YAKHUTL', YURI A. - Doctor of History, Associate Professor, Professor of the Department of Russian History of Kuban State University ([email protected]).
MALYSHEVA, ELENA M. - Doctor of History, Professor, Department of National History, Historiography, Theory and Methodology of History of the Adygea State University, Honored Scientist of the Republic of Adygea, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation ([email protected]).
УДК 94(47).084.3:281.93(571.1) DOI: 10.24412/2308-264X-2023-6-122-125
ВАЛИТОВ А.А., ФЕДОТОВА Д.Ю. ОБНОВЛЕНЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ТОБОЛЬСКОЙ ЕПАРХИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1920 - Х ГОДОВ
Ключевые слова: Обновленческое движение, Русская Православная Церковь, Тобольская епархия, богослужение, вероучение, религиозные реформы.
События, произошедшие в России в 1917 г., привели не только к смене политического режима в стране, но и к существенным изменениям внутри института Русской Православной церкви. Интерес к понимаю событий, происходивших более ста лет назад и осмысление процессов, происходящих внутри Русской Православной Церкви, а также взаимодействие с государством являются актуальными и сегодня. Целью статьи является рассмотрение деятельность обновленцев на территории Тобольской епархии. Проанализировать епархиальные управления, который появились в начале XX в. (1922 г. Тюменская и Туринская, в 1923 г. - Ишимская и Ялуторовская, в 1924 г. - Курганская епархия). В первой четверти XX века на волне борьбы с церковью, государство использовало внутренние разногласия между церковными институциями.
VALITOV, A.A., FEDOTOVA, D.Y.
THE RENOVATIONIST MOVEMENT IN THE TOBOLSK DIOCESE IN THE FIRST HALF OF THE 1920s
Key words: The Renovationist movement, the Russian Orthodox Church, the Tobolsk Diocese, worship, doctrine, religious reforms.
The events that took place in Russia in 1917 led not only to a change in the political regime in the country, but also to significant changes within the institution of the Russian Orthodox Church. Interest in understanding the events that took place more than a hundred years ago and understanding the processes taking place within the Russian Orthodox Church, as well as interaction with the state, are still relevant today. The purpose of the article is to consider the activities of the renovationists on the territory of the Tobolsk diocese. Analyze the diocesan administrations that appeared at the beginning of the 20th century. (1922 Tyumen and Turin, in 1923 - Ishim and Yalutorovsk, in 1924 - Kurgan diocese). In the first quarter of the 20th century, in the wake of the struggle with the church, the state took advantage of internal disagreements between church institutions.
Советский период истории, особенно его начальный этап, характеризуется активными действиями со стороны государства, направленными на подрыв и, в конечном счете, уничтожение Русской Православной Церкви. Разумеется, эта политика встречала сопротивление последней. Особой остротой противостояние церкви и государства отличалось в первые годы существования советского государства.
Партийный органы стремились полностью монополизировать духовную сферу, создавая новую коммунистическую идеология, поэтому борьба с религией была в качестве важных приоритетов деятельности всего государственного аппарата управления. Используя разные поводы и причины государство стремилось сократить количество храмов и духовенства. В данной связи одним из инструментов борьбы с РПЦ стало использование противоречий внутри церкви с целью организации раскола внутри данного института.
Яркую характеристику стратегическому плану большевиков, в частности, дает докладная записка Л.Д. Троцкого от 30 марта 1922 года. В соответствие с ней, предполагалось оказать прямую государственную поддержку представителям реформаторского крыла РПЦ. На основании записки были подготовлены конкретные инструкции для местных органов власти. При этом, к примеру, губернским комитетам прямо вменялось в обязанность максимально содействовать обновленческому духовенству [1, с. 161-164]. Таким образом, с помощью обновленческого раскола власти стремились ослабить влияние РПЦ в обществе и будущем перейти к ее полному уничтожению.
Источниковая база исследования представлена архивными документами из государственных архивов Тюменской области (Государственного архива г. Тобольска, Государственного архива Тюменской области), а также публикациями региональной периодической печати. В ходе исследования в качестве методологической основы применялись принципы историзма и системности, использовался историко-сравнительный метод.
Официальное оформление новой церкви внутри РПЦ, как известно, пришлось на 1922 год. Именно с этого времени стали действовать две независимые части некогда единого института:
традиционная церковь, которая сохранила верность канонам и находилась под управлением патриарха Тихона Московского и всея Руси, ее называли «тихоновской», с одной стороны, и Обновленческая церковь, контролируемая Высшим Церковным Управлением (далее ВЦУ) - с другой.
