Научная статья на тему 'Проект деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Дар» на 2009-2011 гг'

Проект деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Дар» на 2009-2011 гг Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шляпникова Н. И., Николаева С. Л., Князева Г. А., Авдюкова С. О., Сергеева Т. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проект деятельности государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Дар» на 2009-2011 гг»

В ПОМОЩЬ СПЕЦИАЛИСТАМ

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Шляпникова Н. И., Николаева С. Л., Князева Г. А., Авдюкова С. О., Сергеева Т. Ф., Миронова Л. Г., Свердловская область Столярова Е. С. г. Реж, Россия ПРОЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Государственного бюджетного образовательного учреждения Свердловской области «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Дар» на 2009-2011 гг.

УДК 37.013.77 (470.5)

ББК 88.4

Введение Проблемы коррекционно-

развивающего обучения сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех образовательных учреждений. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей, нуждающихся в своевременном и квалифицированном психолого-медико-социальном сопровождении, неуклонно растет.

Из решения Коллегии МО и ПО Свердловской области №10/2 от 21.12.2007 года «О направлении и механизмах реструктуризации сети специальных (коррекционных) общеобразовательных школ (школ-

интернатов) Свердловской области» становится очевидным, что реструктуризация сети коррекционных общеобразовательных учреждений не-

Shlyapnikov, NI, Nikolaev S., Knyazev, GA, Avdyukova S. O. Sergeeva, TF, Mironov, L.G, Sverdlovsk reg. Stolyrova E.S. the Dir, Russia PROJECT ACTIVITIES State Budget educational institution Sverdlovsk region "Center for Psycho-social health support "Dar" for 2009-2011.

обходима и обусловлена потребностями детей с ограниченными возможностями здоровья на территории каждого муниципального образования.

Организацию Центра психоло-го-медико-социального сопровождения «Дар» (далее - Центра) на территории Восточного управленческого округа необходимо рассматривать в контексте существующих проблем, выявленных на основе анализа комплектования специальных (коррекционных) учреждений, анализа структуры контингента обучающихся во всех типах и видах образовательных учреждений, анализа потребностей в психолого-медико-социальном сопровождении, существующих в муниципальных образованиях «Режев-

ской городской округ», «Город

Алапаевск», «Березовский город-

ской округ», «Артемовский городской округ», «Алапаевское муниципальное образование»:

1. Низкий уровень развития адаптивности системы образования на территории Восточного округа.

2. Неготовность образовательной системы обеспечить раннее выявление и оказание своевременной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

3. Отсутствие единой информационной системы сбора данных о детях, нуждающихся в психолого-медико-социальном сопровождении.

4. Отсутствие практического опыта организации образовательного процесса для детей с тяжелой умственной отсталостью в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Восточного округа.

5. Дефицит специально подготовленных кадров и отсутствие психоло-го-педагогической поддержки педагогов и родителей детей с нарушениями зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата, с ранним детским аутизмом, нарушениями поведения и психических функций на территории Режевского городского округа.

6. Острая потребность в наличии специально подготовленных кадров для организации коррекционного образования и оказания психологопедагогической помощи детям с

ограниченными возможностями

здоровья по месту жительства.

7. Неготовность педагогических

кадров к предоставлению адекватных образовательных условий для детей, имеющих различные по степени тяжести и выраженности нарушения.

Проект развития Центра «Дар» ориентирован на обеспечение эффективной деятельности специалистов образовательных учреждений через:

1. Формирование и развитие профессионального педагогического сообщества, способного повлиять на повышение уровня адаптивности образовательной системы и удовлетворить образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Развитие управленческой, психоло-го-педагогической, социальнопсихологической компетентности педагогов Восточного округа.

3. Своевременную комплексную диагностику развития детей и выявление отклонений в развитии, влияющих на их социальную адаптацию.

4. Создание комплексных коррекционных программ, направленных на преодоление психологопедагогических и медикосоциальных проблем обучающихся; оказание содействия образовательным учреждениям и специалистам в реализации этих программ.

5. Организацию практико-ори-енти-рованного обучения педагогов

специальным практическим технологиям работы с детьми, нуждающимися в психолого-педаго-гической и медико-социальной помощи.

Реализацию этого проекта целесообразно рассматривать через создание структуры Центра:

• Подразделение внутришкольного сопровождения (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с отставанием в умственном развитии);

• Коррекционно-диагностическое подразделение, включающее в себя областную психолого-медико-педагогическую комиссию и внешнее методическое сопровождение.

