Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 86 Tomsk State University Journal of History. 2023. № 86
Научная статья УДК 93/94
doi: 10.17223/19988613/86/2
Развитие профессионального образования в г. Тобольске (1940-1980 гг.)
Александр Александрович Валитов1, Александр Николаевич Сорокин2
12 Тюменский государственный университет, Тюмень, Россия 1 Тобольская комплексная научная станция, Тобольск, Россия 1 [email protected] 2 a.n. sorokin @utmn.ru
Аннотация. На основе анализа архивных документов исследуется система профессиональных учебных заведений в городской среде Тобольска в советский период, с 1940 по 1980 г. Создание сети профессионального образования на территории города рассматривается в тесной связи с нуждами водной и рыбной промышленности региона. Ключевые слова: учебные заведения, профессиональное образование, Тобольск, училища, промышленность
Благодарности: Ключевые этапы развития образования в г. Тобольске были изучены в рамках выполнения гранта РФФИ, проект № 19-29-07568; анализ личного фактора и оценка влияния развития образования на социально-экономическую деятельность г. Тобольска выполнены в рамках гранта Правительства РФ, проект № 07515-2021-611 «Человек в меняющемся пространстве Урала и Сибири», направление фундаментальных и поисковых научных исследований: 6.1.5 «История Российской империи и СССР», тема: «Население Западной Сибири и сопредельных территорий под воздействием политических и социально-экономических трансформаций конца XIX - первой половины XX в.».
Для цитирования: Валитов А.А., Сорокин А.Н. Развитие профессионального образования в г. Тобольске (1940-1980 гг.) // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 86. С. 13-20. doi: 10.17223/19988613/86/2
Original article
Development of vocational education in Tobolsk (1940-1980) Alexander A. Valitov1, Alexander N. Sorokin2
12 University of Tyumen, Tyumen, Russian Federation 1 Tobolsk Complex Scientific Station, Tobolsk, Russia 1 [email protected] 2 [email protected]
Abstract. The article analyzes the system of vocational education in Tobolsk in the period from 1940-1980. The purpose of the study is to trace the formation and change in the system of vocational education in Tobolsk during the period under study. The study is based on the materials of the State Institution of the Tyumen Region, the State Archives in Tobolsk. The development of the system of vocational education in the Tyumen region and in particular in Tobolsk in the period from 1940-1980 was determined by economic tasks that needed to be addressed purposefully, by training personnel for various sectors of the national economy. In particular, the state and prospects for the development of water transport in the Tyumen region were in direct proportion to availability of adequately qualified workers. Their training was carried out by educational institutions of vocational education in Tobolsk. The history of vocational education in Tobolsk in 1940-1980 shows that the process of construction of separate educational institutions largely depended on the leader, on his organizational and pedagogical abilities. The educational institutions established in Tobolsk were able to satisfy the needs of a number of important sectors of the national economy of Western Siberia, especially in the water and marine industries, as well as in fisheries. The historical experience of Tobolsk vocational education institutions shows that the harmonious development of graduates was facilitated not only by a properly structured educational process, but also by active involvement in social and sports life. In the educational activities of vocational educational institutions of the city, considerable attention was paid to practice, contacts were established with all enterprises of the city and Western Siberia. Graduates of Tobolsk vocational schools and technical schools were in demand in the labor market of the region. During the period under study, the Tobolsk vocational education system went through a number of important stages related to the improvement of the material and technical base, the formation of teaching staff and orientation to the personnel needs of the regional industry.
Keywords: educational institutions; vocational education, Tobolsk, schools, industry
© А.А. Валитов, А.Н. Сорокин, 2023
Acknowledgments: The key stages in the development of education in the Tobolsk city were studied within the framework of the RFBR grant, project No. 19-29-07568; analysis of the personal factor and assessment of the educational impact on the socio-economic activity of the Tobolsk city were carried out within the framework of the grant of the Russian Federation Government, project No. 075-15-2021-611 "Human in the changing space of the Urals and Siberia", directions of fundamental and exploratory scientific research: 6.1.5 "History of the Russian Empire and the USSR" Topic: "The population of Western Siberia and adjacent territories under the influence of political and socio-economic transformations of the late XIX - first half of the XX century".
For citation: Valitov, A.A., Sorokin, A.N. (2023) Development of vocational education in Tobolsk (1940-1980). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 86. pp. 13-20. doi: 10.17223/19988613/86/2
Введение
В период с 1940 по 1980 г. экономическое развитие регионов определялось наличием кадров для различных отраслей народного хозяйства. Состояние и перспективы развития водного транспорта Тюменской области в исследуемый временной промежуток находились в прямой зависимости от его обеспеченности работниками надлежащей квалификации. Их подготовку осуществляли учебные заведения профессионального образования Тобольска, Тюмени, Омска. Главная цель статьи - рассмотрение становления и развития профессионального образования в Тобольске для нужд водного транспорта. Для этого были использованы в комплексе историко-генетический и историко-сравнительный методы.
Результаты исследования и их обсуждение
К середине XX в. в Тобольске сложилась дифференцированная система государственных образовательных учреждений начального, среднего специального и высшего технического профессионального образования, призванная обеспечивать квалифицированными специалистами основные участки и отрасли местного транспортного комплекса.
