Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / ВХОЖДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ / PROFESSIONAL AND CREATIVE ACTIVITY / FUTURE SPECIALIST / ENTRY INTO THE PROFESSION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходченко Екатерина Ильинична

Статья поднимает проблему профессиональной адаптации начинающего специалиста с последующим проявлением творческих способностей в избранной производственной сфере. Такой подход вхождения в профессию, несомненно, через определенный промежуток времени ляжет в основу его профессиональной творческой активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-CREATIVE ACTIVITY OF FUTURE SPECIALISTS

The article raises the problem of professional adaptation of a novice specialist with the subsequent manifestation of creative abilities in the chosen production sphere. Such an approach to entering the profession, undoubtedly, after a certain period of time, will form the basis of his professional creative activity.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

УДК 378.2

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Приходченко Екатерина Ильинична,

доктор педагогических наук, профессор, e-mail: 88rapoport88@mail. ru ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»,

г. Донецк, ДНР

Prichodchenko Katherine,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Donetsk National Technical University, Donetsk

Статья поднимает проблему профессиональной адаптации начинающего специалиста с последующим проявлением творческих способностей в избранной производственной сфере. Такой подход вхождения в профессию, несомненно, через определенный промежуток времени ляжет в основу его профессиональной творческой активности.

Ключевые слова: профессионально-творческая активность, будущий специалист, вхождение в профессию.

Ü.......!

Постановка проблемы. Модернизация образовательного процесса, конкурентоспособность на рынке труда требует обновленной организации подготовки специалистов. Одним из таких новых требований является формирование их профессионально-творческой активности.

Для этого следует решить такие задачи: изучить научную литературу по данной проблеме; описать пути формирования профессионально-творческой активности будущих специалистов.

Научные исследования проблемы. Проблемой развития профессионально-творческой активности студентов занимались многие ученые. Среди них: Б.Г. Ананьев, А.Д. Барсукова, Л.И. Божо-вич, А.Ю. Истратов, Н.П. Никитина, О.А. Карлова, В.А. Моляко, Е.С. Полянский, В.В. Шкуратов, Н.Ю. Посталюк, Н.В. Тельтевская, В Н. Дегтерев, МЮБал-дина и др. [1-9]. Исследователей интересовала обозначенная проблема в целом и отдельные её аспекты: профессиональное самосознание студентов, изучение ода-

рённости, творческий стиль деятельности педагога и др.

Изложение основного материала.

Предметом нашего исследования будет профессионально-творческая активность студента как будущего специалиста, где первым составляющим элементом выступает профессиональная деятельность. Это результат развития сознательной, управляемой, целенаправленной организации этой деятельности с вектором всё более углубляющегося и расширяющегося её познания. И приобретает она творческое проявление, когда становится созидательной и носит характер необычности, неповторимости, оригинальности, уникальности, создавая новые личностно и общественно значимые ценности. Понятие «активность» (от лат. actives - активный) обозначает усиленную деятельность. Отсюда, профессионально-творческая активность - это состояние внутренней потребности в новых значениях, новых идеях, новых открытиях, ведущих к преобразующей деятельности.

Будущим профессионалам высокого уровня, следует иметь такие черты характера, как: сильная мотивация и устойчивость взглядов; познавательная самостоятельность; творческий потенциал; психологическая готовность трудиться в определенной области, умение преодолевать различного рода затруднения в достижении планируемых результатов.

Профессионализм - это, по мнению А.Д. Барсуковой, А.Ю. Истратова, высокий уровень подготовки, применяемый в выполнении задач профессиональной деятельности. Реализуя творческий потенциал, субъект профессиональной деятельности идёт по пути формирования профессионализма от квалификации к компетентности. Профессиональная компетентность помогает постоянно обогащаться и расширять круг потребностей и мотивов личности. По мнению исследователей, эти мотивы и потребности следует разделить на несколько групп. Первая группа мотивов имеет связь с потребностями относительно содержания профессии. Вторая группа - связана с некоторыми особенностями профессии в общественном сознании. Третья группа - нацелена на возможность личности реализовать свои устоявшиеся потребности, самоутвердиться. Четвертая - выступает отражением особенности сознания личности в условиях погружённости в профессию, выражает уверенность в своих способностях, призвании, творческом потенциале. Пятая группа - в основе лежит заинтересованность чем-то внешним, несущественными сторонами профессии [2, 5].