Концептуальные подходы в деятельности Центра

Создаваемый Центр «Дар» относится к одному из видов учреждений для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и меди-ко- социальной помощи.

Целъ деятельности Центра «Дар»: Осуществление своевременной индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, проживающим на закрепленных территориях.

Задачи:

^ Оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.

^ Оказание помощи педагогическим работникам по вопросам обучения

и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации.

^ Оказание психолого-медиц-

инской и социальной помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья.

Миссия Центра «Дар»: Мы несем в себе способность принять всех, кто нас окружает, такими, какие они есть, увидеть личность с ее индивидуальностью и неповторимостью, помочь ей и поддержать её.

«Дар» - возможность влиять на изменение качества жизни других.

Для этого нам необходимо: Мужество - в начинании трудной работы,

Энергия - в ее исполнении, Твердость - в ее проявлении, Упорство - в доведении ее до конца.

Мы хотим, чтобы все участники образовательной системы были способны изобретать, ошибаться, развиваться.

Мы готовы оказывать помощь по первой их инициативе.

Мы верим: «возможности плодоносят, если их опыляют способности и стерегут желания».

Основными ценностями работы Центра «Дар» являются:

Доверие своему опыту и опыту всех участников образовательной системы.

Альянс как готовность к сотрудничеству и социальному партнерству учреждений Восточного управленческого округа.

Результатом деятельности

Центра мы считаем:

1. Создание системы профессионального педагогического взаимодействия, позволяющей осознать и изменить свою позицию по отношению к обучению детей с особыми образовательными потребностями.

2. Организация своевременного и

качественного психолого-педа-

гогического, медико-социального и методического сопровождения всех субъектов образовательного процесса.

3. Оказание своевременной, качественной, комплексной диагностической помощи.

4. Создание единой информационной системы о детях, нуждающихся в психолого-педаго-гической и медико-социальной помощи и комплексных коррекционно-развивающих программах.

Подразделение внутришкольного сопровождения Основные направления деятельности:

1). Социально-трудовая адапта-

ция обучающихся, воспитанников:

1. Введение в учебные планы мно-гопрофильности, вариативности для обеспечения профессиональной мобильности выпускников.

2. Переориентирование учебнопрограммного обеспечения трудового обучения на индивидуальное трудовое и частное предпринимательство.

3. Расширение системы договоров с предприятиями города с целью повышения трудовой квалификации старшеклассника в условиях

производств города (производственная практика, трудовые пробы, обучение на рабочем месте).

4. Выстраивание взаимоотношений с центром занятости населения, предприятиями города с целью создания системы выделения рабочих мест выпускникам специальной (коррекционной) школы.

5. Обновление содержания профориентационной работы, формирующей отношение к труду как к одной из главных ценностей жизни.

6. Использование ресурсов дополнительного образования для расширения социально-трудо-вых умений и навыков учащихся, способствующих достижению социальной компетентности.

7.Использование личностно-ориентированных технологий обучения (тренинговых, игровых, проблемного обучения, диагностических методов, компьютерных интегрированных технологий, развитию социальной компетенции).

8. Обновление содержания практической части рабочих программ с учетом развития современных технических достижений человечества.

2). Согласованное взаимодейст-

вие семьи и школы:

1. Анализ имеющихся ресурсов и ценностей каждого для определения взаимной полезности;

2. Планирование взаимной деятельности на основе определения согласованного и разделяемого сотрудничества между семьей и школой, педагогами и родителями;

3. Создание психолого-педаго-

гических условий с целью развития детско-родительских отношений для понимания и принятия ребенка и его проблем.

Трансляция представлений о культуре:

- построение договорных и доверительных отношений,

- умение предлагать и принимать помощь,

- смена позиции взаимодействия от пассивного к активному участию.

