Научная статья на тему 'Информационная компетенция педагогов-технологов'

Информационная компетенция педагогов-технологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ / COMPETENCE-BASED APPROACH / INFORMATION COMPETENCE / THE COMPONENTS OF THE INFORMATION COMPETENCE / INFORMATION TECHNOLOGY COMPETENCE OF TEACHERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Столяр Ирина Леонидовна

Статья посвящена теоретическому анализу компетентностной модели подготовки педагога. Рассматриваются подходы к определению содержания и структуры информационной компетенции учителей технологов. Выделяются основные задачи формирования информационной компетенции будущих учителей технологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Столяр Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information competence teachers of Technology

The article deals with analysis of scientific psychological and educational literature to identify approaches to the definition of information technology teacher competence. The main task of shaping the information competence of teachers technologists.

Текст научной работы на тему «Информационная компетенция педагогов-технологов»

УДК 378.1 ББК 74.6

Столяр Ирина Леонидовна

аспирант

кафедра теории и методики профессионального образования Сургутский государственный университет г. Сургут Stolyar Irina Leonidovna Chair of theory and a methods professional education Surgut State University Surgut lesi [email protected]

Информационная компетенция педагогов-технологов Information competence teachers of Technology

Статья посвящена теоретическому анализу компетентностной модели подготовки педагога. Рассматриваются подходы к определению содержания и структуры информационной компетенции учителей технологов. Выделяются основные задачи формирования информационной компетенции будущих учителей технологов.

The article deals with analysis of scientific psychological and educational literature to identify approaches to the definition of information technology teacher competence. The main task of shaping the information competence of teachers technologists.

Ключевые слова: компетентностный подход, информационная компетенция, компоненты информационной компетенции, информационная компетенция учителей технологии.

Key words: competence-based approach, information competence, the components of the information competence, information technology competence of teachers.

Компетентностная модель специалиста для сферы педагогики и технологии содержит следующие группы компетенций:

• социально-личностные,

• экономические и организационно-управленческие,

• общенаучные,

• общепрофессиональные (инвариантные к профессиональной деятельности),

• специальные (владение алгоритмами деятельности, связанными с моделированием, проектированием, научными исследованиями).

Социально-личностные, экономические и организационноуправленческие, общенаучные и общепрофессиональные компетенции служат основой, которая позволяет выпускнику быстро ориентироваться на рынке труда и быть подготовленным к повышению квалификации путем продолжения образования.

Блок специальных компетенций (профессионально ориентированных знаний и навыков) решает задачи объектного и предметного характера подготовки, обеспечивая привязку к объекту, предмету труда.

Научные знания, обеспечивающие способность специалистов к решению сложных вопросов и принятию самостоятельных решений, являются когнитивной основой всех компетенций.

Для специалиста в сфере педагогики и технологий характерными являются технологическая, сервисно-эксплуатационная, экспериментальноисследовательская, проектно-конструкторская, проектно-технологическая, научно-исследовательская и организационно-управленческая деятельность. Список задач профессиональной сферы деятельности для выпускников конкретного направления подготовки представляет основу для выработки состава компетенций, необходимых для их эффективной деятельности. Все эти компетенции -базовая основа для разработки содержания подготовки. Перечень и содержание компетенций применяют также для проверки уровня подготовки выпускника.

В широком комплексе компетенций, которыми должен овладеть будущий специалист, ведущее место занимает информационная компетенция, которая аккумулировала в себе целый ряд специальных умений и навыков, гарантирующих повышение эффективности процесса обучения, с помощью «умелого» применения новых информационных технологий (НИТ). Информационная компетенция является составляющей общепрофессиональной и специальной профессиональной компетентности современного специалиста.

Понятия «информационная компетенция» и «информационная компетентность» - достаточно широкие и определяемые на современном этапе развития педагогики неоднозначно (В.Л. Акуленко, М.Г. Дзугоева, О.Б. Зайцева, А.Л. Семёнов, Н.Ю. Таирова, О.М. Толстых). Исследования ученых содержат следующие трактовки понятия «информационная компетентность»:

• сложное индивидуально-психологическое образование на основе интеграции теоретических знаний, практических умений в области инновационных технологий и установленного набора личностных качеств [2];

• новая грамотность, в состав которой входят умения активной самостоятельной обработки информации личностью, принятие принципиально новых решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств [6].