Фундаментальной базой для обучения рабочих массовых профессий были учебные заведения государственной системы Трудовых резервов, основанные еще в 1940 г [1]. В этом же году были открыты ремесленные училища Тобольска, призванные готовить работников плавательского состава пассажирского и транспортного флота Нижне-Иртышского речного пароходства и рыбной промышленности Обь-Иртышского промыслового бассейна. Общественные приемные комиссии отбирали для обучения физически здоровых и крепких юношей и девушек возрастом 15 лет и старше с неполным средним образованием [2. С. 94].
Становление ремесленных училищ проходило накануне и в период Великой Отечественной войны и сопровождалось огромными трудностями. Несмотря на дефицит материальных и финансовых средств, учащиеся обеспечивались форменным обмундированием, бесплатным питанием, учебниками и канцелярскими принадлежностями, иногородние воспитанники проживали в общежитиях.
По-разному сложились жизненные судьбы учащихся и выпускников тех суровых лет. Многие из них после окончания учебы были призваны в армию и флот,
участвовали в боях с немецко-фашистскими захватчиками и японскими милитаристами. Многие из тех, кто оставался в тылу, несли фронтовые вахты на судах Иртышского речного пароходства и промыслового флота.
Становлению училища, готовившего речников, серьезно препятствовала, помимо объективных причин, частая смена руководителей. Изменения к лучшему наметились в 1944 г., когда за дело взялся очередной выдвиженец партийных властей М.И. Карасиков. Наделенный здравым рассудком и жизненным опытом, вчерашний офицер-фронтовик, инвалид войны, взял на себя ответственность быть директором. После окончания войны Карасиков объединил два родственных учебных заведения и возглавил коллектив укрупненного Тобольского ремесленного училища № 3; а в 1951 г. к нему присоединили ремесленное училище № 4. В итоге сложился многопрофильный учебный комплекс, рассчитанный на подготовку квалифицированных рабочих основных специальностей для предприятий Обь-Иртышского речного пароходства [3. С. 189].
Став директором училища, М.И. Карасиков руководил им на протяжении трех десятилетий интенсивной, творческой, результативной деятельности. Феномен его служебного долголетия заключался в умении своевременно и вдумчиво реагировать на возникающие запросы жизни, эффективно применять полезные традиции и педагогические новшества. Директор уделял серьезное внимание подбору, выдвижению, расстановке и воспитанию мастеров производственного обучения, преподавателей и воспитателей из числа выпускников училища, специалистов производства, профессиональных педагогов, имеющих призвание к работе с подростками [4. С 204].
Используя благоприятные возможности заочного и вечернего обучения, мастера и преподаватели повышали квалификацию, приобретали необходимые психолого-педагогические и специальные знания. В результате тщательного отбора сложился дружный, стабильный коллектив единомышленников, способный творчески совершенствовать учебно-воспитательный процесс. Вместе с М.И. Карасиковым в училище подолгу трудились носители добрых традиций А.В. Гребенщиков, Н.В. Грязнов, А.В. Кириллова, Е.И. Киселев, П.С. Кон-драхин, А.В. Шестаков и другие наставники молодежи.
Переход от войны к миру обусловил существенную перестройку начального профессионального образования, проведенную с учетом накопленного позитивного и негативного опыта. Коллектив собственными силами создал и обустроил хозяйственным способом учебно-
производственный и культурно-бытовой комплексы: специализированные кабинеты и лаборатории, оснащенные наглядными пособиями и техническими средствами обучения; библиотеку и читальный зал с большим фондом учебной, технической, общественно-политической и художественной литературы, а также производственные мастерские по обработке дерева и металла; благоустроенное общежитие, столовую, здравпункт, спортивно-оздоровительный лагерь.
Принудительный набор молодежи уступил место добровольному поступлению в училище юношей, имеющих начальное и неполное среднее образование, физически годных к предстоящей службе на транспорте. Преимуществом при зачислении пользовались так называемые «подранки войны», чьи родители погибли от рук фашистов.
В ходе производственного обучения под руководством мастеров учащиеся овладевали практическими навыками строительства, монтажа, ремонта, эксплуатации судов и судовых механизмов, подъемно-транспортного оборудования, организации перевозок пассажиров и грузов. Судоремонтный завод, судостроительная верфь, технический участок водных путей, база приемотранспортного флота, речной порт и другие базовые предприятия Тобольска обеспечивали практикантов рабочими местами по их будущим специальностям. Во время плавательной практики учащиеся замещали штатные должности рулевых, машинистов, шкиперов, матросов на судах пассажирского и грузового флота, вырабатывая морально-волевые качества, свойственные профессиональным речникам: выносливость, самообладание, мужество, находчивость, исполнительность, коллективизм. Практиканты, занятые в мастерских училища, выполняли заказы города и области по изготовлению инструментов, хозяйственного инвентаря, столярных изделий. Им начислялась треть их заработной платы.
