Научная статья на тему 'Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинского вуза: проблемы и пути решения'

Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинского вуза: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / УСПЕШНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСПЕШНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПРОФЕССИЕЙ И ТРУДОМ / PROFESSIONAL STABILITY / SUCCESS OF PROFESSIONAL WORK / SUCCESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY / COMMUNICATIVE COMPONENT OF ACTIVITY / SATISFACTION A TRADE AND WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кореннова Ольга Юрьевна, Лопанова Елена Валентиновна

В статье анализируются данные исследования профессиональной устойчивости врачей и студентов Омской государственной медицинской академии, обосновывается необходимость формирования профессиональной устойчивости студентов будущих врачей в системе учебных занятий по специальности, усилением их профессиональной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of professional stability in students of medical school: problems and solutions

In the article there is given research of professional stability of doctors and students of medical academy. The necessity of formation of professional stability of students the future doctors in system of studies on a specialty is proved by strengthening of their professional orientation.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинского вуза: проблемы и пути решения»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

content&op = show_article&article_id = 3964 (дата обращения: 18.02.2014).

4. Ивушкина, В. О. Профессиональная социализация молодежи в условиях становления российского информационного общества : дис. ... канд. социол. наук / В. О. Ивушкина. —

Краснодар, 2012. — С. 13.

5. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер. — М. : ACT, 2004. — С. 23.

6. Karvalics, L. Information Society — what is it exactly? (The meaning, history and conceptual framework of an expression). — Budapest : Education and culture Leonardo da Vinci, 2007. — P. 8.

7. Halder, D. Cyber Socializing and Victimization of Women/ D. Halder, K. Jaishankar // Temida : the journal on victimization, human rights and gender. — 2009. — № 12. — P. 6.

8. Плешаков, В. А. Интернет как фактор киберсоциализации молодежи / В. А. Плешаков, Н. В. Угольков// Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. — 2012. — № 3. — С. 18.

9. Угольков, Н. В. Интернет как институт социализации старших школьников : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01/

Н. В. Угольков. — М., 2012. — С. 8.

10. Плешаков, В. А. Киберсоциализация: социальное развитие и социальное воспитание современного человека / В. А Плешаков // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2010. — Т. 16.— С. 15.

11. Интернет в России: динамика проникновения. Осень 2013 [Электронный ресурс]. — URL: http://fom.ru/SMI-i-inter-net/11288 (дата обращения: 24.12.2013).

12. Интернет-зависимость: сколько россиян подвержены «болезни XXI века»? // Пресс-выпуск № 2415. [Электронный ресурс]. — URL: http://wciom.ru/index.php?id = 459&uid = 114515 (дата обращения: 21.12.2013).

13. К марту 2013 г. число пользователей Интернета в России выросло до 62 % [Электронный ресурс]. — URL:

http://www.vedomosti.rU/tech/news/11297381/levada_-centr_k_martu_2013_g_cЫslo_polzDvatelej_mtemeta_v (дата обращения: 10.12.2013).

14. Плешаков, В. А. Исследование возможностей использования Интернета студентами-первокурсниками / В. А. Плешаков, А. О. Кочнев // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2013. — Т. 1, № 2. — С. 12.

15. Плешаков, В. А. Феномен киберсоциализации современной молодежи/ В. А Плешаков// Научное наследие Т. И. Ша-мовой и его влияние на решение актуальных проблем современного образования : сб. ст. Третьих Всерос. Шамовских педагог. чтений науч. школы Управления образованием (25 января 2011 г.). В 2 т. — Т. 1 — М., 2011. — С. 106.

16. Гуляевская, Н. В. Проблемы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в условиях современного российского общества/ Н. В. Гуляевская // Вестник Томского государственного университета. — 2009. — № 326. — С. 44.

17. Полонников, А. А. «Иконический поворот»: образовательные стратегии и альтернативы/ А. А. Полонников// Высшее образование в России. — 2013. — № 6. — С. 127.

ДЕМДОУМИ Нелли Юрьевна, кандидат медицинских наук, доцент, декан педиатрического факультета, заведующая кафедрой госпитальной педиатрии. ДЕНИСОВ Юрий Петрович, кандидат политологических наук, старший преподаватель кафедры истории Отечества и экономики, заместитель декана педиатрического факультета.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.