Базой, объединяющей исследования по проблеме становления и развития компетентности, по нашему мнению, является само понятие «информация».

Мы предполагаем, что информационная компетентность - это интегративная характеристика личности, результат отображения процессов подбора, усвоения, обработки, трансформации и генерирования информации в специальный тип предметно-специфических знаний, позволяющий вырабатывать, принимать, прогнозировать и находить применение с помощью оптимальных решений в дифференцированных сферах деятельности.

Информационной компетенцией предусмотрено обладание знаниями, умениями, навыками и практическим опытом их применения при решении обусловленного перечня социально-профессиональных задач с помощью НИТ, а также, в свою очередь, умение модернизировать свои знания и опыт в профессиональной сфере.

С универсальных позиций теории обучения можно выделить такие этапы формирования информационной компетентности специалистов в образовательной системе, как компьютерная грамотность, информационная грамотность и информационная компетентность.

Компьютерная грамотность является изучением минимального набора знаний и навыков работы с персональным компьютером, понимания основ информатики и значения информационных технологий в существовании общества. Итоговая цель овладения компьютерной грамотностью - это подготовка грамотных конечных пользователей компьютерной техники, которые могут самолично пользоваться программным обеспечением обработки текстовой, графической, табличной информации, ориентироваться в компьютерных сетях, обладать навыками работы с мультимедиа и гипертекстами.

Компьютерная грамотность не является достаточной для деятельности личности в информационном мире.

Информационная грамотность - это образцовые способы обращения со знаками, моделями, данными, информацией и презентация их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических вопросов; хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств, информации и телекоммуникаций.

В США информационная грамотность определяется как осознание потребности в необходимости информации, знание того, как достигнуть и использовать информацию, умение оценить ее, и способность обмениваться информацией.

Н.И. Гендина предлагает использовать данный термин для обозначения комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для человека информационного общества [7].

Информационная грамотность является интеллектуальной структурой для понимания, поиска и оценки информации. Этот вывод согласуется с пониманием того, что как целостная система обучение всегда включает взаимосвязанную научную и учебную информацию.

Обучающая деятельность связана с обработкой информации - её поиском, сбором, хранением и систематизацией, применением и преобразованием ин-

формации. Именно благодаря информации, множественность и разнотипность разнокачественных элементов и связей образуют целостную систему обучения, придают ей упорядоченность и организованность. Она (информация) является базой, на которой разворачиваются другие совместные практики, характерные для данной предметной области - эксперименты и исследования в процедурах и технологиях данной науки.

По нашему мнению, на эффективность использования информации в учебном процессе в большой степени влияет субъективный фактор -информационная подготовка студентов дистанционной формы обучения, уровень информационно-компьютерной компетенции. При этом следует учитывать, что именно в период обучения в высшей школе и происходит выработка личных алгоритмов профессионального информационного поведения будущих специалистов.

Мы согласны с Т.П. Петуховой, что информационная компетенция студента включает в себя освоение следующих типов практического опыта:

• практики познавательной деятельности в сфере информатики и информационных технологий, фиксированной в форме ее результатов знаний,

• практики осуществления известных способов информационной деятельности в своей будущей предметной области и смежных сферах (опыт решения модельных типовых задач использования информационных технологий в указанных отраслях) - в форме умения выполнять действия по образцу;

• практики творческой деятельности в отрасли профессиональноориентированных технологий - в виде умения принимать действенные решения в спорных ситуациях;

• практики осуществления эмоционально-ценностных отношений, связанных с применением информационных технологий в разных видах деятельности, в форме личностных ориентаций [4].

