Научная статья на тему 'Развитие профессионально- коммуникативной rомпетенции студентов вуза при интенсификации процесса обучения иностранному языку'

Развитие профессионально- коммуникативной rомпетенции студентов вуза при интенсификации процесса обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИФИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЕТОДИКА / СПЕЦИАЛИСТ / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ СРЕДСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / INTENSIFICATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE / FOREIGN LANGUAGE / CULTUROLOGICAL COMPETENCE / METHODOLO-GY / SPECIALIST / MULTIMEDIA / PROFESSIONAL TRAINING / INDIVIDUALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривошейкина К.Н., Шарафиева А.М.

На сегодняшний день увеличивается темп модернизации образования в России. Этот процесс связан с проблемой увеличения количества получаемой информации. Возникает необходимость пересмотра содержания образования и его целей. Следует организовать учебный процесс с целью подготовки студентов к самостоятельной работе. Следовательно, интенсификация процесса обучения является одним из возможных путей в образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF INTENSIFICATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

There is an increased speed of modernization in Russian education system. This process is related to the problem of annual increase in the amount of information received. There is a need to revise the content of education and its goals. It is necessary to organize the educational process in order to prepare students to work independently.Thus, the intensification of the process of learning is one of the possible ways in education.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально- коммуникативной rомпетенции студентов вуза при интенсификации процесса обучения иностранному языку»

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в экспериментальной группе происходят гораздо более заметные изменения вследствие экспериментального воздействия, в то время как в контрольной, где формирование патриотических качеств протекает естественным путем, эти изменения значительно менее выражены.

Значимость различий была подтверждена с помощью вычисления непараметрического критерия - углового преобразования Fischer (критерия Фишера) [2], который позволяет оценивать достоверность различий между процентными долями двух выборок, где зарегистрирован интересующий исследователя эффект. Использование углового критерия Фишера эмпирически подтвердило сделанные выводы, что указывает на эффективность оказанного экспериментального воздействия.

Анализ результатов данного исследования свидетельствует о том, что педагогической наукой получены результаты, раскрывающие роль и значение патриотического воспитания. Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости нахождения действенных путей ориентации школы на гуманистическую и практическую сущность воспитания. Успешность патриотического воспитания младших школьников определяется многими факторами, среди которых наиболее важным является использование народных традиций.

В исследовании были поставлены задачи, решение которых позволило нам выявить потенциал народной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников, выявить типичные трудности учителей начальных классов в формировании патриотических качеств, разработать программу формирования патриотических качеств младших школьников средствами народной педагогики.

Внедрение разработанной программы позволило сделать вывод о том, что в экспериментальной группе происходят гораздо более заметные изменения вследствие экспериментального воздействия, в то время как в контрольной, где формирование патриотических качеств протекает естественным путем, эти изменения значительно менее выражены. Результаты оказались выше в группе, где проводились целенаправленные действия, что свидетельствует об эффективности предложенной программы по формированию патриотических качеств у младших школьников средствами народной педагогики.

Литература

1. В.В. Синявский Коммуникативные и организаторские способности. Изд-во «Мысль».2012. С.41.

2. Р.Д. Фишер Угловые преобразования. Изд-во «Оксфорд Юнивесити Пресс», 2011. С.159.

УДК 37.013

К.Н.Кривошейкина, А.М.Шарафиева

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА ПРИ ИНТЕНСИФИКАЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

На сегодняшний день увеличивается темп модернизации образования в России. Этот процесс связан с проблемой увеличения количества получаемой информации. Возникает необходимость пересмотра содержания образования и его целей. Следует организовать учебный процесс с целью подготовки студентов к самостоятельной работе. Следовательно, интенсификация процесса обучения является одним из возможных путей в образовании.