© Н. Ю. Демдоуми, Ю. П. Денисов

УДК 373 8 O. Ю. KOPEHHOBЛ

E. B. ЛOПЛHOBЛ

Oмская государственная медицинская академия

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА:

ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

В статье анализируются данные исследования профессиональной устойчивости врачей и студентов Омской государственной медицинской академии, обосновывается необходимость формирования профессиональной устойчивости студентов — будущих врачей в системе учебных занятий по специальности, усилением их профессиональной направленности.

Ключевые слова: профессиональная устойчивость, успешность профессиональной деятельности, успешность учебной деятельности, коммуникативный компонент деятельности, удовлетворенность профессией и трудом.

Проблемам подготовки будущего врача уделяется значительное внимание в научно-теоретических, научно-методических и практических работах, посвященных учебно-воспитательному процессу медицинского вуза. Она стала объектом научной разработки и практической организации деятельности работников образования и здравоохранения

В. Н. Аверина, Р. О. Агавенян, Г. Н. Александрова, В. П. Андронова, Б. А. Бараша, Л. С. Богуницкой, М. И. Жукова, Е. Л. Вассермана, М. М. Кабанова, Б. Д. Карвасорского, В. А. Когана, И. И. Косарева, Р. В. Коротких, Г. И. Лернера, С. А. Лигер, С. В. По-варнициной, В. Л. Спирина, Л. А. Цветковой, Р. В. Ре-шетова, О. В. Шатрова и др.

Однако, несмотря на столь значительное внимание педагогической, психологической, медицинской науки к проблеме подготовки медицинских кадров, выпускники медицинских вузов не отвечают современным требованиям. Свидетельством этому являются текучесть, феминизация и продолжающийся процесс «старения» медицинских кадров [1].

Обзор психолого-педагогической, медицинской литературы показал, что в исследованиях, связанных с подготовкой кадров, в основном, рассматриваются личностно-профессиональные качества врача: эмоционально-волевые процессы, профессиональный интеллект (клиническое мышление, клиническая наблюдательность, честность, этичность, надежность), профессиональные установки. Однако такое свойство личности, которое интегрировало бы все эти качества и являлось одновременно целью, результатом и критерием эффективной подготовки студентов медицинских вузов к практической врачебной деятельности, остается вне поля зрения. Анализ пси-холого-педагогической литературы позволил прийти к выводу, что таким свойством личности является профессиональная устойчивость.

Учитывая, что устойчивость личности — это способность человека сохранять и реализовывать свои личностные позиции и проявляется она в преобразующей деятельности человека, мы разделяем точку зрения 3. К. Каргиевой [2] и понимаем профессиональную устойчивость врачей как способность стабильно (длительность) выполнять профессиональные обязанности с высоким качеством (успешность), в том числе и в условиях различных воздействий, осложняющих деятельность, при этом оставаться удовлетворенным этим родом деятельности. Если это свойство действительно сформировано, то результат должен проявляться в успешности профессиональной деятельности врача, в длительности и удовлетворенности трудом и профессией врача.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность процесса становления личности будущего врача, как показала С. А. Лигер [3], является психоло-го-педагогическая подготовка в вузе, которая представляет собой соединение профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств. Это является основой готовности будущего врача осознавать функции врачебного труда, профессиональной позиции, оптимальные способы деятельности, соотнесение своих возможностей с преодолением трудностей, которые возникают при решении профессиональных задач и достижении запланированных результатов.

В процессе формирования профессиональной устойчивости необходимо учитывать факторы, определяющие ее высокий уровень. Для студентов медицинских институтов и врачей-практиков этими факторами являются [1]:

— уровень удовлетворенности профессией и трудом;

— успешность учебной деятельности в годы обучения;

— уровень сформированности гностического и коммуникативного компонентов деятельности;

— уровень сформированности профессиональной направленности;

— уровень развития способностей к медицинской деятельности.

В исследовании принимали участие 80 студентов Омской государственной медицинской академии. Это студенты лечебного факультета — 50 и педиатрического — 30 человек. Из них 57 девушек, 23 —

юноши: объем женской выборки в 3 раза больше мужской, что отражает количественное соотношение юношей и девушек в медицинских вузах.

