УДК 37.013.42
Н. Ю. ДЕМДОУМИ Ю. П. ДЕНИСОВ
Омская государственная медицинская академия
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КИБЕРСОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ____________________________
В статье речь идет о влиянии процесса киберсоциализации на развитие профессиональной компетентности преподавателя высшего медицинского учебного заведения. Авторы рассматривают сущность процесса киберсоциализации в информационном обществе, анализируют активность студентов-медиков в киберпространстве и ее взаимосвязь с профессиональной деятельностью преподавателя. В результате авторы приходят к выводу о необходимости развития в структуре профессиональной компетентности преподавателя высшей медицинской школы качеств, которые позволят эффективно реализовать в образовательном процессе позитивный потенциал киберсоциализации личности студента и успешно противодействовать угрозам, которые несет в себе киберсоциализация.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, киберсоциализация, информационно-коммуникационные технологии, киберпространство.
Информационное общество диктует все более высокие требования к компетентности педагога. В его условиях становится очевидным, что развитие профессиональной компетентности преподавателя высшего учебного заведения не исчерпывается узкопрофессиональными рамками. От преподавателя во все большей степени требуется интенсивное осмысление широкого спектра социальных, психологических и иных проблем, сопряженных с образованием и воспитанием личности студента [1 ].
Педагогическая компетентность — системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога [2].
При этом доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют мотивацию личности и свойства личности, которые представляют собой «педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности, включающие в себя педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность — как творческий потенциал» [2, с. 18]. В связи с этим можно говорить о том, что развитие профессиональной компетенции преподавателя находится в тесном сопряжении с его личностным развитием.
Вместе с тем развитие профессиональной компетенции преподавателя медицинского вуза неизбежно детерминируется тем, что медицинский вуз представляет собой важнейший институт профессиональной социализации врача. А личностные характеристики играют особую роль в профессиональной деятельности медика. Соответственно сам процесс развития профессиональной компетенции педагога высшей
медицинской школы неизбежно должен коррелировать с личностными характеристиками обучающихся. При проектировании же модели учебного процесса, ориентированного на развитие определенных способностей, свойств и качеств личности «обучающегося», важно помнить, что вопрос о том, чему и как учить, решается принципиально по-разному в зависимости от того, какие психолого-педагогичес-кие представления берутся за основу, какие выбираются условия для проектирования и построения образовательного пространства [3].
В условиях постиндустриального общества глобальные изменения, происходящие в общественной жизни, окружающей природной среде, технике, способах коммуникации, трансформации пространства социальной нормативности влияют на все стороны повседневной жизни обучающегося, в том числе и на процесс социализации его личности [4].
Э. Тоффлер, характеризуя общество «третьей волны», писал: «Эта новая цивилизация несет с собой новые семейные отношения; иные способы работать, любить и жить; новую экономику; новые политические конфликты, и сверх этого — измененное сознание» [5]. Информационное общество характеризуется тем, что «системы информационных технологий работают с информацией, преобразованной в символы, компьютеры и машины обрабатывают символы, умы и интеллекты обрабатывают полученную посредством компьютеров и машин информацию» [6, р. 8]. Меняется характер межличностных коммуникаций. «Социальные сетевые веб-сайты помогают пользователям завести новых «виртуальных друзей» и предлагают «возможность» воссоединиться со старыми друзьями и родственниками» [7]. В результате Интернет и киберпространство становятся мегафакторами социализации личности [8].
Интернет, как наиболее активно развивающийся современный сектор киберпространства, представляет собой специфический фактор социализации. По
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
сути, он является фактором особого вида социализации — киберсоциализации и имеет уникальный социально-педагогический потенциал. Его потенциал характеризуется такими особенностями социализирующей среды, как доступность, мобильность и оперативность, относительная безопасность и анонимность, свобода самовыражения [9]. Киберсоциализацию (социализацию личности в киберпространстве) автор этого термина и крупнейший исследователь обозначаемого им феномена В. А. Плешаков определяет как «процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности» [10].
