УДК Ц4,6(2)39 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.113
Е. В. Скапцов,
Омский автобронетанковый инженерный институт
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ К УПРАВЛЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КУРСАНТОВ
ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
В основу статьи положена история возникновения и развития проектной деятельности, рассмотренная в свете следующих аспектов: а) зарождение и развитие военного образования в России; б) развитие проектной деятельности; в) развитие теории и практики целенаправленной подготовки к управлению проектной деятельностью курсантов военных вузов. Временные показатели исторического хода развития условно разделены на 4 периода, характеристики и содержание которых приведены в данной работе. Кратким выводом данной работы предлагается консолидированное мнение следующего содержания: путь развития проектной деятельности бесконечен, количество и содержание последующих периодов предсказать на данный момент невозможно. Причинами этого являются постоянное повышение требований к субъектам, развитие информационных технологий и другие факторы, но при раскрытии тех или иных аспектов проектной деятельности ключевой проблемой исследования определён процесс подготовки субъектов к проектной деятельности, вне зависимости от периода развития и особенностей деятельности субъектов. Ключевые слова: военно-инженерное образование, высшие учебные заведения, управление проектной деятельностью.
Изучение проблемы подготовки высокопрофессиональных кадров в современных учреждениях высшего военно-профессионального образования необходимо начинать с рассмотрения её истории. Не ставя перед собой задачу полного историографического анализа проблемы исследования, обратимся лишь к отдельным историческим аспектам, выявляя этапы её становления.
Для определения периодов становления и развития проблемы подготовки к управлению проектной деятельностью курсантов военных вузов обратимся к аспектам: а) зарождение и развитие военного образования в России; б) развитие проектной деятельности; в) развитие теории и практики целенаправленной подготовки к проектной деятельности курсантов военных вузов.
Обращаясь к современным научным работам, посвящённым истории становления и проблемам высшего военно-профессионального образования [1 и др.], отметим, что почти во всех исследованиях «точкой отсчёта» обозначен указ Петра I о создании в 1701 году московской Школы математических и навигацких наук. Мы также считаем, что первый период определяется этим событием -с начала XVIII века до начала XX века.
Образование Школы математических и навигацких наук для нашего исследования примечательно ещё и тем, что это было первое инженерное училище, которое стало основой для дальнейшего развития всей современной системы военного инженерно-технического образования в России. Это учебное заведение просуществовало до 1753 года, преемниками его впоследствии стали многие военные училища и академии: Михайловская военная артиллерийская академия, Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского, Николаевское инженерное училище, Морской шляхетский корпус и т. п.
Отметим, что по традициям, заложенным Петром I и его соратниками, в этот период активно развивается военно-инженерное образование и образовываются различные военные ведомства, создаётся военная коллегия, позже канцелярия, департамент, экспедиция и т. д. Все эти меры были направлены как на развитие системы военно-инженерного образования, так и на становление действующей армии, снаряжение войск.
Отдельным событием в этот период становится создание в Санкт-Петербурге первого в мире военно-морского инженерного учебного заведения. 20 августа 1798 года в соответствии с Законом Российской империи № 18634, утверждённым Павлом I, основано Училище корабельной архитектуры. Именно в этом учебном заведении проектная деятельность является основной для обучающихся.
Обращаясь к хронологии создания военно-учебных заведений и высших органов управления инженерными войсками в рассматриваемый период, можно судить о развитии военно-инженерного образования, а соответственно, и проектной деятельности в России.
Рассматривая историю развития менеджмента (как управление, руководство, администрирование), нельзя не указать, что в этот период наибольшая заслуга в развитии представления о государственном
управлении принадлежит А. Смиту, который сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства [2].
Идея гуманизации управления производством Р. Оуэна, а также признание необходимости обучения, улучшения условий труда и быта рабочих актуальны и сегодня [4].
Первый переворот в теории и практике управления связан с созданием и использованием вычислительной техники. В 1833 году английский математик Г. Беббидж разработал проект «аналитической машины» - прообраз современной вычислительной техники [9], с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Данный период развития менеджмента принято называть индустриальным [3].
Таким образом, в рассматриваемый период с начала ХУШ века до начала XX века происходит зарождение военного образования в России, становление военно-инженерного образования и развитие теории проектной деятельности. В данный период обучение в военно-инженерных вузах по большей части осуществляли иностранные специалисты. Появляются первые исследования о государственном управлении, одно из них принадлежит А. Смиту, который сделал анализ различных форм разделения труда, дал характеристику обязанностей государя и государства. Следует отметить, что функция управления проектной деятельностью в этот период в системе военно-инженерного образования отсутствовала, задачи подготовки преподавательского состава для военно-учебных заведений инженерного профиля не ставились.
