отмечают, что одним из главных таких качеств является способность к восприятию и овладению необходимой новейшей информацией в соответствующей отрасли знаний. Они пишут, что научно-педагогический работник, чтобы реализовать на высоком уровне профессиональную деятельность, должен прой-

ти подготовку как высококвалифицированный ученый, свободно осуществляющий педагогические и исследовательские инновации 6

Наша точка зрения сходна с данным мнением, поскольку мы видим ключ к пониманию специфики развития преподавателя вуза в профессии в принятии им позиции о взаимосвязанности личностно-профессиональных характеристик как ученого и педагога, проявляющихся, в первую очередь, посредством профессионально важных качеств и способностей.

По мере овладения профессией многие личностные качества преподавателя вуза становятся профессионально важными качествами, определяющими продуктивность его профессиональной деятельности, а также дальнейшего развития профессионализма как сложного субъектного качества. Профессионализм преподавателя вуза проявляется, таким образом, и через индивидуально-личностные особенности, которые имеют значение для эффективности в реализации профессиональной деятельности. Среди них, как мы отметили выше, важное место занимает креативность, так как сами цели и задачи профессиональной деятельности в высшей школе требуют от преподавателя реализации эвристического подхода в собственно-педагогической, научно-методической, научно-исследовательской деятельности. Развитие творческого потенциала преподавателя позволяет ему осуществлять поиск нового, обобщать, анализировать научные факты и факты профессионально-педагогической действительности.

Таким образом, развитая креативность способствует выдвижению новых научных гипотез, побуждает к новым научным исследованиям, влияет на развитие интеллектуальных способностей преподавателя вуза. Постоянное стремление к теоретическому обобщению эмпирических фактов, описание явлений окружающей действительности с помощью научной терминологии характеризует развитость научного мышления преподавателя, его потребность осваивать, исследовать суть, причины наблюдаемых физических, психических, социальных явлений.

Творческая активность, креативность преподавателя вуза выступает и средством воспитания обучающихся, так как позволяют понять культурологические особенности плана сегодняшней молодежи, выстроить свою профессиональную позицию, организовать научную дискуссию на учебном занятии, побудив студентов к осмыслению собственных ценностей, смыслов, целей жизни.

Можно утверждать, что творческие способности личности преподавателя вуза, проявляясь в интеллектуальной деятельности, в умении побудить студентов к изучению какой-либо научной проблемы, стимулировать процесс самостоятельного приобретения ими знаний, создавать научные концепции, теории, модели и другие продукты научно-педагогического творчества, непосред-

ственно влияют на его продуктивное личностно-профессиональное развитие.

Однако уровень профессионализма преподавателей высшей школы различен. В проведенном исследовании мы установили, что среди преподавателей вуза в обследуемой выборке (58 человек) на низком уровне развития профессионализма находятся 26% опрошенных, на достаточном уровне — 71% преподавателей, что составляет большую часть выборки. И на высоком уровне развития профессионализма находятся только 3% опрошенных.

Мы решили обследовать данную выборку по методике определения уровня абнотивности Ю. А. Адушевой, М. М. Кашапова, разработанной для диагностики преподавателей высшей школы и предназначенной для выявления его уровня креативности. И получили следующие результаты: низкий уровень абнотивности — 29% опрошенных, средний уровень абнотивности — 42% преподавателей, и наконец, высокий уровень абнотивности был выявлен у 29% респондентов.

Соотнося уровень развития профессионализма и уровень абнотивности преподавателей, мы не выявили признака однозначности во взаимосвязи уровня профессионализма и абнотивности. Однако при проведении корреляционного анализа с помощью коэффициента Спирмена мы получили значение коэффициента 0,793. При этом связь уровня профессионализма и абнотивности является двусторонней. Таким образом, корреляционный анализ доказывает, что как развитие профессионализма сопряжено с развитием абнотивности, так и высокий уровень абнотивности способствует развитию профессионализма достаточного и высокого уровня.

Выявленная тенденция позволяет сделать вывод, что в развитии профессионализма преподавателя высшей школы важную роль играют творческие способности и в целом его творческая активность в профессиональной деятельности.

1 Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала : избр. психол. тр. Москва-Воронеж, 2004. 705 с. ; Каби-ров Ф. 3. Психологические механизмы развития профессионализма практического психолога в условиях вузовского образования : монография. Омск, 2003. 200 с. ; Лотова И. П. Профессиональная карьера государственных служащих: теория, методология, практика : монография. М., 2008. 448 с.

2 Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя : учеб. пособие. М., 2004. С. 4.

3 Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни : монография. М., 1991. С. 162.

4 Фонарев А. Р. Психология становления личности профессионала : учеб. пособие. М., 2005. С. 240.

5 Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. 1995. № 6. С. 55-63.

6 Запольская В. В. Научно-педагогические кадры вуза: развитие и управление подготовкой : монография. Воронеж, 1981. С. 136 ; и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.