УДК 378 ББК Ц 4.6 (2) 39
Гавриков Александр Анатольевич
начальник учебной лаборатории кафедры технического обеспечения (и тактики) Омский автобронетанковый инженерный институт
соискатель
кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет
г. Омск
Мануйлова Лидия Михайловна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра социальной педагогики и социальной работы Омский государственный педагогический университет
г. Омск
Gavrikov Alexander Anatolyevich
chief of educational laboratory departments of hardware (and tacticians) Omsk autoоarmored engineering institute competitor
of department of social pedagogics and social work Omsk state pedagogical university Omsk
Manuylova Lidiya Mikhaelovna
candidate of pedagogical sciences, associate professor department of social pedagogics and social work Omsk state pedagogical university Omsk
[email protected] Развитие проектной компетентности курсантов военно-инженерного вуза в
научно-исследовательской работе Development of design competence of cadets of military and engineering higher
education institution in research work В данной статье представлена модель организации научно-исследовательской работы военно-инженерного вуза, обеспечивающей развитие проектной компетентности будущего военного инженера, этапы и содержательное наполнение проектной деятельности курсантов в рамках научно-исследовательской работы.
The model of the organization of the research work of military and engineering higher education institution providing development of design competence of future military engineer, stages and substantial filling of design activity of cadets within research work is presented in this article.
Ключевые слова: научно-исследовательская работа военно-инженерного вуза, проектная деятельность, проектная компетентность будущего военного офицера.
Key words: research work of military and engineering higher education institution, design activity, design competence of future military officer.
Научно-исследовательская работа вуза является сложным и многогранным явлением, которое постоянно развивается и приобретает новые смыслы. М. А. Галагузова, Т. С. Дорохова [2], И. А. Зимняя [4] наиболее перспективную форму организации научно-исследовательской работы студентов видят в проектной деятельности. При этом предметом научно-исследовательской работы, по мнению авторов, в равной степени являются научный результат и личность будущего специалиста, его профессиональная компетентность.
По мнению В. В. Балашова, Г. В. Лагунова и И. В. Малюгиной [1], Т. Г. Калиновской, С. А. Косолаповой и А. В. Прошкина [5], научно-исследовательская работа обеспечивает развитие востребованных сегодня ком-
V> V> vy 1 v> 1
петенций творческой проектной профессиональной деятельности, профессионального самообразования и саморазвития, определенных стандартом и квалификационными требованиями.
При разработке модели организации научно-исследовательской работы, развивающей проектную компетентность будущих военных инженеров, следует учитывать следующие характерные черты:
- основным фактором развития научно-исследовательской работы вузов выступает интеграция науки, образования, производства и бизнеса. Вузы, образуя центры инновационного развития отрасли, меняют подходы к подготовке кадров, формируя перспективное знание и его носителя, участвовавшего в творческом процессе его создания;
- научно-исследовательская работа военно-инженерных вузов обеспечивает инновационный характер строительства современных Вооруженных Сил за счет создания военно-технических систем и новых технологий военно-профессиональной деятельности;
- проект является перспективной формой организации научно-исследовательской работы военно-инженерного вуза, т. к. именно он придает ей необходимую конструктивную структуру (четко определенную по времени, задачам, затрачиваемым ресурсам, показателям результативности, формам и методам контроля и пр.);
- проектная деятельность курсантов в рамках научно-исследовательской работы военного вуза выступает обязательным условием развития их проектной компетентности.
С этих позиций можно определить научно-исследовательскую работу военно-инженерного вуза как комплекс деятельности научно-исследовательских, конструкторских, инженерных кадров и коллективов, в процессе которой создаются новые военно-технические системы и технологии военно-профессиональной деятельности, обладающий потенциальной возможностью формировать проектные компетенции будущего военного инженера, определенные стандартом и квалификационными требованиями к нему.