Для достижения цели исследования были использованы следующие методики:

— методика изучения общей направленности личности (ориентировочная анкета В. Мекола и М. Кучерова);

— методики изучения профессиональной направленности и уровня удовлетворенности выбранной профессией (Н. В. Кузьминой и адаптированной для студентов медицинских вузов);

— методика изучения мотивов учебной деятельности студентов, в том числе познавательных, профессиональных и утилитарных (мотивация на получение диплома);

— методика изучения предпочтительных видов профессиональной деятельности (методика Е. А. Климова), таких как «человек-природа», «человек — техника», «человек-знак», «человек-человек».

В качестве критерия успешности, разделившего всю выборку испытуемых на три группы — успешных, средне- и неуспешных, был взят средний балл успеваемости студентов за последний год обучения. По мнению В. А. Якунина [4], академическая успеваемость соотносима с понятиями результативности и эффективности — составляющими успешности. К успешным студентам были отнесены те, у кого средний балл составлял 4,26 — 5,0, к среднеуспешным — студенты с баллом 3,96 — 4,25, а к неуспешным — со средним баллом 3,75 и ниже. Мы учитывали и половые особенности студентов, так как исследования (В. Л. Аверина, М. И. Жукова, М. Е. Дашкина) выявили значительное расхождение в психологических характеристиках личности успешных и неуспешных студентов с теми же категориями студенток. В мужских выборках устойчиво доминирует тенденция меньшей похожести друг на друга в сравнении с женскими. Студентки характеризуются эмоциональной неустойчивостью и повышенным уровнем чувствительности и консерватизма. В структуре общей направленности личности у них доминирует направленность на себя (мотивы общего благополучия), в сфере учебных мотивов доминируют профессиональные мотивы, затем познавательные. Для мужчин-студентов характерен независимый от окружающих тип поведения, они более самостоятельны, направленность на дело всегда устойчиво выше, доминирует познавательно-практическая направленность.

Мы обнаружили, что на сегодняшний день среди студентов, поступающих в медицинские учебные заведения, все меньше представителей династии врачей, тех, кто близко знаком с тяжелым трудом медицинского работника, знают и верно оценивают условия работы, физические нагрузки и зарплату.

Вчерашний студент с первых дней работы, чувствуя ответственность за порученное ему дело большой государственной важности, но еще далеко не сформировавшийся как специалист, обнаруживает, что реальная медицинская деятельность сложнее ординатуры, а подготовка к работе нечто большее хороших оценок в дипломе, недопонимая истинных причин, начинает упрекать академию: не подготовили, не научили, предполагая при этом рецептуру деятельности по специальности. В результате возникают неудовлетворенность трудом, именно трудом, а не профессией, сомнения в своих способностях, в правильности избранного пути, разочарованность в медицинской деятельности. Большое значение имеет

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

не только стремление помогать людям в борьбе с болезнью, но и умение это делать.

Молодые врачи, успешно окончившие вуз, начинают свою профессиональную деятельность, опираясь на надежный фундамент научных и специальных знаний. Первый год работы — своеобразный экзамен, но одновременно и продолжение учебы. Профессиональные качества в начале самостоятельной деятельности не только проявляются, но и формируются, развиваются, укрепляются. И это в первую очередь зависит от самих начинающих врачей, а также во многом зависит от коллектива и администрации медицинских учреждений.

Для выявления факторов устойчивости на основе анализа экспертных оценок трудностей, испытываемых врачами различного уровня устойчивости, мы первоначально проследили за деятельностью выпускников Омской государственной медицинской академии за последние три года. Для каждого выпуска выяснили следующее:

— сколько человек устроилось на работу;

— сколько человек осталось после первого года работы;

— какова академическая успеваемость в вузе и тех, кто покинул работу, и тех, кто остался работать по специальности.

Об академической успеваемости обучения мы судили по среднему выпускному баллу дипломов. В этом оценочном показателе фиксируется не только уровень и объем знаний, степень прилежания студентов, но и отношение студентов к своей специальности: степень развитости интересов, степень соответствия интересов и склонностей индивидов целевой функции вуза. И если отдельно взятая оценка может носить случайный и необоснованный характер, то средняя оценка, полученная на основе оценок за все годы обучения, включая сдачу государственных экзаменов, достаточно объективно отражает уровень успешности обучения при существующей пятибалльной системе оценок.

