Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
412
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / КОММУНИКАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонова С.Г.

В статье рассматриваются вопросы развития профессионально-личностной компетентности педагогических кадров как критерия качества педагогической деятельности. Излагается анализ исследований по вопросу деятельностных характеристик современного педагога как специалиста на основе профессиональных стандартов в области образования. Раскрывается сущность понятия профессионально-личностной компетентности педагога дополнительного образования как модели профессионально обусловленных компонентов, формирующих структуру развития личности. Определяется роль личностно-смыслового содержания деятельностного аспекта в профессиональном становлении и развитии педагога дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артамонова С.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE OF A MODERN TEACHER IN THE FIELD OF ADDITIONAL EDUCATION

The article deals with the development of professional and personal competence of teaching staff as a criterion for the quality of teaching activities. The article presents an analysis of research on the issue of activity characteristics of a modern teacher as a specialist based on professional standards in the field of education. The article reveals the essence of the concept of professional and personal competence of a teacher of additional education as a model of professionally determined components that form the structure ofpersonal development. It determines the role of the personal and semantic content of the activity aspect in the professionalformation and development of the teacher of additional education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 37.091.12.011.3-051:37.091.398 АРТАМОНОВА С.Г.

заведующая инструктивно-методическим отделом МБУ ДО «Центр детского творчества № 5 города Орла», аспирант 1 курса кафедры технологий психолого-педагогического и специального образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: s.art.73@yandex.ru

UDC 37.091.12.011.3-051:37.091.398

ARTAMONOVA S.G.

Head of the Instructional and Methodological Department of the MBIPE "Center for Children's Creativity No. 5 of the City of Orel", 1st Year graduate student, Department of Psychological-Pedagogical and Special Education Technology E-mail: s.art.73@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

В СФЕРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PERSONAL COMPETENCE OF A MODERN TEACHER IN THE FIELD OF ADDITIONAL EDUCATION

В статье рассматриваются вопросы развития профессионально-личностной компетентности педагогических кадров как критерия качества педагогической деятельности. Излагается анализ исследований по вопросу деятельностных характеристик современного педагога как специалиста на основе профессиональных стандартов в области образования. Раскрывается сущность понятия профессионально-личностной компетентности педагога дополнительного образования как модели профессионально обусловленных компонентов, формирующих структуру развития личности. Определяется роль личностно-смыслового содержания деятельностного аспекта в профессиональном становлении и развитии педагога дополнительного образования.

Ключевые слова: профессионально-личностная компетентность, Концепция развития дополнительного образования, когнитивный компонент, рефлексивный компонент, коммуникативный компонент, деятельностный компонент, личностный смысл педагогической деятельности.

The article deals with the development of professional and personal competence of teaching staff as a criterion for the quality of teaching activities. The article presents an analysis of research on the issue of activity characteristics of a modern teacher as a specialist based on professional standards in the field of education. The article reveals the essence of the concept of professional and personal competence of a teacher of additional education as a model of professionally determined components that form the structure ofpersonal development. It determines the role of the personal and semantic content of the activity aspect in the professionalformation and development of the teacher of additional education.

Keywords: professional and personal competence, concept of development of additional education, cognitive component, reflexive component, communicative component, activity component, personal meaning of pedagogical activity.

Социально-экономическое процветание мировых сообществ в XXI веке зависит от способности стран предоставить качественное образование, чтобы дать возможность каждому человеку занять своё место и преуспеть в стремительно меняющемся мире. Образование рассматривается как ведущий фактор стабильности во всех сферах общества, потому что основной ценностью и капиталом современного социума является именно человек - профессионал, способный к поиску, приумножению знаний, принятию нестандартных решений, к преобразованию мира и пониманию своего предназначения.

Отечественное образование, к которому предъявляются всё более высокие требования в контексте происходящих инновационных процессов, становится основным фактором развития человеческого капитала.