Преподаватель высшего учебного заведения сегодня, входя в учебную аудиторию, как правило, вступает в коммуникацию с обучающимся, подвергшимся и перманентно продолжающим подвергаться процессу киберсоциализации. Обучающиеся в российских вузах студенты оказываются в русле глобального тренда, который можно определить как тотальное проникновение World Wide Web. Это подтверждается данными целого ряда социологических и социально-педагогических исследований.
По данным фонда «Общественное мнение», 53,2 млн российских пользователей выходят в Интернет не реже одного раза в сутки [11]. При этом, согласно результатам опроса, проведенного «Левада-центром» в марте 2013 г., 95 % российских студентов регулярно пользуются Интернетом [12]. Наконец, еще один крупный социологический фонд — ВЦИОM указывает на то, что среди 18 — 24-летних россиян (большинство обучающихся в вузах попадают именно в эту возрастную категорию) 53 и 44 % респондентов соответственно признаются в том, что Интернет и социальные сети отнимают у них много времени [13].
Исследователи В. А. Плешаков и А. О. Кочнев на основе анкетирования студентов Череповецкого государственного университета обращают внимание на то, что «для современных студентов, по их признанию, Интернет является средством общения, способом нахождения информации и помощником в учебе. Пользуются им ежедневно — 90 % опрошенных, лишь 10 % несколько раз в неделю. Более того, 60 % студентов пользуются Интернетом практически весь день, 2 раза и более — 30 %, 1 раз в день — 10 %» [14].
Осмысление масштаба и значимости процесса киберсоциализации в процессе формирования личности студента высшего учебного заведения требует от преподавателя развития определенных составных элементов в структуре его компетентности. Чрезвычайно отчетливо такого рода потребность, на наш взгляд, заметна в ходе реализации учебно-воспитательного процесса в рамках медицинской высшей школы. Развитие профессиональной компетенции преподавателя медицинского вуза неизбежно детерминируется тем, что медицинский вуз представляет собой важнейший институт профессиональной социализации врача. А личностные характеристики играют особую роль в профессиональной деятельности медика.
Вместе с тем даже первичный анализ сегодняшнего русскоязычного киберпространства показывает, что студенты медицинских вузов в значительной степени подвержены данному процессу. Об этом свидетельствует, в частности, высокая степень активности студен-тов-медиков в социальных сетях.
В самой массовой социальной сети «ВКонтакте» по запросу «медицина» 22 января 2014 г. нами было найдено 4309 сообществ. Из них 325 адресовано глав-
ным образом студентам-медикам. Большая часть сообществ представляет собой открытые группы и носит массовый характер. Наиболее многочисленное из них «Студент-медик [официальная страница]» (http://vk.com/yamedik) включает в себя на 23.01.2014 г. 505 626 подписчиков. Весьма впечатляет и численный состав сообществ «Медкампус (студентам-медикам)» (http://vk.com/medcampus) — 189 836 участников, «АТЛАС Медкампус (студентам-медикам)» (http:// vk.com/medatlas) — 50 665 участников, «Все для сту-дента-медика. Медицинская группа» (http://vk.com/ studmed) — 33 851 участник и т. д. Примечательно, что у студентов Омской государственной медицинской академии в данной социальной сети также есть целый ряд сообществ. Самым массовым из них является сообщество «Подслушано в ОмГМА» (http:// vk.com/podslusano_omgma). Оно насчитывает 2605 человек. Контент на странице группы обновляется ежедневно. На странице постоянно содержится 5 гиперссылок. Это ссылка «podslusano_omgma | Спра-шивай.ру» и 4 ссылки на другие многочисленные группы «ВКонтакте», посвященные Омской государственной медицинской академии: открытая группа «ОмГМА» (http://vk.com/club11876105) — 2481 участник; закрытая группа «Омская государственная медицинская академия» (http://vk.com/club1480-343) — 7831 участник; открытая группа профсоюзной организации Омской государственной медицинской академии (http://vk.com/proffomgma) — 1190 участников; открытая группа «Признание в симпатии ОмГМА» — 1169 участников. В социальной сети «ВКонтакте» также активно функционируют группы «Команды КВН «АГАР», «НОМУС ОмГМА», группы целого ряда молодежных научных кружков и конференций студентов и молодых ученых.
