развитие профессионального САМОСОЗНАНИЯ будущих учителей как условие формирования педагогической культуры
DEVELOPING FUTURE TEACHERS' PROFESSIONAL SELF-AWARENESS AS A CONDITION OF DEVELOPING THEIR PEDAGOGICAL CULTURE
Д. В. Качалов
В статье дается понятие педагогической культуры и рассматривается влияние профессионального самосознания будущих учителей на становление их педагогической культуры как профессионально-личностного качества.
Ключевые слова: педагогическая культура, самосознание, формирование профессионально-личностных качеств учителя.
Актуальность решения задачи формирования педагогической культуры у студентов вуза - будущих учителей обусловлена процессами интеграции и модернизации, происходящими в современном обществе и образовании; углублением противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности современного человека в форме социального заказа общества, и фактическим уровнем педагогической культуры выпускников педагогических вузов.
В настоящее время в изучении культуры определилось три направления: она рассматривается как совокупность материальных и духовных ценностей, как специфический способ человеческой деятельности и как процесс творческой самореализации. Определение понятия «культура» указывает как на общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, так и на качественное своеобразие конкретных проявлений этой жизнедеятельности: в определенные эпохи и для различных обществ, народностей, наций, особенностей сознания, поведения и деятельности людей в конкретных сферах жизни. Указанные положения позволяют сделать вывод о том, что каждое из них содержит в себе необходимые предпосылки для постановки проблемы педагогической культуры будущих учителей.
Взаимосвязь общей и педагогической культуры проявляется в том, что педагогическая культура базируется на общей культуре с учетом специфики педагогической деятельности и является частью общечеловеческой культуры, интегрирующей историко-педагогический опыт и регулирующей сферу педагогического взаимодействия.
Педагогическая культура предусматривает владение учителем необходимой совокупностью знаний, умений и навыков, определяющих сформированное^ его педагогической деятельности, педагогического общения, личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания и имеет свои специфические осо-
D. V. Kachalov
The article presents the concept of pedagogical culture and examines the influence of future teachers' professional self-awareness on the development of their pedagogical culture as a professional personal quality.
Keywords: pedagogical culture,professional self-awareness, development of professional personal qualities of teachers.
бенности: отношение к детям, педагогической деятельности, самому себе как к ценности; передача социокультурного опыта учащимся путем руководства культурными нормами в педагогической деятельности; использование инновационных форм, методов, технологий обучения и воспитания учащихся; критическое отношение к ним и творческое преобразование педагогической деятельности.
Анализ научных источников показал, что педагогическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры (Е. В. Бондаревская); интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру в сферу профессии, синтез высокого профессионализма и внутренних свойств личности педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей (Н. Е. Воробьев); некоторая совокупность ценностных отношений к образованию и ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательном процессе (Н. Б. Крылова); совокупность интеллектуальной, нравственной, эстетической, эмоциональной и речевой культур, основой которой является общая культура учителя (В. А. Сухомлинский).
Синтезируя данные определения, мы под педагогической культурой учителя будем понимать интегративное профессионально-личностное качество, сочетающее в себе ценностное отношение к детям и педагогической деятельности, ценностное самоотношение, активное владение знанием основ педагогической культуры, морально-этические и социальные особенности, присущие педагогу, и стремление к инновациям и творчеству.
Формирование педагогической культуры у студентов вуза - будущих учителей детерминировано внутренними и внешними факторами и условиями, и перед нами стоит задача определить то условие, которое окажет существенное влияние на ее формирование.
Выделение условия, связанного с развитием профессионального самосознания, определяется следующими
факторами: готовность к профессионально-педагогической деятельности рассматривается как профессионально значимое качество личности, поэтому процесс подготовки будущего учителя не может быть охарактеризован вне личностного фактора. Профессиональное самосознание - одно из проявлений этого фактора, так как оно является тем внутренним механизмом, на основе которого сознательно воспринимается окружающая среда, осознаются свои возможности, определятся характер собственной активности.