Система педагогического образования остаётся центральной структурой современного отечественного образовательного пространства, определяющим звеном в которой является качественная профессиональная педагогическая деятельность. Критерием качества профессиональной педагогической деятельности является профессионально-личностная компетентность педагогических кадров.

Очевидным является понимание того, что время успешных непрофессионалов в любой сфере, тем более в образовании, безвозвратно уходит. Педагогический «личностный» капитал рассматривается как основной ресурс, нацеленный

на будущее. В связи с этим формирование профессионально-личностной компетентности современного педагога является одной из приоритетных задач отечественного образования.

Понятие «компетентности» достаточно ёмко, потому как оно не определяет точного уровня профессиональной деятельности современного педагога. Но «если попытаться определить положение компетентности в уровневой системе профессионального мастерства, то с уверенностью можно сказать, что она находится между исполнительностью и совершенством» [3].

По мнению учёных И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, В.А. Сластёнина, М.М. Шалашовой, «понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм» [8].

Так, М.М. Шалашова считает, что «на сегодняшний день феномен профессиональной компетентности не является стабильно определяемым. Компетентность рассматривают как профессиональную грамотность, степень квалификации специалиста, как уровень развития личности и культуры человека» [9].

Профессиональную компетентность современного педагога можно определить и как одну из важных функциональных актуальных задач современного образовательного

© Артамонова С.Г. © Artamonova S.G.

Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (87), 2020 r. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 87. 2020

пространства, которую он должен реализовать.

Сегодня в центре внимания учёных - исследователей в области компетентностного подхода в образовании, выступают такие качества педагога, которые характеризуют его и как субъекта профессиональной деятельности и как личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Примером данных рассуждений является проект профессионального стандарта педагогической деятельности, разработанный Я.И. Кузьминовым, В.Л. Матросовым, В.Д. Шадриковым [5].

По мнению авторов проекта «компетентность - новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [5].

Указанная в проекте модель профессионального развития педагога представляет собой целостный процесс становления, формирования и взаимосвязи профессиональных знаний, умений и его личностных качеств, ведущий к успешной реализации и личностному профессиональному росту, саморазвитию. Кроме того, личностные компетенции выдвигаются на первый план, определяя ведущую роль личности педагога в образовательном процессе и раскрывая внутренние возможности на пути к истинному профессионализму своей деятельности.

Из вышесказанного следует, что профессионально-личностная компетентность педагога - это становление педагога как профессионала, способного к успешному и качественному выполнению своей деятельности и, как личности, стремящейся к самосовершенствованию и заинтересованности в собственном профессионализме и личностном росте.

Становление лично сти происходит непо средственно в процессе деятельности, поэтому профессионально-личностная компетентность педагога имеет практико-ориентированную направленность и проявляется в эмоционально-ценностном отношении к данной деятельности.

Особую благодатную почву для формирования и развития профессионально-личностной компетентности педагога представляет сфера дополнительного образования детей.

Дополнительное образование является одной из значимых и вариативных частей в общей системе современного образования, обладающее огромным педагогическим, социальным, культурным, творческим и историческим потенциалом. Это уникальный вид учебно-воспитательной практики, основанный на добровольности, открытости и вариативности, а также позволяющий подрастающему поколению максимально реализовать свой творческий потенциал, адаптироваться в социуме и профессионально самоопределиться.

Данная сфера представляет собой широкий спектр разнообразных направлений творческой деятельности детей, основными из которых являются: техническое, социально-педагогическое, художественное, туристско-краеведческое, спортивное, военно-патриотическое.

Дополнительное образование детей сегодня находится в центре внимания российского общества и государства. Данная система содержит особый образовательный ресурс в быстроменяющемся современном мире.

«Концепция развития дополнительного образования детей, принятая 4 сентября 2014 г. Правительством Российской Федерации, акцентирует внимание на особой миссии дополнительного образования и необходимости общественного признания его ценностного статуса в современном российском обществе» [4].

