УДК 37.014 ББК 74.04
Боровикова Тамара Васильевна
доктор педагогических наук, профессор кафедра управления Смоленский государственный университет г. Смоленск
Borovikova Tamara Vasilievna Doctor of Pedagogics,
Professor Chair of Management Smolensk State University Smolensk
Развитие профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений в системе муниципального управления образованием
Professional Competence Development of the Educational Institutions Heads in the System of the Municipal Education Management
В статье анализируются и сопоставляются позиции и подходы исследователей и ученых к определению «профессиональная компетентность». Рассматривается авторский, деятельностно-ценностный подход к понятию «управленческая компетентность».
The article analyzes and compares positions and approaches of researchers and scientists to the definition of "professional competence". The author's activity-valuable approach to the concept of "management competence" is considered in the article.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, образовательное учреждение, руководитель, муниципальное образование.
Key words: professional competence, educational institution, head, municipal education.
Проблема совершенствования подготовки кадров для школы обусловлена экономическими и социокультурными изменениями в российском обществе. На современном этапе развития России образование, в его неразрывной связи с наукой, становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства.
Особенностью современной политики в области образования является децентрализация управления и перераспределение управленческих функций между различными уровнями. Управление образованием на уровне местного самоуправления является актуальной проблемой, поскольку именно здесь обеспечивается образовательный процесс. В новой парадигме управления образованием
на муниципальном уровне имеется ряд нерешенных вопросов, среди которых, приоритетным на наш взгляд, является медленная профессионализация управленческой деятельности руководящих кадров в образовательных учреждениях; отсутствуют параметры определения эффективности деятельности муниципальной структуры в образовании; недостаточна сопряженность муниципального звена управления образованием и образовательного учреждения, что снижает обоюдные результаты деятельности.
Составляющими муниципального управления образованием являются управление нововведениями и оказание учебным заведениям профессиональных услуг: разработческих, консультативных, экспертных, методических, информационных и т.д. Муниципальная образовательная система должна стать координатором деятельности по развитию всех педагогических учреждений и повышению квалификации занятых в них людей. В этом состоит стратегическая цель муниципализации. Для решения этой цели необходима профессиональная компетентность руководителей муниципальных образовательных учреждений [4, с. 117].
Как показывает обзор специальной литературы, исследования ведутся в различных направлениях: формирование компетентности будущего педагога (В.Н. Введенский), изучение содержания профессионально-педагогической деятельности преподавателя в нашей стране (Л.М. Абдулина, Э.Ш. Абдюшев, В.А. Антипова, Е.В. Бережнова, З.Ф. Есарева, Н.В. Кузьмина, Ю.К. Янковский) и за рубежом (Е.Д. Вознесенская, Б. Л. Вульфсон, Н.И. Костина, Л.В. Кузнецова, М.С. Сунцова, Ю.Е. Штейнсапир), оценка профессионально-педагогического мастерства преподавателя высшей квалификации (Н. Асеев, Н. Дудкина, Л. Куприянова, А. Федоров). Цели работ этих ученых, в основном, направлены на выяснение условий, факторов, критериев педагогического мастерства, разработку путей его совершенствования [1, с. 27].
Все исследователи, изучающие природу компетенции, обращают внимание на ее многосторонний, разноплановый и системный характер.
В российских психолого-педагогических исследованиях до последнего времени преобладал деятельностный подход к определению природы компетенции. По мнению В. А. Болотова, В.В. Серикова, природа компетентности такова, что она, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития индивида, его не столько технологического, сколько личностного роста, следствием самоорганизации и обобщения деятельност-ного и личностного опыта. Компетентность - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению обучающимся своего места в мире, вследствие чего образование предстает как высокомотивированное и в подлинном смысле личностно ориентированное, обеспечивающее востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости [1, с. 59].
Дж. Равен под компетентностью понимал специальную способность человека, необходимую для выполнения конкретного действия в конкретной предметной области, включающую узкоспециальные знания, навыки, способы мышления и готовность нести ответственность за свои действия [1, с. 63].