3). Формирование ценностнонравственных позиций личности учащихся:

1. Выявление внутришкольных

ресурсов, целостно-

нравственных позиций всех участников образовательного сообщества;

2. Формирование базовых жизненных позиций личности на основе следующих педагогических убеждений:

• научить ребенка жить долго и здоровым;

• научить ребенка жить в обществе, понимая других;

• научить учиться на протяжении всей жизни;

• научить трудиться, не чуждаясь любой работы;

3. Систематизация учебно-воспитательных дел и мероприятий по следующим направлениям:

- Основы социализации и общения (взаимодействие в коллективе, адекватное поведение, умение проявлять себя как личность, способ-

ность адаптироваться в социальной действительности);

- Отношение к труду и социальная направленность труда (участие в трудовых делах, умение трудиться, проявление самостоятельности, ответственность, организованность, формирование культуры труда, овладение профессиональными умениями и ознакомление с миром профессий);

- Охрана здоровья и физического развития (умение сохранять и поддерживать свое физическое и психическое здоровье, здоровый образ жизни, формирование системы привычек по уходу за организмом, сформированность гигиенических навыков);

-Творческая активность (проявление творческой индивидуальности).

4). Сохранение здоровья участников образовательного процесса:

1. Поиск педагогических средств для достижения оздоровительного эффекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Создание базы данных о здоровье детей, для оказания профессиональной помощи, поддержания и укрепления физического и психического здоровья.

3. Поддержание комфортного психологического климата в межличностных отношениях в школьном сообществе.

4. Координация деятельности семьи и школы по формированию у ребенка бережного отношения к своему здоровью.

Ресурсное обеспечение Ответственность за успех дея-

тельности Центра возлагается на его коллектив, решение проблем организации подразделения внутришкольного сопровождения осуществляется

внутренними _ресурсами Центра:

1. Организаиионными:

• Структурно в образовательном учреждении выделено подразделение внутришкольного сопровождения, возглавляемое заместителем директора по учебновоспитательной работе (либо заместителем директора по содержанию образования). Созданы методические объединения, рабочие группы, деятельность которых направлена на обсуждение, описание, обобщение, внедрение, разработку, апробацию коррекционно-развивающих технологий и программ обучения, воспитания, развития;

• Нормативно-правовая обеспеченность: ряд инноваций, спроектированных в учреждении, предполагают разработку соответствующих нормативно-правовых оснований (положений, актов, программ и т.д.), требующих разрешения и согласования с соответствующими органами Центра, заключения трудовых договоров, медицинской, педагогической или иной экспертизы;

• Экспертные условия: для углубленной оценки качества обучения, воспитания, развития обучающихся в образовательном учреждении создается экспертная группа. В экспертную группу входят представители администрации учреждения, наиболее квалифицированные учителя и

привлекаются эксперты со стороны, знающие проблемы и возможности Центра, а также компетентные в оцениваемой области.

2. Кадровыми: педагогический коллектив представлен разумной сбалансированностью представителей различных поколений.

• Квалификация коллектива оценивается по следующим критериям и показателям:

• критерий 1: преобладающие ценности педагогического коллектива;

• показатели: ценность каждой

личности и неповторимость коллектива, ценность творчества и стремления к развитию, ценность сотрудничества и контрактности в отношениях.

• критерий 2: профессиональная

компетентность учителей;

• Показатели: владение учебным предметом и современными технологиями обучения, воспитания, развития: умение рефлексировать собственную деятельность и оптимизировать учебно-воспитательный процесс (определение рациональных методов для решения проблем с расчетом на достижение максимальных результатов за отведенное время); организация саморазвития и ориентация на развитие на собственном опыте и опыте коллег.

• критерий 3: сотрудничество учителей школы, личная ответственность за общий результат деятельности учреждения;

• показатели: традиции специально организованного, структурирован-

ного обсуждения уроков, школьных дел и всех проводимых мероприятий; развитие супервизорской практики; ориентир на командную форму работы, распределение поручений в соответствии с индивидуальными особенностями и интересами учителей.

• Мотивационные усло-

вия, создаваемые в учреждении направлены на понимание и признание цели деятельности Центра, развитие чувства принадлежности к общим результатам, согласование взаимных интересов в профессиональной деятельности, побуждения педагога к творчеству, стимулирование инновационной деятельности, поддержание уверенности в смысле саморазвития

3. В основе методической дея-телъности лежит совместная деятельность заместителя директора по учебно-воспитательной работе (заместителя директора по содержанию) с руководителями методических объединений, рабочих групп. Смысл методической работы заключается в адаптации существующих методов, приемов, технологий обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья, разработке нововведений; выявление возможностей развития системы; проектирование и планирование изменений; описание существующего опыта и его презентации.

4. Управленческий ресурс: Развитие учреждения нового типа предполагает преемственность в управлении. Среди используемых управлен-

ческих технологий преимущество отдается проектному и стратегическому управлению, которое предполагает создание более качественной среды, изменение характера отношений, децентрацию прав, полномочий, ответственности между звеньями внутришкольного управления, разнообразие форм управленческой и педагогической практики.

