УДК 378.1
А.Н. Левочкин, е-mail: [email protected]
Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск, Россия
Omsk tank-automotive engineering Institute, Omsk, Russia
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОГО СОСТАВА В ПОВСЕДНЕВНОЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE OFFICERS OF EDUCATION OF STAFF IN DAILY MILITARY PROFESSIONAL ACTIVITY
В статье уточняется сущность, содержание, условия и механизмы развития профессиональной компетентности офицера в воспитании личного состава. Раскрыты условия ее развития в образовательном процессе военного вуза. Рассмотрены основные требования к организации учебной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности курсантов.
In article the essence, the contents, conditions and mechanisms of development of professional competence of the officer in staff education is specified. Conditions of its development in educational process of military higher education institution are opened. The main requirements to the organization of educational, educational and professional and professional activity of cadets are considered.
Ключевые слова: компетентность, воспитание личного состава, курсанты военного вуза, учебная деятельность
Keywords: competence, staff education, cadets of military higher education institution, educational activity
Профессиональная компетентность офицера в воспитании личного состава традиционно является ключевой в его профессиональной подготовке. «Воспитание, - писал один из основателей российской военно-педагогической науки М.И. Драгомиров, - важнее обучения, потому что военное дело в значительной степени более дело волевое, нежели умовое» [1, 126]. Современная военно-профессиональная деятельность предъявляет серьезные требования к своему субъекту, большая часть которых адресуется к его личностным качествам. При этом, задачи воспитания личного состава значительно усложняются сокращенным сроком службы, смешанным принципом комплектования, сокращением воспитательных структур Вооруженных Сил и многими др. факторами. Воспитание как ключевой процесс в деятельности офицера раскрывается во многих работах, авторы которых рассматривают воспитание и воспитательные функции офицера как первостепенные.
Вопреки мнению современных военных реформаторов, армия продолжает быть действенным институтом воспитания и социализации, «школой жизни» для тысяч молодых людей. Такая функция - не только социальный заказ со стороны общества, но и традиция, сложившаяся в историческом развитии Вооруженных Сил России. Более ста лет назад генерал М. Галкин утверждал «Помимо подготовки к войне необходимо стужить и целям прогрева, подъемом умственного и нравственного уровня вступающих в ряды армии. Ести этого нет, армия — тормоз, отрывающий тотни тьюяч людей от общей культурной жизни» [2, 372].
Проблема подготовки офицера к воспитанию личного состава далеко не нова. Исследователи утверждают, что способность офицера воспитывать основана не только на знаниях и навыках, она, в значительной степени, определяется личностными качествами офицера, его психологическими состояниями, опытом педагогической деятельности. Формирование такой способности связывается не только с получением военного образования, но и со всей структурой военно-профессиональной деятельности в которой участвует курсант, профессиональной среды, в которую он включен, профессиональных отношений в которые он вступает.
Ученые не только разрабатывают сущность и структуру профессиональных компетенций, связанных с воспитанием личного состава, но и указывают на трудности и противоречия в их формировании в образовательном процессе военного вуза. Сам стандарт квалифицирует офицера, прежде все-
го, как специалиста по эксплуатации вооружения и военной техники, не упоминая его первостепенную роль педагога и воспитателя. Учеными актуализируется проблема перестройки учебных дисциплин, формирующих данные компетенции, организации межпредметных связей, поиска дополнительных резервов образовательных процессов военных вузов. Рассматривая трудности перехода к компе-тентностному подходу в профессиональном военном образовании, они выделяют как ключевое противоречие дефицит педагогической практики, без которой не возможно формирование профессиональной компетентности будущего офицера.
Определенными возможностями для разрешения данного противоречия обладает повседневная военно-профессиональная деятельность курсанта, которая, при соответствующей организации, способна выполнять роль непрерывной педагогической практики будущего офицера. При этом подчеркивается значение и потенциал повседневной военно-профессиональной деятельности будущего офицера, однако, одновременно с этим, устанавливается противоречивый характер ее организации.