В качестве программы своей деятельности обновленцы определили, прежде всего, подчеркнуто последовательное признание Советской власти. Вместе с тем, руководители обновленческого движения приступили к реформированию церкви в соответствии с новыми историческими реалиями. Серьезные изменения должны были произойти, как во внутренней, так и во внешней жизни, управляемой ими церкви [2, с. 56].
Одной из главных задач для обновленцев стало получение официальной регистрации в государственных инстанциях. Повсеместно стали образовываться и соответственно регистрироваться обновленческие приходы, епархии и митрополии. К примеру, в Сибири в качестве регионального органа управления обновленческой церковью выступало вновь созданное Сибирское Церковное управление [3]. На местах отдельные представители духовенства также стали проявлять активность и агитировать за переход в новую церковную юрисдикцию. В частности, в июне 1922 г. появилось открытое письмо курганских священников, в котором они призывали прихожан и духовенство переходить в обновленческую церковь [4, с. 48].
Итогом совместной деятельности советских органов власти на местах и сторонников «Живой церкви» стало выделении из состава Тобольской епархии новых епархиальных управлений, которые подчинялись обновленцам. Всего на территории Тобольской епархии, которая сохраняла подчинение патриарху Тихону, в период с 1922 по 1924 гг. были образованы следующие раскольничьи обновленческие епархии - Туринская и Тюменская (1922), Ишимская и Ялуторовская (1923) и Курганская епархии (1924) [5, л. 5].
Таким образом, поддержанный государством раскол на практике стал реализовываться на местах. Соответственно, в Тобольской епархии действовали, как «тихоновские», так и обновленческие приходы.
Созданные на территории Тобольской епархии обновленческие церковные структуры заверили, что они поддерживают Советскую власть и призвали верующих проявить лояльность к новому государству, неукоснительно выполнять гражданские обязанности.
Местное население, по свидетельству источников, в целом, сохраняло в данный событиях своего рода нейтралитет. Главное, чтобы изменения не затрагивали принципы проведения православного богослужения. С точки зрения простых верующих, в церкви все должно было оставаться по-старому. В этой связи чаще всего со стороны приходских общин протест вызвал переход на новый стиль. Данные изменения они оценили, как вмешательство государства в жизнь церкви. Как следствие, на практике отмечались курьезные случаи, когда обновленческие приходы в праздники стояли пустыми, потому что служили в новые даты, а большинство прихожан придерживались старого стиля.
Посещение храма местным населением также определялось, как правило, не принадлежностью к «обновленцам» или к «тихоновцам», а тем, что он был расположен недалеко от конкретного населенного пункта [6, с. 24].
Архивные источники свидетельствуют, что обновленцы активно боролись за приходы и верующих с «тихоновской» церковью. Несмотря на административный ресурс, а также на вводимые нововведения (женатые епископы, новый календарь, богослужение на русском языке), количество приходов у обновленческой церкви на территории Тобольской епархии не сильно увеличивалось в исследуемый период [7, л. 138].
Наоборот после освобождение патриарха Тихона в 1923 г., на местах началось активное противостояние действиям обновленцев, в том числе и на территории Тобольской епархии [9, с. 43]. Так, к примеру, уже в ноябре 1923 г. часть приходов Ишимской обновленческой епархии перешли обратно под юрисдикцию патриарха Тихона [5, л.л. 194-195]. Аналогичное решение принял обновленческий Тюменский епархиальный совет. В марте 1924 практически все его общины вернулись в управление «староцерковников» [5, л. 196]. В итоге, по данным отчета Тобольского горисполкома за 1925 г., к обновленцам в округе относилось только 5,26% приходов от их общего числа [8, с. 17].
В числе важных причин провала обновленческого движения на территории Тобольской епархии, прежде всего, следует отметить то, что Тобольск являлся традиционным центром духовной жизни региона и выступал в качестве административного центра епархии. На территории города находилось более 20 храмов и три монастыря. В нем ранее действовали духовные образовательные учреждения: Тобольская семинария и духовное училище, женское епархиальное училище. После революционных событий и завершения Гражданской войны, на территорию епархии прибыли многие представители консервативного духовенства, не согласные с деятельностью новой власти.
Тем не менее, некоторое время представители Советской власти на местах настойчиво стремились реализовывать инструкции ВЦИК по усилению раскола внутри РПЦ. На территории Тобольской епархии, частым явлением стала прямая административная поддержка обновленческих приходов, а представителей «тихоновской» церкви ущемляли в правах. Зачастую им просто не продлевали договор с религиозными общинами, передавали храмы под нужды обновленцев.
