Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
230
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дульчаева Ирина Львовна, Содномова Надежда Бадма-цыреновна

В современном обществе от выпускников вузов, особенно педагогических направлений, требуется обладание различными способностями: творческими, коммуникативными, проектными, умением самообучаться в течение всей жизни. Средством формирования соответствующих профессиональных компетенций выступает проектная деятельность. В данной статье рассмотрена идеология компетентностного подхода, реализуемая в образовательном пространстве педагогического вуза при помощи проектной педагогической технологии, описана сущность профессиональных компетенций студентов педагогического направления. Раскрыты понятия «проект», «проектная деятельность», определены возможности проектной деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов различных профилей. Приведены примеры внедрения данной педагогической технологии на занятиях по различным дисциплинам и профилям. Установлено, что применение проектной деятельности при освоении студентами различных образовательных модулей и дисциплин способствует повышению их мотивации к изучению предмета, улучшению показателей успеваемости и формированию профессиональных компетенций будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дульчаева Ирина Львовна, Содномова Надежда Бадма-цыреновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF STUDENTS BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES

In modern society, university graduates, especially in pedagogical areas, are required to possess various abilities: creative, communicative, project-based, the ability to self-study throughout their lives. The means of forming appropriate professional competencies is project activities. This article considers the ideology of the competence approach, implemented in the educational space of a pedagogical university with the help of project pedagogical technology, describes the essence of professional competencies of students of the pedagogical direction. The concepts of “project”, “project activities” are disclosed, the possibilities of the project activities in the formation of professional competencies of future teachers of various profiles are determined. Examples of the implementation of this pedagogical technology in classes in various disciplines and profiles are given. It is established that the use of the project activities in the development of various educational modules and disciplines by students contributes to increasing their motivation to study the subject, improving academic performance and forming professional competencies of future teachers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 82-87. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 82-87.

Научная статья УДК 378.14

https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.14

Формирование профессиональных компетенций студентов средствами проектной деятельности

Ирина Львовна Дульчаева1, Надежда Бадма-Цыреновна Содномова2

■^Педагогический институт Бурятского государственного университета имени Доржи Банзарова, Республика Бурятия, Улан-Удэ, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0002-9830-6002?lang=ru [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8297-5431

Аннотация. В современном обществе от выпускников вузов, особенно педагогических направлений, требуется обладание различными способностями: творческими, коммуникативными, проектными, умением самообучаться в течение всей жизни. Средством формирования соответствующих профессиональных компетенций выступает проектная деятельность. В данной статье рассмотрена идеология компетентностного подхода, реализуемая в образовательном пространстве педагогического вуза при помощи проектной педагогической технологии, описана сущность профессиональных компетенций студентов педагогического направления. Раскрыты понятия «проект», «проектная деятельность», определены возможности проектной деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов различных профилей. Приведены примеры внедрения данной педагогической технологии на занятиях по различным дисциплинам и профилям. Установлено, что применение проектной деятельности при освоении студентами различных образовательных модулей и дисциплин способствует повышению их мотивации к изучению предмета, улучшению показателей успеваемости и формированию профессиональных компетенций будущих педагогов.

Ключевые слова: формирование, компетентностный подход, профессиональные компетенции, проектная деятельность, учебный процесс, студенты

Для цитирования: Дульчаева И.Л., Содномова Н.Б.-Ц. Формирование профессиональных компетенций студентов средствами проектной деятельности // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 7. С. 82-87. https://doi.org/10.24158/spp.2021.7.14.

Original article

Formation of professional competencies of students by means of project activities

Dulchaeva Irina Lvovna1, Sodnomova Nadezhda Badma-Tsyrenovna2

^Pedagogical Institute, Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Russia 1dil71 @mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-9830-6002?lang=ru [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8297-5431

Abstract. In modern society, university graduates, especially in pedagogical areas, are required to possess various abilities: creative, communicative, project-based, the ability to self-study throughout their lives. The means of forming appropriate professional competencies is project activities. This article considers the ideology of the competence approach, implemented in the educational space of a pedagogical university with the help of project pedagogical technology, describes the essence of professional competencies of students of the pedagogical direction. The concepts of "project", "project activities" are disclosed, the possibilities of the project activities in the formation of professional competencies of future teachers of various profiles are determined. Examples of the implementation of this pedagogical technology in classes in various disciplines and profiles are given. It is established that the use of the project activities in the development of various educational modules and disciplines by students contributes to increasing their motivation to study the subject, improving academic performance and forming professional competencies of future teachers.

