Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕРЧЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕРЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная самоидентификация / черчение / школьники 8-11 классов / психолого-педагогические особенности / учебная мотивация / professional self-identification / drafting / students of grades 8-11 / psychopedagogical characteristics / educational motivation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.В. Кешелян, Э.Р. Кешелян, В.И. Калинин

В статье рассматриваются возможности изучения черчения в условиях развития профессиональной самоидентификации школьников 8-11 классов. Обзор психолого-педагогических особенностей старших школьников способствует пониманию образовательных запросов учащихся для создания мотивационной обучающей среды. Анализ современных подходов преподавания черчения указывает на новые средства повышения эффективности обучения и дает идеи применительно к получению профессиональных компетенций в процессе реализации занятий черчением. Комплексное исследование проблемы формирования профессиональной самоидентификации на занятиях черчением вносит вклад в осознанный выбор профессии учащимися школы в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.В. Кешелян, Э.Р. Кешелян, В.И. Калинин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION THROUGH THE STUDY OF DRAWING

The article considers the possibilities of studying drawing in the conditions of development of professional self-identification of schoolchildren in grades 8-11. The review of psychological and pedagogical characteristics of high school students contributes to understanding the educational needs of students to create a motivational learning environment. The analysis of modern approaches to teaching drawing indicates new means of improving the effectiveness of learning and provides ideas for obtaining professional competencies in the process of implementation of drawing classes. A comprehensive study of the problem of formation of professional self-identification in drawing classes contributes to the conscious choice of profession by school students in the future.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ЧЕРЧЕНИЯ»

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ ЧЕРЕЗ

ИЗУЧЕНИЕ ЧЕРЧЕНИЯ

A.В. Кешелян, канд. техн. наук, ассистент Э.Р. Кешелян, старший преподаватель

B.И. Калинин, старший преподаватель

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-1-47-51

Аннотация. В статье рассматриваются возможности изучения черчения в условиях развития профессиональной самоидентификации школьников 8-11 классов. Обзор психолого-педагогических особенностей старших школьников способствует пониманию образовательных запросов учащихся для создания мотивационной обучающей среды. Анализ современных подходов преподавания черчения указывает на новые средства повышения эффективности обучения и дает идеи применительно к получению профессиональных компетенций в процессе реализации занятий черчением. Комплексное исследование проблемы формирования профессиональной самоидентификации на занятиях черчением вносит вклад в осознанный выбор профессии учащимися школы в будущем.

Ключевые слова: профессиональная самоидентификация, черчение, школьники 8-11 классов, психолого-педагогические особенности, учебная мотивация.

В 8-11 классах школьники начинают серьезно задумываться о своем будущем и профессии, которую они планируют получить. Профессиональное самоопределение в процессе обучения в школе позволит учащимся осмысленно подготовиться к карьерному развитию, избавится от стресса, вызванного неопределенностью в дальнейшей жизни после обучения в школе. Одновременно с этим недостаточный жизненный опыт, непонимание своих сильных сторон и интересов, влияние со стороны окружения, неосведомленность о существовании определённых профессий и неуверенность в собственных действиях зачастую не позволяют школьникам старших классов сделать правильный выбор профессии. Развитие профессиональной самоидентификации на уроках черчения позволит учащимся проявить себя с новой неизвестной для себя стороны, поможет совершенствовать творческие и технические способности, получить опыт предпрофес-сиональной подготовки в инженерном деле.

Результатами исследования являются: рассмотрение актуальных понятий самоидентификации, профессиональной самоидентификации, выявление психолого-

педагогических особенностей старших школьников, анализ существующих подходов к становлению профессиональной самоидентификации, разработка концепции профессиональной самоидентификации на занятиях черчением с учетом психолого-педагогических особенностей.

Самоидентификация представляет собой процесс формирования и становления основополагающих жизненных установок, составляющих мировоззрение человека, в пределах которого индивид осознает свое место в обществе и осуществляет личностное развитие [1, с. 103, 104]. Самоидентификация - это социокультурное явление, в результате которого человек определяет свою принадлежность к той или иной социальной группе исходя из профессиональных, этнических, политических, религиозных ценностей и убеждений [2, с. 1304, 1305]. Профессиональная самоидентификация отражает рост и совершенствование личности в профессиональной сфере. Профессиональная самоидентификация рассматривается как персональные психологические характеристики, влияющие на профессиональный выбор деятельности человека [3, с. 202]. Профессиональная самоидентификация -

это личный выбор человека интегрироваться в определенную профессиональную среду, опираясь на свое положительное отношение к профессии [4, с. 318].

Ученики 8-11 классов начинают активно размышлять о будущих карьерных перспективах, профессиональная самоидентификация позволит им точнее разобраться в собственных способностях, предпочтениях, потребностях и не ошибиться с выбором профессии. Школьники, определившиеся с выбором профессии, более за-мотивированы на образовательный процесс, они с большим энтузиазмом готовятся к занятиям, что позитивно сказывается на их успеваемости. Профессиональная самоидентификация способствует профессиональной подготовке уже во время обучения в школе посредством выбора предметов для углубленного изучения, необходимых для поступления в заведения СПО или вузы, а также посещения дополнительных программ предпрофессиональной подготовки.

