А.М. ТРЕЩЕВ (Астрахань)
развитие профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в межкурсовой период повышения квалификации
Раскрываются сущность и структура понятия «профессиональная компетентность» заместителя директора школы по воспитательной работе. Научно обосновываются организационнопедагогические условия ее развития в муниципальной системе образования. Процесс ее развития в межкурсовой период основан на идеях обучающейся организации.
Ключевые слова:развитие, профессиональная компетентность, организационно-педагогические условия, заместитель директора школы по воспитательной работе, муниципальная система образования, внутрифирменное обучение.
Развитие воспитательного потенциала общеобразовательных учреждений, создание в них эффективных педагогических систем, достижение качественно новых результатов в духовно-нравственном и гражданском становлении школьников требуют реализации комплекса мер, обеспечивающих повышение профессионального уровня воспитательной деятельности педагогов, непрерывности развития профессиональной компетентности специалистов в области воспитания.
Заместитель директора школы по воспитательной работе - главный педагог-воспитатель, который организует внеклассную воспитательную работу с обучающимися и осуществляет методическое руководство воспитательным процессом. Современная педагогическая ситуация предъявляет новые требования к характеру и содержанию профессиональной деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе, к профессионально-субъектной позиции и уровню его профессиональной компетентности в этой сфере.
Сложившийся на сегодняшний день порядок прохождения курсов повышения квалификации, отсутствие преемственности между курсовым и межкурсовым периодами повышения квалификации не обеспечивают не-
прерывность развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе. В этой связи представляется актуальным вопрос не только о поиске эффективных форм, методов, средств развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в межкурсовой период, но и о создании организационно-педагогических условий, обеспечивающих успешность процесса развития профессиональной компетентности в условиях муниципальной системы образования.
Проведенный в рамках нашего совместного с Храповой М.П. исследования анализ теоретических источников, практики работы учреждений дополнительного профессионального образования и методических служб показал, что целостного, основанного на современных подходах представления о совокупности организационно-педагогических условий, детерминирующих успешное развитие профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в межкурсовой период в муниципальной системе образования, не разработано. В связи с этим возникает ряд противоречий между социальными ожиданиями высокой эффективности воспитательной деятельности и реальным уровнем сформированности профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе; объективной потребностью заместителя директора школы по воспитательной работе в постоянном повышении уровня профессиональной компетентности и низким развивающим потенциалом традиционных видов и форм методической деятельности в муниципальной системе образования; потенциальными возможностями развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в муниципальной системе образования и необоснованностью организационно-педагогических условий данного процесса в межкурсовой период повышения квалификации.
Сложившиеся к настоящему времени теоретические и практические предпосылки разрешения обозначенных противоречий позволили выдвинуть ряд предположений о том, что развитие профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в межкурсовой период в муниципальной системе образования будет успешным по сравнению с массовой практикой,
© Трещев А.М., 2010
если развитие профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе рассматривается руководителями муниципальных органов управления образованием и методических служб как одна из целей непрерывного профессионального образования и повышения квалификации, нуждающаяся в содержательном и организационном обеспечении; определено содержание профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе как интегративного профессиональноличностного образования, структура которой включает когнитивный, операционнотехнологический и личностный компоненты; определены критерии, показатели и уровни развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе; разработана и внедрена в процесс межкурсового повышения квалификации модель развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе, основанная на идеях обучающейся организации и корпоративного обучения; определены ее структурные составляющие; созданы организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе, понимаемые как объективные возможности, целенаправленно создаваемые в муниципальной системе образования и реализуемые в межкурсовой период повышения квалификации, в совокупности обеспечивающие непрерывность и успешность развития профессиональной компетентности.
В качестве базы для проведения опытноэкспериментальной работы мы выбрали общеобразовательные учреждения муниципального образования «Камызякский район» Астраханской области, методический кабинет отдела образования администрации муниципального образования «Камызякский район».
В контексте нашего исследования мы рассматриваем профессиональную компетентность заместителя директора школы по воспитательной работе как интегративное профессионально-личностное образование, включающее совокупность профессионально значимых качеств, психолого-педагогических, управленческих знаний, освоенных профессиональных умений и способов решения профессиональных задач различного уровня сложности, обусловливающих способность с высокой продуктивностью осуществлять профессиональные функции в динамично развивающейся системе его управленческо-воспитательной деятельности. Основными компонентами про-
фессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе являются когнитивный, операционнотехнологический и личностный.