Исследование показало, что основная масса выпускников оставляет работу в первые три года. В первую очередь уходят выпускники, имеющие средний балл диплома менее 4,0. Данные результаты и многолетние наблюдения автора за деятельностью выпускников медицинской академии натолкнули нас на выявление среднего балла работающих в настоящее время врачей.

Результаты исследования показали: в высоком уровне устойчивости 79,3 % врачей имеют дипломы с отличием, 14,6 % дипломы не отличные, но более 4,5 баллов. Ни один врач, имеющий менее 4 баллов, не достиг высокого уровня устойчивости, то есть длительного, успешного и удовлетворенного труда. В среднем уровне устойчивости таких врачей лишь 7 %, каждый третий имеет балл более 4,5, остальные 62 % — более 4 баллов. В низком уровне устойчивости преобладают врачи со средним выпускным баллом менее 4.

Таким образом, выявлено, что современной врачебной деятельностью могут успешно заниматься лишь те, кто имеет высокую общевузовскую подготовку. То есть «проходной балл» для врача — не менее 4. Высокого мастерства в профессиональной деятельности и, как следствие, высокой профессиональной устойчивости добиваются те выпускники, кто не только сам обладал сильным влечением к познанию, высоким чувством ответственности перед образованием, но и выработал эти качества у себя.

На второе место по ранжированию факторов,

обусловливающих высокий уровень профессиональной устойчивости и врачи, и больные, как показало анкетирование, поставили коммуникативный компонент деятельности врача (коэффициент корреляции г = 0,71). Психологическое взаимодействие врача и больного составляет едва ли не самую главную суть медицины, искусства лечения. С эмоционального общения начинается контакт врача и больного, эмоциональное «эхо» — это не только механизм первого и прямого общения, но и средство познания человека, проникновения в его внутренний мир. Кроме того, это настрой больного на взаимопонимание. Коммуникативная компетентность врача отличается тем, что, помимо социальной функции, умения взаимодействовать и общаться с больным, она способствует воспитанию уверенности в своих возможностях, умению поставить себя на место пациента, справиться со сложившейся конкретной ситуацией. Сформированность профессиональных ценностных ориентаций врача чаще всего проявляется в его коммуникативной деятельности. Она является не только организационной основой всего учебного процесса, но и одним из элементов механизма реализации профессионально-педагогической компетентности врача в процессе общения с больными.

Одной из задач нашего исследования было выявление зависимости профессиональной устойчивости от уровня профессиональной направленности студентов медицинского вуза. Под профессиональной направленностью врача мы понимаем направленность на лечебную деятельность с людьми, обусловленную знаниями, любовью к своему труду, сознанием необходимости и значимости ее для людей. Уровень сформированности профессионально-врачебной направленности студентов медицинских вузов выявлялся через удовлетворенность выбором профессии врача, через мотивы и интересы, которыми студенты руководствовались при выборе своей будущей профессии, через самооценку своих врачебных способностей. Мотивы выбора профессии врача студентами Омской государственной медицинской академии распределились следующим образом: специальность казалась интересной; привлекала работа по специальности; нравится работа с людьми; из подражания героям фильмов или книг; сложились обстоятельства; пример родителей; популярность профессии; привлекала зарплата; случайно.

Выборочным методом по 15 врачебным специальностям (терапевтам, гинекологам, педиатрам, хирургам, стоматологам, урологам, др.), но придерживаясь одинакового уровня мастерства (врач первой категории и высшей категории), мы исследовали уровень профессионально-врачебной устойчивости. Анкеты, интервью, изучение личных дел и оценка компетентных представителей из Министерства здравоохранения Омской области позволили сделать следующее заключение: максимальной профессиональной устойчивостью обладают врачи-хирурги, минимальной — неврологи, остальные расположились в следующем порядке убывания значимости: гинекологи, терапевты, стоматологи, педиатры, урологи. Сопоставляя эти данные с данными, полученными на выборке студентов, можно заключить, что высокому уровню профессиональной направленности соответствует высокий уровень профессиональной устойчивости, т. е. уровень профессиональноврачебной устойчивости находится в прямой пропорциональной зависимости от уровня сформированности профессионально-врачебной направленности студентов медицинских вузов.