В других социальных сетях нами также была зафиксирована высокая активность студентов-ме-диков. В социальной сети «Мой мир» обнаружено 3832 сообщества. Студенты-медики располагают 282 специализированными сообществами. В «Одноклассниках» — 2505 групп, специально студентам-меди-кам из них посвящено всего 4 группы. Относительно низкая активность студентов-медиков в социальной сети «Одноклассники», по нашему мнению, объясняется тем, что данная сеть ориентирована в большей степени на личную коммуникацию, чем на профессиональную. Активно коммуницируют студенты-медики и в социальных сетях «Livejournal», «Linke-din», «Instagram», «Twitter». На просторах Рунета широко распространены и интернет-ресурсы для студентов медицинских учебных заведений, функционирующие автономно, вне социальных сетей.
Такая активность и популярность специализированных интернет-ресурсов, ориентированных на студентов медиков, на наш взгляд, позволяет говорить о том, что процесс профессиональной социализации современного врача в значительной степени происходит в киберпространстве. При этом, безусловно, медицинское высшее учебное заведение не утрачивает ни статуса важнейшего института профессиональной социализации, ни роли в процессе профессиональной подготовки врача.
Осмысление описанных выше процессов ставит перед преподавателем высшей медицинской школы вопрос о возможностях использования феномена киберсоциализации в процессе педагогической деятельности, направленной на профессиональную подготовку и формирование личности врача.
По нашему мнению, преподавателю медицинского высшего учебного заведения необходимо
учитывать, что киберсоциализация обучающегося заключает в себе как позитивный, так и негативный потенциал, который может найти те или иные проявления в ходе реализации учебно-воспитательного процесса. В. А. Плешаков, рассуждая о данной проблеме, приходит к выводу о том, что перед современными педагогами и психологами закономерно встает задача создания киберонтологической концепции педагогики и психологии жизненного пути личности. По его мнению, «необходима разработка инновационной отрасли психолого-педагогической мысли — киберпедагогики, позволяющей современному Homo sapiens'y ставшему «Homo Cyberus'ом», научиться использовать социализирующие и воспитательные возможности компьютерных и интернет-ресурсов исходя из психовозрастных, гендерных, социокультурных, этноконфессиональных, личностных и индивидуальных особенностей человека». Киберпедагогика представляется ему «инновационной отраслью психолого-педагогической мысли, научно обосновывающей специально организованную целенаправленную и систематическую деятельность по кибервоспитанию, киберобучению и киберобразованию современного человека в процессе его киберсоциализации средствами современных информационно-коммуникационных технологий» [15].
Нам представляется, что важнейшим аспектом деятельности этой новой отрасли психолого-педагоги-ческого знания должно стать изучение возможностей развития профессиональной компетенции преподавателя высшего учебного заведения в целом и медицинского вуза в частности. В первую очередь преподаватель должен научиться в полной мере качественно и эффективно взаимодействовать с тем потенциалом, который несет в себе киберсоциализация студента.
Позитивный социально-педагогический потенциал феномена киберсоциализации обусловлен прежде всего тем, что применение современных информационных и коммуникационных технологий ведет к развитию и преобразованию деятельности человека. Развитие и преобразование происходит за счет возникновения новых навыков, операций, процедур и способов выполнения действий, новых целевых и мотивационно-смысловых структур, новых форм опосредования и совсем новых видов деятельности в виртуальной социализирующей среде киберпространства. Работая с обучающимся, подвергшимся киберсоциализации, с легкостью можно давать творческие задания с использованием онлайн-технологии, предлагать веб-квесты, апеллировать к широкому кругу учебной и научной литературы, хранящейся в электронных библиотеках, доступ к которым сегодня облегчен, и т. д. Киберсоциализация способствует развитию перспектив дистанционного образования, взаимодействию преподавателя и студента в онлайн-режиме, использованию специализированных электронных баз данных в образовательном процессе и т. д.