По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты». М.А. Чошанов считает, что компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные [5, с. 201].
Формирование профессионализма идет по трем основным направлениям:
- изменение всей системы деятельности, ее функций и иерархического строения;
- изменение личности субъекта;
- изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в: когнитивной сфере (в уровне информированности об объекте, в склонности к взаимодействию и удовлетворенности от этого взаимодействия, несмотря на трудности); эмоциональной сфере (в интересе к объекту, в склонности к взаимодействию и удовлетворенности от этого взаимодействия, несмотря на трудности); практической сфере -в осознании своих реальных возможностей влияния на объект.
Компоненты, которые составляют компетентность: когнитивный, ценностный, деятельностный. В последнее время некоторые ученые выделяют личностный характер компетентности, и добавляют к компонентам: технологическую, мотивационную, этическую, социальную, поведенческую составляющие.
Следовательно, компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного человека.
Анализ работ по проблеме компетенции и компетентности позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание самих понятий «компетенция» и «компетентность». Исследователи выделяют от 3 до 37 видов компетенций и компетентностей. В представленной ниже таблице показаны основные, по нашему мнению, подходы к определению понятия «профессиональная компетентность педагога».
Однако в последние годы появился ряд работ, в которых сделана попытка подойти к этому сложному явлению, одновременно используя возможности нескольких наук. Н.Ф. Ефремова, придерживаясь синергетического подхода, определяет компетентность как обобщенные и глубокие сформированные качества личности, их способность наиболее универсально использовать и применять полученные знания и навыки; к этому перечню А.В. Хуторской, основываясь на позициях личностно-ориентированного обучения, добавляет «совокупность смысловых ориентаций, необходимых для продуктивной деятельности совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих субъекту приспособиться к изменяющимся условиям, способность действовать и выживать в данных условиях» [4, с. 217].
Ряд исследователей считают, что компетентность представляет собой сумму двух слагаемых: компетенции и личных и деловых качеств человека. Мы разделяем данную точку зрения и считаем, что компетентность — это обладание человеком соответствующими компетенциями, включающими и его личностное отношение к предмету деятельности. Хотя термины «компетентность» и «компетенция» еще не устоявшиеся в литературе, однако мы определяем, что компетенция - это набор определенных знаний, умений, навыков, а компетентность - это личностное качество человека, то есть каким образом компетенция проявляется в деятельности.
Следует особо отметить, что компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности. В связи с этим достигается высокий профессиональный результат.
По-нашему мнению данное определение можно представить в виде схемы: Знания + Умения (Квалификации) + Ценностное отношение к деятельности = Компетентность Опираясь на данные определения профессиональной компетентности, мы сделали попытку дать понятие управленческим компетенциям, которые до настоящего времени в литературе отсутствует.
Управленческая компетентность отражает готовность и способность человека профессионально выполнять управленческие функции и, проявляя ценностное отношение к деятельности, принимать эффективные управленческие решения в постоянно изменяющейся внешней среде. Таким образом, управленческая компетентность предполагает не только сформулированные умения, но и постоянное обновление знаний, а также мобильность и готовность применять эти знания в конкретных ситуациях.
Нами сделана попытка определить оценку уровня профессиональной компетентности педагога по следующим параметрам:
1. когнитивный - уровень теоретических знаний и умений в области базовой науки и методики преподавания предмета, готовность и способность
соотнести с ними свою практику, совершенствовать именно на их основе практическую работу;
2. ценностный - отношение учителя к усвоению новых знаний, готовность к обучению и профессионально-личностному развитию (мобильность);
3. деятельностный - умения видеть собственные достижения и профессионально грамотно объяснить пути их достижения, умение видеть затруднения в своей деятельности и намечать пути их устранения, создание своего индивидуального стиля; умение профессионально грамотно анализировать не только свой опыт, но и опыт коллег; владение методами педагогического исследования; владение профессиональной речевой культурой как показатель богатства личности педагога; результативность деятельности учителя, наличие у него осознанных критериев оценки этих результатов, умение применять их на практике.