Планируемый резулътат Обеспечение адекватных условий обучения, воспитания, развития обучающихся для удовлетворения потребности в качественном образовании всех заинтересованных лиц (самих учащихся, их родителей (законных представителей), педагогов, работодателей), развитие содержания образования с приоритетом практикоориентированной направленности рабочих программ и адаптивности технологий активных форм обучения к возможностям обучающихся и воспитанников. Коррекционно-диагностическое подразделение Основные направления деятельности:

1). Диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей;

2). Организация коррекционноразвивающей деятельности;

3). Консультирование детей, родителей (их законных представителей), педагогов, других специалистов по вопросам психолого-педа-гогического и медико-социального сопровождения;

4). Создание и развитие Лаборато-

рии коррекционно-развивающих технологий для овладения практическими умениями и навыками, для развития профессиональной компетентности работников системы образования;

5). Развитие системы методического сопровождения специалистов, работающих с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости, в том числе создание видеотеки форм, методов, развивающих личность ребенка со сложной структурой дефекта;

6). Создание электронного совместимого банка данных о развитии системы оказания коррекционноразвивающей помощи субъектам образования, необходимых для работы отделения методического сопровождения;

7). Создание и развитие сетевого пространства для организации дистанционного методического сопровождения специалистов системы образования Восточного управленческого округа.

опмпк

Диагностическая деятельность:

1). Комплексная динамическая многопрофильная диагностика развития детей (до 18 лет);

2). Определение специальных образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

3). Определение специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья;

4). Определение характера и про-

должительности коррекционно-

развивающей помощи;

5). Оформление коллегиального заключения и рекомендаций по реализации образовательной программы, организации психологопедагогической и медикосоциальной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья.

Коррекционно-развивающая

деятельность

1). Контроль выполнения рекомендаций ОПМПК на основе прогноза развития и адаптации ребенка в системе образования (на основе договорных отношений);

2). Обучение родителей (законных представителей) взаимодействию с ребенком с ранним детским аутизмом, с ребенком, имеющим нарушения слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, поведения;

3). Выявление и сопровождение семей неорганизованных детей для реализации права ребенка с ограниченными возможностями здоровья на образование;

4). Методическое обеспечение диагностикой коррекционного процесса, взаимодействие с психоло-го-педагогическими консилиумами образовательных учреждений всех видов и типов;

5). Организация динамического наблюдения за ребенком в процессе коррекционно-развиваю-щей деятельности;

6). Организация дистанционного сопровождения специалистов, осуществляющих психолого-медико-со-

циальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;

7). Организация коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по созданию оптимальных условий для развития и обучения детей, имеющим сложные сочетанные дефекты в условиях Центра;

8). Оказание методической помощи специалистам образовательных учреждений в вопросах организации профориентационной работы с обучающимися;

9). Организация методической помощи медицинским работникам учреждений Восточного управленческого округа по проведению лечебно-оздоровительных мероприятий, по профилактике обострений психических заболевания детей, нуждающихся в психолого-медико-социальном сопровождении и по вопросам создания условий для сохранения физического и психического здоровья в образовательном учреждении;

10). Разработка и реализация программ развития профессиональной компетентности для педагогических работников, осуществляющих логопедическое, социальное, психологическое, дефектологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях Восточного управленческого округа;

11). Организация индивидуальной и групповой развивающей помощи педагогам по использованию в практической деятельности уме-

стных технологий.

Консультативная деятельность

1). Консультирование лиц, представляющих интересы ребенка (родителей, законных представителей, специалистов образовательного учреждения) по вопросам организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

2). Осуществление консультативной помощи специалистам в выборе технологий логопедической, психологической, дефектологической, медицинской, социальной помощи;

3). Направление детей с нарушениями слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата, с ранним детским аутизмом для консультации в профильные центры, специализированные учреждения;

4). Консультирование педагогов, организующих коррекционноразвивающее обучение детей по месту жительства;

5). Оказание консультационной помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Методическое сопровождение педагогических и руководящих

работников НПО, СКШИ, МОУ,

МДОУ, УГВ

1). Изучение, обобщение, апробация практико-ориентированных технологий в системе образования и распространение опыта;