Вместе с тем, когда речь идет о воздействии киберсоциализации студента на образовательный процесс в медицинском вузе, преподавателю особенно необходимо уметь эффективно и компетентно противодействовать негативному потенциалу, который также несет в себе киберсоциализация. Эффективная профессиональная социализация студента-медика должна включать отсутствие психокультурных деформаций, профессиональную компетентность и социальную ответственность, навыки понимания себя и требования других людей, сознательное использование собственных личностных качеств и дифферен-
цированное применение навыков общения для достижения профессиональных целей [16]. Вместе с тем киберсоциализация несет в себе целый ряд угроз для профессиональной социализации студентов-медиков. К их числу следует отнести угрозы кибераддикции, квазисоциализации личности, усвоения девиантных норм, ценностей, образцов поведения, принятых в широко распространенных в киберпространстве девиантных субкультурах и т. д.
Одновременно киберсоциализация ведет к ослаблению институционального контроля, опирающегося на присутствие учащегося в аудитории. По выражению белорусского ученого А. А. Полонникова, «в условиях полипространственной топологии он теряет свою эффективность (студент одновременно находится и в учебной аудитории, и в социальных сетях, и в игровой виртуальной реальности)» [17]. Для образовательного пространства медицинского вуза, в котором сам процесс подготовки профессионального врача предполагает достаточно жесткий институциональный контроль, утрата его эффективности чревата деструктивными последствиями для всего образовательного процесса.
Итак, обобщая все вышесказанное, мы можем заключить, что процесс киберсоциализации обучающегося имеет значительное воздействие на образовательный процесс в медицинском вузе. Это требует внесения определенных корректив в развитие профессиональной компетентности преподавателя высшего медицинского учебного заведения. В ее структуру должны быть встроены качества, которые позволят преподавателю высокопрофессионально и эффективно во время работы с обучающимся раскрыть позитивный потенциал киберсоциализации и противодействовать деструктивным вызовам, связанным с данным явлением. Эффективное использование потенциала киберсоциализации обучающегося возможно преподавателем лишь в том случае, если он сам в некотором роде пройдет киберсоциализацию, или, по меньшей мере, осмыслит специфические нормы, ценности, образцы поведения, социокультурные атрибуты, которые усваиваются индивидом в результате его активного взаимодействия с киберпространством.
Развитие профессиональной компетентности преподавателя медицинского вуза в контексте киберсоциализации личности обучающегося требует дальнейших разносторонних исследований. В процессе проведения такого рода исследований представляются целесообразными междисциплинарный синтез и консолидация усилий представителей различных областей социально-гуманитарного, медицинского и технического знания.
Библиографический список
1. Овсянникова, А. В. Профессиональная компетентность преподавателя вуза как психолого-педагогическая категория / А. В. Овсянникова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — № 121. — С. 150.
2. Гришина, И. В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования/ И. В. Гришина. — СПб. : СПбГУПМ, 2002. — С. 10.
3. Гусева, Т. К. Требования к профессиональной компетентности педагога в свете основных положений ФГОС ВПО нового поколения / Т. К. Гусева, Н. К. Маяцкая // Международный журнал экспериментального образования.— 2012.— № 4. [Электронный ресурс]. — и^: www.гae.гu/meo/?section = -
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014
content&op = show_article&article_id = 3964 (дата обращения: 18.02.2014).
4. Ивушкина, В. О. Профессиональная социализация молодежи в условиях становления российского информационного общества : дис. ... канд. социол. наук / В. О. Ивушкина. —
Краснодар, 2012. — С. 13.
5. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — М. : ACT, 2004. — С. 23.
6. Karvalics, L. Information Society — what is it exactly? (The meaning, history and conceptual framework of an expression). — Budapest : Education and culture Leonardo da Vinci, 2007. — P. 8.