Ключевые слова: интенсификация, коммуникативная компетенция, иностранный язык, культурологическая компетенция, методика, специалист, мультимедийные средства, профессиональная подготовка, индивидуализация

Ksenya Krivosheikina, Albina Sharafieva DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS IN THE PROCESS OF INTENSIFICATION OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

There is an increased speed of modernization in Russian education system. This process is related to the problem of annual increase in the amount of information received. There is a need to revise the content of education and its goals. It is necessary to organize the educational process in order to prepare students to work independently.Thus, the intensification of the process of learning is one of the possible ways in education.

Keywords: intensification, communicative competence, foreign language, culturological competence, methodology, specialist, multimedia, professional training, individualization.

Глобальные изменения в мировой экономике, обусловленные, прежде всего, возрастающей ролью человека, его профессиональных знаний, иноязычными коммуникативными навыками, необходимыми для обеспечения конкурентоспособности, диктуют новые требования к профессиональной подготовке специалистов вуза.

Подготовка специалиста вуза, заключается в «получении комплекса знаний о будущей профес-

сиональной деятельности, поведении и профессионально важных качествах специалиста и успешность его профессиональной деятельности, поэтому важным требованием к специалисту вуза является наличие навыков и умений применять знания на практике. Профессиональная компетентность - это важнейшая характеристика специалиста, способного осуществлять все виды профессиональной деятельности, и профессионально-коммуникативная компетентность (ППК) занимает в ней одно из центральных мест»[1].

Необходимо отметить, что модернизация и интенсификация современного образования осуществляется посредством развития методики обучения иностранным языкам. В процессе обучения студентов в современных вузах широко задействуются компьютерные технологии, которые оказывают значительное воздействие на развитии коммуникативной и культурологической компетенции. Представляется возможным повысить качество образования, усовершенствовав способы и приемы в обучении иностранным языкам.

Подготовка специалистов вуза осуществляется на основании системы требований, формируемых тремя группами источников:

-в первую группу источников входят требования, предъявляемые к будущему специалисту внешней средой, под которой понимается система государственных институтов и особенности среды, в которой она функционирует;

-вторая группа требований представлена действующей профессиональной средой, в которой требуется квалифицированный специалист соответствующего уровня и профиля, способный к иноязычной коммуникации;

-третья группа требований формируется на основе ГОС ВПО.

Таким образом, подготовка специалистов вуза должна осуществляться на основе комплекса требований, предъявляемых к выпускнику, использования современных педагогических подходов, технологий, форм и методов обучения и требует создание условий для формирования профессиональных компетенций, ПКК в сфере будущей профессиональной деятельности.

Рассмотрим некоторые педагогические подходы, которые на наш взгляд, будут способствовать формированию профессионально-коммуникативной компетентности в подготовке будущих специалистов вуза при интенсификации иноязычного образовательного процесса [2]:

- «коммуникативно-ориентированный подход, раскрывающий язык как средство общения, его основой является социальное взаимодействие обучающихся» [3];

- «деятельностный подход, означающий формирование коммуникативной компетенции и предполагающий усвоение содержания обучения, в процессе собственной деятельности обучающегося» [3];

- коммуникативно-когнитивный подход, направленный на формирование критического мышления, способности излагать свою точку зрения в ситуациях профессионально-деловой коммуникации;

- социокультурный подход, выражающийся в диалоге культур и ориентирующий на усиление культуроведческого аспекта в содержании обучения иностранному языку, приобщение обучающихся к культуре страны изучаемого языка;

- компетентностный подход, связанный с заказом на подготовку специалистов со стороны работодателя, в том числе и государства, ориентированный на формирование компетентности как качественной характеристики специалиста.

- проблемный подход, направленный на развитие профессионального мышления, связанного с усвоением новых знаний, умений и навыков и решением нестандартных задач;

- системный подход, сущность которого заключается в осуществлении упорядоченного систематизированного обучения иностранному языку, как средству общения в условиях моделируемой на учебных занятиях речевой деятельности.