Точкой отсчёта для начала второго периода (начало ХХ века - середина ХХ века) стало появление термина «проект», употребляемого в значении продукта и средства проектирования. Именно в начале ХХ века активно развиваются архитектурное и машиностроительное проектирования в традиционном представлении, то есть сначала задаётся строение проектируемого объекта, описывается схема его функционирования, даётся характеристика этапов и способов изготовления объекта. Проект этого периода представляет собой чертёж, расчёт, макет и т. п.
Кроме этого, в 1908 году Д. Снедзен понятие «проект» употребил в понимании метода обучения, а в 1911 году Бюро воспитания США официально утвердило термин «проект». Развитие метода проектов в практике педагогики связано с особенностями организации учебных занятий в сельскохозяйственных школах США. Основоположниками этих идей принято считать Дж. Дьюи, а его последователем В. Х. Килпатрика [5]. Именно В. Х. Килпатрик выделил четыре типа проектов: 1) воплощение мысли во внешнюю форму; 2) получение эстетического наслаждения; 3) решение задачи, разрешение умственного затруднения, проблемы; 4) получение новых данных, усиление степени познания, таланта.
В России под руководством С. Т. Шацкого в этот же период (начало прошлого века) группа сотрудников, которая активно использовала различные виды проектирования в работе с детьми. П. П. Блонский, П. Ф. Каптерев считали, что в организации проектной деятельности обучающихся заложен социальный смысл. В 1930 году Наркомпросс по поручению Н. К. Крупской утвердил программы для начальной школы, в которых рекомендовано применение метода проектов.
В этот же период в военно-профессиональном образовании происходили бурные изменения: проводилось реформирование вооружённых сил, на базе царских школ юнкеров создавались новые школы и военные академии. Эти реформы напрямую коснулись и военно-инженерного образования. Так, в 1918 году были открыты Первые Инженерные Петроградские командные курсы Рабоче-крестьянской Красной армии, позже Петроградский военно-инженерный техникум, Военно-инженерная школа, училище и т. п. Это является доказательством того, что развитие военно-инженерного образования становится одной из приоритетных задач молодой страны.
1931 год оказывается переломным для рассматриваемого периода.
С одной стороны, именно в это время (18 января 1931 г.) приказом Центрального правления Всесоюзного объединения судостроительной промышленности «Союзверфь» создаётся первое проектно-конструкторское бюро «Невское». Это свидетельствует об официальном признании такого вида деятельности (проектной), а также доказывает важность и необходимость выполнения проектных работ.
С другой стороны, именно в 1931 году в постановлении ЦП ВКП (б) от 5 сентября «О начальной школе» был раскритикован, осуждён и запрещён метод проектов. Хотя в практике зарубежного образования этот метод продолжали активно применять.
Дальнейшее открытие новых конструкторско-проектных бюро в России привело к активному появлению исследований в сфере военно-инженерного образования, но это касалось только технических разработок и исследований.
В истории менеджмента данный период называется периодом систематизации. В это время формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменяли ориентиры с учётом потребностей своей конкретной организации на изучение сил управления, действующих в их окружении. Их успехи и провалы могут дать ценные уроки для сегодняшних менеджеров. Значительный вклад в развитие школ управления внесли работы Г. Эмерсона, А. Файоля, Л. Урвика, М. Вебера, Г. Форда [9].
В сущности то, что мы сегодня называем менеджментом, зародилось во времена промышленной революции. Возникновение фабрики как первичного типа производства и необходимость обеспечения работой больших групп людей означали, что индивидуальные владельцы больше не могли наблюдать за деятельностью всех работников. Для этих целей обучали лучших работников, для того, чтобы они могли представлять интересы владельца на рабочих местах. Это и были первые менеджеры [2].
Таким образом, период мирного времени с начала ХХ века до середины ХХ века характеризуется введением термина «проект» как в технической сфере, так и в области образования, открытием конструкторско-проектных бюро, развитием системы военно-инженерного образования. В практике управления появилось понятие «менеджер», в теории менеджмента образовались школы управления: классическая (административная), научная; при этом основные изменения в менеджменте коснулись смены ориентиров от потребностей своей конкретной организации на изучение систем управления. В чистом виде исследуемая нами проблема в системе высшего военного образования не обозначена, развитие идей управления связано со становлением командно-административной системы, но целенаправленной подготовки к управлению проектной деятельностью в системе высшего военного образования не велось.