7. Halder, D. Cyber Socializing and Victimization of Women/ D. Halder, K. Jaishankar // Temida : the journal on victimization, human rights and gender. — 2009. — № 12. — P. 6.
8. Плешаков, В. А. Интернет как фактор киберсоциализации молодежи / В. А. Плешаков, Н. В. Угольков// Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2012. — № 3. — С. 18.
9. Угольков, Н. В. Интернет как институт социализации старших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/ Н. В. Угольков. — М., 2012. — С. 8.
10. Плешаков, В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека / В. А Плешаков // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2010. — Т. 16.— С. 15.
11. Интернет в России: динамика проникновения. Осень 2013 [Электронный ресурс]. — URL: http://fom.ru/SMI-i-inter-net/11288 (дата обращения: 24.12.2013).
12. Интернет-зависимость: сколько россиян подвержены «болезни XXI века»? // Пресс-выпуск № 2415. [Электронный ресурс]. — URL: http://wciom.ru/index.php?id = 459&uid = 114515 (дата обращения: 21.12.2013).
13. К марту 2013 г. число пользователей Интернета в России выросло до 62 % [Электронный ресурс]. — URL:
http://www.vedomosti.rU/tech/news/11297381/levada_-centr_k_martu_2013_g_cЫslo_polzDvatelej_mtemeta_v (дата обращения: 10.12.2013).
14. Плешаков, В. А. Исследование возможностей использования Интернета студентами-первокурсниками / В. А. Плешаков, А. О. Кочнев // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2013. — Т. 1, № 2. — С. 12.
15. Плешаков, В. А. Феномен киберсоциализации современной молодежи/ В. А Плешаков// Научное наследие Т. И. Ша-мовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования : сб. ст. Третьих Всерос. Шамовских педагог. чтений науч. школы Управления образованием (25 января 2011 г.). В 2 т. — Т. 1 — М., 2011. — С. 106.
16. Гуляевская, Н. В. Проблемы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в условиях современного российского общества/ Н. В. Гуляевская // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 326. — С. 44.
17. Полонников, А. А. «Иконический поворот»: образовательные стратегии и альтернативы/ А. А. Полонников// Высшее образование в России. — 2013. — № 6. — С. 127.
ДЕМДОУМИ Нелли Юрьевна, кандидат медицинских наук, доцент, декан педиатрического факультета, заведующая кафедрой госпитальной педиатрии. ДЕНИСОВ Юрий Петрович, кандидат политологических наук, старший преподаватель кафедры истории Отечества и экономики, заместитель декана педиатрического факультета.
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.
© Н. Ю. Демдоуми, Ю. П. Денисов
УДК 373 8 O. Ю. KOPEHHOBЛ
E. B. ЛOПЛHOBЛ
Oмская государственная медицинская академия
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА:
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
В статье анализируются данные исследования профессиональной устойчивости врачей и студентов Омской государственной медицинской академии, обосновывается необходимость формирования профессиональной устойчивости студентов — будущих врачей в системе учебных занятий по специальности, усилением их профессиональной направленности.
Ключевые слова: профессиональная устойчивость, успешность профессиональной деятельности, успешность учебной деятельности, коммуникативный компонент деятельности, удовлетворенность профессией и трудом.
Проблемам подготовки будущего врача уделяется значительное внимание в научно-теоретических, научно-методических и практических работах, посвященных учебно-воспитательному процессу медицинского вуза. Она стала объектом научной разработки и практической организации деятельности работников образования и здравоохранения
В. Н. Аверина, Р. О. Агавенян, Г. Н. Александрова, В. П. Андронова, Б. А. Бараша, Л. С. Богуницкой, М. И. Жукова, Е. Л. Вассермана, М. М. Кабанова, Б. Д. Карвасорского, В. А. Когана, И. И. Косарева, Р. В. Коротких, Г. И. Лернера, С. А. Лигер, С. В. По-варнициной, В. Л. Спирина, Л. А. Цветковой, Р. В. Ре-шетова, О. В. Шатрова и др.