Развитие профессионально-творческой активности осуществляется поэтапно, не спеша, имея такую последовательность: профессионально избирательное узнавание, осмысление и осознание проблемной ситуации, выбор стратегии её решения, творческой реализации. Большую роль играет, по мнению О.К. Тихомирова, целеустремлённость как личностная предпосылка творчества, потребность в творческой деятельности для саморазвития, самосовершенствования, творческая индивидуальность, непо-

вторимый творческий стиль. Все названные качества будут способствовать творческим достижениям обучаемого как будущего специалиста в конкретной профессиональной деятельности [9].

Системное обучение студентов в творческой среде будет нацелено на формирование творческой самостоятельности, успешной их самореализации в дальнейшей профессиональной деятельности. Эффективность формирования творческой самостоятельности обеспечивается через полифункциональную учебную деятельность, насыщенную творческой активностью студентов, с применением интерактивные технологии. К интерактивным технологиям относят: кооперативное учение, или кооперативное обучение (от нем. Kooperatives Lernen) - метод обучения студентов, предусматривающий коллективную деятельность обучающихся в группах. Данный метод обучения обуславливает достижение студентами положительных результатов в учебной деятельности, взаимодействуя друг с другом.

Учение через обучение (от нем. Lernen durch Lehren) - методика обучения, разработанная и впервые применённая на практике профессором Жан-Полем Мар-таном в немецком католическом университете Айхштетт-Ингольштадт (1980 г.). Смысл методики основывается на том, что педагог является лишь режиссёром, который направляет учебную деятельность студентов. Учение через обучение -метод обучения, при котором студенты сами - с помощью «невидимой руки» преподавателя - готовят и проводят отдельный эпизод или целое занятие.

Групповой пазл, метод мозаики (от нем. Gruppenpuzzle, от. англ. Jigsaw technique) - дидактический метод коллективной работы, разработанный американским психологом Эллиотом Аронсоном (1971). При использовании метода возникает позитивная зависимость обучаемых друг от друга, они учатся ответственности и работе в коллективе. Например: изучение группой одной темы, разбив её на равные части между членами группы.

©

Я - Ты - Мы. Суть методики заключается в том, что изучаемый материал представляется в виде задачи, проблемы или загадки так, чтобы студенты самостоятельно пришли к их решению. Весь процесс решения проблемы разбивается на три фазы. Каждая фаза проходит в течение заданного преподавателем времени.

Стадия Я - студент самостоятельно размышляет над проблемой. Стадия Ты -студент сравнивает результаты размышлений с партнером. Стадия Мы - студент обсуждает тему с коллективом [4].

Внутрипроизводственное обучение. Внутрипроизводственное обучение обеспечивает непрерывное образование человека. И может быть представлено:

1) обучением будущих специалистов вторым (смежным) профессиям;

2) переподготовкой (переобучением) специалистов;

3) подготовкой новых работников;

4) повышением квалификации работников.

Система внутрипроизводственного обучения обеспечивает взрослому человеку, работнику повышение своей квалификации в течение всей своей трудовой деятельности, повышение уровня знаний и формирование новых профессионально важных компетенций [8].

При использовании метода кооперативного учения студенты сталкиваются с необходимостью вербализации своих мыслей и аргументацией высказываний. Они учатся смотреть на поставленную проблему с других точек зрения, часто расходящихся с их собственными.

Ученые Д. Джонсон и Р. Джонсон выделяют пять критериев эффективного кооперативного обучения [10]:

1) добросовестная зависимость. Положительные результаты в учебе каждого студента зависят от добросовестности и ответственности одногруппников, которые учатся работе в команде;

2) непосредственная взаимоподдержка. Студенты обмениваются мнениями, информационными источниками и учебными материалами, оценивают итоги работы каждого с целью получения положительного результата работы группы,

а далее изучают и разъясняют друг другу новый материал;

3) чувство ответственности. Каждый студент принимает участие в работе группы и вносит свой вклад в неё над заданной проблемой, беря ответственность за результат групповой деятельности;

4) компетентность. Студенты учатся взаимному доверию и уважению, кратко и ясно выражать свои мысли при коммуникациях и разрешать возникающие конфликты интересов;

5) личная оценка. Каждый студент учится оценивать собственный вклад в успех групповой работы, а также оценивать коллективную работу группы с точки зрения используемых методик и методов работы и выявлять причины неудач. Именно поэтому внутрипроизводственное обучение является одной из основных составляющих успешной трудовой деятельности человека и повышает конкурентоспособность работника. Во всех своих проявлениях внутрипроизводственное обучение базируется, в первую очередь, на желании работать, которое выражается в стремлении к активной учебной деятельности, реализуя принципы: самообразования; рефлексивности - процессе фиксирования полученных знаний; ссылки на приобретенный опыт; групповой организации учебной деятельности; уникальности; инновационности; реализации на практике приобретенных знаний.