Третий период (середина ХХ века - конец ХХ века) связан с резким изменением ситуации в стране - началом Второй мировой войны. Следствием этого стало наращивание мощности советской армии, финансирование и всемерная поддержка военно-инженерных разработок, начиная от стадии замысла проекта, заканчивая реальным применением результата в действующей армии.
Несмотря на тяготы военного времени, создавались новые конструкторские бюро, опытно-конструкторские отделы, занимающиеся разработкой новых видов вооружения. Отметим, что даже после окончания Великой Отечественной войны в стране на базе различных заводов открывались всё новые и новые проектно-конструкторские бюро, перед которыми стояли задачи создания современных видов военной техники.
В сфере военно-профессионального образования происходили существенные изменения - репрессии в армии коснулись огромного количества крупных военачальников и командиров, что существенно подорвало её профессиональную мощность. Значительный вклад в развитие военно-профессионального образования внесли К. Е. Ворошилов, Ф. Э. Дзержинский, М. И. Калинин, С. С. Каменев, М. В. Фрунзе и др. Их идеи в большей степени касались практического освоения дисциплин, а также были направлены на стабильное функционирование всей системы военного образования.
Более сотни высших учебных заведений обеспечивали военную безопасность нашего государства. А конструкторские разработки Н. Е. Жуковского, С. П. Королева, А. Н. Туполева и других стали известны всему миру. К концу рассматриваемого периода была достигнута не только стабильность, но и некий застой в системе военно-профессионального образования. В связи с этим конец ХХ века был отмечен необходимостью коренных преобразований военно-профессионального образования [6].
В области развития и становления теории менеджмента данный период предлагается к рассмотрению с двух точек зрения по территориальным признакам: на фоне развития систем управления в СССР и за рубежом.
Обращаясь к развитию менеджмента на данном этапе, мы видим, что в СССР в период Великой Отечественной войны решались практические вопросы организации производства, перевода предприятий на выпуск военной продукции. В сжатые сроки был создан мощный военно-промышленный потенциал на Урале и в Сибири.
В период восстановления разрушенного войной хозяйства и образования мировой социалистической системы (1946-1953 гг.) закладывались основы теории и практики социалистического строительства не в одной отдельно взятой стране, а в рамках создававшегося мирового социалистического содружества.
Период с 1953 по 1965 гг. связан с именем Н. С. Хрущева и проводившимися им реформами. Это относится, в первую очередь, к пересмотру принципа сочетания отраслевого и территориального
аспектов в управлении в части усиления последнего и образованию Советов народного хозяйства по территориальному принципу.
В 1967 году прошло Всесоюзное совещание по организации труда, на котором дана современная формулировка НОТ и выведены основные функции научной организации труда: экономическая, психофизиологическая, социальная.
В 1965-1985 годы (период строительства развитого социалистического общества), именуемые в настоящее время «застойным периодом», сложилось несколько признанных научных управленческих школ, в том числе школа Московского инженерно-экономического института.
В зарубежной истории менеджмента происходят ключевые изменения: начинается разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров.
Появились такие новые элементы внутрифирменного планирования, как имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределённости, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений.
Исследование управления как процесса привело к широкому распространению систематических методов анализа. Главная идея состоит в том, что ни одно действие не предпринимается в изоляции от других. Каждое решение имеет последствие для всей системы [по 2].
В это время за рубежом широкую известность приобрели теории, разработанные американским социологом и социальным психологом, специалистом по проблемам управления и организационного поведения, профессором школы индустриального управления Массачусетского технологического института Дугласом Макгрегором [7]. Его доктрину «человеческих отношений» поддерживали Ренсис Лайкерт, создатель теории о четырёх стилях руководства и составитель известной шкалы-опросника Лайкерта (или Ликерта), и Крис Арджирис, американский психолог, профессор кафедры образования и организационного поведения, разработчик «теории действия» [8].
В 70-е года появилась идея открытой системы. Организация как открытая система имеет тенденцию приспосабливаться к весьма многообразной внутренней среде. Таким образом, следуя этой теории, можно предположить, что любая формальная организация должна иметь систему функцио-нализации, систему результативных и эффективных стимулов, побуждающих людей вносить вклад в групповые действия, систему власти, систему логического принятия решений [по 2].