В педагогической науке достаточно полно раскрыты условия организации научно-исследовательской деятельности военно-инженерного вуза, в которой может развиваться проектная компетентность будущих военных инженеров. Однако реализация этих условий на практике с целью развития проектной компетентности будущих военных инженеров остается актуальной научной проблемой. Используя метод моделирования, рассмотрим структурный (рисунок 1) и операциональный аспекты модели научно-исследовательской работы военно-
инженерного вуза, обеспечивающей развитие проектной компетентности будущего военного инженера.
Структурный аспект модели отражает компоненты научно-исследовательской работы военно-инженерного вуза, которые должны быть задействованы и преобразованы для достижения большей эффективности влияния научно-исследовательской работы на развитие проектной компетентности будущих военных инженеров.
Целевой блок объединяет две взаимосвязанные цели проектной деятельности курсантов в рамках научно-исследовательской работы военно-инженерного вуза. Первая цель отражает образ выпускника военно-инженерного вуза, соответствующий требованиям ФГОС, а также квалификационным требованиям к военному инженеру. В модели она представлена проектными компетенциями военного инженера - общими требованиями к его способности и готовности организовать свою военно-профессиональную деятельность в проектной форме. Вторая цель образуется потребностями научно-исследовательской работы военно-инженерного вуза и объединяет идеальный планируемый результат решения актуальных задач научно-исследовательской работы в форме проекта.
Организационный блок образуется в соответствии с логикой проектной деятельности и объединяет механизм проектирования (от замысла и проектного задания до полной реализации, осмысления результатов и рефлексии проектной деятельности) в научно-исследовательской работе военно-инженерного вуза.
Механизм проектирования реализуется в три стадии. Первая стадия - определение направлений и тем научно-исследовательской работы военно-инженерного вуза, которые могут включать проектную деятельность курсантов. На этой стадии может быть проведена оценка перспективы использования проектного метода организации исследований, инженерной и конструкторской
деятельности, которые ведет военно-инженерный вуз. На второй стадии формируется программа научно-исследовательской работы, включающая отдельные проекты. Третья стадия предусматривает определение проектного задания и организацию собственно проектной деятельности.
Содержательный блок модели определяет содержание деятельности курсантов в рамках того или иного проекта. Несмотря на уникальность содеражния каждого проекта, может быть выделено некое инвариантное ядро, которое воспроизводит структуру проектной деятельности и обеспечивает ее научно обоснованную организацию. Содержательный блок модели связывает ее структурный и операциональный аспекты.
Содержание проектной деятельности реализуется через ряд этапов:
1. Теоретический этап - включает в себя изучение состояния исследуемой проблемы в теории и практике избранной научной области, анализ имеющегося инновационного опыта ее решения. На этом этапе осуществляется сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции исследования, определения уровня разработанности проблемы; анализируются нормативные документы, определяются исходные позиции исследования, его основные параметры (объект, предмет, цель, основные задачи и методологическая основа), раскрываются содержательные характеристики изучаемых явлений (объектов, процессов), критерии оценки и возможности диагностики. Осуществляется необходимая диагностика профессиональной (в том числе проектной) компетентности курсантов. Содержание и исследовательские задачи проекта позволяют уточнить те профессиональные компетенции и исследовательские умения будущих военных инженеров, которые будут формироваться (или получат дальнейшее развитие) в ходе их участия в проектной деятельности. Прогнозируется желаемый результат проектной деятельности и его роль в повышении научного потенциала военного вуза.
Рисунок 1. Модель организации научно-исследовательской работы военно-инженерного вуза (НИР), обеспечивающей развитие проектной компетентности будущего военного инженера (структурный аспект)
Осуществляется необходимая диагностика профессиональной (в том числе проектной) компетентности курсантов. Содержание и исследовательские задачи проекта позволяют уточнить те профессиональные компетенции и исследовательские умения будущих военных инженеров, которые будут формироваться (или получат дальнейшее развитие) в ходе их участия в проектной деятельности. Прогнозируется желаемый результат проектной деятельности и его роль в повышении научного потенциала военного вуза.
2. Опытно-экспериментальный этап - заключается в практическом решении избранной научной проблемы в рамках общепрофессиональных и специальных дисциплин. На этом этапе происходит активное формирование профессиональных компетенций курсантов.