Информационная компетенция студента может выражаться в трех главных отраслях:

• повседневная жизнь (как результат информационного поведения и взаимодействия, принятия решений в жизненных ситуациях и т.д.);

• образовательный процесс (как результат деятельности в типовых и модельных ситуациях, а также в связи с информатизацией образования);

• реальная деятельность (в ходе практики студента, участия в научноисследовательской работе, совмещения обучения и работы и т.д.) [4]. Необходимо отметить, что информационная компетентность - явление

социальное, так как, с одной стороны, она социальна по своему содержанию (вырабатывается, формируется и проявляется в социуме), а с другой стороны, она характеризует взаимодействие личности с обществом, социумом и другими людьми с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Анализ разнообразных трактовок информационной компетенции позволяет выделить следующие ее субстанциональные характеристики:

• интегративная природа знаний и умений;

• универсальная природа (по характеру и степени применимости);

• многофункциональность (она обязана позволять решать многообразные проблемы в повседневной, профессиональной и социальной жизни);

• многомерный характер (должна включать многообразные умственные процессы и интеллектуальные умения);

• интеллектуальную насыщенность (то есть для овладения ею необходимо значительное интеллектуальное развитие: абстрактное мышление, само-рефлексия, критическое мышление и др.);

• объемный характер (она должна представлять собой многоплановую компетенцию в образовании и обеспечивать связь с актуальными личностными проблемами);

• междисциплинарный характер и надпредметность (в условиях образования). Если рассматривать информационную компетенцию студентов дис-

танционной формы обучения как одну из целей и как составляющий элемент результата высшего профессионального образования, то она должна быть ориентирована на подготовку студентов как будущих специалистов, к полноценной жизнедеятельности в современном информационном обществе.

Таким образом, ее содержание должно формироваться адекватно социальному заказу общества, исходя из потребностей рынка трудовых ресурсов, общественных правил, семьи, личности и оно (содержание информационной компетенции будущих специалистов) может быть установлено, с одной стороны, структурой деятельности специалиста, а с другой стороны, парадигмой информационного общества [4], что предоставит возможность учитывать профессиональный и социальный контекст.

В настоящее время недостаточно говорить только об информационнокомпьютерной подготовке специалистов, под которой обычно понимается изучение информационных технологий и обучение их грамотному использованию для решения отдельных типовых задач, приближенных к будущей профессиональной деятельности обучающихся.

Анализ литературы и наш опыт показывает, что информационная компетенция должна рассматриваться как способность выпускника вуза активно использовать профессионально-ориентированные информационные технологии в будущей деятельности и смежных областях. Она включает в себя систему знаний и умений в области информатики и информационных технологий, совокупность ценностных ориентации и опыт деятельности по использованию профессионально-ориентированных информационных технологий.

Являясь составляющей профессиональной компетентности специалиста, информационная компетенция включает в себя мотивационно-ценностный, рефлексивно-оценочный и операционный компонент.

С точки зрения профессиональной подготовки мыслится целесообразным выделить два основные этапы формирования информационной компетенции будущих специалистов в университете:

• информационная компетенция как инструмент парапрофессиональной поддержки деятельности специалиста;

• информационная компетенция как компонент профессиональной деятельности специалиста.

Диапазон формирования информационной компетенции специалистов обуславливается содержанием, предусмотренных учебным планом информационно-коммуникационных дисциплин. Их объем и структура зависят от уровня и вида профессиональной подготовки (основная, дополнительная, общепрофессиональная или в рамках специализации). Но все они направлены на формирование, развитие и совершенствование у студентов системного профессионального мышления, которое позволит в будущем решать задачи профессиональной деятельности алгоритмически, комплексно, системно подходить к анализу и решению проблем.

Залогом информационных компетентностей современного учителя является их целенаправленное формирование на различных ступенях непрерывной подготовки педагогических кадров.

Известный подход [5] к рассмотрению методической системы обучения как совокупности пяти иерархически подчиненных компонентов: целей, содержания, методов, организационных форм и средств обучения, может быть распространен на систему формирования информационных компетентностей студента педагогического вуза и действующего учителя.

