Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные навыки / дистанционное обучение / учебный материал / образование / учащиеся / professional skills / distance learning / study material / education / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Ж. Ырымтай, С.С. Онгарбаева

В современном образовании дистанционное обучение становится все более значимым. Однако, его эффективность и адаптация к различным условиям требуют дополнительного исследования. В данной статье проведен анализ ограничений и преимуществ дистанционного обучения, с учетом опыта развитых стран. Основная цель исследования заключается в выявлении проблем, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели, а также в предложении механизмов их решения на основе мирового опыта. Результаты работы направлены на разработку рекомендаций по качественному освоению учебного материала с использованием дистанционных технологий в различных учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Ж. Ырымтай, С.С. Онгарбаева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING STUDENTS' PROFESSIONAL SKILLS THROUGH THE USE OF DISTANCE LEARNING METHODS

In modern education, distance learning is becoming increasingly significant. However, its effectiveness and adaptation to various conditions require additional research. This article analyzes the limitations and advantages of distance learning, taking into account the experience of developed countries. The main goal of the study is to identify the problems faced by students and educators and to propose mechanisms for their solution based on global experience. The results of the work aim to develop recommendations for the qualitative mastering of educational material using distance technologies in various educational institutions.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

А.Ж. Ырымтай, магистр педагогических наук, преподаватель-ассистент С.С. Онгарбаева, магистр педагогических наук, преподаватель-лектор Жетысуский университет им. И. Жансугурова (Казахстан, г. Талдыкорган)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-4-160-163

Аннотация. В современном образовании дистанционное обучение становится все более значимым. Однако, его эффективность и адаптация к различным условиям требуют дополнительного исследования. В данной статье проведен анализ ограничений и преимуществ дистанционного обучения, с учетом опыта развитых стран. Основная цель исследования заключается в выявлении проблем, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели, а также в предложении механизмов их решения на основе мирового опыта. Результаты работы направлены на разработку рекомендаций по качественному освоению учебного материала с использованием дистанционных технологий в различных учебных заведениях.

Ключевые слова: профессиональные навыки, дистанционное обучение, учебный материал, образование, учащиеся.

Формирование желания к самообразованию является важным условием для осуществления концепции непрерывного образования. С развитием электронных коммуникаций, становится возможным и популярным дистанционное обучение, которое представляет собой один из способов самостоятельного приобретения профессиональных навыков. Регулярное обучение становится наиболее практичной областью дистанционного обучения в сфере профессионального роста. Фактически, дистанционное обучение сегодня сталкивается с рядом проблем, связанных с его реализацией:

1) отсутствие научно обоснованных методов разработки курсов и материалов;

2) достоверные критерии оценки качества обучения студентов в данной форме обучения;

3) плохая подготовка профессионалов;

4) качество образования и профессиональных навыков [1].

Для решения вышеупомянутых проблем предлагается следующее: сначала, использовать дистанционное обучение в ограниченных группах, преимущественно для теоретического обучения студентов. Это позволит эффективно использовать ресурсы и обеспечить более глубокое погруже-

ние в материал. Во-вторых, необходимо усилить разработку, внедрение и поддержку систем дистанционного обучения. Это включает в себя создание удобных платформ, разработку качественных учебных материалов и обеспечение технической поддержки. Наконец, важно материально вознаградить учителей, которые активно вовлечены в организацию и проведение дистанционного обучения. Это может стимулировать их участие и повысить качество образования в целом. При аккредитации комиссии должны обратить особое внимание на практику внедрения дистанционного обучения [2]. Программа имеет следующие преимущества: во-первых, отсутствие необходимости тратить время на дорогу до места проведения дистанционных тренировок, что позволяет сэкономить как минимум час ежедневно. Во-вторых, современный мир предоставляет возможности для образования, которые могут быть востребованы только сейчас. И, наконец, только качественное образование способно подготовить квалифицированных профессионалов, которые мобильны, ответственны, творчески мыслят, готовы к саморазвитию и обладают способностью к саморазвитию [3].