В качестве яркого примера такой деятельности можно рассмотреть ситуацию, которая сложилась в Абалакском мужском монастыре, на территории которого были зарегистрированы и действовали две православные общины: одна из них относилась к «старой» церкви, а вторая - была обновленческой. Власти, поддерживая обновленцев, передали храмы и имущество в пользу последних, оставив «тихоновцев» без всего [10, л. 8]. Стравливая между собой верующих, власти также ежегодно переоформляли список чудотворной иконы Абалакской Божией Матери сперва на одну, потом на другую общину [11, л.14].
Часто прихожане традиционной канонической церкви обращались в местные Советы с просьбами о передаче храмов, так как количество членов общин было большим, и находившиеся у них церкви не могли вместить всех желающих. Например, такая ситуация сложилась в г. Тюмени, где Спасский храм, относившийся к «тихоновцам», посещали более 1500 человек, в то время как у обновленцев находились в управлении Знаменский собор и церковь в честь Михаила-Архангела, которые насчитывали всего 200 прихожан. Тем не менее, все просьбы «тихоновцев» отклонялись [12, л. 52]. Данные факты свидетельствуют о заинтересованности государства в усилении раскола и создании подконтрольной Советской власти церкви.
Несмотря на давление властей, их действия по распространению раскола, в Тобольской епархии, согласно представляемым отчетам в 1920-х гг. обновленческое движение не имело особых успехов. Количество приходов не увеличивалось, а наоборот наблюдался отток в сторону тихоновской церкви.
Проанализировав деятельность обновленческого движения в пределах Тобольской епархии в первой половине 1920-х годов, сформулируем следующие выводы.
Церковный раскол использовался советским государством, как важный инструмент борьбы с Русской Православной Церковью. Действия местных органов власти санкционировались со стороны центральных партийных органов. На уровне отдельных епархий поощрялось создание обновленческих структур. В данной связи в регионе, некоторую роль играли Сибирское Церковное управление и отдельные епархии, относившиеся к юрисдикции «Живой Церкви». В Тобольской епархии в период 1920-х гг. действовало три самостоятельные обновленческие епархии -Тюменская и Туринская, Ишимская и Ялуторовская, Курганская епархия. Лишь в 30-е годы XX в. обновленческие епархии были закрыты, а в отношении последователей данного учения были использованы репрессивные меры [13]. Получая поддержку со стороны официальных властей, обновленцы смогли зарегистрировать и переманить на свою сторону как отдельных представителей местного духовенства, так и часть верующих.
Освобождение патриарха Тихона стала решающим моментом, который способствовал успеху организованной борьбы представителей «старой» церкви с обновленцами. В том числе, и на материалах Тобольской епархии отмечался активный процесс возращения приходов в «тихоновскую» юрисдикцию.
Используя существующие церковные разногласия, партийное руководство активно вело антирелигиозную пропаганду, сместив весь вектор антирелигиозной активности на углубление противостояния между разными частями некогда единой Церкви.
Характеризуя церковное обновленчество 1920-х годов, следует указать на его наиболее существенные признаки. Во-первых, это серьезный контроль со стороны государственной власти, а во-вторых, отступление от вековых канонов, существовавших в Церкви.
Таким образом, Советское государство, используя противоречия внутри РПЦ, в 1920-е годы стремилась разделить ее на две противоборствующие части: «тихоновцев» и «обновленцев», а впоследствии планировало по очереди ликвидировать данные Церкви. Отмеченные установки были в известной степени реализованы в 1930-е годы, когда все обновленческие приходы были закрыты, а верующие и духовенство подверглись репрессиям.
Литература и источники
1. Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М.-Новосибирск: РОССПЭН, «Сибирский хронограф», 1997. 600 с.
2. Одинцов М.И. Русская православная церковь накануне и в эпоху сталинского социализма, 1917-1953 гг. - М.: РОССПЭН, 2014. - 421 с.
3. Кульпинов С. С. Возникновение и становление обновленческого раскола в Западной Сибири (июнь - август 1922 г.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия Политология. Религиоведение. - 2022. - Т. 40. - С. 93-104.
4. Лавринов В. В. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). - М., 2007. - 314 с.
5. Государственный архив Тюменской области (ГАТО). Ф. Р-2. Оп. 1. Д. 303.
6. Борисова В.В. Обновленческий раскол в Тобольской епархии // Православие. Наука. Образование. - 2016. - № 2 (2). - С. 2131.
7. Государственный архив в г. Тобольске, Ф. 716. Оп. 1. Д. 53.
8. Отчет Тобольского горисполкома 2-го созыва за 1924 - 1925 гг. - Тобольск, 1925.