3. Аналитико-обобщающий этап - курсантами анализируются, систематизируются и обобщаются результаты опытно-экспериментальной работы. Руководителями проектной деятельности формулируются выводы и обосновываются предложения по совершенствованию процесса формирования исследовательских умений, профессиональных компетенций курсантов [3].
Исходя из вышесказанного, для преподавателя умение организовывать проектную деятельность обучающихся служит показателем высокой квалификации, владения прогрессивными образовательными технологиями, предусматривающими в конечном результате формирование у обучающихся таких профессиональных компетенций, которые помогут им адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества, работать в различных коллективах.
Процессуальный блок модели проецирует содержание проектной деятельности курсантов в рамках научно-исследовательской работы на образовательный процесс военно-инженерного вуза. В учебной деятельности, в рамках отдельных учебных дисциплин может формироваться самое общее представление о проектной деятельности военного инженера, осваиваться ее методология, формироваться собственный и интериоризироваться чужой опыт проектной
деятельности. Кроме того, здесь может создаваться интерес и мотивация научно-исследовательской работы и проектной деятельности, в частности. Во вне-учебной деятельности курсант занимается проектной деятельностью индивидуально и в составе группы, самостоятельно и под научным руководством. В военной практике проект находит свое завершение, а проектная компетентность будущего военного инженера может быть объективно оценена.
Ресурсный блок модели образуется теми ресурсами, которые необходимы для выполнения условий развития научно-исследовательской работы и вовлечения курсантов в проектную деятельность:
- кадровый ресурс (научные работники военно-инженерного вуза, способные организовывать проектную деятельность курсантов в рамках научно-исследовательской работы, а также научные, инженерные и конструкторские группы и коллективы, в которых научно-исследовательская работа ведется с использованием метода проектов);
- временной ресурс (объем времени, который может быть отведен на проектную деятельность курсантов);
- материальный ресурс (средства проектной деятельности курсантов, в том числе средства стимулирования научно-исследовательской работы);
- информационный ресурс (обеспечивает проектную деятельность курсантов необходимой информацией).
Технологии научно-исследовательской работы, предусматривающие проектную деятельность курсантов, включены в технологический блок модели.
Планируемый результат проектной деятельности курсантов в рамках научно-исследовательской работы военно-инженерного вуза отражает результативный блок модели. С учетом двойственности предмета проектной деятельности в научно-исследовательской работе военно-инженерного вуза результативный компонент включает: уровень развития проектной компетентности военного инженера, определенный ФГОС и квалификационными требованиями к военному инженеру; практический результат, который проект вносит в реализа-
цию темы или направления научно-исследовательской работы военно-инженерного вуза.
Оценочный блок модели включает в себя компоненты, обеспечивающие мониторинг процесса развития проектной компетентности будущих военных инженеров в научно-исследовательской работе, а также практический эффект проектной деятельности, без учета которой научно-исследовательская работа военно-инженерного вуза становится только частью обучения курсантов, а следовательно, теряет большую часть своего смысла.
Для оценки развития проектной компетентности будущего военного инженера в оценочный блок включены: критерий оценки, ее показатели, инструменты оценки и уровни развития проектной компетентности будущего военного инженера в сравнении с критерием, измерительные линейки, а также методы оценивания. В качестве критерия оценивания нами избрана способность будущего военного инженера осуществлять проектную деятельность, обеспечивающую выполнение профессиональных задач в рамках его должностных обязанностей. Показателями оценки выступают владение проектными умениями, уровень самостоятельности в проектной деятельности.
Необходимый уровень дифференциации результата в сравнении с критерием, как мы считаем, способно обеспечить выделение трех уровней развития проектной компетентности. Курсант, обладающий базовым уровнем, способен вести проектную деятельность в рамках научно-исследовательской работы военного вуза под научным руководством. Продвинутый уровень демонстрирует такое состояние проектной компетентности будущего военного инженера, при котором он способен самостоятельно организовывать проектную деятельность в рамках научно-исследовательской работы военно-инженерного вуза. Оптимальный уровень развития проектной компетентности обеспечивает готовность и способность курсанта использовать проект для организации своей военно-профессиональной деятельности во всех функциональных сферах, включая самообразование и самостоятельное профессиональное развитие.