Новый этап развития училища начался в 1963 г. и был связан с его преобразованием в среднее Тобольское профессионально-техническое училище № 3. Его выпускники получали наряду с профессиональным общее среднее образование. По инициативе и при участии Карасикова была выработана и реализована долгосрочная целевая комплексная программа подготовки квалифицированных работников водного транспорта Западной Сибири.
По мере обретения профессиональной зрелости выпускники училища становились квалифицированными рабочими и мастерами, специалистами и командирами производства, преумножая экономический и духовный потенциал родного края. В летописи открытия и освоения природных ресурсов Тюменского Севера запечатлены имена талантливых капитанов судов Ф. Быкова, Н. Лунина, М. Пряхина, А. Рябикова, К. Третьякова, К. Шестакова и многих других бывших ремесленников.
В 1974 г. Карасиков передал училище своему преемнику, выпускнику Новосибирского института инженеров водного транспорта В.Е. Охотникову, продолжив службу в должности инспектора областного управления профтехобразования. Кадровый потенциал учи-
лища значительно возрос, когда в 1978 г. к нему присоединили городское профессионально-техническое училище № 5. К этому времени речники Иртыша и Оби уступили ведущую роль в транспортном обеспечении Севера железнодорожникам, уменьшив объемы перевозок, сократили численность персонала. Коллектив обновленного училища под руководством Ю.М. Ма-лова невольно ограничил сферу деятельности, осуществил переход к обучению специалистов, востребованных на предприятиях Тобольска [5. С. 329-330].
Полезные традиции старейшего училища речников успешно заимствовал коллектив профессионально-технического училища № 23, открытого в пос. Сумки-но на базе судоремонтного завода. Его директором с 1971 по 1989 г. был педагог высшей квалификации Н.М. Девятков. К моменту назначения ему исполнилось 24 года, и это был самый молодой руководитель учебного заведения системы профтехобразования Российской Федерации. Несмотря на молодость, Девятков обладал таким жизненным опытом, который обеспечивал его успешное продвижение по службе.
Инициативный, энергичный, честолюбивый руководитель сумел объединить вокруг себя коллектив единомышленников, способный осуществлять качественную подготовку работников плавательского состава. В качестве преподавателей специальных дисциплин работали инженеры, судоводители, судомеханики, электромеханики, направленные из коллектива судоремонтного завода. Отличными воспитателями учащихся проявили себя бывшие капитаны судов: Заслуженный учитель профтехобразования РСФСР Н.Ф. Аксенов, П.К. Батов, В.В. Кугаевский, инженер-электромеханик П.И. Просвиркин. Производственную практику учащихся возглавляли мастера, владеющие секретами профессионального дела: А.В. Антоненко, А.И. Булатов, В.Ф. Лутков.
На основе конкурсного отбора контингент учащихся ежегодно пополняли в первую очередь юноши и девушки, чьи родители трудились на транспорте. Коллектив участвовал в оснащении учебно-производственного корпуса и обустройстве общежития, введенных в строй благодаря финансово-материальной помощи судоремонтного завода. Нормальные условия жизни и быта учащихся способствовали их закреплению в училище, активному участию в учебной и общественной деятельности. За период директорства Н.М. Девяткова училище выпустило более трех тысяч квалифицированных мотористов-рулевых, штурманов-помощников механика I—III групп судов, помощников механиков по электрооборудованию, судокорпусников-ремонтников, сварщиков ручной сварки, радистов, коков, которые закреплялись на предприятиях Иртышского речного, а позднее — Обь-Иртышского пароходства. После ухода Девяткова его начинания продолжили достойные преемники Б.Д. Лютов и А.М. Полухин [3. С. 269].
Тобольск сыграл пионерную роль в подготовке дипломированных специалистов промыслового и транспортного флота для предприятий рыбного хозяйства Западной Сибири. Развернутая в 30-е гг. прошлого столетия техническая реконструкция рыбного хозяйства страны сопровождалась мерами его обеспечения
необходимыми квалифицированными кадрами. Эту задачу решал, в частности, открытый осенью 1930 г. на базе ранее существующей рыбацкой школы Тобольский рыбопромышленный техникум. Его основателем и директором стал П.И. Трофимов, который ранее возглавлял рыбацкую школу [6. Л. 16].
С учетом потребностей производства техникум готовил судоводителей и машинистов промысловых и транспортных судов, специалистов по добыче и обработке рыбы, ихтиологов-рыбоводов, бухгалтеров промышленного учета, которые пополняли в первую очередь рыбозаводы, консервные комбинаты, моторно-рыбо-ловные станции и базы промыслового флота Обь-Иртышского бассейна. Юношей и девушек обучали и воспитывали, приобщали к будущей профессии высокообразованные, эрудированные, опытные наставники: М.П. Копотилов, В.А. Корпачев, В.М. Новицкий, К.П. Самко, С.М. Тарба. Все они, а также директор техникума П.И. Трофимов, в период большого террора были признаны врагами народа, подвергнуты физической расправе и спустя два десятилетия реабилитированы.
Выпускники техникума решали практические вопросы по улучшению организации добычи рыбы и совершенствованию технологии приготовления рыбных продуктов.