Профессиональное самосознание - это и результат, и предпосылка профессионального развития личности. С одной стороны, оно фиксирует итог психического развития личности будущего учителя для него самого, а с другой - выступает в качестве внутреннего регулятора деятельности и необходимых внутренних условий дальнейшего профессионального развития и саморазвития. С получением каждого нового знания о себе в самосознании личности происходит взаимодействие того, что уже стало «своим», с тем, что должно быть усвоено и присоединено к этому «своему», то есть идет постоянный процесс самосознания, самотворения, самопроектирования будущим учителем самого себя, усвоения им того, что он считает нужным иметь в своем «Я-професси-ональном» [1, с. 16-21].
В развитии профессионального самосознания в контексте формирования педагогической культуры будущих учителей можно выделить три этапа: первый - восприятие и осмысление существующих профессиональных ценностей; второй - выбор значимых для себя профессионально-педагогических ценностей и построение на этой основе профессионального эталона; третий - проектирование личностной системы ценностных ориентаций на основе профессионально-педагогических ценностей.
Основной движущей силой развития профессионального самосознания будущих учителей является внутрилич-ностное противоречие между «Я - реальным профессиональным» и «Я - идеальным профессиональным» [2, с. 23].
Механизмом, обеспечивающим поступательное движение в данном направлении, является рефлексия. Рефлексивная самопознавательная деятельность является важнейшей предпосылкой формирования педагогической культуры будущего учителя.
Для нашего исследования важно, что благодаря наличию рефлексии будущий учитель способен:
- реализовать свою внутреннюю позицию к профессиональной деятельности, осуществлять управление своей деятельностью, достигать цели, преобразуя условия своего существования;
- быть в позиции наблюдателя по отношению к своей системе ценностных ориентаций, своей деятельности и воспринимаемым профессионально-педагогическим ценностям, осмысливать свой опыт, свои ценностные ориентации для нового понимания и формирования новых ценностных отношений.
С этой целью мы в своем исследовании разработали комплекс вопросов, направленных на самонаблюде-
ние и самоанализ, также применялся комплекс упражнений, направленный на развитие в самом себе способности к коммуникативной рефлексии. Важным для нас явилось «введение» будущих учителей в рефлексивную позицию, которая, по мнению В. Г. Богина, заключается в следующем: индивид прекращает деятельность, выходит за пределы этой деятельности и начинает смотреть на нее со стороны, делает ее объектом изучения и анализа [3, с. 153-176].
В данном аспекте, оперируя исследованием В. Г. Богина, мы применяли разработанные им приемы:
- введение идеологии незнания, то есть формирование умения задавать вопросы, которые являются средством фиксации знания о незнании. Суть данного приема связана с познанием нового о педагогической культуре, о себе в контексте культуры педагогического труда и педагогической культуры;
- внедрение идеологии сомнения и критики, то есть отказ от принятия на веру чего бы то ни было. Использование данного приема предусматривает поощрение и стимулирование независимой оценки изучаемой информации о происходящем. При изложении информации о педагогической культуре должно быть дано ее обоснование логическим путем либо с обращением к практике;
- внедрение идеологии знаковости. Применение данного приема связано с тем, что за любым внешним действием ребенка всегда содержится определенное внутреннее содержание, и будущий учитель должен научиться ее распознавать, понимать;
- внедрение идеологии плюрализма и равнозакон-ности разных позиций, то есть осуществление рефлексии с разных позиций. Данный прием позволяет формировать у будущих учителей многоаспектное, разнопозиционное рассмотрение действия, явления, события. Применение данного приема основано на том, что студент - будущий учитель видит реальность не такой, какая есть на самом деле, а какой он может ее увидеть;
- установка на отчетность; данный прием связан с формированием готовности студентов в любой момент ответить на вопросы, раскрывающие суть действия «здесь и сейчас».
Инициирование выхода в рефлексивную позицию осуществлялось по следующей схеме: анализ, оценка, выбор ^ самоанализ, самооценка, самоопределение ^ самокоррекция.
Анализ, оценка, выбор - первый этап вхождения в рефлексивную позицию - направлен на обеспечение целостного восприятия и осмысления будущими учителями профессионально-педагогических ценностей на основе различных источников целостного педагогического знания.