Описание модели дополняет ее организационный аспект, который поэтапно отражает объем организационной работы, необходимый для становления в образовательном процессе военно-инженерного вуза проектной деятельности курсантов с нужными характеристиками:
- ориентировочный этап - получение курсантами общего представления о проектной деятельности, знакомство с ее опытом в Вооруженных Силах. Основная задача этапа - мотивация курсантов к проектной деятельности;
- организационно-обучающий этап - освоение курсантами методологии проектной деятельности, включение их в научно-исследовательскую работу военно-инженерного вуза в том направлении (по теме), которое вызывает наибольший интерес;
- практический этап - организация проектной деятельности курсантов в рамках научно-исследовательской работы военного вуза;
- рефлексивный этап - обеспечение аналитико-оценочной деятельности, рассмотрение перспектив переноса проектного метода в другие виды учебно-профессиональной деятельности будущего военного инженера.
В сочетании структурного и организационного компонентов модель дает достаточно конструктивное представление о необходимой организации научно-исследовательской работы военно-инженерного вуза, обеспечивающей развитие проектной компетентности будущего военного инженера.
Библиографический список
1. Балашов, В. В. и др. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России [Текст] / В. В. Балашов, Г. В. Лагунов, И. В. Малюгина и др.: монография. В 2-х частях. Ч. I. - М.: ГУУ, 2001. - 209 с.
2. Галагузова, А. М. К вопросу о научно-исследовательской деятельности бакалавров и магистров [Текст] / М. А. Галагузова, Т. С. Дорохова // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татащева. - 2011. - № 8. - С. 104-109.
3. Добровольсков, О. В., Тымчук, О. Н. Военно-научная работа как условие развития творческой составляющей профессиональной деятельности будущих офицеров [Текст] / О. В. Добровольсков, О. Н. Тымчук // Вестник Университета Российской академии образования. - 2010.- Вып. № 5. - С. 47-49.
4. Зимняя, И. А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения: экспериментальная учебная авторская программа [Текст] /
И. А. Зимняя; под науч. ред. Н. А. Селезневой. - М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 28 с.
5. Калиновская, Т. Г. Научно-исследовательская работа студентов как фактор развития творческой активности [Текст] / Т. Г. Калиновская, С. А. Косолапова, А. В. Прошкин // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2010. - № 1. - С. 75-78.
Bibliography
1. Balashov, V. V., etc. The organization of research activity of students in higher education institutions of Russia [Text] / V. V. Balashov, G. V. Lagunov, I. V. Malyugina, etc.: monograph. In 2 parts. H. I. - M.: GUU, 2001. - 209 p.
2. Galaguzova, A. M. To a question of research activity of bachelors and masters [Text] / M. A. Galaguzova, T. S. Dorokhov // The Messenger Volzhsky un-t of V. N. Tatishchev. - 2011. -No. 8. - P. 104-109.
3. Dobrovolskov, O. V., Tymchuk, O. N. Military and scientific work as condition of development of a creative component of professional activity of future officers of the [Text] / O. V. Dobrovolskov, O. N. Tymchuk // Messenger of University of the Russian Academy of Education. - 2010 . - Vyp. No. 5. - P. 47-49.
4. Zimnyy, I. A. Nauchno-issledovatelskaya work: methodology, theory, practice of the organization and carrying out: experimental training author's program [Text] / I. A. Zimnyaya; under науч. edition of N. A. Selezneva. - M.: Issled. center of problems of quality of training of specialists, 2000. - 28 p.
5. Kalinovskaya, T. G. Research work of students as factor of development of creative activity [Text] / T. G. Kalinovskaya, S. A. Kosolapova, A. V. Proshkin // International magazine of applied and basic researches. - 2010 . - No. 1. - P. 75-78.