В начале Великой Отечественной войны техникум перевели в г. Ханты-Мансийск, где он продолжил свою деятельность, находясь в крайне тяжелых условиях. Резко сократился контингент учащихся, ощущались нехватка преподавателей, учебных и жилых помещений, перебои с питанием. Учащиеся совмещали занятия и труд на Самаровском консервном комбинате.
За годы войны техникум выпустил 145 специалистов, а после ее окончания возвратился в Тобольск, где его ожидали новые серьезные испытания. Коллектив обживал учебный корпус, расположенный в бывшем дворце наместника на Троицком мысу. В зимние холода старинное каменное здание так сильно промерзало, что на его внутренних стенах выступал куржак. Учащиеся и преподаватели занимались, кутаясь кто во что горазд, отогревали дыханием руки. Моментально замерзали чернила, поэтому лекции записывали карандашами. Запредельную учебную нагрузку выполняли немногие, особо ценимые преподаватели специальных предметов. В частности, выпускница Московского химико-технологического института им. Д.И. Менделеева Е.М. Блохина была вынуждена читать лекции и вести практикумы по техническим дисциплинам на трех основных курсах, работая по 70 часов в неделю [7. С. 154].
Наставников и ровесников вспоминал выпускник послевоенных лет Александр Михайленко: «В техникум я поступил в 1948 г. после окончания Березовской школы. Впервые увиденный Тобольск поразил меня своей необычной красотой, величием тобольской горы с ее белокаменным Кремлем. В техникуме мне довелось проучиться четыре года. Директором в то время был B.C. Белоконь, он вел предмет «Паровые машины». Помню почти поименно учащихся нашего механического отделения. Особенно хорошо нашего классного руководителя П.Н. Лазутяцкого, профессионального
художника, преподавателя технического черчения. Высокий, стройный, не по годам подвижный, с длинной темной бородой и тростью в руках. Н.Н. Головлев преподавал детали машин. Бывший моряк всегда ходил в черном кителе. Мы любили его за доброту к нам и некоторые послабления. Годы учебы были трудными, месячная стипендия на первом курсе составляла 90 рублей. Жили в основном на картошке, хлебе, маргарине. Несмотря на трудности, жизнь казалась веселой и счастливой. Учились, читали, играли в футбол, ходили в театр, танцевали. Капитаном футбольной команды "Пищевик" был Валя Кошкаров, староста нашей группы, круглый отличник, окончил техникум с красным дипломом.
Производственную практику проходили в Тобольских механических мастерских, на Самаровском консервном комбинате, а преддипломную практику - на комбинате поселка Оранжерейный Астраханской области в дельте реки Волги» [7. С. 155].
Непререкаемый авторитет снискали в коллективе ученые мужи столичного ранга, которых привел в Тобольск злой рок. Взыскательный, но справедливый Ю.О. Ридель, доцент физики, блестяще излагал слушателям ее теоретические основы, прививал им методы научного познания мира, осуждал верхоглядство. Человеком драматической судьбы являлся выходец из Ленинграда, инженер и экономист Ф.К. Дормидонтов. В годы войны и после ее окончания Дормидонтов отбывал ссылку в Тюмени, работал на судостроительном заводе, а затем был переведен в Тобольск, преподавал в техникуме различные дисциплины. Его уважали за глубокие знания и либеральное отношение к учащимся. После возвращения в Ленинград Федор Константинович написал учебник «Экономика рыбной промышленности СССР», был референтом журнала «Судостроение» [8. С. 394].
Во второй половине XX в. Советский Союз осуществил техническую и технологическую модернизацию рыбного хозяйства, освоил промысел рыбы и морского зверя на просторах Мирового океана, занял ведущие позиции на международном рынке рыбных продуктов. Новизна и масштабность преобразований рыбного хозяйства побуждали тоболяков к тому, чтобы увеличить численность, улучшить качество подготовки специалистов, компенсировать издержки, вызванные закрытием Якутского рыбопромышленного техникума.
Инициатором полезных начинаний выступил новый директор техникума Б.А. Яковлев, обладавший богатым жизненным и профессиональным опытом [6. Л. 72-73]. Сослуживцам и учащимся импонировали человеческие качества руководителя: образованность, дальновидность, проницательность, справедливость, принципиальность, порядочность, уважительное отношение к людям.
Достоинства Б.А. Яковлева дополняли деловые качества его заместителя по учебной работе В.К. Пого-реловой. За много лет своей деятельности в техникуме она глубоко изучила специфику учебно-воспитательного процесса, руководила разработкой и внедрением эффективных учебных планов и программ, умело направляла и координировала совместные действия
педагогического и ученического коллективов, заботилась о поддержании доброжелательной атмосферы взаимного сотрудничества. Люди ценили Валентину Ксенофонтовну за доброту, искренность и чуткость.
Возглавляя техникум на протяжении 16 лет (19561972), Б.А. Яковлев сумел решить ключевые проблемы его развития. В результате целенаправленных усилий администрации, партийной и профсоюзной организаций сложился и окреп устойчивый и сплоченный педагогический коллектив, который объединил специалистов с высшим техническим и гуманитарным образованием.
