УДК 37.013.42:371.14
В. И. Шарин, Н. А. Барышева
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: компетентность; профессиональная компетентность; развитие профессиональной компетентности; способы развития профессиональной компетентности.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются вопросы развития профессиональной компетентности в системе повышения квалификации специалистов социальной сферы — социальных педагогов и социальных работников. Анализируются дефиниции понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», «развитие профессиональной компетентности», классификация способов развития профессиональной компетентности В. П. Суслова.
V. I. Sharin, N. A. Barysheva
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN THE SYSTEM OF ADVANCED TRAINING OF SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE
KEY WORDS: rampetence; professional competence; development of professional competence; ways of development of professional competence.
ABSTRACT. The article is devoted to the question of professional competence in the system of career enhancement of specialists of social sphere — social educators and social workers. The author analyzes notions «competence», «professional competence», «development of professional competence» and investigates classification of ways of development of professional competence of V. P. Suslov.
Современные требования к профессиональной компетентности предполагают расширение системы знаний, умений и навыков необходимых как для эффективной профессиональной деятельности, так и для жизнедеятельности в целом. Рыночная экономика требует от специалистов высокой квали-
фикации, подразумевающей наличие необходимых специальных, социальногуманитарных и социально психологических знаний; способность творчески подходить к выполнению своих функций, принимать неординарные решения и нести за них ответственность, осуществлять выработку новых конструктивных
идей; стремление к всестороннему профессионально личностному развитию и потребность в самореализации.
Компетентность означает доскональные знания в какой-либо области. Компетентный человек — это знающий, хорошо осведомленный о чем-либо человек, т. е. компетентность, как правило, связывают с квалификацией специалиста, имеющего исчерпывающие знания о какой-либо профессиональной области.
Однако усложнение, специализация социальных отношений и общественного производства порождают необходимость обоснования термина «компетентность».
Понятие «компетентность» включает в себя сложное, емкое содержание, интегрирующее профессиональные, социально-педагогические, социально-психологические, правовые и другие характеристики. В обобщенном виде компетентность специалиста представляет собой совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в той или иной сфере (В. А. Сластенин,
A. К. Маркова, А. М. Новиков, Л. И. Ко-бышева, Н. В. Кузьмина, Г. В. Мухамет-зянова, С. Н. Чистякова и др.) [1. С. 52].
Понятие профессиональной компетентности рассматривается в работах
B. В. Камаева, Э. Ф. Зеера, Н. В. Кузьминой, Л. М. Митиной и других. Под профессиональной компетентностью эти авторы понимают специальные знания и специальные умения, необходимые для той или иной профессиональной деятельности.
Э. Ф. Зеер и О. Н. Шахматова определяют развитие профессиональной компетентности как систематическое совершенствование совокупности профессиональных знаний и умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности [2. С. 15].
Развитие профессиональной компетентности является проявлением совокупности взаимосвязанных компетен-
ций, отражающей теоретическую и практическую подготовленность специалиста к профессиональной деятельности, включающей в себя как личностные, так и профессиональные способности человека, определяющие успешное выполнение индивидом собственной профессиональной миссии [3. С. 117].
В общем виде развитие профессиональной компетентности можно определить как совокупность качеств личности обеспечивающих эффективную профессиональную деятельность.
В состав данных качеств включены такие характеристики, как профессионально важные знания, умения и навыки, способности, мотивация и опыт профессиональной деятельности, интеграция которых представляет собой единство теоретической и практической готовности к конкретному труду и позволяет будущему специалисту социальной сферы проявить на практике способность реализовать свой потенциал для успешной творческой профессиональной деятельности.
Качества специалистов социальной работы и социальных педагогов (точнее, их подготовки) с точки зрения компетентно-стного подхода можно определить в соответствии с выявленными уровнями предъявляемых требований следующим образом:
— тоответствие уровня компетентности специалистов социальной работы и социальных педагогов нормативным требованиям;
— тоответствие уровня компетентности специалистов характеру будущей профессиональной деятельности. Характер профессиональной деятельности меняется гораздо быстрее, чем ее нормативные параметры; в связи с этим при построении модели специалиста необходимо опираться на прогностический подход;
— тоответствие уровня компетентности специалистов требованиям конкретного работодателя.