На трех факультетах Омской государственной медицинской академии лишь 11,2 % имеют чисто медицинскую мотивацию — хочу стать врачом. Это определяется прежде всего неподготовленностью школьников к выбору профессии. Наше исследование показало, что примерно у 42 % абитуриентов, поступающих в медицинскую академию, выбор обусловлен семейными традициями, у 21 % — знакомством с художественной, научно-популярной литературой и искусством, 20 % поступали по совету друзей и знакомых, у 14 % носил стихийный характер.

Как показывают исследования, в годы обучения в медицинской академии формированию профессиональной направленности не уделяется должного внимания. Преподаватели по вполне объективным обстоятельствам (никогда не работали в больнице, имеют узкую специализацию, не имеют и не имели никакой связи с больницей) не могут обеспечить формирование профессиональной направленности, а иногда и не ставят перед собой такой задачи. Особенно проблематично это для преподавателей теоретических общеобразовательных дисциплин: физики, химии, биологии, истории, иностранного языка. Эти предметы в сознании студентов, как правило, слабо связываются с необходимостью и пользой для их изучения и востребованности в профессиональной деятельности врача. Наше исследование показало, что большинство студентов первого курса формально относится к этим дисциплинами, а преподаватели медицинской академии не все владеют стратегией формирования профессиональной направленности. Несовершенство методов преподавания теоретических общеобразовательных дисциплин не способствует формированию профессиональной направленности. Студенты же первых курсов не умеют самостоятельно устанавливать значение этих предметов для последующих дисциплин. В результате профессиональная направленность в годы обучения растет очень медленно. Даже на выпускном курсе, как показало наше исследование, 7 % студентов испытывают равнодушие к медицине, 6 % не определили свое отношение к профессии врача, 14 % не выбрали специализацию.

Непременным условием формирования профессиональной успешности является формирование умений самоорганизации, самостоятельности. Учебный процесс должен быть улучшен за счет интегрирования некоторых курсов и использования в учебном процессе, наряду с традиционными, креативных технологий. Особое внимание на протяжении всего времени обучения следует уделять проведению практики в лечебных учреждениях.

Обучение в медицинских вузах можно представить как регламентированный и нерегламентирован-ный педагогический процесс с адекватными целями и формами проведения занятий. К регламентированным формам занятий относятся лекции, семинары, групповые занятия и упражнения, лабораторные и практические занятия, к нерегламентированным — научно-исследовательские кружки, научно-практические конференции, курсовые дипломные работы, самостоятельная работа, стажировка и практика.

Исследование подтвердило, что в целях реализации креативных методов обучения необходимо использовать разнообразные формы, методы и приемы активного обучения, например лекции-дискуссии, диспуты, мозговой штурм, ролевые и деловые игры клинические (ситуационные) игры, др. При использовании этих методов в медицинском вузе от обучаемого требуется не только понять, запомнить и восп-

роизвести полученные знания, но и уметь применять их в практической деятельности в медицинском учреждении, во время учебной практики. В клинических задачах, как правило, отображаются реальные профессиональные ситуации, с которыми придется встречаться будущему врачу. В клинических играх можно выделить два момента: профессиональную ситуацию и способ обучения студентов решению определенной ситуации. При этом необходимо решить ряд психолого-педагогических проблем.

Из существующих подходов, как показало наше исследование, наиболее перспективным является формирование профессиональной устойчивости средствами всех предметов специальности, то есть вооружение студентов методическими знаниями, умениями и навыками будущей работы средствами изучаемых предметов, усилением их профессиональной направленности. При этом формы и методы проведения занятий по специальным дисциплинам при творческом подходе к их организации дают возможность целенаправленно с первых лет обучения формировать у студентов качества, присущие врачам с высоким уровнем устойчивости.

Применение методов активного обучения построено на использовании определенных принципов. Принципы активизации познавательной деятельности студентов, как и выбор методов обучения, определяются с учетом особенностей учебного процесса. Кроме того, принципы активизации обусловлены целью, задачами и спецификой предмета, а также содержанием обучения. В качестве основополагающего мы рассматриваем принцип проблем-ности. Путем последовательного усложнения решаемых задач или вопросов, активизируя мышление обучаемого, преподаватель создает проблемную ситуацию, для выхода из которой (для нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний. Обучаемый вынужден сам активно искать необходимые новые знания.