Согласно поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина с 2024/2025 учебного года в школьную программу общего и среднего образования будет введено изучение дисциплины «Черчение» [5]. Занятия черчением помогают развить пространственное мышление, дают возможность наглядного представления объектов, замыслов, идей, содействуют в раскрытии профессиональных интересов и способностей, позволяют подготовиться к дальнейшему обучению по техническим специальностям. Навыки черчения необходимы в таких профессиях как архитектура и строительство, машиностроение, авиастроение, промышленный дизайн, физика, геодезия, картография и т.д.

В ходе проведения занятий черчением необходимо учитывать психолого-педагогические особенности школьников для того, чтобы программа обучения соответствовала когнитивному уровню развития учащихся, и они с интересом выполняли задания, упражнения, проекты. Выделяются следующие психолого-педагогические особенности подростков старшего школьного возраста:

- при столкновении с трудностями школьники стараются решить проблемы взвешенно и спокойно;

- появляется потребность в самостоятельности и независимости;

- формируется индивидуальность в мышлении, убеждениях, представлениях;

- от конфликтного самосознания подростки переходят к самосознанию своего места в социуме, жизненных ценностей, они также начинают задаваться экзистенциальными вопросами;

- самоопределение старших школьников характеризуется самопознанием - оценкой своих личностных качеств, талантов и потенциала;

- подростки планируют будущее исходя из своих возможностей и способностей;

- важную роль для старших школьников начинает играть профессиональная самоидентификация [6, с. 72-74].

Анализ современных научных исследований педагогов и методистов позволил определить актуальные подходы к преподаванию черчения, способствующие развитию профессиональной идентификации.

1. Проектный подход рассматривается в работах Т.Ш. Ибрагимова [7], О.Л. Жални-ной [8], И.Л. Дульчаевой, Н.Б.Ц. Содномо-вой [9]. Использование проектного подхода на занятиях черчением помогает школьникам привить навык к самостоятельной, групповой работе, который понадобится им на следующей ступени обучения и в профессиональной деятельности. Выполнение проекта по черчению позволит учащимся воплотить в жизнь свой замысел на практике, проявить индивидуальность или поработать в команде, понять свои сильные и слабые стороны.

2. Алгоритмический подход предлагает применить Е.В. Афонина [10], под алгоритмическим подходом понимается последовательное освоение принципов черчения, начиная с простых элементов, деталей, компонентов, приемов и техник, заканчивая достаточно сложными. Задания на основе алгоритмов являются достаточно увлекательными, они приближают школьников к пониманию работы инженера с техническим заданием. Алгоритмические задания по черчению ученики факти-

чески выполняют самостоятельно, следуя инструкции, при этом у них существует определенная свобода действий внутри алгоритма, которая позволяет выполнить чертеж нестандартным способом.

3. Фузионистский подход нашел свое отражение в исследованиях

А.К. Кулдыбаева, М.Е. Акмамбетовой [11, 12]; сущность фузионистский подхода в преподавании черчения заключается в использовании различных приемов и техник, позволяющие сочетать традиционные методы черчения с использованием современных технологий, позволяющих конструировать и моделировать объекты в цифровом пространстве, заниматься 3Б-проектированием. Также фузионистский подход способствует выполнению мульти-дисциплинарных проектов, с задействованием таких дисциплин как графический дизайн, математика, физика. Фузионист-ский подход помогает школьникам старших классов выйти за пределы теоретиче-

ского понимания черчения, разобраться как черчение связано с другими науками, познакомиться с современными инструментами создания чертежей.

В совокупности проектный, алгоритмический, фузионистский подходы помогают школьникам получить навыки черчения, узнать, как черчение применяется в профессиональной сфере, развить пространственное, творческое мышление, получить технические компетенции, познакомиться с современными технологиями в области черчения, проявить индивидуальность, научиться работать в команде, разобраться есть ли у них готовность связать свою будущую профессиональную деятельность с черчением.

На основе определения психолого-педагогических особенностей школьников 8-11 классов и анализа актуальных подходов преподавания черчения предложена концепция развития профессиональной самоидентификации, рисунок 1.

Профессиональная самоидентификация

Практико-ориентированный подход

задания приближенные к профессиональным ситуациям

изучение специальных программ

кросс-дисциплинарные проекты

Мотивационная составляющая

решение задач из реальной жизни

использование интерактивных технологий

занятие черчением как первая ступень профессионального роста

Возможность самовыражения

создание проектов на основе идей школьников

презентация проектов в классе, на научных конференциях

индивидуальные задания

Рис. 1. Концепция развития профессиональной самоидентификации школьников

8-11 классов

Основными психолого-педагогическими новыми техниками и инструментами чер-особенностями школьников 8-11 классов чения. Для достижения профессиональной являются более взвешенное, конструктив- самоидентификации рекомендуется ис-ное решение проблем, стремление к авто- пользовать комплексный подход, в рамках номности, самопознанию, самоопределе- которого реализуется практико-нию, планирование будущего. Среди со- ориентированный подход, помогающий временных подходов к преподаванию чер- отработать полученные знания в процессе чения выделяются проектный подход, обучения черчению в реальных условиях, направленный на формирование навыка мотивационная составляющая направлена самостоятельной или командной работы, на поддержание заинтересованности изу-алгоритмический подход, помогающий чения черчения, а также возможность са-приобрести профессиональные компетен- мовыражения, благодаря которой происхо-ции, и фузионистский подход, позволяю- дит понимание школьниками своих спо-щий провести параллель между черчени- собностей и стремлений для дальнейших ем, другими учебными дисциплинами и занятий черчением. реальной жизнью, а также знакомящий с