Keywords: formation, competence approach, professional competence, project activities, educational process, students

For citation: Dulchaeva I.L., Sodnomova N.B.-Ts. Formation of professional competencies of students by means of project activities // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 7. P. 82-87. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.20217.14.

В современном обществе при переходе на компетентностный подход в образовании актуальным является формирование профессиональных компетенций у будущих выпускников педагогических направлений. В этой связи обновляется содержание образовательного процесса в современном вузе, а также подходы к его организации. И прежде всего это касается обновления и реализации основных образовательных программ, ориентированных на получение студентами преимущественно не теоретических знаний, а практических умений и навыков, на формирование у них совокупности «профессиональных компетенций», которые позволят выпускнику стать хорошим специалистом в своей будущей педагогической деятельности и быть конкурентоспособным на рынке образовательных услуг.

Идеология компетентностного подхода предполагает формирование у студентов компетенций как фактически направленного на практику результата образования, отражающегося в способности субъекта образовательной деятельности успешно справляться с определенным кругом профессиональных задач.

Поэтому профессиональная подготовка должна стать комплексом квазипрофессиональных действий и видов деятельности, осуществляемых студентами, с тем чтобы максимально сблизить учебную деятельность и профессиональную. В этом случае образовательный процесс предстает как процесс погружения субъекта в профессионально-ориентированные ситуации при осуществлении целенаправленной учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности, в результате чего качественно и количественно преобразуется социально-профессиональный опыт индивида, позволяя ему оценивать складывающиеся условия работы, прогнозировать ситуации и выбирать конкретно-практические действия, приводящие к успешному выполнению профессиональных задач, т.е. проявлять специальные компетенции [1].

В соответствии с образовательной программой при освоении программы бакалавриата у студентов формируются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Процесс формирования первых двух из указанных регламентируется образовательным стандартом, а профессиональные компетенции вуз определяет и формирует самостоятельно на основе профессионального стандарта педагога в соответствии с профилем обучения студента. В совокупности все компетенции обеспечивают выпускнику способность осуществлять профессиональную деятельность.

Важнейшей составляющей профессионализма будущего педагога, как и любого специалиста, будет его профессиональная компетентность в выбранной специальности. В качестве таковой А.К. Маркова называет способность самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать их в практической деятельности [2].

Изучив различные подходы к определениям понятий «компетенция», «компетентность», «профессионализм», «профессиональная компетенция», под профессиональной компетентностью будущего педагога мы понимаем обладание им теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, необходимыми для дальнейшей профессиональной деятельности по направлению и профилю подготовки, умение их применять в будущей педагогической деятельности и постоянное стремление к самообразованию, личностному и профессиональному росту [3].

В образовании любого уровня одной из важных задач становится формирование у обучающихся умений, обеспечивающих им свободное ориентирование в информационном пространстве, результативный поиск необходимых данных, их анализ, планирование собственной деятельности в сотрудничестве со сверстниками и старшими. Эти же умения прописаны в профессиональных компетенциях будущего педагога на основе профстандарта в образовательной программе: способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность, развивать творческие способности.