Таким образом, исследование выявило значимую корреляционную зависимость профессиональной устойчивости от учебной успешности в годы обучения. Объясняется это обусловленностью высокого уровня знаний предмета своей специальности, уровнем сформированности гностического (познавательного) и проектировочного компонентов деятельности. Существенным фактором, влияющим на профессиональную устойчивость, является уровень сформированности профессиональной направленности, под которой мы понимаем направленность на лечебную деятельность с людьми, обусловленную знаниями, любовью к своему труду, сознанием необходимости и значимости ее для людей. Выявление основных факторов, обусловливающих высокий уровень профессиональной устойчивости, позволило найти наиболее эффективные пути формирования их в процессе обучения в высших медицинских учреждениях.

На организованных специальным образом практических и лабораторных занятиях меняется и ролевая позиция самого преподавателя: он не просто обучает своему предмету, а формирует личность будущего врача — реализуется воспитательная функция преподавания. Изменяется и целевая направленность учебной информации. Теперь она нужна студенту для того, чтобы в будущем решать с ее помощью практические задачи. В результате он осознает конечную цель обучения, что способствует развитию самообразования, самовоспитания, самоконтроля. Подвергаются изменению содержание и цель общения,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №2 (126) 2014

то есть коммуникативные и конструктивные компоненты деятельности, за счет усиления связи «преподаватель — студент», что, в свою очередь, повышает успешность учебно-познавательной деятельности студентов и формирует у них гностические и проектировочные умения. То есть формируются компоненты, обусловливающие высокий уровень профессиональной устойчивости.

Библиографический список

1. Хацаева, Д. Т. Развитие профессиональной устойчивости у студентов медицинских вузов — будущих врачей: дис. ... канд. пед. наук / Д. Т. Хацаева. — Владикавказ, 2000. — 139 с.

2. Каргиева, 3. К. Теоретические основы подготовки и повышения квалификации преподавателей в системе университетского образования : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01/

3. К. Каргиева. — Владикавказ, 1995. — 311 с.

3. Лигер, С. А. Формирование копинг-поведения студентов медвуза и его влияние на личность, профессиональное развитие врача : дис. ... канд. мед. наук / С. А. Лигер. — М., 2007. —

174 с.

4. Якунин, В. А. Психология учебной деятельности студентов/ В. А. Якунин. — М. : ИНФРА-М, 2010. — 216 с.

КОРЕННОВА Ольга Юрьевна, доктор медицинских наук, профессор кафедры внутренних болезней и семейной медицины ПДО.

ЛОПАНОВА Елена Валентиновна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.03.2014 г.

© О. Ю. Кореннова, Е. В. Лопанова

уДк 37809 И. Н. КОРНЕЕВА

Омская государственная медицинская академия

СИСТЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФАРМАЦИЯ»)

В статье рассматриваются вопросы разработки системы деятельности преподавателя по формированию профессиональных компетенций студентов фармацевтического факультета в процессе изучения дисциплины «Аналитическая химия», а также представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, аналитическая химия, система деятельности преподавателя, диагностика формирования компетенций.

В системах фармацевтического образования европейских стран и России произошла смена парадигм, обусловленная общими объективными причинами, что сделало необходимым разработку нового подхода в подготовке специалиста, основанного на компетенциях (единство знаний, умений, личностных качеств, практического опыта, которые определяют готовность личности к успешной профессиональной деятельности в определённой области). Профессиональные компетенции (общепрофессиональные, специальные, теоретические, практические) — это сочетание квалификации и социального поведения [1, 2].

По мнению ученых в области фармацевтического образования О. А. Сафоновой, Н. В. Тарасовой, И. Б. Будик, Т. Г. Момонт, наше время отличается обостряющимся интересом к уровню образования будущих специалистов и нарастающими требованиями к их профессиональным компетенциям, что соответствует принципам компетентностного под-

хода к результативности фармацевтической деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы качества образования, связанные с формированием у студентов специальности «Фармация» профессиональных компетенций при изучении различных дисциплин.

Необходимость разрешения противоречия между формированием профессиональных компетенций студентов и отсутствием системы деятельности преподавателя, ориентированной на формирование дан-ныхкомпетенций обусловила проблему, которая решалась при выполнении данного исследования.

Понятие «компетенция» в настоящее время концептуализируется в моделях профессионального образования. По мнению А. В. Хуторского, профессиональные компетенции — совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности, необходимых для качественной продуктивной профессиональной деятельности [3]. «Концепция компетенции» имеет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.