Исходя из этого, можно сформулировать ряд основных задач, которые должны быть решены для формирования информационных компетентностей (в порядке роста их значимости):

1. научить студентов приёмам и методам работы с персональным компьютером и некоторыми периферийными устройствами или их закрепить, дополнить и усовершенствовать;

2. научить студентов приёмам и методам работы с пользовательским программным обеспечением или их закрепить, дополнить и усовершенствовать;

3. научить студентов приёмам и методам работы в глобальной компьютерной сети Интернет, а также в локальных компьютерных сетях или их закрепить, дополнить и усовершенствовать;

4. сформировать у студентов умения поиска в глобальной сети Интернет необходимых актуальных учебных сведений и методических материалов;

5. научить студентов создавать сетевые образовательные ресурсы, педагогические программные средства, методические, дидактические и организационные материалы для проведения уроков, и овладеть широким спектром информационно-коммуникационных технологий, используя их при проведении разных типов занятий, реализуемых как в рамках учебной, так и во внеучебной деятельности;

6. научить будущих учителей дидактическим, психолого-педагогическим и методическим приёмам, позволяющим формировать необходимые информационные компетентности у своих будущих учеников;

7. сформировать компетентности в области использования дистанционных форм обучения в своей профессиональной деятельности.

Содержание обучения при формировании информационных компетентностей будущих педагогов определяется организационно-методическим обеспечением преподавания предмета (образовательный стандарт, учебные планы, программы, компьютерно-ориентированные методические системы обучения и т.п.), а также актуальным состоянием предметной области «Информатика» в научном и технологическом плане [3]. Содержание обучения нельзя рассматривать в отрыве от целей и задач обучения, которые оказывают на него существенное влияние.

Следовательно, информационная компетентность - это интегративная характеристика личности, которая является результатом отражения процессов отбора, усвоения, переработки, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющих вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в многообразных сферах деятельности. Информационная компетенция - овладение знаниями, умениями, навыками и опытом их использования при решении установленного круга социально-профессиональных задач с помощью НИТ, а также умение усовершенствовать свои знания и опыт в профессиональной сфере.

Библиографический список

1. Зайцева, О.Б. Формирование информационной компетентности будущих учителей средствами инновационных технологий: Автореф. дис. ...канд. пед. наук. / О.Б.Зайцева.- Брянск, 2002. - 19 с.

2. Злотникова, И.Я. Формирование информационной компетентности будущего учителя-предметника в педагогическом вузе. // Научно-методический журнал «Педагогическая информатика». - 2004. - №4. - С.40-45.

3. Могилёв, А.В. Развитие методической системы подготовки по информатике в педагогическом вузе в условиях информатизации образования. Дисс. ... докт. пед. наук. - М:, 1999. - 365с.

4. Петухова, Т.П. Современная парадигма информационного общества как основа стратегии формирования информационной компетенции специалиста // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - №1 (39). - С. 116-123.

5. Пышкало, А.М. Методическая система обучения геометрии в начальной школе: Автореф. дис. ... док. пед. наук - М.: 1975. - 60 с.

6. Селезнева, Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования: Лекция-доклад. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. - 79 с.

7. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А.: Учебно-метод. пособие. - М.: Школьная б-ка, 2002.-288 с.

Bibliography

1. Zaitsev , OB Formation of information competence of future teachers by means of innovative technologies : Author. dis. ... Candidate . ped. Science. / O.B.Zaytseva . -Bryansk , 2002 . - 19 .

2. Zlotnikau, IJ Formation of information competence of the future subject teachers at the Pedagogical University. / / Scientific- methodical journal ” Teaching computer science .” - 2004 . - № 4 . - P.40 -45 .

3. Mogilev, AV Systematic development of the system of training in computer science in pedagogical high school education in the information . Diss . ... Doctor . ped. Science. -M: 1999 . - 365s .

4. Petukhov , TP The modern paradigm of the information society as the basis of the information strategy of forming the skill / / Bulletin of the Orenburg State University. -2005 . - № 1 (39) . - S. 116-123 .

5. Pyshkalo , AM Methodical training system geometry in grade school : Author. dis. ... Doc. ped. Science - M. : 1975 . - 60 .

6. Selezneva , NA The quality of higher education as an object of systematic research: Lecture- report . - M.: Research Center of quality problems of training , 2001 . - 79 sec.

7. Formation of personal information culture in libraries and educational institutions / Gendina NI, NI Kolkova , Skipor IL, GA Starodubova: Training method . allowance. -Moscow: The school ’s library , 2002.-288 with .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.