Когнитивный компонент включает совокупность психолого-педагогических, управленческих, методических знаний, связанных с реализацией функций управления воспитательной деятельностью; с теорией и практикой организации воспитательной и методической работы.
операционно-технологический компонент профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе представлен совокупностью общепедагогических и управленческих умений, проявляющихся во владении современными технологиями и методами решения профессиональных задач различного уровня сложности и позволяющих осуществлять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью.
Личностный компонент профессиональной компетентности включает совокупность профессионально значимых личностных качеств специалиста: профессиональнопедагогическую направленность, профессиональную мотивацию, профессиональноценностную ориентацию и педагогические способности.
В ходе нашего исследования были выделены и апробированы критерии развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе: когнитивный, имеющийся объем знаний, связанных с реализацией функций управления воспитательной деятельностью, их качественные характеристики (полнота, прочность, осознанность, системность); операционнотехнологический - освоенные профессиональные умения и способы решения профессиональных задач различного уровня сложности; личностный - сформированность интегральных профессионально значимых личностных качеств (профессионально-педагогическая направленность, профессиональная мотивация, профессионально-ценностная ориентация и педагогические способности).
логика исследования и анализ результатов сформированности профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе подвели нас к мысли об использовании шкалы уровневой оценки, включающей четыре уровня: репродуктивный, репродуктивно-творческий, творческо-репродуктивный, творческий. Переход от одного уровня к другому характеризуется изменением содержания компонентов профессио-
нальной компетентности: профессиональных знаний и умений, совершенствованием профессионально значимых личностных качеств и возможностей для проявления субъектно-сти заместителя директора школы по воспитательной работе в воспитательной деятельности и его профессиональной позиции как воспитателя.
Проведенное исследование позволило нам научно обосновать и проверить на практике организационно-педагогические условия, которые способствовали наиболее успешному по сравнению с имеющейся практикой развитию профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе в муниципальной системе образования: создание внутришкольной системы непрерывного повышения профессиональной компетентности субъектов воспитательной деятельности, основанной на учете возможностей образовательного учреждения как обучающейся организации; создание на муниципальном уровне системы методического обеспечения развития профессиональной компетентности данного специалиста; обеспечение преемственности этапов развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе; формирование мотивационно-ценностного отношения заместителя директора школы по воспитательной работе к развитию профессиональной компетентности; реализация комплексного программно-целевого подхода в организации межкурсового обучения.
Как показало наше исследование, организационное (внутрифирменное) обучение интегрирует два процесса, протекающих во внут-ришкольной среде: целевого обучения и профессионального развития личности и профессиональной деятельности. Вследствие этого, результатами внутришкольного обучения одновременно являются и результаты обучения, и, косвенно, результаты профессиональной деятельности, точнее, их изменение в результате обучения.
Мы исходили из понимания муниципальной методической службы как особой социально-педагогической системы в личностно-развивающем пространстве постдипломного образования, обеспечивающей развитие профессиональной компетентности педагогов и руководителей образовательных учреждений. А поэтому деятельность муниципальной методическая службы строилась на принципах диверсификации, предполагающей многообразие, вариативность образовательных услуг, форм, содержания развития
профессиональной компетентности; личност-но ориентированного подхода, учитывающего запросы, потребности, индивидуальный уровень сформированности профессиональной компетентности каждого специалиста; оптимальности форм, методов, содержания развития профессиональной компетентности; открытости и доступности, предполагающих добровольность участия и свободу выбора индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности, форм и содержания межкурсового обучения. В качестве структур внутришкольной научно-методической работы, усиливающих образовательный и технологический потенциалы субъектов воспитательной деятельности, были определены методический совет и объединение (кафедра, лаборатория), информационная служба (методкаби-нет, медиатека и др.), диагностическая служба, ориентированные на использование форм и методов преимущественного активного обучения, среди которых выделяются система постоянно действующих семинаров по актуальным проблемам воспитания; работа временных творческих коллективов педагогов, ориентированных на самообразование по актуальным проблемам развития педагогической теории и практики; педагогические мастерские по распространению передового опыта организации воспитательной деятельности; профессиональные тренинги; деловые (ролевые, имитационные) игры, кейс-методики; формирование портфолио профессиональных достижений; презентация проекта (авторской программы), методической разработки; стажировка по усвоению передового педагогического опыта в области воспитания школьников на базе муниципальных пилотных и экспериментальных площадок.