Таким образом, ключевыми особенностями третьего периода являются: а) стабильное развитие и функционирование военно-профессиональных образовательных учреждений; б) активное и многочисленное создание проектно-конструкторских бюро и учреждений, занимающихся разработками в области вооружения; в) важные изменения в зарубежной истории менеджмента: начинается разработка концепций управления, опирающихся на использование математического аппарата, с помощью которого достигается интеграция математического анализа и субъективных решений менеджеров, появляются новые школы и течения в теории менеджмента; г) зарождение в нашей стране целенаправленных исследований в сфере подготовки к управлению проектами, но в системе высшего военного образования подобных исследований и практических разработок не существовало.
Четвёртый период (конец XX века - по настоящее время) связан со следующими аспектами. Во-первых, в системе военного образования началось реформирование, связанное с переоснащением материально-технической базы образовательных учреждений, а также с необходимостью реализации новых требований, отражённых в ФГОС ВО, предъявляемых к современному офицеру. Во-вторых, в педагогическую практику вновь вернули метод проектов, в связи с этим российские педагоги были ориентированы на организацию проектной деятельности, начиная с дошкольных образовательных учреждений и заканчивая высшими. В-третьих, в системе образования активно развиваются и применяются идеи теории управления, что открывает новые возможности для разработки различных проектов, управления ими и реализации способов проектной деятельности.
Также данный период характеризуется уничтожением военных вузов, сокращением количества профессорско-преподавательского состава в военных вузах и одновременно появлением новых направлений подготовки. Отличительной особенностью данного периода является ничтожно малое количество исследований (в том числе и по рассматриваемой проблеме) в связи с небольшой продолжительностью периода.
Вышеизложенное позволяет констатировать, что актуальность исследования истории и современного состояния подготовки к управлению проектной деятельностью курсантов военно-инженерных вузов определяется: на общественно-государственном уровне необходимостью повышения эффективности военно-профессиональной (в частности, военно-инженерной) деятельности
курсанта военного вуза; на социально-педагогическом уровне - повышением требований к качеству подготовки будущих офицеров, способных в условиях активного развития военно-технической отрасли быть готовыми к управлению проектной деятельностью; на теоретико-методологическом уровне - потребностью создания теоретических оснований и системы формирования компетенции по управлению проектной деятельностью курсантов военно-инженерных вузов; на методико-технологическом уровне необходимостью разработки методического обеспечения процесса эффективной подготовки к управлению проектной деятельностью курсантов военно-инженерных вузов.
Библиографический список
1. Алехин, И. А. Развитие технологии профессиональной подготовки слушателей (курсантов) в высшем военно-учебном заведении / И. А. Алехин // Мир образования - образование в мире. - М., 2009. - № 2. -С. 163-167.
2. Вачугов, Д. Д. Основы менеджмента : учеб. для вузов / Д. Д. Вачугов, Т. Е. Березкина, Н. А. Кисляко-ва [и др.] ; под ред. Д. Д. Вачугова. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 2005. - 376 с.
3. Дорофеева, А. В. Чарльз Бэббидж и его аналитическая машина: Разработка проекта вычислительной машины с программным управлением английским математиком в середине 40-х годов XIX в. // Новые методы и средства обучения. - М., 1993. - С. 65-69.
4. Оуэн, Роберт. Избранные сочинения в двух томах. - М., Л. : Издательство Академии наук СССР, 1950. - 768 с.
5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс] : Одобренная постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751, СЗ РФ, 2000, № 41, ст. 4089. - Режим доступа: http://dvfu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
6. Федиско, О. Н. Проблема педагогического мастерства в отечественной педагогике конца XIX - начала XX в.: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Ольга Николаевна Федиско. - Пятигорск, 2005. - 206 с.
7. История становления психологии управления как науки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psychosearch.ru/napravleniya/psikhologiya-upravleniya/item/183-istoriya-stanovleniya-psikhologii-upravleniya-kak-nauki
8. Теория стилей руководства Д. Макгрегора [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://socyus.ru/navigatsiya/teoriya_stiley_rukovodstva_dmakgregora.html
9. Классическая школа управления [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/klassicheskaya-shkola-upravleniya.html
10. Рягин, С. Н. Методологические основы исследования преемственности общего среднего и высшего профессионального образования в условиях их системных изменений / С. Н. Рягин // Высшее образование. -2010. - № 6. - С. 51-54.