Последовательно решалась задача обеспечения преподавателей и сотрудников благоустроенными квартирами. Иногородних учащихся разместили в новом общежитии на 280 мест. Учебный корпус был переведен с печного на центральное водяное отопление, обеспечен нормальный тепловой режим. Для проведения практических занятий оборудованы и оснащены учебно-производственные мастерские, опытные лаборатории. В период летней путины на Иртыше бригада учащихся вела промысел рыбы на «песке» Серюков-ском.
Новый этап развития наступил в 1985 г., когда техникуму передали учебно-производственный и культурно-бытовой комплекс закрытого мореходного училища. За 65 лет (1940-1985) техникум выпустил более 16 тыс. судоводителей, механиков, гидротехников и других специалистов. Семья выпускников соединила прочными узами специалистов и руководителей производственных коллективов, деятелей науки, работников культуры и профессионального образования.
В годы войны наряду с учебными заведениями системы Трудовых резервов были открыты ведомственные училища и школы, призванные готовить квалифицированных рабочих массовых профессий для ведущих отраслей народного хозяйства. В 1944 г. родилась первая в Сибири мореходная школа юнг в Ханты-Мансийске - центре рыбного хозяйства Обь-Иртышья, тогда же по распоряжению Совета Народных Комиссаров СССР была открыта Тобольская школа юнг, призванная готовить абитуриентов для поступления в Омское речное училище Наркомата речного флота РСФСР. В школу принимали преимущественно подростков, чьи родители погибли на фронте либо стали инвалидами войны, а также детей речников, воспитанников детских домов [9. Л. 12].
Поскольку в большинстве своем подростки имели начальное образование, они осваивали курс неполной средней школы, необходимый для поступления в речное училище. Структура школы включала пятый, шестой и седьмой классы, учебные планы и программы соответствовали нормативам семилетней общеобразовательной школы.
Педагогический коллектив во главе с директором, опытным педагогом А.Ф. Панкиной преодолел многие трудности, стремясь создать нормальные условия для жизни, учения, досуга и быта своих питомцев. Не имея собственного учебного корпуса, школа арендовала неприспособленное сырое и холодное здание по улице Пушкина, 16. Из 80 учащихся 60 иногородних учеников размещались в интернате, а остальные проживали
в семьях. Все они обеспечивались форменной одеждой, трехразовым горячим питанием, бесплатными бытовыми услугами, учебниками и канцелярскими принадлежностями. Мебель и школьный инвентарь предоставил детский дом № 100, топливом снабжал коллектив пристани, учебно-наглядные пособия и литературу заимствовали в городских школах.
Обучением воспитанников занимались опытные преподаватели: И.В. Герасимова, И.А. Попова (математика), З.А. Быкова, Е.И. Ишимцева (русский язык и литература), И.Ш. Коландер (немецкий язык), Ю.С. Белкина (химия, география, ботаника). Из числа выпускников школы продолжили образование и закончили со временем средние специальные и высшие учебные заведения такие известные руководители и специалисты предприятий, как А.К. Новопашин, П.П. Пузин, Г.П. Пуртов, Я.Д. Южаков и другие тобо-ляки [10. Л. 17].
Летом 1952 г. местная школа юнг в результате ее объединения с Ханты-Мансийской школой, переведенной в Тобольск, была реорганизована в Тобольскую мореходную школу юнг. Учебный корпус, жилые и бытовые помещения нового учебного заведения разместились на территории Тобольского кремля [11. Л. 10]. Здесь обучались будущие водители и мотористы малых промысловых и транспортных судов для предприятий рыбопромышленного объединения Обьрыба. Курсанты получали серьезную теоретическую подготовку и производственную практику. По учебному плану, рассчитанному на 2 года и 4 месяца учебно-производственного процесса, учащиеся получали теоретические знания в объеме 1 215 часов, занимались на производственной практике 556 часов и проходили плавательскую практику в течение 35 рабочих недель. Ведущими дисциплинами теоретического цикла являлись техническая механика, сопротивление материалов, детали машин, основы теории и устройства корабля, организация и технология судоремонта, уставы службы на судах рыбной промышленности и другие специальные предметы. Прочные, систематические, глубокие знания учащимся преподавали многоопытные специалисты с высшим и средним техническим образованием: И.А. Бобылев, Г.П. Григораш, А.П. Соболев, П.В. Шарапов, И.П. Шестаков [12. Л. 16].
Во время производственной практики на базовых предприятиях Обьрыбы юнги осваивали специальности по ремонту флота судовых механизмов и оборудования. Плавательская практика проводилась на судах Управления транспортного флота, позднее - базы при-емотранспортного флота, рыбокомбинатах и рыбозаводах Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов.