И если данная система претендует на то, чтобы быть ценностным ресурсом в общей глобальной образовательной среде, необходимо изменить определённые акценты в российском образовании и «способствовать общественному признанию ценностного статуса дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики» [4].

Основываясь на теоретических положениях

A.Г. Асмолова, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Э.Ф. Зеера,

B.Д. Шадрикова, П.М. Эрдниева, профессионально - личностная компетентность педагога дополнительного образования является важным фактором профессионального становления, развития и самосовершенствования педагога дополнительного образования как специалиста.

А.Г. Асмолов отмечает, «дополнительное образование - это поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределённых ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» [2].

Развитие и совершенствование профессионально-личностной компетентности педагога в сфере дополнительного образования предполагает личностно-деятельностную активность, собственную мотивацию, самосознание, индивидуальный стиль, креативность - как творческий потенциал, а также выполняет определённый социальный заказ и обеспечивает социальное взаимодействие всех педагогических структур на условиях открытости, интеграции, и мобильности в современной образовательной среде.

Очевидным является тот факт, что качество системы дополнительного образования, по мнению Л.Г. Логиновой, «не может быть выше качества работающих в ней педагогов, и в этой связи, возникает необходимость повышения профессиональной подготовки» [6], постоянного профессионального роста и определение личностного смысла в совершенствовании собственной деятельности.

Сегодня социальный заказ на дополнительное образование активизировал поиск новых возможностей, путей решения и проектирования моделей развития профессионально-личностной компетентности специалистов в данной сфере.

К составляющим профессионально-личностной компетентности педагога дополнительного образования можно отнести:

- профессиональную продуктивность (когнитивный компонент);

- эмоциональный интеллект (рефлексивный компонент);

- социальное взаимодействие (коммуникативный компонент);

- личностно-определяющий аспект деятельности (де-ятельностный компонент).

Данные компоненты представляют собой взаимосвязанный, динамичный и цикличный процесс, предполагающий непрерывное расширение и совершенствование собственной профессиональной практики и профессионального роста, в основе которых лежит личностный аспект деятельности педагога.

Профессионально-личностную компетентность схематично можно представить в виде модели следующим образом:

Схема № 1

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Когнитивный компонент проявляется в системном проектировании, диагностировании и реализации образовательного процесса, включающего в себя высокий уровень профессиональных качеств, инновационность в работе, овладение новыми способами профессиональной самореализации.

Творческая заинтересованность, индивидуализация, осознание возможности профессиональной деятельности с детьми как ценности - основополагающие позиции в развитии профессионально-личностной компетентности педагога дополнительного образования.

Профессиональная продуктивность определяется по уровню достижений, учащихся в процессе творческой деятельности и достижений профессиональной деятельности самого педагога.

Рефлексивный компонент проявляется в навыке самоконтроля и осмысления своего профессионального опыта. Именно овладение педагогом навыками рефлексивного анализа своей деятельности способствует его профессиональной зрелости.

Л.М. Митина считает, что рефлексия - это «совокупность способностей анализировать, оценивать, понимать себя, регулировать собственное поведение и деятельность, проникать в индивидуальное своеобразие ученика, вставать в позицию ученика и с его точки зрения увидеть, понять и оценить себя, конструктивно разрешать свои внутриличностные противоречия и конфликты» [7]. Рефлексивный компонент представляет собой способность воспринимать эмоции и чувства не только свои, но и других людей, по умению педагога управлять своим поведением, контролировать эмоции, создавать здоровую эмоциональную обстановку в процессе обучения.

Коммуникативный компонент - один из важнейших критериев развития профессионально-личностной компетентности современного педагога, формирующийся в процессе саморазвития и являющийся одним из главных составляющих высокого профессионального уровня, от которого и зависит профессиональный педагогический успех.

В дополнительном образовании развитие профессионализма педагога происходит в результате постоянного твор-

ческого, коммуникативного взаимодействия между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса, поэтому данный компонент является условием формирования субъект -субъективной позиции, основанным на доверии, открытости, диалоге и способствует успешному и результативному достижению образовательных целей.