Данные требования, оставаясь в рамках общепрофессиональных (общеотраслевых), могут варьировать в зависимости от региона, конкретного направления, группы потребителей и т. п.
По мнению И. А. Зимней, специалист социальной сферы выполняет следующие роли:
— информатор, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т. д.;
— друг, если он стремиться проникнуть в глубину проблемы и самочувствие клиента;
— диктатор, если он насильственно внедряет ценностные ориентации, диктует нормы поведения клиенту;
— советчик, если он использует осторожное уговаривание;
— проситель, если он упрашивает клиента быть таким «как надо», забывая свой статус и полномочия;
— вдохновитель, если он стремиться увлечь интересными целями, перспективами клиента;
— консультант, если он рекомендует оптимальные шаги [4. С. 15].
Каждая профессиональная роль имеет набор конкретных функций: организаторскую, управленческую, коммуникативную, диагностическую, социальнотерапевтическую, воспитательную, посредническую и др.
Таким образом, от будущего специалиста социальной сферы, от его личностной и функциональной готовности к профессиональной деятельности зависит не только формальное качество выполняемой им работы, но и благополучие отдельных людей, социальных групп, общества в целом.
В связи с этим особое внимание должно уделяться способам развития профессиональной компетентности.
Правильно организованное и проведенное развитие профессиональной компетентности специалиста социальной сферы дает возможность в дальнейшем
не возвращаться к процедуре тщательных проверок базовых знаний и характеристик специалистов социальной сферы, а лишь просматривать, насколько они совершенствуются и применяются.
Способы развития профессиональной компетентности специалиста социальной работы — совокупность методов преобразующих процесс формирования представлений о мере наличных ресурсов и возможностей кандидата и о мере их соответствия предъявляемым требованиям.
В. П. Суслов приводит следующую классификацию способов развития профессиональной компетентности:
1) внешнее и внутреннее (внутрифирменное) обучение;
2) на рабочем месте и вне рабочего места;
3) постоянное и периодическое [5. С. 111].
Важным фактором, способным побудить к обучению, является самовыдвижение на повышение профессиональной компетентности и постоянное наблюдение за сотрудникам. Извлечение выгоды из намечаемого повышения по службе предполагает компенсацию затрат работника. Важно, чтобы человек всегда понимал, зачем ему учеба, воспринимал ее как «промежуточную переменную» профессионального и должностного роста человека.
Система развития профессиональной компетентности сотрудников должна включать в себя не только различные образовательные программы, но и мероприятия, направленные на:
• развитие у специалистов социальной работы и социальных педагогов необходимых качеств для работы на более высокой должности;
• укрепление положительного имиджа сотрудников желающих повысить свою профессиональную компетентность;
• придание сотрудникам желающим повысить свою профессиональную
компетентность определенного статуса повышающего их престижность в учреждении.
Иными словами, любая форма развития профессиональной компетентности специалистов социальной и социальнопедагогической сферы должна в своей основе иметь какие-либо мотивирующие факторы и только в этом случае будет эффективна. Общей тенденцией, которую сегодня следует отметить, говоря о развитии профессиональной компетентности, является все больший упор на использование методов активного обучения, таких, как деловые игры, тренинги, наставничество, коучинг, стажировка, дистанционное обучение и т. д., и развитие в ходе обучения у специалистов социальной сферы навыков групповой работы. Это дает целый ряд преимуществ:
— облегчается восприятие нового для слушателей материала. Лекционная форма подачи материала для большинства взрослых людей, давно закончивших обучение, является слишком тяжелой, так как требует высокого внимания, хорошей памяти и, возможно уже утраченных навыков учения;
— шире используется опыт сотрудников, уже повысивших уровень профессиональной компетентности. В ходе занятий он подвергается значительному переосмыслению и упорядочиванию. Обучающиеся имеют возможность не только провести ревизии собственного опыта, они знакомятся с опытом своих товарищей. Определяется, что в этом опыте «работает», а что является вредным или неэффективным;
— доказывая или обосновывая те или иные подходы к решению поставленных задач, специалисты, развивающие профессиональную компетентность, присваивают новые знания и новые подходы к решению этих задач;
— обучающиеся получают возможность более четко увидеть модели эффективного и неэффективного поведения и соотнести это с теми образцами поведения, которые они привыкли демонстрировать в своей профессиональной деятельности. Количество способов развития профессиональной компетентности специалистов социальной сферы велико, часть из них менее затратная, часть весьма существенна по стоимости. Следовательно, правильный выбор этих способов будет оптимизировать затраты учреждения и позволит учреждению получить максимальный эффект.