Мы считаем, что одним из эффективных методов формирования профессиональных компетенций студентов будет внедрение в учебный процесс проектной деятельности. Исследовав данную педагогическую технологию, которая известна достаточно давно и изучена многими педагогами, учеными в плане применения для решения различных дидактических задач, мы пришли к выводу, что она является результативным методом обучения. Несмотря на множество трактовок содержания и структуры проектной деятельности, они не противоречат друг другу [4]. В связи с этим представляется возможным свести их к одному определению. Таким образом, проектная деятельность - это способ достижения цели по формированию у обучающихся знаний, умений и навыков через решение поставленной проблемы в условиях, ограниченных по времени и ресурсам, итогом применения которого является практический результат, оформленный в соответствии с требованиями. Применение проектной деятельности в учебном процессе способствует совершенствованию теоретических знаний, практических умений и навыков, исследовательских умений, логического мышления, творчества и, как итог, формированию профессиональ-

ных компетенций выпускника. Так как будущим педагогам любого профиля в их дальнейшей профессиональной деятельности необходимо формировать эти знания, умения и навыки у своих обучающихся, внедрение проектной деятельности в образовательный процесс педагогического вуза принципиально важно для подготовки студентов любого направления.

При выполнении проектов на занятиях стараемся давать проблемы педагогического, профессионального, практико-ориентированного характера. В учебные проекты входит комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических, творческих и других видов работ, выполняемых студентами самостоятельно с целью практического или теоретического решения заданной проблемы.

Проектная деятельность - достаточно эффективное дидактическое средство для обучения студентов умению находить решения различных проблем: педагогических, психологических, методических, творческих, исследовательских, которые могут возникнуть в их будущей профессиональной деятельности. Применение проектной деятельности при работе студентов над индивидуальными и групповыми проектами позволяет воспитывать у них самостоятельность и ответственность, развивает творческие начала, умственные способности и необходимые личностные качества будущего педагога.

При выполнении проекта обучающиеся следуют схеме «6 П»:

1. решают заданную Проблему;

2. осуществляют Проектирование (планирование);

3. выполняют Поиск информации;

4. производят Продукт;

5. создают и защищают Презентацию.

6. готовят Портфолио, т. е. папку, содержащую все рабочие материалы проекта, наброски, идеи плана по решению проблемы, эскизы, промежуточные и итоговые продукты деятельности и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.

Формирование профессиональных компетенций у студентов направлений подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» и 44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» связано прежде всего с реализацией ФГОС 3++, где в качестве планируемых результатов освоения образовательной программы выпускника определены следующие профессиональные компетенции:

1. Системное и критическое мышление.

2. Разработка и реализация проектов.

3. Командная работа и лидерство.

4. Коммуникация.

5. Межкультурное взаимодействие.

6. Самоорганизация и саморазвитие.

7. Безопасность жизнедеятельности.

Например, при обучении студентов 44.03.01 «Педагогическое образование» по профилям «Технология», «Начальное образование», направления подготовки 44.03.05 двухпрофильного бакалавриата «Дошкольное образование и музыкальное образование», «Технологическое образование и информатика» проектная деятельность включена в рабочие программы многих дисциплин. К примеру, на занятиях по дисциплине «Техническая и компьютерная графика» при подготовке будущих учителей технологии вполне применимы следующие способы организации проектной деятельности:

- использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении студентами практических заданий;

- постановка учебных проблемных практико-ориентированных заданий;

- побуждение студентов к анализу и решению проблемной ситуации на основе применения междисциплинарных знаний;

- ориентация студентов на предварительное обобщение новых фактов [5].

На занятиях по технической и компьютерной графике применяются мини-проекты на всех этапах обучения. Их реализация занимает от одного до нескольких занятий.

Задача проектной деятельности, связанной с технической и компьютерной графикой, - стимулирование интереса студентов к этой дисциплине, выявление и развитие у них склонности и способности к изучению профильных дисциплин по технологии. Суть ее сводится к выполнению конкретных самостоятельных и творческих работ.

