Научная статья на тему 'Развитие профессиональных компетенций учителя физики на базе информационно-коммуникационных технологий'

Развитие профессиональных компетенций учителя физики на базе информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
742
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Инусова Халимат Магомедова, Шамхалова Наида Курбановна

В статье рассмотрена профессиональная компетенция учителя физики в педагогическом образовании. Проанализировано развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя в условиях стремительной смены информационных потоков и используемые информационные технологии, очерчена необходимость адаптации в информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPETENCE DEVELOPMENT OF PHYSICS TEACHERS BASED ON INFORMATION- COMMUNICATION TECHNOLOGIES

The article describes the physics teacher professional competence in teacher education. Analyzed the development of information and communication competence of the teacher in a rapidly changing information flows and information technology used, outlined the need to adapt to the information society.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных компетенций учителя физики на базе информационно-коммуникационных технологий»

УДК 378

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ НА БАЗЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассмотрена профессиональная компетенция учителя физики в педагогическом образовании. Проанализировано развитие информационно-коммуникативной компетентности учителя в условиях стремительной смены информационных потоков и используемые информационные технологии, очерчена необходимость адаптации в информационном обществе.

Ключевые слова: учитель физики, информационная компетенция, компетентность, профессиональная компетентность.

COMPETENCE DEVELOPMENT OF PHYSICS TEACHERS BASED ON INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Annotation. The article describes the physics teacher professional competence in teacher education. Analyzed the development of information and communication competence of the teacher in a rapidly changing information flows and information technology used, outlined the need to adapt to the information society.

Keywords: physics teacher, informational competence, competence, professional competence.

Современные подходы к отбору содержания учебного материала, методов обучения, разнообразных форм организации познавательной деятельности, формируют познавательный интерес учащихся. Но, к сожалению, используя все это, мы не всегда получаем те результаты, которых ожидаем.

Усвоение школьного материала крайне затруднительно, поэтому важно научить школьников мыслить, самостоятельно действовать, ориентироваться в различных ситуациях, знать подходы к решению проблем. Учебный предмет «Физика» открывает для этого много возможностей. Мастерство учителя заключается не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить ученику тот или иной материал, а именно в умении создать такую учебную ситуацию, когда у школьника появляется потребность в знании этого материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний, процесс обучения это не столько процесс «перекачки знаний», сколько процесс управления состоянием ученика, процесс, создающий условия для формирования познавательных процедур, следствием которых и являются приобретаемые знания [1; 2].

Мы живем в XXI в., который является веком информационных технологий, дети сегодня гораздо лучше нас умеют обращаться с различными электронными устройствами, а через некоторое время может оказаться, что мы с ними разговариваем на «разных языках» и попросту не понимаем друг друга, а это непременно скажется на результатах учебной деятельности учащихся. Достижение ребенком нового качества образования в условиях информационного общества невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Информационно-коммуникативная компетентность выпускника средней школы - это комплекс сформированных качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность к изменениям, эффективность деятельности в условиях информатизации современного общества при овладении и умелом использовании информационно-коммуникационными технологиями, позволяющими правильно

© Инусова Х.М., Шамхалова Н.К., 2014

Х.М. Инусова Н.К. Шамхалова

Khalimat Inusova Naida Shamhalova

выбрать свою индивидуальную образовательную траекторию. При этом особую значимость приобретает развитие информационно-коммуникативной компетентности личности в условиях стремительной смены информационных потоков и используемых технологий, когда возрастает необходимость развития умений адаптироваться в информационном обществе. Здесь выделяются две прямо противоположные проблемы: неготовность значительной части обучающихся использовать новые информационные технологии или, наоборот, чрезмерная увлеченность компьютерными средствами в ущерб другим видам и типам коммуникаций.

Суть формирования информационных компетенций на уроках состоит в самой сути физики как науки, которая строится на системе физических теорий, принципа соответствия и границ применимости таких теорий. То есть речь идет о построении системы для каждого из изучаемых разделов на основе уже изученных ранее физических теорий и законов, а также причинно-следственных связей в них [3].

Следовательно, информационные и коммуникативные компетенции обучающегося формируются не раздельно, а вместе, образуя информационно-коммуникативную компетентность обучающегося, которая в дальнейшем поможет в эффективной работе с информационными процессами, выборе индивидуальной образовательной траектории.

Развитие профессиональных компетенций будущего учителя физики и того, чтобы каждый учащийся действительно стал активным участником учебного процесса, требует широкого применения новых информационных и коммуникационных технологий. Эти технологии развиваются столь стремительно, что чрезвычайно трудно успевать за их движением [2].

Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой. Новые информационные образовательные технологии на основе компьютерных средств позволяют повысить эффективность занятий на 20-30 %. Внедрение компьютера в сферу образования стало началом революционного преобразования традиционных методов и технологий обучения и всей отрасли образования. Важную роль на этом этапе играли коммуникационные технологии: телефонные средства связи, телевидение, космические коммуникации, которые в основном применялись при управлении процессом обучения и системах дополнительного обучения.