Выбор способов развития профессиональной компетентности сотрудников, по мнению В. П. Суслова, зависит от:
• целей и задач развития;
• прямой и косвенной стоимости развития;
• срочности (времени, отпущенного на повышение компетентности);
• состава участников (их квалификации, мотивации, предыдущей подготовки);
• квалификации и компетенции преподавателей.
Критерии выбора способа подготовки:
• дата и размещение;
• средства обучения;
• стоимость;
• цели подготовки;
• характеристики обучаемых сотрудников (текущая или перспективная должность, характерный опыт и уровень подготовки, максимальное количество участников);
• продолжительность обучения и последовательности получения определенных знаний и навыков, а также формы оценки, аттестации и сертификации [5. С. 143].
В. Хутмахер выделяет четыре необходимых условия эффективного обучения специалистов социальной сферы, развивающих свою компетентность в социальной службе:
1) для обучения необходима мотивация;
2) администрация социальной службы должна создать климат, способствующий обучению, а это подразумевает активное участие специалистов, повышающих уровень профессиональных знаний в процессе обучения;
3) процесс обучения следует разбивать на последовательные этапы с закреплением практических навыков, приобретенных на каждом этапе;
4) необходима положительная обратная связь, похвала, одобрение, поощрение обучающихся [6. С. 142].
В процессе контроля за развитием профессиональной компетентности специалистов социальной сферы оцениваются результаты реализации планов обучения и учебных программ. Определить эффективность развития профессиональной компетентности можно разными способами: оценивается реакция обучаемых работников на программу, содержание и методы обучения; проводится экзамен или тестирование для определения степени усвоения изучаемого материала; можно выяснить изменение поведения обучаемых сотрудников на рабочем месте после их обучения; определяются конечные результаты, достигнутые при выполнении поставленных целей в процессе обучения [1. С. 112].
Развитие профессиональной компетентности специалистов социальной сферы оказывает влияние и на общий уровень культуры социальной службы:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
— увеличения скорости работы (реакции на аномальные ситуации) персонала, прошедшего обучение:
— расширения кругозора, увеличения числа рассматриваемых вариантов при решении проблемы;
— снижение потерь от неправильной оценки ситуации и неправильных действий;
— сближения личных интересов работника с интересами социальной службы [5. С. 54—55].
Различные способы и методы обучения стимулируют готовность специалистов социальной сферы к учебе и адап-тированность в рамках профессии и системы социального обслуживания населения.
Подводя итог, мы определили понятие развития профессиональной компетентности специалистов социальной сферы как интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалиста, отражающей изменение уровеня знаний, умений и опыт, достаточные для достижения цели данного рода деятельности, а также его нравственную позицию и отношение к профессиональной деятельности и к себе как субъекту этой деятельности.
Таким образом, обновленные знания и умения специалистов — это инвестиции на будущее, система повышения знаний стимулирует развитие личности профессионала в области социальной работы и обеспечивает становление интеллектуального потенциала социальных службах.
1. ЗАЙЦЕВ, Г. Г. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент / Г. Г. Зайцев, С. И Файбушевич. — СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та экономики и финансов, 2004.
2. ЗЕЕР, Э. Ф., Аттестация персонала государственной службы / Э. Ф. Зеер, О. Д. Дувалова. — Екатеринбург : УрАГС, 2001.
3. ТВОРОГОВА, Н. Д. Общение : диагностика и управление / Н. Д. Творогова. — М.: Аспект Пресс, 2004.
4. ЗИМНЯЯ, И. А. Профессиональные роли и функции социального работника / И. А. Зимняя // Российский журнал социальной работы. — 1995. — №1.
5. СУСЛОВ, В. П. Социальная диагностика : методы и способы ее осуществления / В. П. Суслов. — М. : Академия, 2002.
6. ХУТМАХЕР, В. Формирование профессиональной компетентности специалиста по социальной работе / В. Хутмахер. — М. : Просвещение, 2000.
Получено 2 0.03.09 © Шарин В. И., Барышева Н. А., 2010