В 1959 г. школа юнг была преобразована в мореходную школу, где обучались штурманы малого плавания, призванные пополнять судовые экипажи действующей в Салехарде базы морского лова [13. С. 2]. О том, в каких условиях протекала плавательская практика курсантов мореходной школы, вспоминал ветеран флота А.М. Макаров: «В мае 1960 г. я прибыл в Салехард, где размещалась база морского лова. Начальник базы Н.А. Войт, высококвалифицирован-
ный экономист с богатым производственным опытом, подробно расспросил меня о службе в авиации и работе на оборонном заводе, направил для прохождения практики на траулер "Орел". Экипажу под командой Н.А. Алемасова предстояло определить запасы промысловой рыбы в низовьях Оби, в Обской и Тазовской губах, Енисейском и Гыданском заливах, совершить рейс на остров Диксон. Меня назначили тралмейстером, поручив одновременно осваивать условия плавания в речных и морских водах. Работа была очень тяжелая. Все время работали в резиновой одежде, в сырости, фуфаек не снимали, холодно. Двигаясь вслед за льдами на север, всей командой занимались в дневное время траловым ловом рыбы, в ночное время применяли дрифтерные сети. Весь улов тщательно измеряли, о результатах информировали базу, а выловленную рыбу передавали промысловым судам. В Салехард возвратились, когда наступила настоящая зима. Начальник базы оценил мою практику на "отлично" и пригласил после окончания школы на работу штатным тралмейстером. За время плавания и многочисленных встреч с рыбаками я убедился в том, какие отчаянные люди трудились на морском промысле. Это были вчерашние заключенные и вербованные мужички из тех, кого называли "перекати-поле". На лове рыбы, во время которого соблюдался "сухой закон", они трудились, как одержимые, а на берегу бесшабашно транжирили заработанные деньги в питейных заведениях, выступали в качестве возмутителей общественного спокойствия. "Дикая дивизия Войта" - так называли местные жители буйную во хмелю флотскую братву...» [8. С. 238-239].
В 1962 г. мореходная школа, осуществив первый и единственный выпуск специалистов, уступила место мореходному училищу Министерства рыбного хозяйства СССР. Это было первое в сибирском регионе среднее профессиональное учебное заведение подобного профиля, предназначенное для подготовки специалистов рыбопромышленного флота. Основателем и начальником училища стал Заслуженный работник рыбной промышленности СССР А.А. Пермитин [4. С. 370371]. Приобретенные знания, богатый жизненный опыт, навыки работы с людьми Пермитин всецело посвятил делу воспитания специалистов рыбного хозяйства. С 1951 г. он трудился директором учебно-курсового комбината, школы усовершенствования командных кадров плавательного состава флота объединения «Обьрыба»; в 1959 г. возглавил мореходную школу, спустя три года - мореходное училище, - инициативный, опытный, деятельный руководитель.
При содействии Министерства и управления рыбной промышленности Обь-Иртышского бассейна были изысканы финансовые средства и материальные ресурсы для строительства современного учебного комплекса. Признанный лучшим в Тюменской области, комплекс включал учебно-лабораторный корпус, производственные мастерские, зрительный и спортивный залы, библиотеку, общежитие, столовую, здравпункт. После безвременной кончины А.А. Пермитина его благие начинания продолжили достойные преемники А.А. Вакулин и Н.Ф. Дубенский.
На основе конкурсного отбора в училище принимались юноши - выходцы из многих регионов Российской Федерации, имеющие среднее образование, годные по состоянию здоровья для службы на морских рыболовных транспортных судах. Курсанты училища содержались на полном гособеспечении, имели возможности для всестороннего развития личности и овладения избранной специальностью. Учебная программа предусматривала изучение специальных дисциплин, предметов гуманитарного цикла, основ военно-морского дела, хорошие знание английского языка. Плавательская практика курсантов проходила на промысловых судах, занятых добычей и обработкой рыбы в Мировом океане, военноеморская стажировка - на кораблях Балтийского и Северного флотов.
Непререкаемый авторитет снискал в коллективе преподаватель специальных дисциплин А.В. Одинцов. В прошлом кадровый офицер ВМФ, в 1958 г. он был уволен в запас и возвратился в Тобольск. Со времени открытия мореходного училища Одинцов четверть века преподавал в нем ведущие дисциплины: «Общую лоцию», «Устройство судов», «Правила судоходства на реках и морях». Курсанты ценили своего наставника за глубокие профессиональные знания, методическое мастерство, справедливую требовательность [5. C. 146].
Значительных успехов коллектив добился в развитии технического и художественного творчества. Курсанты принимали активное участие в благоустройстве города, оказывали весомую помощь сельским труженикам в уборке урожая [13]. Мореходы славились высокими спортивными достижениями, в чем немалая заслуга талантливого организатора физической культуры и спорта Ю.Н. Токаревских. Он вспоминал: «В 1961 г. после длительного перерыва я возвратился в родной Тобольск и по рекомендации председателя городского комитета по физической культуре и спорту В.М. Родина был принят в мореходную школу в качестве физического руководителя. Все пришлось начинать с нуля. Помню, набирали в секции: на коньках умеешь кататься - хоккеист, делаешь два шага с мячом - баскетболист, пальцы рюмочкой - волейболист. В качестве тренеров пригласили наиболее опытных наставников. Волейболистов тренировали Н. Абрамов и Г. Матаев, боксеров - В. Езиков и Ю. Новицкий, баскетболистов - В. Шестаков, штангистов - Ю. Ма-лов, В. Попов и А. Хабибулин, лыжников - М. Больных и В. Кротов, теннисистов - Г. Кошуков, хоккеистов - Ю. Токаревских» [15].
