УДК 78.34 ББК 4.071
Боровикова Тамара Васильевна
доктор педагогических наук, профессор кафедра управления Смоленский государственный университет г. Смоленск Borovikova Tamara Vasilievna Doctor of Pedagogical Sciences, Professor Chair of Administration Smolensk State University Smolensk [email protected]
Формирование исследовательской компетенции в условиях двухуровнего
высшего образования Formation Of Research Competence Of Conditions Of Two Balanced Higher
Education
В статье рассматриваются принципы и содержание многоуровневого образования на основе компетентностного подхода. Структурным элементом компетентности является индивидуальный стиль учебной и профессиональной деятельности как продукт саморазвития обучающегося. Это позволяет говорить о новой исследовательской парадигме студенческой молодежи как о важнейшем показателе уровня готовности к профессиональной деятельности.
The article describes the principles and contents of multilevel education based on the competence approach. Structural element of competence an individual style of the educational and professional activities as a product of self-development of the learner. It allows to speak about a new research paradigm of student youth as a major indicator of the level of readiness for professional activity.
Ключевые слова: образование, компетентность, компетентностный подход, исследовательская компетентность, профессиональная деятельность.
Key words: education, competence, competence-based, approach, research competence, professional activity.
Модернизация системы образования России неразрывно связана с проблемой повышения качества профессиональной подготовки будущих специалистов, что предопределяет поиски наиболее эффективных путей преобразования различных сторон жизни общества, его социальных институтов, в том числе и системы высшего образования.
Современные тенденции развития высшего образования диктуют необходимость развития, реализации и учета образовательным процессом высшей школы индивидуальности каждого обучающегося, особенностей их подготовки на различных уровнях и по различным траекториям в условиях перехода к многоуровневой системе образования студентов в вузах, что отвечает требованиям реформирования системы образования и позволяет наиболее полно раскрыть потенциальные возможности студентов. [4; с. 72]
Одним из актуальных направлений является решение проблем фундаментальности образования с учетом ёе коммуникативного, междисциплинарного характера, который приводит к необходимости изменения содержания образовательной и педагогической деятельности.
Переход к новой образовательной концепции, в основе которой лежит фундаментализация образования, признается всеми вполне назревшим, однако определение путей этого перехода требует обсуждения и осмысления.
По нашему мнению фундаментализация образования достигается различными способами:
1. Изменением соотношения между прагматической и общекультурной частями образования всех уровней. При этом приоритетными становятся проблемы развития общей культуры человека, формирование у него системного мышления.
2. Изменением содержания и методологии учебного процесса, при котором акцент делается на изучение фундаментальных дисциплин, создаются принципиально новые учебные курсы, ориентированные на формирование целостных представлений о научной картине мира и способности выходить на системный уровень его познания.
3. Обеспечением приоритетности информационных компонентов в перспективной системе фундаментального образования.
Все это позволяет говорить о новой исследовательской парадигме студенческой молодежи как о важнейшем показателе уровня готовности к профессио-
нальной деятельности. В этой связи все более востребованным становится специалист, не только владеющий профессионально значимой информацией, но и общей исследовательской культурой, обеспечивающей выход за пределы профессиональной деятельности. [3; с. 218]
Переход отечественного образования на многоуровневую систему, введение компетентностной модели обучения требуют переосмысления и пересмотра роли научно-исследовательской деятельности студентов и принципиального изменения технологий обучения: повышение фундаментальности образования на этапе бакалавриата и роли самостоятельной и исследовательской работы студентов в процессе обучения в магистратуре.
Многоуровневая система образования призвано рассматривать научно-исследовательскую деятельность как условие становление креативной личности, способной преобразовать окружающий мир и самого себя в нем. Наука становится средством постижения окружающей действительности и самопознания. Поэтому ключевыми понятиями нашего исследования является ценностно-деятельностный подход, образ творческой личности выпускника, самосовершенствование личности и др.
В соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основная научно-исследовательская подготовка студентов осуществляется в магистратуре, но в то же время ФГОС непосредственно указывает на необходимость организации научно-исследовательской деятельности студентов бакалавриата, включения их в научные исследования.
Первая ступень высшего образования (бакалавриатура) обеспечивает уровень учебно-исследовательской компетентности, достаточный для освоения основ - профессии в соответствии с предписаниями стандарта, решения базовых познавательных, профессиональных и самообразовательных задач. Вторая ступень (магистратура) ориентирована на индивидуальный уровень достижений в соответствии с выявленным личностно-творческим потенциалом магистранта; на выполнение деятельности, основанной на самостоятельно полученном зна-
нии, на готовности к непрерывному совершенствованию процесса и продукта труда, а также личностно-профессиональных качеств выпускника магистратуры.
В ходе исследования установлено, что сущность и содержание студента бакалавриата заключается в овладении им базовыми навыками (учебно- поисковые, когнитивно- познавательные, информационные, организационные, рефлексивные виды деятельности, овладение студентами мыслительными операциями, участие в работе научных коллективов), в то время как НИД студента магистратуры отличается большей углубленностью и в большей степени требует самостоятельной аналитической работы, что обусловливается углубленной профспециализацией магистров, ориентированной на научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность.
Общекультурные компетенции являются общими для научно-исследовательской деятельности нескольких областей, предполагают освоение обучающимся универсальных поисково-познавательных, учебно-организационных, когнитивных, рефлексивных умений и навыков, частично отражают научную специфику в определенной профессиональной деятельности, в то время как профессиональные компетенции обусловлены предметной областью, предполагают большую аналитическую способность, широкий научный и профессиональный кругозор, самостоятельность, активность студента.