Согласно концепции пожизненного обучения, подготовка выпускников к непрерывному самообразованию, стимулирующему их личностный прогресс, обеспечивает быструю адаптацию к социально-экономическим изменениям, новым технологиям и экономическим тенденциям. Современное высшее образование изменяет подход к обучению выпускников, которые могут демонстрировать разносторонние профессиональные знания, быть креативными, инициативными, готовыми к принятию решений и постоянно самостоятельно приобретать новые знания и навыки, не стремясь к формированию сложных специалистов [4]. Современная личностно-ориентированная образовательная парадигма, заключающаяся в переходе студента из позиции пассивного потребителя учебной информации в позицию активного и независимого субъекта образовательного процесса, определяет усиление роли самозанятости образовательного процесса [5]. Цель профессионального обучения состоит в формировании компетентного, мобильного, инициативного специалиста, способного самостоятельно и эффективно решать профессиональные задачи в различных условиях. Для достижения высокого уровня компетентности требуется развитие как общекультурных, так и профессиональных навыков. Однако, несмотря на усердные усилия по изучению методов организации самостоятельной работы студентов, недостаточное внимание уделяется вопросам повышения ее роли в современном образовании и созданию соответствующих условий для этого. Изучение литературы, публикаций, нормативных документов и опыта выявило следующие противоречия:

1. Между необходимостью разнообразного развития навыков и статичностью школьной подготовки.

2. Между увеличением самостоятельной работы студентов и их нежеланием эффективно использовать это время.

3. Между потребностью в развитии личности студента и их недостаточной способностью к самостоятельной деятельности.

4. Между необходимостью сосредоточить развитие навыков на профессиональном развитии и пригодностью процессов самостоятельной работы.

Решение этих противоречий состоит в определении условий для эффективного формирования профессиональных навыков студентов через организацию их самостоятельной работы. Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Сформулированы профессиональные навыки преподавателей вузов в области дистанционного обучения и обоснована необходимость их обучения в системе повышения квалификации через Web Course Tools (WebCT).

2. Обобщены основные подходы к использованию образовательной среды WebCT и расширены ее возможности в процессе подготовки учителей.

3. Разработана технология обучения преподавателей вузов созданию педагогических и методических комплексов для дистанционного обучения на базе WebCT.

4. Определены этапы мониторинга жизненного цикла учебно-методического комплекса, каждому из которых соответствует определенный набор навыков, приобретаемых во время образовательной программы.

В новом информационном обществе, где количество знаний растет лавинообразно, и данные необходимы для различных сфер жизни, становится все более важным развивать и улучшать механизмы передачи знаний на протяжении всей жизни в соответствии с потребностями людей и общества [6]. Информационная революция, подкрепленная новыми информационными технологиями, стимулировала стремительное развитие методов дистанционного обучения и формирование концепции открытого образования.

В ходе исследования были использованы различные методы:

1. Теоретический: анализ научной литературы, обобщение данных, моделирование, проектирование систем, исследование нормативных документов в области образования.

2. Эмпирический: анализ существующего опыта в системах непрерывного и ди-

станционного обучения, расширенные наблюдения, анкетирование, беседы, контент-анализ, оценка, поиск в Интернете, педагогический эксперимент, ретроспективный анализ личного педагогического опыта.

3. Статистический: обработка количественных и качественных данных, графическое представление результатов исследования. Внедрение технологий дистанционного обучения основано на общедидактических методах обучения.

Основные методы дистанционного обучения включают:

1. Самообучение: учащиеся взаимодействуют с образовательными ресурсами без значительного участия учителей или консультантов.

2. Индивидуальное обучение: студент работает с одним преподавателем или консультантом.

3. Обучение один-ко-многим: преподаватель предоставляет учебный материал, а студенты не играют активную роль в общении.

4. Обучение многие ко многим: все участники активно взаимодействуют друг с другом.

5. Метод проекта: студенты разрабатывают и создают продукт или явление в течение определенного периода времени.

6. Проблемное обучение: студенты решают сложные задачи, стимулируя познавательную деятельность.