Значимость выделенных подходов в формировании ПКК очевидна, поскольку отвечают на вопрос: насколько в высшем учебном заведении может быть сформирован опыт профессионально-коммуникативной деятельности, без которого не может сформироваться компетентность как качество личности, приобретённое в результате овладения компетенцией (компетенциями).

Таким образом, актуальность данного исследования определяется:

- возросшими требованиями к профессиональной подготовке студентов вузов;

-значимостью внедрения цифровых технологий в процесс обучения иностранным языкам для

интенсификации процесса обучения;

-неразработанностью теоретических вопросов интенсификации процесса обучения иностранному языку для развития коммуникативной и культурологической компетенции.

В ходе исследования разрабатывалась теоретически обоснованная и экспериментально проверенная методика интенсификации процесса обучения иностранному языку с целью развития коммуникативной компетенции.

Отбор содержания обучения иностранным языкам в целом и его отдельных компонентов традиционно проводится в отечественной методике с учетом двух принципов: 1) необходимости и достаточности содержания для реализации целей обучения учебному предмету, 2) доступности содержания в целом и его частей для усвоения.

В процессе создания системы упражнений для профессионально-ориентированного обучения мы опирались на следующие принципы [4] :

- принцип учета этапности в овладении профессионально-коммуникативной компетенцией;

- принцип адекватности упражнений характеристикам формируемых умений;

- принцип использования инновационных технических средств обучения;

- принцип обратной связи.

Разработанная система упражнений основана на пошаговом алгоритме и состоит из пяти блоков: информационного, который состоит из когнитивных упражнений, тренировочного, состоящего из языковых и условно-речевых упражнений, продуктивного, состоящего из деятельностных и пер-фекционных упражнений, контролирующего, состоящего из аналитических упражнений и блока самостоятельной работы. Блок самостоятельной работы представлен упражнениями для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.

Экспериментальное обучение проходило в три этапа. Нами проводился диагностирующий пре-дэкспериментальный срез, по результатам которого был определен изначальный уровень владения студентами знаниями, навыками и умениями, необходимыми для разработки мануала и создания презентации. Результаты предэкспериментального среза позволяют сделать вывод о том, что экспериментальная и контрольная группы в целом однородны по составу и сопоставимы по успеваемости.

В ходе обучающего эксперимента в группе апробировалась разработанная система упражнений, направленная на интенсификацию процесса обучения письменному и устному монологическому высказыванию на английском языке с использованием цифрового лингвистического класса.

Целью итогового среза было выявить коэффициент сформированности знаний, умений и навыков учащихся, на основе которого можно было сделать вывод об эффективности разработанной системы упражнений.

Результаты экспериментального обучения подтвердили гипотезу о том, что обучение письменному и устному монологическому высказыванию на английском языке более эффективно с применением интенсификации процесса обучения, в частности с использованием цифрового лингвистического класса и учетом таких факторов интенсификации, как: повышение мотивации учащихся, увеличение доли внеаудиторной самостоятельной работы учащихся и индивидуализация процесса обучения.

На занятиях нами было смоделировано содержание собственно профессиональной деятельности обучающихся, учтено использование инновационных технических средств обучения, усилена мотивация учащихся, увеличена самостоятельная работа студентов. Также нами разработана система упражнений направленная на развитие коммуникативных компетенций с использованием ТСО, состоящая из когнитивных, языковых, условно-речевых, перфекционных и аналитических упражнений реализуемых на рецептивном уровне, репродуктивном и продуктивном этапе обучения.

Литература

1.Акопов, Г.В. Учебно-профессиональные установки студентов высших образовательных учреждений различного типа, - Воронеж, 2008.- С. 58.

2. Герасимов, Н.И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе - СПб, 2003. - С.141.

3.Алхазишвили, A.A. Основы овладения устной иностранной речью.- М.: Просвещение, 2004. - C.84-88.

4. Биболетова М.З. Модульно-рейтинговая система в профильном обучении. - М.: СпортАкадемПресс, 2005.- С. 121.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.