9. ТемплингВ. Я. Православная церковь Тюменской губернии в первые годы строительства советской власти (1921-1923 гг.) // Религия и церковь в Сибири. Вып. 7. - Тюмень, 1994. - С. 43-67.
10. ГУТО ГА в г. Тобольске. Ф. 826. Оп. 1. Д. 32.
11. ГБУТО ГА в г. Тобольске, Ф. 826. Оп. 1. Д 69.
12. ГАТО. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1248.
13. Гольдберг Р. Ф. Книга расстрелянных: мартиролог погибших от рук ВЧК-ОГПУ-НКВД в годы "красного террора" (Тюмен. обл.): [в 3 т.]. - Тюмень: Тюмен. курьер, 2004.
References and Sources
1. Arhivy Kremlya. V 2-h kn. / Kn. 1. Politbyuro i cerkov'. 1922-1925 gg. - M.-Novosibirsk: ROSSPEN, «Sibirskij hronograf», 1997. 600 s.
2. Odincov M.I. Russkaya pravoslavnaya cerkov' nakanune i v epohu stalinskogo socializma, 1917-1953 gg. - M.: ROSSPEN, 2014. - 421 s.
3. Kul'pinov S. S. Vozniknovenie i stanovlenie obnovlencheskogo raskola v Zapadnoj Sibiri (iyun' - avgust 1922 g.) // Izvestiya Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Politologiya. Religiovedenie. - 2022. - T. 40. - S. 93-104.
4. Lavrinov V. V. Ocherki istorii obnovlencheskogo raskola na Urale (1922-1945). - M., 2007. - 314 s.
5. Gosudarstvennyj arhiv Tyumenskoj oblasti (GATO). F. R-2. Op. 1. D. 303.
6. Borisova V.V. Obnovlencheskij raskol v Tobol'skoj eparhii // Pravoslavie. Nauka. Obrazovanie. - 2016. - N° 2 (2). - S. 21-31.
7. Gosudarstvennyj arhiv v g. Tobol'ske, F. 716. Op. 1. D. 53.
8. Otchet Tobol'skogo gorispolkoma 2-go sozyva za 1924 - 1925 gg. - Tobol'sk, 1925.
9. Templing V. Ya. Pravoslavnaya cerkov' Tyumenskoj gubernii v pervye gody stroitel'stva sovetskoj vlasti (1921-1923 gg.) // Religiya i cerkov' v Sibiri. Vyp. 7. - Tyumen', 1994. - S. 43-67.
10. GUTO GA v g. Tobol'ske. F. 826. Op. 1. D. 32.
11. GBUTO GA v g. Tobol'ske, F. 826. Op. 1. D 69.
12. GATO. F. 4. Op. 1. D. 1248.
13. Gol'dberg R.F. Kniga rasstrelyannyh: martirolog pogibshih ot ruk VChK-OGPU-NKVD v gody \"krasnogo terrora\" (Tyumen. obl.): [v 3 t.]. -Tyumen': Tyumen. kur'er, 2004.
ВАЛИТОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Тобольская комплексная научная станция УрО РАН ([email protected]).
ФЕДОТОВА ДАРЬЯ ЮРЬЕВНА - кандидат филологических наук, научный сотрудник, Тобольская комплексная научная станция УрО РАН ([email protected]).
VALITOV, ALEXANDER A. - Ph.D. in History, Senior Researcher, Tobolsk Complex Scientific Station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-2338-7880 ([email protected]).
FEDOTOVA, DARYA Yu. - Ph.D. in Philology, Researcher, Tobolsk Complex Scientific Station of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, ORCID ID: https:// orcid.org/0000-0002-9832-8914 ([email protected]).
УДК 94(47).084:571.12«192» Б01: 10.24412/2308-264Х-2023-6-125-129
ТАТАРНИКОВА А.И., ФЕДОТОВА Д.Ю. СЕЛЬСКАЯ ПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ СЕТЬ БАРНАУЛЬСКОГО ОКРУГА В 1920-Е ГГ.: ЧИСЛЕННОСТЬ, ТИПОЛОГИЯ, ВЕЛИЧИНА
Ключевые слова: сеть сельских поселений, Барнаульский округ, типологическая структура, «дворность» селений, «людность» населенных пунктов
В статье дана характеристика сети сельских поселений Барнаульского округа как одного из наиболее плотно заселенных к 1920-м гг. субрегионов Сибирского края. На основе статистических данных, представленных в «Списке населенных мест» по сведениям за 1926 г., подсчитаны численность населенных пунктов в названном округе, их соотношение по районам, проанализирована типологическая структура барнаульской поселенческой сети, определена величина селений по количеству дворов и числу жителей. Проведено сравнение основных количественных показателей развития сети поселений