7. Исследовательское обучение: участники сосредотачиваются на четко определенных целях и используют разнообразные исследовательские методы.

Основными инструментами дистанционного обучения являются разнообразные ресурсы: книги в печатном и электронном форматах, онлайн-курсы, компьютерные обучающие программы в стандартном и

деоматериалы, записи лекций, видеоконференции, общение на форумах, виртуальные лаборатории, контрольные работы, семинары, тренажеры, базы данных и ресурсы с открытым доступом, онлайн-библиотеки, дидактические материалы, основанные на экспертных и информационных системах [7]. Использование форм, методов и инструментов дистанционного обучения в учебном процессе свидетельствует о том, что дистанционное образование органично вписывается в систему современных технологий. Основные технологии дистанционного обучения включают в себя интернет-технологии, кейс-технологии и видеотехнологии. Перспективы развития этих технологий определяются накопленным опытом, который подтверждается методическими исследованиями и свидетельствует о их эффективности.

Таким образом, использование информационных технологий в образовательном процессе и развитие дистанционного обучения на их основе не только затрагивают методологические и организационные аспекты системы образования, но также глубоко исследуют новую модель образования, соответствующую требованиям информационной эпохи. В соответствии с этими требованиями, применение компе-тентностного подхода должно способствовать широкому использованию активных и интерактивных методов обучения, включая внеклассную деятельность, с целью формирования и развития необходимых навыков у студентов. Технологии дистанционного обучения могут быть успешно применены в различных формах обучения, но особенно эффективны они в заочном обучении, где преподаватель должен оперативно предоставить большой объем информации.

мультимедиином вариантах, аудио- и ви-

Библиографический список

1. Weinstein J., Yesin R. Assessment of the formation of professional competencies in the digital environment of the university: scientific publication // Computer Science and Education. - 2020. - № 6. - P. 52-60.

2. Bagci K., Celik H.E. Examination of factors affecting continuance intention to use web-based distance learning system via structural equation modelling // Eurasian Journal of Educational Research. - 2018. - № 78. - P. 43-66.

3. Baidildinov T.Zh., Sakhipov A.A. Development of an information-resource learning environment with means of interactive interaction // Materials of the International Scientific-Practical Conference "Science Today: Theoretical and Practical Aspects". - 2015. - P. 54-61.

4. Costa R.D., Souza G.F., Valentim R.A.M., Castro T.B. The theory of learning styles applied to distance learning // Cognitive Systems Research. - 2020. - № 64. - P. 134-145.

5. Gao Y., Zhang S.Y. Design of and research on autonomous learning system for distance education based on data mining technology // Educational Sciences: Theory & Practice. - 2018.

- Vol. 18. № 6. - P. 2633-2640.

6. Kayser I., Merz T. Lone wolves in distance learning? An empirical analysis of the tendency to communicate within student groups // International Journal of Mobile and Blended Learning.

- 2020. - Vol. 12. № 1. - P. 82-94.

7. Walek B., Ducange P., Hosek O. Designing a tool for evaluating the quality of the teaching-learning workflow of distance learning universities // Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2018. - № 661. - P. 358-368.

DEVELOPING STUDENTS' PROFESSIONAL SKILLS THROUGH THE USE OF DISTANCE LEARNING METHODS

A.Zh. Yrymtay, Master of Pedagogical Sciences, Assistant Lecturer S.S. Ongarbayeva, Master of Pedagogical Sciences, Lecturer Zhetysu State University named after I. Zhansugurov (Kazakhstan, Taldykorgan)

Abstract. In modern education, distance learning is becoming increasingly significant. However, its effectiveness and adaptation to various conditions require additional research. This article analyzes the limitations and advantages of distance learning, taking into account the experience of developed countries. The main goal of the study is to identify the problems faced by students and educators and to propose mechanisms for their solution based on global experience. The results of the work aim to develop recommendations for the qualitative mastering of educational material using distance technologies in various educational institutions.

Keywords: professional skills, distance learning, study material, education, students.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.