Вторым этапом является самоанализ, самооценка и самоопределение, на котором создаются ситуации, требующие осознания будущими учителями своих профессионально-ценностных ориентаций, соотнесения своих достижений с педагогическим эталоном, - ситуации, направленные на выявление педагогических ошибок и затруднений.
Третий этап - самокоррекция - связан с включением будущих учителей в деятельность по проектированию образа «Я-профессионального».
Методическим механизмом выхода будущих учителей в рефлексивную позицию по развитию профессионального самосознания являются алгоритмические предписания по уровням рефлексии:
Первый рефлексивный уровень. Исследовательская часть: «Что я сделал?» (результат); «Как я это сделал?» (способы); «Зачем я это сделал, ради чего?». Критическая часть: «То ли я сделал, что хотел?»; «Так ли я это сделал, как хотел?» Нормативная часть: «Что я буду делать впредь в подобных ситуациях?»; «Как я буду делать это впредь?»; «Ради чего я буду это делать?»
Второй рефлексивный уровень: «В чем состоит моя работа в рефлексии?»; «Как я это сделал?»; «Произошла ли смена представлений о сделанном? Почему?»; «Произошла ли смена представлений о способах и средствах деятельности? Почему?»; «Произошла ли смена представлений об основаниях деятельности (ради чего я это сделал)? Почему?»
Третий рефлексивный уровень: «Достаточны ли те рефлексивные средства, которые использовались для оценки сделанного?»; Как это делалось?»; «Если рефлексивные средства и действия недостаточны, то в чем? Если достаточны, то почему я так считаю?»
Четвертый рефлексивный уровень: «Как строились мои мыследействия по оценке к достаточности рефлексивных средств и действий?»; «Как я буду оценивать достаточность рефлексивных средств и действий?» [4, с. 175-176].
Значимым в развитии профессионального самосознания будущих учителей как условия формирования
педагогической культуры является соотнесение уровня собственных возможностей с достигнутыми результатами, анализ и исследование собственной деятельности, самодвижение в освоении педагогической культуры и ценностей педагогической деятельности. В этом значительное место мы отводим дискурсам, дискуссиям, тренингам.
Наше исследование показало, что развитие профессионального самосознания будущих учителей, реализация механизмов инициирования выхода будущих учителей в рефлексивную позицию развивает потребность к усвоению целостного педагогического знания о педагогической культуре, ценностях педагогической деятельности и стремление к достижению более высоких результатов и самореализации.
список источников и ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеер Э. Ф., Романцев Г. М. Личностно-ориентиро-ванное профессиональное образование // Педагогика. - 2002. - № 2. - С.16-21.
2. Климова Т. Е. Конструирование дидактических тестов: Методические рекомендации. - Магнитогорск: МГПИ, 1996. - 56 с.
3. Богин В. Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности // Современная дидактика: теория - практика / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева. - М., 1993. - 176 с.
4. Рындак В. Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя (теория взаимодействия): Моногр. - М.: Педагогический вестник, 1977. - 244 с.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ НАЧИНАЮЩЕГО УЧИТЕЛЯ фИЗИЧЕСКОй КУЛЬТУРЫ К РАБОТЕ В шКОЛЕ
PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF NOVICE TEACHERS OF PHYSICAL EDUCATION FOR THEIR JOB IN THE SCHOOL
Е. В. Быстрицкая, О. Л. Бойцова
В статье дается характеристика этапов и особенностей психологической адаптации начинающих учителей физической культуры к работе в школе. Предлагаются рекомендации по построению эффективного педагогического общения.
E. V. Bystritskaya, O. L. Boytsova
The article characterizes the stages and peculiarities of psychological adaptation of novice teachers of physical education for their job in the school. The authors provide recommendations on developing effective pedagogical communication.
Ключевые слова: молодой специалист, психологическая адаптация, проблемы педагогического общения, спортивная деятельность, учебная деятельность, стиль педагогической деятельности.
Keywords: new specialist, psychological adaptation, problems of pedagogical communication, sports activity, studies, teaching style.