Совершенствование процесса обучения будущего учителя физики, рассматриваемое в современных педагогических исследованиях, предполагает внесение существенных изменений и дополнений в действующий процесс обучения студентов педагогических вузов ввиду того, что наблюдается определенная неудовлетворенность общества именно профессионально-методической подготовкой учителей общеобразовательных учебных заведений. Необходимость в усилении подготовки будущих учителей физики педагогических вузов к инновационной деятельности возросла и в связи с появлением школ с дифференцированным обучением, что привело к возникновению разнообразия в организации и оборудовании школьных кабинетов, связанного с выделением базовой, углубленной, интегрированной и других программ по физике.

Использование информационной технологии при обучении физики и повышение инновационной деятельности при этом является актуальным в обучении будущего учителя физики [1].

С точки зрения потребностей обучения физике можно отметить следующие наиболее перспективные направления использования новых информационных технологий:

— моделирование физических явлений и процессов с использованием информационных технологий;

— использование компьютерных программ для эффективного проведения лекционных и семинарских занятий с виртуальными демонстрационными опытами.

Именно информационные технологии позволяют совершенно расширить понятие учебного процесса, разнообразить и улучшить методику проведения лекционных и практических занятий по физике в школе и вузе.

Исходя из того, что в ближайшем будущем все школы планируют сделать профильными, оснастить современными средствами обучения, в число которых входят компьютеры, подключить к глобальной сети Интернет, возникнет проблема нехватки учителей физики, имеющих соответствующую профессиональную компетентность. В рамках формирования ключевых, базовых и специальных компетенций как составляющих профессиональной компетентности особый интерес представляет процесс формирования информационной компетенции.

Информационная компетенция подразумевает знание учителем физики компьютерных технологий, вспомогательных устройств и другого современного школьного оборудования, а также умение применять его в преподавательской деятельности с учетом возрастных особенностей школьников. Современному специалисту необходимо представлять конфигурацию, устройство и принцип действия компьютерных сетей разного уровня. Любой современный учитель физики должен уметь работать с цифровой информацией, иметь представление о существующих программных продуктах, их назначении и уметь ими пользоваться при проведении урока или подготовки к нему.

Формирование профессиональной компетентности будущих учителей физики средствами компьютерных технологий реализуется двумя способами.

Первый - это формирование общей компьютерной грамотности у студентов, так как на сегодняшний день она является одной из составляющих профессиональной компетентности специалистов многих профессий, в том числе и педагогических. В результате на уровне ключевых компетенций компьютерная грамотность проявляется в умении использовать компьютерные модели как дидактическое условие повышения эффективности учебного процесса. На уровне базовых компетенций - в умении проектировать уроки по физике с использованием компьютерных моделей различного типа. На уровне специальных компетенций - в умении анализировать дидактические возможности компьютерных моделей по различным разделам физики, организовывать исследовательскую и проектную деятельность учащихся при использовании компьютерных моделей на уроках физики. На физическом факультете это достигается путем изучения студентами курсов «Технические и аудиовизуальные средства обучения», «Информационная технология в физико-математическом образовании», «Применение информационный технологий при изучении физики и методики обучения физике», которые дают представление об аппаратных средствах персонального компьютера, о принципах его работы, а также о программных средствах общего назначения. Дополнением к этим курсам, на наш взгляд, может быть использование на занятиях специального программного обеспечения, обучающих и контролирующих программ, а также изучение принципов работы этих программ и изучение дидактических основ их составления.

Студентам-физикам предлагается использовать компьютерные технологии при изучении физики и методики обучения физике, при прохождении педагогической и научно-исследовательской практик, при изучении курсов по выбору, а также при подготовке и защите курсовых и дипломных работ. Читаются специальные курсы «Современные средства оценивания результатов обучения», «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» с практическими занятиями.

Второй способ использования средств компьютерных технологий, который применяется в процессе формирования информационной компетенции и как следствие общей профессиональной компетентности будущих учителей физики - это всестороннее применение компьютера преподавателями на занятиях со студентами.

Реализация данного положения на практике осуществляется в условиях расширения спектра применения компьютеров в учебном процессе. Речь идет о применении персонального компьютера

во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля степени усвоения обучаемыми учебного материала.

Таким образом, до настоящего времени недостаточно разработаны теоретические подходы к организации обучения учителя-физика с целью формирования его информационной компетенции. В частности, не уделяется должного внимания специфике формирования информационной компетенции будущего учителя физики, и поэтому достижение нового качества образования в условиях информационного общества невозможно без использования информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Библиографический список

1. Акуленко В. Л. Компьютерные модели на уроках физики // Материалы XIV международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк, 26-27 июня 2003 г. - Троицк, 2003.

2. Акуленко В. Л., Босова Л. Л. О проблемах внедрения информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения физике // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Региональные проблемы информатизации образования: опыт, тенденции, перспективы». Чебоксары, 17-20 апреля 2003 г. - Чебоксары, 2003.

3. Акиньшина В. А. Информатизация учебного процесса по различным школьным предметам // Современные информационные технологии в науке, образовании и практике. VII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. - Оренбург, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.