Библиографический список

1. Нго, Д.Т. Навыки профессиональной самоидентификации как центральный момент становления профессионально-личностных качеств у студентов в вузе / Д.Т. Нго // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2021. - № 1(53). - С. 100-106.

2. Ковалева, В.С. Кризис личностной самоидентификации в контексте некоторых черт постиндустриального общества / В.С. Ковалева // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (с международным участием), Оренбург, 23-25 января 2020 года. - Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2020. - С. 1304-1307.

3. Соколовская, А.З. Профессиональная самоидентичность как психолого-педагогический феномен / А.З. Соколовская, Е.А. Леванова // Перспективы науки. - 2023. - № 10(169). - С. 202-207.

4. Профессиональная самоидентификация студенческой молодёжи в сфере блогерства / С.В. Божко, А.В. Дюдюн, А.В. Авдеев, К.А. Крюгер // Осознание Культуры - залог обновления общества. Перспективы развития современного общества: материалы XXII Всероссийской научно-практической конференции, Севастополь, 16-17 апреля 2021 года. - Севастополь: ООО «Рибест», 2021. - С. 317-322.

5. Агранович, М. Черчение возвращается в российские школы: как и чему учить? / М. Агранович // Российская газета [сайт]: rg.ru - 2023. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://clck.ru/39oEkE (дата обращения: 01.04.2024).

6. Чилимская, А.А. Психологическая характеристика особенностей старшего школьного возраста / А.А. Чилимская // Наука и технологии: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник научных трудов по материалам XXVI Международной научно-практической конференции, Анапа, 25 сентября 2021 года. - Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2021. - С. 71-75.

7. Ибрагимов, Т.Ш. Проектный подход и его влияние на развитие интереса обучающихся к предмету «Черчение» / Т.Ш. Ибрагимов // Педагогический журнал. - 2020. - Т.10, № 1-1. - С. 560-565.

8. Жалнина, О.Л. Применение проектного подхода при организации дистанционных конкурсов творческих работ / О.Л. Жалнина // Современное технологическое образование: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Петра Родионовича Атутова, Улан-Удэ, 17-18 июня 2021 года. - Улан-Удэ: Бурятский государственный университет имени Доржи Бан-зарова, 2021. - С. 72-80.

9. Дульчаева, И.Л. Формирование профессиональных компетенций студентов средствами проектной деятельности / И.Л. Дульчаева, Н.Б.Ц. Содномова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2021. - № 7(87). - С. 82-87.

10. Афонина, Е.В. Использование методики алгоритмического подхода при обучении графическим дисциплинам / Е.В. Афонина // Графическое образование в высшей школе: Материалы международной научно-методической конференции, Брянск, 15 апреля 2022 года. - Курск: Закрытое акционерное общество "Университетская книга", 2022. - С. 13-19.

11. Кулдыбаев, А.К. Фузионистский подход в преподавании инженерной и компьютерной графики / А.К. Кулдыбаев // Современные образовательные технологии: новые вызовы и перспективы: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Астрахань, 26 ноября 2021 года. - Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2021. - С. 95-97.

12. Акмамбетова, М.Е. Теоретический анализ фузионисткого подхода в преподавании графических дисциплин / М.Е. Акмамбетова, А.К. Кулдыбаев // Содержательные и процессуальные аспекты современного образования: Материалы IV Международной научно-практической конференции, Астрахань, 25 февраля 2022 года / Ред. -сост. И.А. Романовская, Е.А. Тарабановская. - Астрахань: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Астраханский государственный университет», 2022. - С. 130-137.

DEVELOPING PROFESSIONAL SELF-IDENTIFICATION THROUGH THE STUDY

OF DRAWING

A.V. Keshelyan, Candidate of Technical Sciences, Assistant

E.R. Keshelian, Senior Lecturer

V.I. Kalinin, Senior Lecturer

Bauman Moscow State Technical University

(Russia, Moscow)

Abstract. The article considers the possibilities of studying drawing in the conditions of development ofprofessional self-identification of schoolchildren in grades 8-11. The review ofpsy-chological and pedagogical characteristics of high school students contributes to understanding the educational needs of students to create a motivational learning environment. The analysis of modern approaches to teaching drawing indicates new means of improving the effectiveness of learning and provides ideas for obtaining professional competencies in the process of implementation of drawing classes. A comprehensive study of the problem of formation of professional self-identification in drawing classes contributes to the conscious choice of profession by school students in the future.

Keywords: professional self-identification, drafting, students of grades 8-11, psychopedagogi-cal characteristics, educational motivation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.