2). Организация и проведение стационарных и выездных практикоориентированных семинаров развития управленческой, психолого-пе-

дагогической и социально-психологической компетентности работников образования Восточного управленческого округа;

3). Организация различных форм

профессионального взаимодействия с целью организации коллективной рефлексии, индивидуального и группового проблемно-целевого

анализа деятельности специалистов образовательных учреждений;

4). Организация условий для стажировки специалистов образовательных учреждений Вос-точного управленческого округа с целью развития профессиональных умений и навыков;

5). Формирование единой информационной системы:

• о коррекционных образовательных учреждениях Восточного управленческого округа;

• об учреждениях социальной и психологической помощи на закрепленных территориях;

• о применяемых коррекционноразвивающих технологиях и специалистах, работающих в окружных и профильных Центрах на территории Свердловской области;

• о пользователях услуг дистанционного сопровождения (с обратной связью от пользователя об удовлетворенности качеством услуг и результате работы с использованием предоставляемой методической и библиографической продукции);

6). Создание и размещение в Интернете сайта Центра психолого-

медико-социального сопровождения «Дар»;

7). Дистанционное консультирование по запросам образовательных учреждений Восточного управленческого округа на основе организации взаимодействия между отделениями Центра и его специалистами с использованием WEB - технологий.

Методическое сопровождение специалистов, работающих с детьми с глубокой умственной отсталостью:

1). Внедрение в практику образовательной деятельности новых педагогических технологий коррекционной направленности.

2). Описание и обобщение имеющегося практического опыта ор-ганизационно-содержатель-ной деятельности специалистов, работающих с детьми с глубокой умственной отсталостью.

3). Организация и проведение мастер-классов, семинаров по работе с детьми и их родителями (законными представителями).

4). Консультирование педагогов,

родителей (законных представителей) специалистами (сурдопедагогом, тифлопедагогом, педа-гогом-психологом, учителем-

логопедом, специалистом ЛФК) по вопросам организации коррекционно-развивающей помощи детям.

5). Создание видеотеки эффективных форм и методов, развивающих личность ребенка со сложной структурой дефекта.

Ресурсное обеспечение:

1. Организационные условия:

• Структурно в учреждении выделено коррекционно-диагнос-

тическое подразделение, управление осуществляет заместитель директора по учебно-воспита-

тельной работе (заместитель директора по организации сопровождения). На базе Центра создаются временные обучающие группы из числа педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Восточного управленческого округа для участия в прак-тико-ориентированных семинарах. В целях развития межпрофессио-нального взаимодействия организуются окружные методические объединения специалистов, педагогов, руководителей;

• Нормативно-правовыми условиями взаимодействия являются заключенные договора с учреждениями различного типа и вида и соглашения с органами управления образования. Годовой план взаимодействия территориального Центра с образовательными учреждениями согласуется с учредителями;

• Экспертные условия: качество

оказываемых услуг анализируется ежегодно, обсуждается на экспертной группе Центра. Основанием экспертизы является личная, письменно оформленная обратная связь от участников семинаров, методических объединений и других мероприятий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кадровые условия:

К организации деятельности

подразделения дополнительно к

штатным единицам могут привлекаться специалисты, учителя, руководители других образовательных учреждений Свердловской области в соответствии с существующим запросом.

• мотивационные: сопровождение

всех субъектов образования осуществляется только по мотивированному запросу личности, организации.

3. Методические условия: методическое сопровождение организуется на принципах сетевого обмена опытом педагогической деятельности специалистов, педагогов, руководителей Центра и образовательных учреждений Восточного управленческого округа. Характер взаимодействия - практико-ориентированный.

4. Управленческие условия: ис-

пользование в управленческой практике собственных ресурсов и опыта управленческой деятельности других образовательных учреждений, направленных на создание совместных социальных и педагогических проектов и распространение педагогической практики организации психоло-го-педагогической и медико-

социального сопровождения.

Планируемый резулътат

Создание модели психологопедагогического, медико-соци-аль-

ного, организационно-методи-ческо-го сопровождения субъектов образования на территории Восточного управленческого округа, призванной оптимизировать внутренние ресурсы каждого участника образовательного процесса и повысить качество предос-

тавляемых образовательных услуг.

© Н. И. Шляпникова,

С. Л. Николаева, Г. А. Князева,

С. О. Авдюкова, Т. Ф. Сергеева, Л. Г. Миронова,

Е. С. Столярова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.