В результате массового вовлечения курсантов в спортивную жизнь каждый из них ко времени окончания училища имел всесоюзный разряд по тому или иному виду спорта. Не имели равных по мастерству среди родственных коллективов области и Министерства рыбного хозяйства РСФСР команды футболистов и хоккеистов [4].
В 1985 г. мореходное училище было расформировано из-за отдаленности от основных промысловых бассейнов страны. За время своей деятельности училище выпустило более 8 тысяч работников плавательного состава: судоводителей морского и речного флота, технологов по добыче рыбы, механиков судовых машин
и холодильных установок. Выпускники трудились на промыслах и предприятиях Сибири, Дальнего Востока, Калининградской и Мурманской областей [12. Л. 2].
Начало высшему техническому образованию в Тобольске положил учебно-консультационный пункт Новосибирского института инженеров водного транспорта, открытый в 1959 г. на базе местной пристани. Студенты заочного отделения осваивали в Тобольске гуманитарные и общетехнические дисциплины, а затем продолжали изучение специальных дисциплин, подготовку и защиту дипломных работ в Новосибирске.
Становление и развитие тобольского подразделения института неразрывно связано с именем и делами талантливого педагога и руководителя В.В. Охотниковой. В 1974 г. она окончила Тобольский государственный педагогический институт по специальности учитель русского языка и литературы. Служила заведующей учебной частью Ханты-Мансийского профтехучилища № 10, инспектором учебного отдела Тюменского областного управления профтехобразования, а с 1977 г. руководила учебно-консультационным пунктом новосибирского вуза. За 22 года непрерывной и продуктивной административной и педагогической деятельности Валентина Васильевна обеспечила динамичное развитие высшего технического образования в Тобольске [2. С. 95].
Всего за период существования учебно-консультационного пункта и филиала Новосибирского института,
затем - академии водного транспорта, дипломы о высшем техническом образовании получили свыше двух тысяч тоболяков. В их числе заслуженные капитаны и механики судов В.А. Бондарев, Ю.П. Воронцов, М.И. Ефремов, О.Ю. Львов, А.И. Палипенков,
A.Ш. Рябиков, Г.Д. Тунгусов, А.П. Худорожков, руководитель диспетчерской службы базы флота, затем -судостроительно-эксплуатационного предприятия Сибирского управления рыбной промышленности А.М. Макаров, генеральный директор ОАО «Тобольский МРЭС»
B.И. Попов, ведущий экономист по труду Тобольской ТЭЦ Т.Н. Плахотнюк и многие другие.
Заключение
За несколько десятилетий в Тобольске сложилась, окрепла, доказала свою эффективность дифференцированная система начального, среднего специального и высшего профессионального образования, которая обеспечила подготовку квалифицированных рабочих и специалистов водного транспорта для предприятий Сибири, Дальнего Востока и северо-запада России. Выпускники учебных заведений Тобольска возглавляли крупные трудовые коллективы, судовые экипажи, занимались научно-техническим творчеством, обучали и воспитывали молодую смену работников водного транспорта.
Список источников
1. О государственных трудовых резервах СССР : указ Президиума Верховного Совета СССР от 02.10.1940 года // Сталинец. 1940. 6 окт.
№ 41 (199). С. 1.
2. Слинкин С.В. История возникновения и предпосылки развития системы общего профессионального образования в Тюменской области //
Успехи современного естествознания. 2004. № 8. С. 94—96.
3. Копылов Д., Прибыльский Ю. Тобольск. Тюмень : Вектор Бук, 2007. 373 с.
4. Тобольский биографический словарь. Екатеринбург : Уральский рабочий, 2004. 576 с.
5. Прибыльский Ю.П., Аксарин В.В. На стремнине жизни. Прошлое и настоящее водников Обь-Иртышья. Тюмень : Вектор Бук, 2010. 332 с.
6. Государственное учреждение Тюменской области Государственный архив в г. Тобольске (ГБУТО ГА в г. Тобольске) Ф. Р-936: Тобольский
рыбопромышленный техникум Министерства рыбной промышленности. Оп. 1. Д. 38.
7. Народное образование Тюменского края XVIII—XX вв. : аннотир. библиогр. указ. лит. / Тобол. гос. пед. ин-т им. Д.И. Менделеева; сост.
Н.И. Загороднюк, Т.В. Каменская, Г.К. Скачкова, Г.Г. Улыбина. Тобольск, 1997. 170 с.
8. В творческом поиске. Образовательные учреждения Тобольска : документальные очерки / Тобол. гос. пед. ин-т им. Д. И. Менделеева, Му-
зей народного образования Тюменской области; глав. ред. С.В. Слинкин. Тюмень : Вектор Бук, 2006. 455 с.
9. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. Р-1006: Тобольское мореходное училище рыбной промышленности. Оп. 1. Д. 1.
10. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. Р-1006. Оп. 1. Д. 3.
11. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. Р-1006. Оп. 1. Д. 4.
12. ГБУТО ГА в г. Тобольске. Ф. Р-1006. Оп. 1. Д. 6.