Полагаем, что на уровне бакалавриата студенты овладевают базовыми научно-исследовательскими компетенциями, на уровне магистратуры - профессиональными компетенциями.
Анализ научно-педагогической литературы позволяет выделить в составе базовых научно-исследовательских компетенций когнитивный (знания), опера-ционально-деятельностный (умения, навыки, способы действия) и личностно-ценностный (способности, личностные качества, ценностные установки студентов) компоненты.
Обратившись к дескрипторам компетенций, предложенным в трудах В.И. Байденко, А.В. Хуторского, И.И. Ганчеренка, Е.В. Пискуновой, А.П. Тряпицы-
ной и др., следуя компетентностной модели выпускника вуза, мы выделяем общекультурные и профессиональные компетенции научно-исследовательской деятельности, студентов-бакалавров и магистров направления «Государственное и муниципальное управление».[2; с.82]
Опираясь на различные определения профессиональной компетентности (Дж. Равен, А.Г. Бермус, А.В. Хуторской и др.) мы сделали попытку дать понятие управленческим компетенциям, которые до настоящего времени в литературе отсутствует. [5; с.]
Управленческая компетентность отражает готовность и способность человека профессионально выполнять управленческие функции и, проявляя ценностное отношение к деятельности, принимать эффективные управленческие
V> V> гтч
решения в постоянно изменяющейся внешней среде. Таким образом, управленческая компетентность предполагает не только сформулированные умения, но и постоянное обновление знаний, а также мобильность и готовность применять эти знания в конкретных ситуациях. [1; с.
В связи с этим, критерием управленческой компетентности, по нашему мнению, является профессиональная мобильность - личностное качество, выраженное в способности быстро осваивать новые реалии в работе с персоналом, находить адекватные способы разрешения проблем и умение принимать управленческие решения в постоянно изменяющейся внешней среде.
По нашему мнению, управленческая компетентность выпускника состоит из набора компетенций, определяющих специфику будущей профессиональной деятельности, основной из которых является исследовательская компетенция.
Следует отметить, что при подготовке бакалавра по направлению «Государственное и муниципальное управление» формируются исследовательские навыки, которые проявляется в последовательности действий, направленных на получение нового знания об объектах профессиональной деятельности. Виды профессиональной деятельности бакалавра осуществляются в процессе: организационно-управленческой; информационно-методической; коммуникатив-
ной; проектной и вспомогательно-технологической (исполнительской) деятельности.
Магистратура, являясь высшим уровнем современной системы высшего образования, направлена на подготовку научных кадров, готовых к продуктивной научно-исследовательской деятельности в новых условиях. Исследовательская деятельность магистрантов - это деятельность, включающая два этапа: первоначально - учебно-исследовательский этап, обеспечивающий организацию и качество результата на втором, научно-исследовательском этапе деятельности.
Исследовательскую компетентность магистра можно представить через взаимосвязь общекультурных (предметные, межличностные и системные компетенций) и профессиональных компетенций, которые наполняют ее содержанием. При этом общекультурные компетенции инвариантны для любой профессиональной деятельности, а профессиональные изменяются в зависимости от направления подготовки и включают в себя готовность к конкретной профессиональной деятельности с научно-исследовательской направленностью. Развитие профессиональных компетенций магистрантов происходит в процессе работы над диссертацией, их вариативность определяется исследуемой областью и научным направлением магистерской подготовки.
Таким образом, исследовательская компетенция, как составная часть управленческой компетентности представляет собой целостное, динамическое личностное качество, отличающейся ценностным отношением к деятельности и представленное компонентами: когнитивным; аксиологическим; деятельност-но-ценностным, т.е. умением применять знания и опыт для нахождения эффективного управленческого решения в конкретных ситуациях.
Библиографический список
1. Боровикова, Т.В. Развитие профессиональной компетенции руководителей образовательных учреждений в системе муниципального управления
образованием [Текст]/ Т.В. Боровикова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2010. - №5. - C. 20- 28.
2. Козырев, В. А.. Компетентностный подход в педагогическом образовании [Текст]: коллективная монография / под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Родионовой, А.П. Тряпициной. - Санкт Петербург: изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - 296 с.
3. Пригожин, И. Познание сложного. Введение [Текст] / И. Пригожин. - Москва: ЛКИ, 2008.-342 с.
4. Шамова, Т.И., Давыденко, Т.М., Шибанова, Г.Н. Управление образовательными системами [Текст] / под ред. Т.И. Шамовой. - Москва: Академия, 2008.-312 с.
5. Юдин, В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса [Текст] / В.В. Юдин. - Москва: Университетская книга, 2008. - 287 с.
Bibliography
1. Borovikova, T. V. The Development of Professional Competencies of Heads of Educational Institutions in the System of Municipal Education Administration [Text] / T. Borovikova // Vestnik Chelyabinsk State Pedagogical University. -2010. - No 5. - 20 - 28p.
2. Kozyrev, VA. Competence Approach in the Teacher Education [Text]: Collective Monograph / Under Red. Aktsiey V.A. Kozyrev, N. F. Rodionova, A. P. Tryapitsinoy. - St. Petersburg: RGPY Publishing House, 2005. - 296 p.
3. Prigogine, I. Exploring Complexity. Introduction [Text] / Prigogine. -Moscow: LKI, 2008. - 342 p.
4. Shamova, T. I., Davydenko, T.M. , Shibanov, G. N. Management of Education Systems [Text] / Under Red. Aktsiey T.I. Shamova.- Moscow: Academy, 2008. - 312 p.
5. Yudin, V.V. Technological Design of the Pedagogical Process [Text] / V.V. Yudin. - Moscow: University Book, 2008. - 287 p.