Процесс развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе мы строили через последовательность трех взаимосвязанных этапов: информационно-ориентировочного, направленного на диагностику имеющегося уровня профессиональной компетентности заместителей директоров школ по воспитательной работе и имеющихся у них затруднений, выбора оптимального варианта содержания, методов, средств и форм организации процесса развития их профессиональной компетентности; процессуально-деятельностного, предполагающего вовлечение заместителей директоров школ по воспитательной работе в активную обучающую деятельность согласно комплексной программе развития профессиональной компетентности; рефлексивно-
обобщающего этапа, заключающегося в саморегуляции поведения и деятельности, осознании и оценке специалистом своих профессиональных действий, актуализации личностных качеств.
основываясь на том, что мотивация является действенным фактором активного вовлечения личности в процесс познания, мы выделили основные направления работы с заместителями директоров школ по воспитательной работе: формирование положительных мотивационных установок на развитие профессиональной компетентности; формирование знаний, умений по профессиональному самосовершенствованию; актуализация потребности развития профессиональной компетентности в процессе профессиональной деятельности. Заместители директоров школ по воспитательной работе активно включались в работу научно-практических и методических конференций, принимали участие в организации мастер-классов, педагогических мастерских, конкурсов профессионального мастерства: «Фестиваль педагогических идей», «Лучший школьный организатор».
Программно-целевой подход в организации межкурсового обучения позволил нам определить комплекс конкретных мероприятий по развитию профессиональной компетентности заместителей директоров школ по воспитательной работе, которые нацелены на их индивидуальные образовательные маршруты и ориентированы на разные уровни развития профессиональной компетентности.
Разработанная нами «Комплексная программа развития профессиональной компетентности заместителей директоров школ по воспитательной работе в межкурсовой период» состояла из четырех модулей. Развитие репродуктивного уровня профессиональной компетентности заместителей директоров школ по воспитательной работе в процессе освоения первого модуля «Воспитательная деятельность: нормативный, содержательный, технологический, личностно-развивающий аспекты» потребовало методического обеспечения процесса развития профессиональной компетентности в рамках постоянно действующего профессионально-педагогического семинара «Школа организаторов». Второй модуль «Приоритетные направления воспитательной работы» включал в себя практикоориентированные семинары по приоритетным направлениям воспитательной деятельности: «Здоровье», «Общение», «Гражданственность», «Досуг», «Семья», «Современные воспитательные технологии». Третий модуль
«Управление инновационными процессами в сфере воспитания» реализовывался в рамках методического объединения заместителей директоров школ по воспитательной работе и был направлен на изучение сущности и специфики инновационных процессов в сфере воспитания; воспитательной системы как эффективного способа организации воспитательного процесса в образовательном учреждении. Четвертый модуль «Педагогическое исследование в сфере воспитания» способствовал реализации потребности заместителей директоров школ по воспитательной работе в организации экспериментальной и научно-исследовательской работы в сфере воспитания.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, позволило решить поставленные задачи и достигнуть цели исследования.
Основные перспективы дальнейшего исследования мы связываем с применением полученных результатов в организации и оптимизации педагогического процесса в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
В дальнейших исследованиях предполагается детальное уточнение закономерностей, механизмов и факторов развития профессиональной компетентности заместителя директора школы по воспитательной работе; совершенствование содержания образовательных программ межкурсового обучения; разработка современных технологий развития профессиональной компетентности; создание новой системы оценки уровня ее сформированности.
Professional competence development of school vice-principal for educational work at training period
There is revealed the essence and structure of the notion "professional competence” of school vice-principal for educational work. There are substantiated the organizational and pedagogic conditions for professional competence development of school vice-principal for educational work in the municipal system of education. The process of professional competence development of school viceprincipal for educational work at training period is based on the ideas of educational organization.
Key words: development, professional competence, organizational and pedagogic conditions, school viceprincipal for educational work, municipal system of education, in-house education.