Доминирующим компонентом в модели развития профессионально-личностной компетентности педагога дополнительного образования является деятельностный компонент или «личностное осознание», в результате которого раскрываются способности к определению, построению, расширению и совершенствованию граней профессионального роста, в основе которых лежит осознание личностного смысла своей деятельности. Лишь вкладывая личностный смысл и пропуская через призму собственных переживаний то, чему посвятил свою жизнь, педагог может стать настоящим профессионалом и настоящей личностью.

Формирование личностного смысла педагогической деятельности - процесс непрерывного профессионального роста, выражающийся в субъектном осмыслении значимых ценностей, знаний, представлений и анализе педагогического опыта. Профессиональный смысл педагогической деятельности заключается в целостно-личностном отношении ко всему педагогическому процессу, как собственной образовательной практике, создающей предпосылки для более качественного и перспективного его развития. Такую образовательную практику способен лишь выстроить педагог - профессионал, создающий открытые им самим способы деятельности, в основе которых лежат ценностно-смысловые, рефлексивные и личностные ориентиры собственной траектории развития и совершенствования.

Таким образом, развитие профессионально-личностной компетентности современного педагога дополнительного образования представляет собой синтез взаимосвязанных и органично взаимодействующих компонентов деятельностного, когнитивного, рефлексивного и коммуникативного характера, в основе которого лежит личностно - смысловое содержание.

Библиографический список

1. Алдошина М.И. Современные проблемы науки и образования: учебное пособие. Орел: Издательство ОГУ, 2016.

2. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития // Внешкольник. 1997. № 9. С.6-8.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высш. Пед. Учебных заведений / В.И. Загвязинский. М., 2001.

4. Концепция развития дополнительного образования детей. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

5. Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности / Я.И. Кузьминов, В.Л. Матросов, В.Д. Шадриков // Вестник образования. 2007. №7. С. 20 - 34.

6. Логинова Л.Г. Качество дополнительного образования. Менеджмент. Учебно-методическое пособие. / Агентство Мегаполис. 2008. 391 с.

7. Митина Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2004. 318 с.

8. Сластёнин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.Н. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М.: Школа - Пресс, 1997. 512 с.

9. ШалашоваМ.М. Применение квалификационных тестов для оценки профессиональной компетентности выпускника вуза / М. Шалашова // Педагогические измерения. 2007. № 4. С. 3 - 12.

References

1. AldoshinaM. I. Modern problems of science and education: a textbook for universities. Orel: OSU, 2016.

2. AsmolovA. G. Additional education as a zone of the nearest development of education in Russia: from traditional pedagogy to the logic of development / / Vneshkolnik. 1997. No. 9. Pp. 6-8.

3. Zagvyazinsky V. I. learning Theory: modern interpretation: a textbook for students of higher pedagogical educational institutions. Moscow, 2001.

4. The concept of developing additional education for children. Order of the Government of the Russian Federation No. 1726-R of September 4, 2014.

5. Kuzminov Ya. I. Professional standard of pedagogical activity / Ya. I. Kuzminov V. L., Matrosov V. D. / / Bulletin of education. 2007. No. 7. Pp. 20-34.

6. Loginova L. G. Quality of additional education. Management. Educational and methodological guide. / Mega polis Agency. 2008. 391p.

7. Mitina L. M. Psychology of labor and professional development of teachers: a textbook for students of higher educational institutions. Moscow: Akademiya, 2004. 318 p.

8. Slastenin V. A., Isaev I. F. Pedagogy: A Textbook for students of pedagogical educational institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, A. N. Mishchenko, E. N. Shiyanov. Moscow: School-Press, 1997. 512 p.

9. Shalashova M. M. The use of qualification tests to assess the professional competence of a University graduate / M. Shalashova // Pedagogical measurements. 2007. No. 4. Pp. 3 - 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.