E. V. Skaptsov, Omsk armored engineering Institute
THE HISTORY AND CURRENT STATETHE FORMATION OF DESIGN COMPETENCE
The article is the story of the origin and development project activities discussed in the light of the following aspects: a) the origin and development of military education in Russia; b) the development of project activities; C) development of the theory and practice of purposeful preparation for the project management activities of the cadets of military universities. Provisional indicators of the historical course of development divided into 4 periods, the characteristics and the content of which is given in this work. A brief conclusion this work proposes a consolidated opinion follows: the way of development project activities is endless, the number and content of future periods to predict at the moment impossible. The reasons for this are the continuous increase of requirements to the subjects, the development of information technology and other factors, but revealing those aspects of project activities, the key problem of the study determined the training of actors in project activities, regardless of the period of development and characteristics of entities.
Keywords: military-engineering education, educational institutions, management of the project activities.
References
1.Alekhin, I. A. Development of technology ofprofessional training of listeners (cadets) at higher military educational institution. World of education - education in the world. Moscow, 2009, No. 2, 163-167 p.
2. Vachugov, D. D. Fundamentals of management. [Textbook. For high schools/D. D. Vachugov T. E. Berezkin, N.. Kislyakova, etc.; ed. by D. D. Vachova. - 2nd ed. Rev. and extra]. Moscow, Higher schools., 2005, 376 p.
3. Dorofeeva, A. V. Charles Babbage and his analytical machine [draft computing machine with programmed control by an English mathematician in the mid 40-ies of the XIX century. The New methods and means of training]. Moscow, 1993, 65-69p.
4. Owen, Robert. Selected works in two volumes. Moscow, Leningrad: publishing house of the Academy of Sciences of the USSR, 1950, 768 p.
5. National doctrine of education in Russian Federation [Electronic resource], Approved by the RF Government decree of October 4, 2000 № 751, St. 4089, http://dvfu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm
6. Tedesco, O. N. The problem of pedagogical skills in domestic pedagogics of the end XIX-the beginnings of XXcenturies [dis. kand. PED. Sciences : 13.00.01]. Pyatigorsk, 2005, 206 p.
7. The history offormation of management psychology as a science [Electronic resource]. - Mode of access: http://psychosearch.ru/napravleniya/psikhologiya-upravleniya/item/183-istoriya-stanovleniya-psikhologii-upravleniya-kak-nauki
8. The theory of styles of management by D. McGregor [Electronic resource]. - Mode of access: http://socyus.ru/navigatsiya/teoriya_stiley_rukovodstva_dmakgregora.html
9. Classical school of management [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/klassicheskaya-shkola-upravleniya.html
10. Riagin S. N. Methodological basis of the study of continuity of secondary and higher professional education in the context of their changes. Vyssshee obrazovanie, 2010, No. 6, pp. 51-54.
© Е. В. Скапцов, 2016
Автор статьи: Евгений Викторович Скапцов, соискатель учёной степени кандидата педагогических наук, преподаватель Омского автобронетанкового инженерного института, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
С. Е. Бебинов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой физической культуры и спорта Омский государственный аграрный университет им. П. А. Столыпина.
А. С. Гавриков, кандидат педагогических наук, Омский автобронетанковый инженерный институт.
УДК 378.147:811.111 DOI 10.17238^п1998-5320.2016.26.118
Ж. В. Лихачева,
Омский государственный университет путей сообщения
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
В данной статье рассматриваются различные способы формирования языковой компетенции студентов неязыковых вузов. Описаны и проанализированы способы подготовки студентов к научно-практическим конференциям, обучения чтению текстов, близких к выбранной профессии, с тем, чтобы сформировать умения узнавать новое в сфере будущей профессиональной деятельности, обучить общению в сфере науки и техники. Представлена методика проектов. Ключевые слова: коммуникативные умения, методика проектов, конференция, научно-популярный текст, обмен информацией, ролевая игра.
Изучение иностранных языков, знакомство с историей, культурой, национальными особенностями страны изучаемого языка, рассмотрение природы национальных конфликтов, норм поведения позволяют сформировать у будущих профессионалов компетентность в сфере коммуникации.
На преподавателей возлагается ответственная задача - воспитание интеллектуально развитого человека, интересующегося новинками в сфере профессиональной деятельности, умеющего грамотно и чётко излагать свои мысли на русском и хотя бы на одном иностранном языке [1, с. 22].
Создание собственной рабочей программы в каждом вузе позволяет обучать студентов, расширяя уровень знаний по выбранной профессии, что даёт возможность специалисту увеличить свой кругозор, читая статьи в научных журналах, книги на иностранном языке. Также обучающиеся могут публиковать свои научные работы, становясь, таким образом, востребованными профессионалами, владеющими двумя языками - родным и иностранным. Это не исключает возможности