На основе изучения критериев деятельности педагога мы представляем критерии профессиональной компетентности руководителя образовательного учреждения в работе с персоналом, которыми по нашему мнению, являются:
1. профессиональная мобильность - личностное качество, выраженное в способности быстро осваивать новые реалии в работе с персоналом, находить адекватные способы разрешения проблем и выполнения нестандартных задач в постоянно изменяющейся внешней среде.
2. эффективность управления персоналом, представленная показателями:
- уровень компетенции педагогических работников;
- наличие инновационных процессов в школе;
- рост служебной карьеры членов коллектива;
- время адаптации и закрепления молодых педагогов в коллективе;
- актуальность нормативной базы в работе с персоналом;
- имидж учреждения в сообществе;
Таким образом, компетентность руководителя образовательного учреждения - целостное, динамическое личностное качество, отличающейся ценностным отношением к деятельности и представленное компонентами:
- когнитивным (системой знаний директора школы о персонале, способах управления им для достижения целей учреждения),
- аксиологическим (системой ценностей и наклонностей, наличием стремления к саморазвитию, профессиональному и карьерному росту),
- деятельностно-ценностным (умением применять знания и опыт для нахождения эффективного управленческого решения в конкретных ситуациях).
Современную картину развития компетентности руководителя школы в вопросах управления персоналом дополняют особенности региональной и муниципальной кадровой политики, роль муниципального органа управления образованием в этом процессе. Муниципальная образовательная система - составная часть структуры и процесса жизнедеятельности местного сообщества города и образовательных систем более высокого уровня, по отношению к которым учреждения муниципального подчинения выступают как компоненты [2, с. 34].
В связи с осознанием роли руководителя в учреждении, в муниципальном департаменте образования целесообразно создание структурного подразделения - отдела управления персоналом, в обязанности которого должны входить направления работы с директорами школ и выстраивание с ними системы работы по управлению персоналом каждого учреждения.
Одной из форм развития компетентности директора школы в управлении персоналом является управленческое консультирование, помогающее руководителям анализировать состояние дел в организации, решать практические задачи и усваивать чужой опыт. Управленческое консультирование - один из вариантов взаимодействия практикоориентированной науки и наукоориентиро-ванной практики.
Библиографический список
1. Козырев, В. А. и др. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллек. монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Родионовой, А.П. Тряпициной. - Спб: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.-296 с.
2. Пригожин, И. Познание сложного. Введение. / И. Пригожин. - М.: ЛКИ, 2008.342 с.
3. Хакен, Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействие / Г. Хакен. -Москва, Ижевск: Ин-т компьютерных исследований, 2003.-256 с.
4. Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М., Шибанова, Г.Н. Управление образовательными системами / под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Академия, 2008.-312 с.
5. Юдин, В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса / В.В. Юдин. - М.: Университетская книга, 2008.-287 с.
Bibliography
1. Haken, G. Secrets of the Nature. Synergetrics: Doctrine of Interaction / G. Haken. - Moscow, Izhevsk: Intitute of the Computer Researches, 2003. - 256 p.
2. Kozyrev, V.Ä.Competence Approach in Pedagogical Education: Multi-Author Book / Under the Editorship of V.A. Kozyrev, N.F. Rodionova, A.P. Tryapitsyna. - SPb: Publishing House of RSPU after A.I. Herzen, 2005. - 296 p.
3. Prigozhin, I. Knowledge of the Difficult. Introduction. / I. Prigozhin. - М: LKI, 2008. -
342 p.
4. Shamovа, T.I., Davydenko, Т.М., Shibanova, G.N. Educational Systems Management / Under the Editorship of T.I. Shamova. - М: Academy, 2008. - 312 p.
5. Yudin, V.V. Technological Designing of Pedagogical Process / V.V. Yudin. - М: University Book, 2008. - 287 p.