Содержание внутриколлективного обучения детерминировано через:

■ функции, которые выполняет каждый студент;

■ создание благоприятных условий, которые будут являться наиболее эффективными для выполнения коллективной учебной деятельности [3, 7].

Применяя интерактивные технологии, способствуем интеграции гуманитарных дисциплин в специальные политехнические. Необходимым условием интеграции выступает ориентация студентов на взаимодействие в многокультурной среде. Ученая Л.В. Косогорова утверждает, что именно интеграционное пространство с упорядоченной системой образовательных эле-

(37)

ментов гарантирует качество подготовки будущих специалистов.

Уверенность в себе как ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей можем рассматривать как отдельный компонент сознания или измерения «образа Я», имеющего такие качества, как: устойчивость, самоуважение, возможность достичь поставленных перед собой целей, принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности, способность к самореализации в быстро меняющихся социально-экономических условиях, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей, гуманистического характера вузовской среды.

Таким образом, основными показателями процесса ориентации студентов на профессиональную творческую деятельность с перспективой постоянного повышения её активности должны быть: ценностно-смысловые установки на формирование творчества как механизма самореализации личности; содержательные мотивы к выполняемой работе, максимально приближённой к профессиональным ситуациям; основы индивидуальности каждого обучаемого как главного условия успешности будущего специалиста; обогащение самостоятельной работы студентов приёмами индивидуального творческого поиска и неординарного решения; уверенность в себе как ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей; наличие качества ассер-тивности - умения строить доказательную базу суждения, эммерсивности -погружения в проблему, которая поставлена на повестку дня.

1. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев // Уч. зап. ЛГУ. Психология. - 1959. - Вып. 16. -№ 265. - С. 41-60.

2. Барсукова А.Д. Особенности формирования профессионального самосознания студенчества / А.Д. Бурсукова. - Москва: Издательство АСВ, 2009. -168 с.

3. Божович Л.И. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Л.И. Божович // Педагогика. - 1994. - №4 -С. 29-36.

4. Дегтерев В.А. Творческое саморазвитие личности студента вуза / В.А. Дегтерев, М.Ю. Балдина // Педагогическое образование в России. - 2013. - №2. - С. 45-49.

5. Истратов А.Ю. Профессиональная творческая активность и частный метод проектирования (теоретические основы): монография / А.Ю. Истратов, Н.П. Никитина. - Екатеринбург: Архитектон, 2015. -476 с.

6. Моляко В.А. Проблемы психологического творчества и разработка подхода к изучению одарённости / В.А. Моляко // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 21-34.

7. Полянский Е.С. Проблемы интеграции учебной, научной и производственной деятельности в инженерно-стротельном вузе / Е. С. Полянский, В.В. Шкуратов -Томск: ТЕАСУ, 1988. - 265 с.

8. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект / Н.Ю. Посталюк - Казань, 1989 - 206 с.

9. Тельтевская Н.В. Условие формирования готовности студентов к творческой деятельности / Н.В. Тельтевская // Изв. Волгоградского тех. ун-та. Сер. Проблемы социально-гуманитарного знания. - 2009. -№9(57). - С. 82-86.

10. Johnson D., Johnson R. Learning together and alone: cooperative, competitive, and individualistic learning. - Boston: Al-lyn and Bacon, 1999. - 242p.

.......£

Abstract. Prichodchenko K. DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-CREATIVE ACTIVITY OF FUTURE SPECIALISTS. The article raises the problem of professional adaptation of a novice specialist with the subsequent manifestation of creative abilities in the chosen production sphere. Such an approach to entering the profession, undoubtedly, after a certain period of time, will form the basis of his professional creative activity.

Keywords: professional and creative activity, future specialist, entry into the profession.

Статья поступила в редакцию 11.02.2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.