Так, ущерб потенциалу повседневной военно-профессиональной деятельности нанесло реформирование военного образования. Идеологи современной военной реформы игнорируют роль и статус курсанта как субъекта военно-профессиональной деятельности. В организации образовательного процесса она отступает на второй план, а сами жизнь и быт курсантов постепенно приводятся к нормам обычного студенческого общежития. Сокращаются, или ликвидируются полностью внеучебные задачи: караульная и внутренняя служба, обслуживание вооружения и техники, боевые и мобилизационные задачи, в которых курсант получал практический опыт, в том числе и опыт управления, обучения и воспитания. Снижается насыщенность воспитательной работы, проводимой с курсантом, изменяется отношение к регламентированию и организации самостоятельной работы будущих офицеров. Новые подходы пока только привели к разрушению сложившейся практики, но не сопровождаются технологиями целесообразной организации повседневной военно-профессиональной деятельности.
Формирование профессиональной компетентности будущего офицера в воспитании личного состава отнесено к задачам нескольких специальных дисциплин, объем и возможности которых позволяют создавать только когнитивные и, частично, мотивационные составляющие компетенций, а войсковых практик и стажировки явно не достаточно для получения необходимого педагогического опыта, который интегрирует составляющие компетентности в единое целое.
Повседневная военно-профессиональная деятельность будущего офицера представляет собой сложную структуру целей, мотивов, технологий и направленности, систему реальных задач, выполняемых курсантом и др. компоненты. Она может выступать средой развития личности будущего офицера и интегрировать в себе специальные педагогические технологии, связывающие поручаемые курсанту задачи и содержание специальных учебных дисциплин. Такие технологии, превращающие повседневную военно-профессиональную деятельность в непрерывную педагогическую практику, к сожалению, пока отсутствуют.
Таким образом, в практике развития профессиональной компетентности будущих офицеров в воспитании личного состава можно отметить наличие противоречий:
- между значением профессиональной компетенции офицера в воспитании личного состава в структуре профессиональной подготовки офицера и вниманием к ее развитию в образовательном процессе военного вуза;
- между содержанием профессиональной компетентности офицера в воспитании личного состава и возможностями учебных дисциплин формировать ее;
- между потенциалом повседневной военно-профессиональной деятельности в развитии профессиональной компетентности офицера в воспитании личного состава и его использованием для решения задач профессиональной подготовки будущего офицера в контексте компетентностного подхода.
Перечисленные противоречия формируют проблему специальной организации повседневной военно-профессиональной деятельности будущих офицеров для эффективного развития во взаимосвязи с учебными дисциплинами их профессиональной компетентности в воспитании личного состава.
Степень разработанности заявленной проблемы характеризуется следующими положениями.
Основной идеей является осознание необходимости разработки специальной педагогической технологии, позволяющей организовать в повседневной военно-профессиональной деятельности непрерывную педагогическую практику будущих офицеров, развивающую во взаимосвязи с учебными дисциплинами их профессиональную компетентность в воспитании личного состава.
Стоит цель в разработке и апробации в условиях образовательного процесса военного вуза технологии непрерывной педагогической практики будущих офицеров, развивающей их профессиональную компетентность в воспитании личного состава.
Объектом должна быть выбрана повседневная военно-профессиональная деятельность курсантов военного вуза, а предметом - технология непрерывной педагогической практики, развивающая, во взаимосвязи с учебными дисциплинами, профессиональную компетентность будущего офицера в воспитании личного состава.
Считаю, что развитие профессиональной компетентности будущего офицера в воспитании личного состава будет эффективнее если:
- сформировать за счет специальной технологии в повседневной военно-профессиональной деятельности курсантов непрерывную педагогическую практику;
- перенести в непрерывную педагогическую практику задачу развития опытной составляющей профессиональной компетентности будущего офицера в воспитании личного состава;
- согласовать теоретический курс специальных дисциплин с непрерывной педагогической практикой курсантов в повседневной военно-профессиональной деятельности на общей цели - развитии профессиональной компетентности будущего офицера в воспитании личного состава.
Библиографический список
1. Драгомиров, М. И. Подготовка войск в мирное время : (Воспитание и образование) [Текст] / сост. М. И. Драгомиров; предисл. М. Д. Бонч-Бруевич. - Киев : Тип. Окр. штаба, 1906. - 126 с.
2. Галкин, М. Новый путь современного офицера [Текст] / М. Галкин // Офицерский корпус Русской Армии. Опыт самопознания / сост.: А. И. Каменев [и др.]; ред. А. Е. Савинкин. - М. : Военный университет : Русский путь, 2000. - 372.с.