13. Хакимов Т. Встретятся выпускники Тобольской мореходки // Тюменская правда сегодня. 2002. 19 июня.
14. Прибыльский Ю.П. Полвека на путине : материалы и документы о жизни и деятельности П.Н. Загваздина. Тобольск, 2002. 120 с.
15. Иванов И. Три периода жизни Юрия Токаревских // Тобольская правда. 1994. 4 фев.
References
1. Stalinets. (1940) O gosudarstvennykh trudovykh rezervakh SSSR: ukaz Prezidiuma Verkhovnogo Soveta SSSR ot 02.10.1940 goda [On the state labor
reserves of the USSR: Decree of the Presidium of the Supreme Soviet of the USSR dated October 2, 1940]. 6th October. p. 1.
2. Slinkin, S.V. (2004) Istoriya vozniknoveniya i predposylki razvitiya sistemy obshchego professional'nogo obrazovaniya v Tyumenskoy oblasti [History
of the emergence and prerequisites for the development of the system of general vocational education in Tyumen region]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 8. pp. 94—96.
3. Kopylov, D. & Pribylskiy Yu. (2007) Tobol'sk [Tobolsk]. Tyumen: Vektor Buk.
4. Pribylsky, Yu.P. (ed.) Tobol'skiy biograficheskiy slovar' [The Tobolsk Biographical Dictionary]. Ekaterinburg: Ural'skiy rabochiy.
5. Pribylskiy, Yu.P. & Aksarin, V.V. (2010) Na stremnine zhizni. Proshloe i nastoyashchee vodnikov Ob'-Irtysh'ya [On the rapids of life. Past and
present of water workers of the Ob-Irtysh region]. Tyumen: Vektor Buk.
6. The State Institution of Tyumen Region. The State Archives in Tobolsk (GBUTO GA in Tobolsk). Tobol'skiy rybopromyshlennyy tekhnikum Minis-
terstva rybnoypromyshlennosti [Tobolsk Fishery College of the Ministry of Fishing Industry]. Fund R-936. List 1. File 38.
7. Zagorodnyuk, N.I., Kamenskaya, T.V., Skachkova, G.K. & Ulybina, G.G. (1997) Narodnoe obrazovanie Tyumenskogo kraya XVIII—XX vv.: annotir.
bibliogr. ukaz. lit. [Public Education of Tyumen Region in the 18th—20th Centuries: An Annotated Bibliography]. Tobolsk: Tobolsk State Pedagogical Institute.
8. Slinkin, S.V. (2006) Vtvorcheskompoiske. Obrazovatel'nye uchrezhdeniya Tobol'ska: dokumental'nye ocherki [In creative search. Educational institu-
tions of Tobolsk: Documentary essays]. Tyumen: Vektor Buk.
9. The State Institution of Tyumen Region. The State Archives in Tobolsk (GBUTO GA in Tobolsk). Fund R-1006: Tobol'skoe morekhodnoe
uchilishche rybnoy promyshlennosti. List 1. File 1.
10. The State Institution of Tyumen Region. The State Archives in Tobolsk (GBUTO GA in Tobolsk). Fund R-1006. List 1. File 3.
11. The State Institution of Tyumen Region. The State Archives in Tobolsk (gBUTO GA in Tobolsk). Fund R-1006. List 1. File 4.
12. The State Institution of Tyumen Region. The State Archives in Tobolsk (gBUTO GA in Tobolsk). Fund R-1006. List 1. File 6.
13. Khakimov, T. (2002) Vstretyatsya vypuskniki Tobol'skoy morekhodki [Graduates of the Tobolsk Seafarer will meet]. Tyumenskaya pravda segodnya. 19 th June.
14. Pribylskiy, Yu.P. (2002) Polveka na putine: materialy i dokumenty o zhizni i deyatel'nosti P.N. Zagvazdina [Half a century on the fishing season: Materials and documents about the life and work of P.N. Zagvazdin]. Tobolsk: [s.n.].
15. Ivanov, I. (1994) Tri perioda zhizni Yuriya Tokarevskikh [Three periods of Yuri Tokarevskikh's life]. Tobol'skayapravda. 4th February.
Сведения об авторах:
Валитов Александр Александрович - кандидат исторических наук, научный сотрудник Школы исследований окружающей среды и общества («Антропошколы») Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия); старший научный сотрудник Тобольской комплексной научной станции (Тобольск, Россия). E-mail: [email protected]
Сорокин Александр Николаевич - кандидат исторических наук, директор Школы исследований окружающей среды и общества («Антропошколы») Тюменского государственного университета (Тюмень, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors:
Valitov Aleksandr A. - Candidate of Historical Sciences, Research Fellow, School of Environmental and Social Studies ("Anthropo-shkola"), University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation); Senior Researcher, Tobolsk Complex Scientific Statio, (Tobolsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Sorokin Alexander N. - Candidate of Historical Sciences, Director, School of Environmental and Social Studies ("Anthroposhkola"), University of Tyumen (Tyumen, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 28.10.2023; принята к публикации 15.11.2023 The article was submitted 28.10.2023; accepted for publication 15.11.2023