Интересные проекты студенты создают при изучении темы «Сопряжение», где они сами должны продуцировать чертежи заданий на определенные темы. При изучении тем «Аксономет-

рия», «Строительное черчение» студентами выполняются проекты своего будущего дома или какого-то другого здания. На данном этапе создается наглядное изображение архитектурного объекта на формате. Проектная работа может выполняться с использованием систем автоматизированного проектирования, таких как AutoCAD, Компас 3D, что позволяет на практике овладеть навыками работы с графическими пакетами, необходимыми для их будущей профессиональной деятельности при преподавании предметной области «Технология». При изучении раздела «Компьютерная графика» студенты выполняют свои проекты в программе AutoCad. На первоначальном этапе студенты знакомятся со строительным черчением, изучают особенности строительных чертежей, условные обозначения, учатся порядку чтения строительных чертежей, выполняют план, разрез на формате. После изучения программы AutoCad студенты выполняют самостоятельные проекты плана квартиры, коттеджа, промышленного здания, позволяющие им закрепить полученные знания, умения и навыки по строительному черчению, по работе в программе.

На рисунке 1 показан пример выполнения проекта по планировке квартиры. На рисунке 2 -законченный проект «План двухэтажного коттеджа».

Рисунок 1 - Работа над проектом по планировке квартиры. Автор - Алексей В.

Рисунок 2 - законченный проект «План двухэтажного коттеджа». Автор - Лев Р.

На рисунке 3 представлены проекты в технике квиллинг. При их подготовке от обучающихся требуется применить знания, полученные на занятиях по технической графике, композиции, рукоделию.

Рисунок 3 - Проекты в технике квиллинг

Далее приведем пример использования проектной деятельности в процессе изучения дисциплин модуля «Педагогика».

Преподавателями и студентами Педагогический институт Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова был разработан проект «Не наступи на тень Учителя», основной целью которого явилось укрепление социального статуса учителя через реализацию комплекса мероприятий, направленных на повышение престижа профессии, социального самочувствия людей, занятых в данной сфере и ее востребованности со стороны молодежи.

Основным мотивом выбора темы проекта была его социальная значимость, поскольку, во-первых, в 2020-2021 учебном году в Республике Бурятия не хватало более 600 учителей, во-вторых, низкий социальный статус учителя, наблюдаемый сегодня в обществе в целом, требует особого внимания.

В рамках проекта были реализованы следующие задачи:

1) организация творческого конкурса видеороликов ко Дню учителя на лучшее поздравление среди учащихся, родителей и всех желающих;

2) проведение научно-практической конференции молодых учителей с целью обсуждения путей решения проблемы снижения социального статуса и престижа профессии;

3) сбор и систематизация материалов для создания цикла передач на местном телевидении о лучших (легендарных) педагогах Бурятии «Не наступи на тень Учителя...».

Таким образом, применение проектной деятельности при освоении студентами различных модулей и дисциплин способствует повышению мотивации к изучению предмета, улучшению их успеваемости и формированию профессиональных компетенций будущих педагогов.

Список источников:

1. Дульчаева И.Л. Развитие учебно-познавательной компетентности студентов вуза на основе модульно-рейтингового обучения : дисс. ... канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2014. 178 с. ; Зеер Э.Ф., Мухлынина О.В. Компетентностный подход в реализации профессионального развития личности специалиста Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования : сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции / науч. ред. Э.Ф. Зеер. Екатеринбург, 2011. С. 101-105.

2. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

3. Дульчаева И.Л. Указ. соч.

4. Маркова С.М., Цыплакова С.А. Профессиологические основы профессионально-педагогического образования // Психолого-педагогические исследования. 2017. Т. 9, № 1. C. 38-43. https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090104.

5. Вехтер Е.В., Сафьянникова В.И. Реализация проектного обучения при изучении дисциплины «Инженерная графика» // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. С. 856.

Информация об авторах И.Л. Дульчаева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологического и профессионального образования Педагогического института Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Республика Бурятия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=803159.

H.Б.-Ц. Содномова - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального и дошкольного образования Педагогического института Бурятского государственного университета им. Доржи Банзарова, Улан-Удэ, Республика Бурятия.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=866116.

Information about the authors

I.L. Dulchayeva - PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Technological and Professional Education of the Pedagogical Institute of the Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=803159.

N.B.-Ts. Sodnomova - PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy of Primary and Pre-school Education of the Pedagogical Institute of the Buryat State University named after Dorzhi Banzarov, Republic of Buryatia, Ulan-Ude, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=866116.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 01.07.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 16.07.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 22.07.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.